Продолжение. Начало здесь.
В предыдущей статье мы ознакомились с оглавлением книги о Путешествии венецианца Марко Поло, в англоязычной редакции 1908 года. Собственно вся эта книга посвящена описанию ТАРТАРИИ. Ее различных провинций, ее правителей, законов, порядков, устройства организации управления государством и быта, привычек его жителей. Об этом говорится даже и в русскоязычном переводе книги. Но с одной «небольшой» поправкой: слово «тартары» заменено там словом «татары». А слово «могол» вообще исключено. Так легким мановением руки (или пера) тартарские моголы – цвет и элита самого большого, мощного, богатого и прогрессивного государства времен Марко Поло, превращаются в диких, невежественных и кровожадных кочевников татаро-монголов. И происходит это превращение, в общем-то, не так давно - всего лишь в начале прошлого века, во времена, о которых, казалось бы, мы должны еще знать по рассказам наших бабушек и дедушек. Вот так вот реально катастрофически коротка на самом деле народная память. Или в век скоростей и скорость забывания информации тоже увеличивается? И то, что раньше помнилось столетиями, сейчас забывается в течение каких-нибудь десятков лет? Так ли важно для жизни в сегодняшнем дне помнить, что было вчера и позавчера? Будет ли стоять здание, если убрать из-под него фундамент и нижние этажи? Будет ли расти растение, если удалить его корень? Будет ли развиваться человек, не имеющий памяти? Не придется ли ему каждый день заново учиться ходить и говорить? Не в этом ли направлении происходит тенденция «развития» современного общества?
Но вернемся к описанию Тартарии в книге Марко Поло.
Какую страну описывает Марко Поло
Даже русскоязычная версия книги говорит о том, что в книге описывается только Тартария:
"А область Тебет, знайте, принадлежит великому хану и все другие царства, области и страны, что описываются в этой книге, его же; только те, о которых говорилось в начале книги, принадлежат сыну Аргуна, что я уже сказывал. А эти области и все другие, что описываются в книге, как сказано, великого хана."
Не указывают, правда, название страны, называя ее страной великого хана. И в англоязычном варианте редакции 1908 года я этого названия не нашла. Но это название четко прописано в более ранней редакции книги:
Некоторые тартарские провинции
Описание Туркмении:
Перевод:
«О ПРОВИНЦИИ, НАЗЫВАЕМОЙ ТУРКОМАНИЯ, ГДЕ НАХОДЯТСЯ ГОРОДА КОГНИ, КАЙСАРИЯ, СЕВАШТА И ОБ ИХ КОММЕРЦИИ.
Жителей Туркомании можно разделить на три класса. Туркоманы, которые почитают Магомета и следуют его закону, являются грубыми людьми с притупленным интеллектом. Они живут в горах и в труднодоступных местах, где их целью является найти хорошее пастбище для своего скота, поскольку они полностью живут на животных кормах. Здесь есть отличная порода лошадей, называемая тюрки и мелкие мулы, которые продаются по высоким ценам. Другие классы - греки и армяне, которые проживают в городах и укрепленных местах и зарабатывают на жизнь коммерцией и производством. Здесь производятся лучшие и самые красивые ковры в мире, а также шелка из малинового и других насыщенных цветов.
Среди ее городов - города Когни, Кайсария и Севаста, в которых последний святой Блейз получил славную корону мученичества. Все они подчиняются великому хану, императору восточных тартар, который назначает им правителей. Теперь мы поговорим о Великой Армении.»
Т.е. тартары не грабят и не разрушают их города, не убивают их жителей, а назначают им правителей, которые способствуют развитию и процветанию этих областей. О влиянии этих правителей сказано, например, здесь:
«Магометане вероломны и беспринципны. Согласно их доктрине, все, что было украдено или разграблено у других с другой верой, принимается как само собой разумеющееся и не является преступлением; В то время как те, кто был убит или ранен руками христиан, считаются мучениками. Поэтому если бы они не сдерживались с помощью силы, управляющей сейчас ими (1), они совершили бы много бесчинств. Эти принципы являются общими для всех сарацин.
1 То есть их новыми лордами, могольскими тартарами.»
