Некоторое время назад я познакомился тогда еще только с теорией о «недавнем потопе», а также с предположением, что многие допотопные города покрыты толстым слоем грунта. Может ли Санкт-Петербург быть допотопным городом? Хочу поделиться некоторыми наблюдениями, которые будут являться «кирпичиками» для доказательства данной теории.
Кирпичи, речь пойдет именно о них. Однако сначала несколько видов Санкт-Петербурга. Это «Летний дворец» Петра Первого, который находиться в «Летнем саду». Фотография сделана между реконструкциями, после окончания реконструкции сада, но до реконструкции дворца.
На стене дворца имеется табличка, показывающая уровень воды наводнения 1824 года.
Вот эта табличка. Она находиться примерно на высоте 180 см от уровня нынешнего фундамента дворца. На момент съемки, данный уровень примерно на 40 см ниже уровня всего остального парка. Вдоль дворца идут дорожки из красного кирпича, выполненные в виде «ёлочек», это работа реставраторов. Молодой человек стоит у стены дворца, которая ориентирована к Неве.
Если обойти дворец в право, то предстанет такой вид.
Площадь перед дворцом имеет мощение красным кирпичом, стилизация под 18 век. В ходе реконструкции 2009-2011 годов был обнаружен фрагмент подлинной дорожки. О чем свидетельствует табличка.
Меня поразило то, что, казалось бы, про Санкт-Петербург известно почти все, кто и что строил, откуда брали материалы, что говорили по этому поводу современники и так далее. Однако вот же – открытие. Историкам города доселе неизвестное. Причем в условиях нехватки кирпича на строительство быстрорастущего дорога и крепости, которая немного ниже по течению Невы.
Вот он ключевой момент. Оригинальный фундамент, аутентичная дорожка и работа реставраторов. Таким образом, это уровень дорожек на момент строительства дворца.
Что мы видим на этом фото – старинная кладка и современная, а над ней оригинальный фундамент из белого камня, сохранившийся не лучшим образом. Над ним кладка из старого кирпича, а потом снова как будто фундамент из идеального камня, явная работа реставраторов.
Таким образом, вот уровень первоначальной площади. Современный грунт примерно на 2 метра выше. Откуда он?
Справа, за белым забором еще найденные сооружения – дорожка из кирпича «ёлочкой» и остатки фундамента здания из белого камня.
Все это скрывал грунт, который был убран в ходе реставрации "Летнего сада".
Чтобы доказать, что этот грунт не нанос наводнения 1824 года, предлагаю рассмотреть первый дом Петра Первого в Санкт-Петербурге.
Рисунок домика Петра. Важное – домик лежит на грунте, нет никаких высоких ступеней. То есть был построен на современном для него уровне.
Как строили этот домик (взято с исторических сайтов):
Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.
Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,— типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,— всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу (высота до конька крыши — 5,7 м) покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года.
Крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем». Эти утраченные элементы указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка. В документах 1720-х годов здание носило название или «старых красных хоромцев, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще», или просто «красных хором».
После постройки Летнего и Зимнего дворца Пётр более не жил в этом домике. Он стоял заброшенным вплоть до 1731 года, когда вокруг него поставили каменную галерею. Однако она оказалась в деле защиты малоэффективной, что с особенной силой показало наводнение 1777 года. Тогда Екатерина II велела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано в 1784 году. В 1844 году «футляр» был полностью разобран и заменён по проекту архитектора Р.И. Кузьмина новым — из шестнадцати столбов с арками без штукатурки. В этом виде домик дошёл до наших дней.
Вот так вот выглядел домик в 1820-е годы, то есть уже после установки второго чехла. Домик стоит на высоком месте. Также видна ограда «Летнего сада», который находиться прямо напротив него на другом берегу Невы:
Сейчас первый кирпичный чехол тоже является частью памятника. Сверху него еще один, более поздний. Тем не менее, «Музей Домик Петра» лежит на уровне современного грунта.
Нынешнее состояние Музея "Домик Петра". Вот она "кирпичная ёлочка" столь типичная для 18 века. Лежит на том же уровне, что и была положена. (фото не мое, взято из Сети в ознакомительных целях).
Так лучше видно. (фото не мое, взято из Сети в ознакомительных целях).
Подытожим. Сооружение, построенное по официальным данным чуть позже «Домика Петра», находиться на два метра ниже. Домик Петра остался на том же уровне, а парадная лестница «Летнего дворца» оказалась под землей. Наличие кирпичных дорожек фундаментов зданий по соседству стало открытием для археологов-реставраторов парка.
По «домику». Однако, возможно «домик» был изготовлен позже, например, «взамен утраченного по рисункам и чертежам» (кавычки мои). Или же, для создания и подтверждения легенды о Петре. Тогда те, кто откапывал «Летний дворец» просто не знали, что дворец ниже, или напротив знали и не стали откапывать парадный вход, а сделали новый на уровне второго этажа, что для Санкт-Петербурга обычное дело.
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора st_pit обязательна.
|