По результатам исторических расследований, на данный момент, у нас на руках есть информация, что народ прибывший с острова Альбион, стал называть себя на материке – славянами. Этот народ построил в устье рек Маас и Рейн город Славенбюрг.
В этой статье попробуем ответить на следующие вопросы: Кто скрывается под именем Альбионцы? Какая информация сохранилась в источниках о том, кто издревле населял остров Альбион? Как исконные жители Британских островов связаны с голландскими славянами?
«Каттендайкская хроника» сохранила не только историю переселения Славян-альбионцев в Голландию, но и рассказ о том, как эти люди оказались на Альбионе и заселили сам остров.
Вот эта история, дословно:
«Здесь начинается [рассказ]о первом завоевании Англии.
В те времена, когда мир существовал уже 3689 лет, и была третья эпоха мира год 506-ой, в те времена, когда Моисей пересёк Красное озеро, был в Ассирии король по имени Диодисиас (Диодис, - автор) или Астахадис (Астах, - автор), у него была жена, которая была его королевой. И она была очень мудрой в поведении, горделивой и жестокой в желаниях. И звалась они Альбиона. У неё были 32 сестры, которые были красивыми женщинами. Их мужьями были великие короли или принцы. И эта королева Ассирии Альбиона заключила со всеми своими сёстрами [договор], что каждая из них убьёт своего мужа, что бы самим править этими землями. И когда это выяснилось, порешили король Ассирии и другие правители (их мужья, - автор), королеву, сестёр с некоторыми из их высокородных слуг из мужчин и женщин [«die men meynde datter of wisten, - из тех, кто пожелал», - фраза трудно переводима дословно, - автор] собрать вместе. И посадили их всех в большой корабль без мачты и вёсел и отправили их так в плавание».
«Hier beghint dat eerste begrip van Enghelant. [illustratie, zie pagina 91]
In dien tijden doe die werelt hadde ghestaen iiim jaer, vic jaer ende lxxxix (3689 ?), ende was in der derder etaet van der weerelt vc jaer ende vi (506?), ende was in dien tijden dat Moyses overt Rode Meer [87r ] gheghaen was, so was een coninc in Assurien ende hiet Diodicias of Astachadis, die hadde een wijf die sijn conincinne was, ende sij was seer wijs van opsette ende hovaerdich ende fel van sinnen, ende sij hiet Albiona. Ende sij hadde xxxii susteren die al cloecke schoene vrouwen waren. Ende die hadden dat meeste deel al grote coninghen ende princen te mannen. Ende dese coninghinnen Albiona van Assurien mit al hoer susteren die sloten int heymelic dat sij elck haren man souden doden, omdat sij elck die landen regieren souden. Ende als dit uutquama , so dede die coninc van Assurien mit al den anderen heeren, hoer mannen, vergaderen der coninghinnen susteren ende mit sommighe van haren edelen dienres van mannen ende vrouwen die men meynde datter of wisten, die dede men vanghen ende dede se altesamen in een groot scip setten sonder mast of sonder roer of stuer ende liet se drijven op aventuer».
Kroniek van Kattendijke tot 1490 (knaw.nl)
Давайте проанализируем приведённый выше отрывок.
Указанная дата в 3689 год от сотворения мира соотносится с хронологией по Евсевию. Евсевий считает годом сотворения мира – 5200 г. от Р.Х.. При вычитании (5200 – 3689) получается год 1511 от Р.Х. Именно эта дата совпадает с годом Исхода евреев по Евсевию.
Далее речь идёт о большом количестве женщин и не большом количестве представителей мужского пола, отправленных на корабле в неизвестность. Странным образом речь идёт об Ассирии и даже есть попытка воссоздать имя короля - Диодисиас (Диодис) или Астахадис (Астах). Но во времена Исхода в Ассирии не было правителей с подобными именами. Факт. Именно этим фактом бравирует ряд учёных, пытаясь доказать, что вся это история – полнейшая выдумка. Но в том и разница между историком и историком-исследователем, что последний и в стоге сена сможет найти иголку. Кем мог быть король Ассирии поговорим в следующий раз.
Согласно тексту, Альбиона с сёстрами и слугами были первыми насельниками северных островов и именно эта группа людей дала имя землям. Остров носил имя Альбион до появления здесь Бритта, да и после него, продолжал так называться (вспомним Королевство Альба).