И еще:
«Торговцы этих частей перевозят лошадей в Киси, (3) в Ормус и в другие места на побережье Индийского моря, где их покупают те, которые доставляют их в Индию. Однако из-за сильной жары они не занимаются этим в последние годы, будучи уроженцами умеренного климата. В некоторых из этих районов люди жестоки и кровожадны, в их привычке ранить и убивать друг друга. Они бы не воздерживались от нанесения ущерба торговцам и путешественникам, если бы не боялись восточных тартар, (4) которые их за это строго наказывают. Также обязывают местных жителей обеспечить торговцев по их просьбе активными и надежными проводниками, для безопасного передвижения между районами, за плату в 2-3 монеты на каждое нагруженное животное, в зависимости от расстояния.
4 Под «восточными тартарами» подразумеваются могольские тартары, которые вошли в Персию с восточной стороны Каспия.»
Т.е. эти могольские тартары (или татаро-монголы в современной интерпретации) приходили НЕ грабить и убивать, а напротив наводить порядок и обязывали местных жителей поддерживать этот порядок и обеспечивать безопасность путешественников там, где это было в их силах.
И далее, что говорится об Армении:
Перевод:
«АРМЕНИЯ Большая - обширная провинция, у входа в которую находится город Арцинган, где есть производство очень тонкой хлопчатобумажной ткани под названием бомбазин, а также многих других искусных тканей, которые было бы нудно перечислять. Здесь находится самые превосходные купальни теплой воды, выходящей из-под земли, которые можно найти повсюду. Его жители по большей части являются коренными армянами, но под властью тартар. В этой провинции есть много городов, но Арцинган является главным и местом архиепископа; И следующими являются Аргирон и Дарзиз. Территория очень обширна, и в летний сезон является стоянкой части армии восточных тартар из-за хорошего пастбища; но при приближении зимы они вынуждены менять свою стоянку, выпадает так много снега, что лошади не могут найти себе пропитание, и ради тепла и фуража они отправляются на юг»
Пояснение к тексту книги:
1 Арзенган, или, как написано арабами, у которых нет персидского «г», Арзенджан, является городом, расположенным недалеко от границы Румии, но только в пределах Большой Армении. «Этот город», - говорит Д'Эрбелот, - «скорее относится к Армении и был взят могольскими тартарами в 640 году от Хиджры или в 1242 году от Р.Х. после поражения Kaikhosrou, сына Алладина Селжиусиде, а также городов Себастеи и Кесарии.»
Арцинган (в настоящее время Эрзинджа́н) находится на территории Турции. Значит и Турция –тоже входила в состав Тартарии. Т.е. не современная Турция, а территория сейчас занимаемая Турцией. Себастея –это также армянский город, ныне расположенный на территории Турции. А Кесария – город, находившейся в древней Палестине, а ныне – на территории Израиля. Далее рассказывается о Грузии:
«В этой провинции есть красивый город по имени Тифлис (3) (ныне Тбилиси), вокруг которого расположены пригороды и много укрепленных постов. Он населен армянскими и грузинскими христианами, а также некоторыми магометанами и евреями (4); но последние не в большом количестве. Там производится шелк и многие другие изделия. Его жители являются подданными великого царя тартар. (5) Хотя мы говорим только о некоторых главных городах в каждой провинции, следует понимать, что есть много других, которые необязательны для конкретизации, если только они не содержат что-то замечательное; Но если этот случай будет представлен, они будут описаны ниже.»
Пояснение к тексту книги:
«5 Под королем (Моголов) тартар должен быть здесь понят потомок Хулагу, который правит Персией и соседними странами; Не великий хан.»
Русская Википедия пишет почти что тоже самое:
«Хула́гу (1217 — 8 февраля 1265, Мераге, Иранский Азербайджан) — монгольский правитель и военачальник. Внук Чингис-хана, сын Толуя и Сорхахтани, брат каанов Мункэ и Хубилая. Основатель династии Хулагуидов, правившей в созданном им Иранском ильханате в Передней Азии»
С одной лишь поправкой - не монгольский, а МОГОЛЬСКИЙ правитель и военачальник. Подробнее о моголах здесь . Вкратце: моголы – они же тартары, они же скифы, они же славяне. И дополнение к тому , что следует из книги Марко Поло: моголы - это тартарская царская династия. Т.е все правители всех областей Тартарии являлись членами одной семьи и назывались Моголами.
Кто такие были тартары
Описание тартар, пусть краткое, но, по-моему, очень существенное:
«В этой провинции много городов, окруженных высокими и толстыми земляными валами (4), с целью защиты их жителей от вторжений караунов, которые обыскивают страну и грабят все, что могут достать. (1) Чтобы читатель мог понять, что это такое, нужно упомянуть, что был принц по имени Нугадар, племянник Загатая, который был братом Великого Хана (Октая) и правил в Туркестане. (2) Этот Нугадар, живя при дворе Загатая, стал амбициозным в том, чтобы быть правителем и услышал, что в Индии есть провинция, называемая Малабар, (3) которой управлял тогда царь по имени Асидин Султан, который еще не находился под властью тартар. Он тайно собрал войско около десяти тысяч человек, самых безрассудных и отчаянных, которых он мог найти, и отделившись от своего дяди, не посвящая его в свои планы, прошел через Балашан (ныне Бадахшан, современный Афганистан) (2) до царства Кесмур (ныне Кашмир - самый северный географический регион Индийского субконтинента)(3), где он потерял многих своих людей и лошадей, из-за трудностей и плохих дорог и, наконец, вошел в провинцию Малабар. (4) Придя таким образом к Асидину неожиданно, он взял у него силой город, называемый Дели, а также многие другие в его окрестностях, и начал там царствовать. (6) Тартары, которых он привел туда и которые были людьми светлой кожи (белой расы), смешались с темными индийскими женщинами, произвели народ, которому дано название Караунаса, означающее на языке страны смешанную породу;» (в кавычках примечания мои, кроме Октая)
Об этом же, немного по-другому пишет и Николаас Витсен в своей книге «Северная и Восточная Тартария»:
«С древних времен мюгалы и настоящие [нынешние] правители Могола, или Индостана, считались одним народом с тартарами. Ибо область Могол была завоевана мюгальским князем Чингис ханом, а затем снова его потомками и, наконец, Тамерланом (который, как многие считают, умер в 1404 г.). Он туда посылал начальников и наместников из Мюгалии, чтобы управлять страной, которые, наконец, изменили его сыну после его [Тамерлана] смерти и поставили себя главными начальниками, так что Моголия стала отдельным государством под названием Индостан, или же «государство Великого Могола».
Сыновья Тамерлана, по своему малодушию, потеряли много земель.
Магометанская вера была принята могольскими князьями, хотя их потомки, то есть коренные уроженцы Индии, являются язычниками.
Тавернье говорит, что слово «могол» значит «белый» и что древние индийские язычники, жители современной Моголии, называли правителей Индостана так потому, что их [индейцев] кожа была коричневого и оливкового цвета.»
Есть, конечно, разночтения в том, что пишет о моголах и Индостане Марко Поло и Николаас Витсен. Но в одном они сходятся - тартары, они же моголы были представителями БЕЛОЙ РАСЫ. Где бы они не проживали – в Туркестане ли, Катае, Индии или других областях Великой Тартарии.
Подарок тартарского князя Римскому Папе
Один интересный момент в книге, решила о нем упомянуть. Речь идет о провинции Камул на северо-восточной окраине пустыни Гоби. Добывают там асбест. Вот как это описывается в книге Марко Поло:
«В этом районе есть гора, где рудники производят сталь, а также цинк или сурьму.(1) Также имеется вещество природы саламандры, ибо когда оно вплетено в ткань и бросается в огонь, оно остается негорючим. (2) Следующий способ его подготовки я узнал от одного из моих попутчиков по имени Кумкар, очень умного туркмена, который три года руководил горными работами в провинции. Ископаемое вещество, добытое из горы, состоит из волокон, похожих на волокна шерсти. Его выдерживают на солнце, чтобы оно высохло, измельчают в медной ступе и затем промывают до тех пор, пока все земляные частицы не будут отделены. Волокна, таким образом, очищенные и отделенные друг от друга, затем закручиваются в нитки и переплетаются в ткань. Чтобы сделать текстуру белой, ткань помещают в огонь и держат там около часа. Когда ее вытаскивают из огня, она становятся белой, как снег. Таким же способом эту ткань очищают, если она запачкается, т.е. помещают ткань в огонь, и она снова становится белой. Говоря о саламандрах в форме змеи, предположительно существующей в огне, я не мог обнаружить никаких их следов в восточных регионах. Говорят, что в Риме хранится салфетка, сотканная из этого материала, в которую был обернут sudarium нашего Господа, отправленная в подарок римскому понтифику одним из татарских князей.»