У рассказа об Альбионе и её сёстрах есть продолжение. Факт того, что Альбионцы были чрезвычайно высокого роста и богатырского телосложения, не давал покоя хронисту, поэтому необычайную внешность и рост автор приписал тому, что женщины сошлись на острове с некими духами (мужчин, мол, на корабле было мало) и от них произошли roesen [произношении – «русен»; в современном голландском пишется – reuzen, произносится «рёузен»] en giganten – великаны и гиганты.
Вот как это выглядит в «Каттендайкской хронике»:
«Они долго мотались в этом диком море вверх и вниз [переживая приключения], пока они наконец-то не добрались до большого необитаемого острова, который назывался Британия, а теперь Англией зовётся («Enghelant hiet» – правильнее перевести «зовётся землёй Enghe-Энге»; Enghelant – Энге-земля, - автор). И они остались там жить, и заняли эту землю, и были первыми, кто заселил эту землю или королевство [там] имели. И эта королева назвала этот остров своим именем – Альбион. И от этих мужчин и женщин, что были вместе на одном корабле, от них произошёл этот дикий народ. Или что в этой земле [что-то] был(о) и там много народу произошло. (Трудно переводимая фраза, но из последующего предложения, можно предположить, что речь идёт о неких духах, которые до этого уже населяли остров, - автор). Люди говорят, что те злые духи [сочетались] с этими бабами и от них произошли великаны и гиганты. Они были там до того, как Брутус захватил эту землю и назвал Британией».
«Als sij langhe in die wilde zee ghedwaelt hadden op ende neder als die avontuer hem viel, so sijn sij ghecomen ten lesten aen een groet onbewoent eylant dat namaels Brutangen hiet ende nu Enghelant hiet. Ende sij bleven daer wonen ende begrepen dat lant ende waren die eerst die [87v] dat eylant bewoenden of coninghen in hadden. Ende dese coninghinne dede dat eylant na hoer hieten Albion. Ende van desen vrouwen ende mannen die sij mede int scip hadden, daer quam dat wilde volc of dat in dat lant was ende daer wort veel volcs of. Ende men seit, dat die bose gheest mit dese wiven te doen hadde, ende daer quamen roesen ende gyganten of, die daer waren eer Brutus dat lant begreep ende noemdent Brutangen».
Kroniek van Kattendijke tot 1490 (knaw.nl)
Деталь миниатюры, изображающей Альбину и других дочерей Диодиса, сошедших с корабля в Британии, с двумя гигантами и Брутом и его последователями, прибывшими на другом корабле. (Brit. Lib. Catalog of Illum. mss.), французская проза Brut (French Prose Brut), в BL Royal 19 C IX, f. 8. Хранится и оцифровывается в Британской библиотеке. Датируется 1450-1475 г.г.
File:Royal 19 C IX f008-daughters of Diodicias.jpg - Wikimedia Commons
Выскажу своё мнение.
Повторяющееся упоминание габаритов жителей островов - «roesen ende gyganten» = «великаны и гиганты» в одном флаконе - наводит на мысль, что изначально под словом roesen или ruesen (гол. «великаны»; в хронике используются два варианта написание этого слова) подразумевался иной смысл. Слово roesen читается в транскрипции, как «русен»» (соответственно «ruesen» произносится, как «руесен») и могло иметь значение не величины тела, а цвет кожи и волос. В другой старинной хронике - «Гаудская хроника», написанной, наверное лет 20-ть спустя «Каттендайкской» - слово «великаны» пишется так - «ruesen». Другими словами – эти люди были гигантами и белокожими – русыми. Считаю, что между словами roesen и словом giganten был сознательно и ошибочно вставлен союз «и». Тогда весь смысл текста становится абсурдным, масло-масляное, люди великаны и гиганты, - что есть одно и тоже. Я с подобным казусом уже встречалась в исторических трудах. Яков Майер (Jacques de Meyer, 1491 – 1552 г. г.) – Бельгийский историк, в 10-ом томе своей книги «Хроники Фландрии», изданной в 1531 году писал, что во Фландрии жили «Рутены или Руссии» (Ruteni seu Russi). В другом, более позднем издании от 1842 года, смысл этой фразы был искажён, когда между словами «Рутены» - «Руссии» была поставлена…. запятая (!). Весь смысл текста и реальной истории был чудовищно передёрнут, только из-за запятой. Появились, в итоге, два народа: Рутены, Русы, - якобы, не имеющие друг к другу никого отношения. Таже история, на мой взгляд, произошла и с гигантами с Альбиона. Без союза «и» становится понятным, что эти гиганты обладали отличительным (внешним) свойством. Они были «русен= roesen» светлыми. Светлыми, белокожими (иногда рыжими) великанами. Тогда всё становится на свои места и слова перестают дублировать друг друга. Повторюсь. С моей точки зрения, в тексте говорится не о «великанах и гигантах», а о «светлых (русых) великанах».