Sudarium- Спас нерукотворный; изображение головы Христа на куске ткани.
Я не смогла точно понять, подарил ли тартарский князь римскому понтифику сам платок с изображением лика Иисуса Христа или лишь чистый кусок ткани (асбеста), в который римский понтифик затем завернул имеющуюся у него реликвию? В русскоязычном переводе книги вообще написано:
«В Риме, скажу вам, есть то полотно, что великий хан послал апостолу в дар, и завернута в него святая плоть Господа Нашего Иисуса Христа.»
По-моему, это совсем некорректный перевод. Учитывая, что по официальной версии тело Иисуса было завернуто в ткань сразу после снятия его с креста, и, пролежав в ней всего три дня, затем бесследно исчезло.
Как все начиналось
Интересным моментом в книге считаю описание начала тартарской государственности:
«О ГОРОДЕ КАРАКОРАН, ПЕРВОМ, В КОТОРОМ ТАРТАРЫ ЗАФИКСИРОВАЛИ СВОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА.
Город Каракоран 2 находится в около трех миль в окружности, и является первым местом, где тартары основали свое место жительства в отдаленные времена. Он окружен сильным земляным валом, так как нет хорошего камня в этой части страны. На внешней стороне вала, но рядом с ним стоит большой замок, в котором находится красивый дворец, занимаемый губернатором этого места.»
Пояснение к тексту книги:
«2 Название этого города правильно писать Кара-корум, но часто пишут Каракум (означающий черный песок). Китайцами он называется Холин, что соответствует Корин в произношении тартар. Он был построен или скорее перестроен Октай-ханом, сыном и преемником Чингиз-хана, примерно в 1235 году; чей племянник, Мангу-хан, сделал его основным местом жительства.
Никаких следов его не существовало в течение нескольких столетий, но его положение отмечено в таблицах Улиг-бейга, а также на иезуитских картах и картах Жана Батиста де Анвиля (французского географа и картографа 18 века – прим. мое).»
Какие отдаленные времена имеются в виду, здесь не конкретизируется. И далее история становится такая запутанная, что больше напоминает лабиринт, с множеством разных ложных проходов и тупиков. Речь идет о попе Иване, который, как я поняла, имеет непосредственное отношение к Тартарии, поэтому не могу его здесь не упомянуть. Но где правда, а где ложь в этом хитросплетении разных фактов?
Поп Иван – личность или должность?
«О ПРОИСХОЖДЕНИИ КОРОЛЕВСТВА ТАРТАР – О ТОМ, ОТКУДА ОНИ ПРИШЛИ – ОБ ИХ ПРЕЖНЕМ ПОДЧИНЕНИИ УН-ХАНУ, ПРИНЦУ СЕВЕРА, НАЗЫВАЕМОГО ТАКЖЕ ПРЕСВИТЕРОМ ИОАННОМ ( или попом Иваном)
Обстоятельства, при которых эти тартары впервые начали властвовать, теперь будут рассказаны. Они жили в северных странах Жорза и Баргу (область, предположительно между верхним течением Амура на востоке, а также реками Енисей, Иртыш и Алтай на западе, озером Байкал на севере и пустыней Гоби на юге – из пояснения к тексту книги -прим. мое), но без фиксированных жилых помещений, то есть без городов или укрепленных мест; в местах, где были обширные равнины, хорошие пастбища, большие реки и много воды. У них не было своего правителя, и они были данниками могущественного князя, которого (как я уже сообщал) назвали на их языке, Un-khan, (2) по мнению некоторых, имеющем то же значение, что и пресвитер Иоанн на нашем. Эти тартары ежегодно платили ему десятую часть своего скота. Со временем племя умножилось так сильно, что Ун-хан, то есть пресвитер Иоанн, опасаясь их силы, задумал план разделения их на разные племена, которые должны были поселиться в разных участках страны. С этой точки зрения, всякий раз, когда случалось восстание в любой из провинций, подчиненных ему, он выделял троих или четырех из сотни этих людей, чтобы те занимались подавлением этого восстания; и это им удавалось. Он таким же образом отправлял их в другие области и посылал вместе с ними некоторых из своих главных офицеров, чтобы те контролировали исполнение его приказаний. Через некоторое время тартары начали осознавать к какому рабству он пытается их привести, и что если они не объединятся, то в ближайшее время погибнут. Они ушли из тех мест, где тогда жили, и отправились в северном направлении по широкой пустыне, пока не почувствовали уверенность в том, что расстояние обеспечило им безопасность, и избавило их от необходимости платить Ун-хану дань.»
Николаас Витсен о попе Иване, в описание Тангута (большого тартарского государства, расположенного между Самаркандом, пустыней Лоп и Индией) :
«В этой стране, говорит Марко Поло Венецианец, жили в его время (это было в 12 столетии) многие христиане, и считают, что это и есть страна известного священника, или попа, Яна. Может быть, это был раньше христианский монарх, который одновременно владел и светской властью, либо это был христианский князь, который властвовал и над язычниками, и над христианами,»
Но поп Иван или пресвитер Иоанн – это не конкретный человек, а выборная должность:
«Во время Марко Поло в этой области большинство людей было христианами (хотя там жило уже много язычников и магометан). С тех пор христианская вера там пришла в упадок, идолопоклонники выдвинули этого Катухта Ламу на место первого священника Яна, или христианского патриарха, который еще сейчас, рядом с королем, пользуется наибольшей властью.»
Среди римских пап было 23 Ивана (причем, имя Иван давалось им на папской коронации, а до этого у них было другое, мирское имя). Например, Святого Иоанна XXIII, римского папу с 1958 по 1963 год, до интронизации звали Анджело Джузеппе Ронкалли. Среди русских царей было 6 Иванов. Но в данном случае, вероятно, имеется в виду вполне конкретная личность:
«То, что издавна говорили, будто этот поп, или священник, Ян имел под своим господством очень много государств и стран: и христианских, и языческих, – может быть, правда, так как там в окрестностях много мелких королевств, названия которых очень заметно изменились»
Но далее он пишет о том, что Иванами европейцы называли ВСЕХ христианских (несторианских) тартарских королей:
«Спустя несколько сотен лет забвения, название «Великая Тартария» в Европе снова стало известно, о чем упоминается у Закуда, еврея, в его хронике в 1000 г. после рождения Христа. Он называет ее королей христианскими королями великих тартар.
То, что христианская вера раньше в Тартарии, Индии и Сине процветала, достаточно ясно. Некоторые из этих королей были последователями и сторонниками несторианских еретиков, патриарх которых господствовал над многими местами в Индии.
Европейцы называли этих несторианских королей тартар Папа Ян. Его имя Марко Поло Венецианец, кому мы обязаны первым знакомством с этими областями, впервые перенес из Азии в Европу. От него остальные взяли это имя и сочинили бесчисленное множество небылиц про этого самого Папу Яна, особенно Иоганнес Мандевил. Удивительно, сколько заблуждений отсюда возникло, ибо некоторые переносят область Папы Яна в Азию, но Венецианец здесь совершенно не виноват. Книга 1, глава 51, 64; Книга 2, глава 30.»
Когда же на самом деле образовалось государство Тартария?
Итак, подведем промежуточный итог: Когда впервые начало упоминаться государство «Великая Татария» не известно. Известно только, что в 11 веке (в 1000г после Р.Х.) о нем опять вспомнили после нескольких веков забвения… Несколько веков это сколько -3-5? Значит где-то примерно в 5-7 веке н.э. Тартария не просто существовала, а уже имела также и христианских правителей. И таким образом упоминаемый Марко Поло пресвитер Иоанн был уже каким-то энным по счету тартарским королем, имеющим под своим господством энное количество государств и стран… И тут откуда не возьмись появляются еще какие-то дикие кочевые тартары, мирно пасущие свой скот на широких просторах необъятных степей (наверное, Монголии, которой тогда еще не было), которых поп Иван тоже покоряет, но которые убегают из-под его власти и основывают свое государство, по счастливой случайности тоже называемое Великой Тартарией…
Далее у Витсена:
«Это государство многие годы процветало, до тех пор пока не перешло к некоему Давиду, которого один из полководцев Чингиса покорил в битве, покончив с великолепием этого государства и с именем Папы Яна. Ибо в 1187 г. солдаты возвысили победителя Чингиса и провозгласили его королем, и скифы признали его вместо Папы Яна и назвали его Улавканусом. Последовало очень большое бедствие для христиан, ибо постепенно язычники взяли верх над христианами и было введено идолопоклонство.»