(Скрин: Слева - Iacobi Meyeri «Baliolani Flandricarvm rervm tomi X [...]: chronica flandriae», стр. 3-4, 1531. Flanders, 134 pages.) Справа - Iacobi Meyeri Baliolani Flandricarvm rervm tomi X [...]: chronica flandriae. Переиздание книги Майера 1842 года, стр. 5, где Рутены и Руссии уже, почему-то, стоят через запятую).
После заселения Альбионы с сёстрами на остров, в хронике идёт информация о падении Трои, а затем о смерти Брута в 1135 году и его похоронах в Лондоне, что тогда Троей назывался:
« Ende was int jaer m ende c ende xxxv jaer voer Gods gheboerte. Ende wort te London begraven, dat doe Troyen hiet». (стр. [92r ])
Kroniek van Kattendijke tot 1490 (knaw.nl)
Мы можем сделать следующий предварительный вывод на основании данных из хроники. Женщины во главе с Альбионой оказались на острове очень, очень давно (как минимум в 1511 г. их отправили в плавание), за триста лет до падения Трои (по Евсевию в 1181 году до н.э.). Ибо им надо было не только заселиться на остров, но и расселиться по нему. Создать народ с которым сразился и, частично, согнал со своих земель троянец Бритус. Этот ненавистный Бритт, «к которому мы, бритты, восходим», - писал Ненний о троянце.
(Справка: Нений – британский историк, монах 8-го века).
(Источник: Нений «История бриттов». (пер. С. А. Ошерова). Текст воспроизведен по изданию: Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М. Наука. 1984).
К сожалению других вменяемых дат, касательно ассирийской королевы и её сестёр в голландских хрониках нет.
(Справка: Есть ещё такое произведение, известное, как «Хроника Брута» или «Проза Брута». Это собирательное название ряда средневековых хроник, посвященных истории Англии. Первоначальный вариант "Прозы Брута" был написан на англо-норманнском языке.
Первые англо-норманнские версии заканчиваются смертью короля Генриха III в 1272 г.. В "Бруте" описывалось заселение Британии Брутом Троянским, сыном Энея, и битва с великанами во главе с Гогмагогом. Но судьба народа-великана не интересовала английских хронистов. О них, после гибели Гогмагога, в «Прозе Брута» нет ни слова).
Зато очевидными и безусловными являются даты, касающиеся голландских славян:
«И этим народом, что был с тех земель изгнан, была Голландия занята (заселена), как стоит записано, и они звались долгое время Славянами». =
«Ende van dien wilden volck dat uut den landen verdreven was, wort Hollant eerst begrepen, als voerscreven staet, ende die hieten langhe tijt Slaven».
Kroniek van Kattendijke tot 1490 (knaw.nl)
В свою очередь «Гаудская хроника» сообщает, что в 1166 году славяне, победив на море сикамбров, отогнали их флот в гавань Славенбюрга: «Het was 1166 jaar voor Christus toen de Sicambriërs, die men nu Franken noemt, met veel schepen de zee overstaken». (Источник: Gouds kroniekje 1 t/m 30 (goudaopschrift.nl) стр. 3r)
Надо признать. «Каттендайкская хроника» не даёт не единой зацепки в понимании того, как жители с острова Альбиона, прибывшие сюда якобы из Ассирии, превратились на материке в славян. Как это увязать с Ассирией? И с исходом евреев из Египта? Канитель!