«И слухи об этом пресвитере, Папе, или пристере, Яне были в Европе уже несколько веков очень распространены, но туманны, ибо мало кто знал, что пристер Хан в Азии был изгнан Ченхи, или Чингисханом, первым королем тартар, из своей страны; и португальцы тоже глубоко ошибались, когда говорили, что этот азиатский король господствовал в Африке.»
Исходя из этой информации можно сделать вывод, что в 12 веке Чингисхан стал первым тартарстким НЕХРИСТИАНСКИМ королем Тартарии, имевшей до этого, предположительно с 5-7 века христианских правителей. А что было с Тартарией еще раньше, и когда же она все-таки возникла и как, пока не известно.
Еще одну версию о личности попа Ивана или пресвитера Иоанна высказал Kadykchanskiy вот здесь.
Чингисхан – первый нехристианский правитель Тартарии
Но вернемся к описанию Марко Поло:
«Касательно Чингисхана, первого императора татар и его войны с Un-Khan, которого он сверг, и чьим королевством он сам завладел.
Через некоторое время после того, как тартары мигрировали на новое место, примерно в 1162 году от Р.Х..1 Они избрали своим руководителем Чингисхана, За его испытанную честность, большую мудрость, начальственное красноречие и выдающуюся храбрость. Он начал свое правление с такой справедливостью и выдержанностью, что стал любим и почитаем как божество, а не как правитель; и слава о его больших и хороших качествах так распространилась, что все тартары, где бы они не находились, признали его своим правителем.»
Какой из этого можно сделать вывод? Что тартары и до этого жили на разных территориях, но признали вновь избранного руководителя своим правителем. И, следовательно, завоевывать новые земли ему не пришлось: страна была, в ней лишь сменился президент. Причем избранный НАРОДОМ, любим им и почитаем. Если верить тому, что написано в этой книге.
Об этом же, правда, пишет и Николаас Витсен. Из присланного ему письма Йоханеса Мелманома, находившегося в 1656 г. в Сине на службе Нидерландской компании в качестве переводчика:
«Глубокоуважаемый господин!
Чтобы Вы были хорошо осведомлены о положении этих диких стран и народов, использую то, что я узнал от самых умных тартар и смог понять сам, побывав там. Сначала я должен рассказать немного об их происхождении и о том, как они разделены на орды под властью выборных начальников (они живут оседло, отдельно от других народов, в построенных для себя жилищах). Вначале хочу отметить, что эти тартары хвастают своим происхождением от древнейшего рода знаменитых скифов и еще тем, что никогда не были порабощены, хотя их много раз пытались захватить войска, в том числе Александра Великого, Дария, Кира и Ксеркса. Тяготы войны заставили их сплотиться в орды* Орда – группа людей, живущих в юртах или в палатках под властью одного начальника. с различными названиями: 1) йекамогал, что значит большие монголы; 2) сумангалы, то есть водные монголы; 3) меркат; 4) метрит. Свои владения они назвали: Козан, Казаки, Бухар, Самарканд, – пока они не объединились настолько, чтобы образовать единое государство. Своим императором, или ханом, они выбрали опытного и известного человека по имени Чингис. Это произошло примерно в 1187 г. после Pождества Христова»
Опускаем ту часть, где говорится, что самая богатая и могущественная страна 13 века стала вдруг самой дикой страной в 17 веке, обращаем внимание на главное: скифы никуда бесследно не исчезли, они где жили там и остались жить, на тех же территориях, только стали называться тартарами.(подтверждение этому частично здесь ) Орды – военизированные отряды. Они же казаки или ордынские казаки, только их расположение не ограничивалось перечисленными областями. Скорее всего, казаки были равномерно распределены по всей территории Тартарии, какой бы большой она не была. Они следили за порядком (о чем рассказывалось выше), собирали дань, или другими словами подоходный налог. Кстати, об этом налоге. Марко Поло в своей книге часто упоминает десятину – т.е. 10% от дохода. Сколько % от доходов составляет налог сейчас? И не в этом ли как раз и заключается разница между татаро-монгольским игом и демократией?
// В оформлении статьи была использована иллюстрация Jacob van Meurs "Двор Великого Могола", 1620 г. Атлас Ван дер Хагена, Королевская библиотека, Гаага
Статья серии Неизвестная Тартария | <<< | >>> |
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора i_mar_a обязательна.
|