А ведь связь есть. И волшебный сказочный русский клубочек приведёт нас к ответам на все вопросы.
Карта Птолемея. 1300 г. Альбион.
Давайте, сначала, попробуем разобраться с тем, что нам известно о первых поселенцах Британии. Какие сведения мы можем подчерпнуть из исторических свидетельств? Обратимся так же и к археологии.
Начнём из далека. С самых первых британских историков и по совместительству монахов (то есть – писателей истории под диктовку Рима).
Ги́льда Премудрый (Gildas Sapiens, года жизни, около 500 -570 г.г.) — древнейший известный историк бриттов, святой. В своём труде «О погибели Британии» этот человек отказывается что-либо писать об исконных жителях острова, но воздаёт хвалу римлянам, которые «истребив многих предателей» остальных жителей юга Британии обратили «в рабство … сохранив в качестве зависимых». Он точно был Премудрый?
(Источник: Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития Гильды. М. Алетейя. 2003, (пер. Н. Ю. Чехонадской).
Беда Достопочтенный (Saint Bede, или Bede the Venerable). Годы его жизни - около 673 - 735. Бенедиктинский монах.
Он считал, что «сначала на острове обитали только бритты, от которых он и получил своё имя. (Книга 1, гл. 1)». Но тогда как понять следующую фразу Беды: «Британия - это остров среди океана, называвшийся прежде Альбионом». Кто же Британию тогда назвал Альбионом? Значит бритты были не первыми поселенцами на этом острове?
(Источник: В. В. Эрлихман. II. «История» и история. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов.)
В. В. Эрлихман. II. «История» и история. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов.
В данном случае нам важно утверждение Беды Достопочтенного, что народ пикты были родом из Скифии, что пикты знали мореходное дело и что, по всей видимости, они попали в Британию через Средиземное море. Это, к слову, о том, что европейская часть Азии заселялась скифами не только по суше с востока на запад, но и через Средиземное и Северное моря с запада на восток.
Следующим по старшинству идёт Нений.
Не́нний (Nennius) — валлийский историк VIII—IX века, автор «Истории бриттов» (Historia brittonum). Нений приводит потрясающий рассказ, поведанный ему «наиболее сведущими из скоттов». В истории вновь фигурируют скифы, которые заселят Ирландию и Британию. Но на этот раз – эти скифы предки скоттов, а не пиктов.
«15. Если кто пожелает узнать, когда или в какие времена Иберния пребывала необитаемой и пустынной, то наиболее сведущие из скоттов сообщили мне следующее. Когда по Чермному морю шли чада израилевы, гнавшиеся за ними египтяне, как повествует Писание, были поглощены его водами. Был у египтян муж знатный из Скифии с многочисленной родней и множеством слуг, который, будучи изгнан из своего царства, пребывал в Египте в то время, когда египтяне были поглощены разверзшимся морем, но он не отправился вместе с ними преследовать божий народ. Уцелевшие египтяне порешили изгнать его из Египта, дабы он не захватил их страну и не подчинил её своей власти — ведь всех их могучих мужей поглотило Чермное море, и они изгнали его. И он сорок два года странствовал со своими по Африке; миновав Озеро Солеварен, пришли они к Филистинским Алтарям и, пройдя мимо Рузикады (Русикады) и гор Азарских, миновали реку Мальву и, перейдя Мавританию, достигли Геркулесовых Столбов. Пустившись оттуда в плаванье по Тирренскому морю, они добрались до Испании, где и жили долгие годы; здесь они невероятно как размножились и расплодились, и численность их народа во много раз возросла. Впоследствии они приплыли в Ибернию — это произошло через тысячу и два года после гибели египтян в водах Чермного моря; в земли Дальриеты (Дальриета — область на северо-западе нынешней Шотландии , - автор) они прибыли в те времена, когда римлянами управлял Брут, вручивший власть консулам, а также народным трибунам и диктаторам. И консулы в течение четырёхсот сорока семи лет правили государством, которое прежде было подчинено царской воле».
Текст воспроизведён по: Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М. Наука. 1984.
Геркулесова столбы.
Сигнальные точки в истории о «египетских» скифах в Британии у Нения:
-- Ещё до Исхода евреев, в Египте жил знатный Скиф с роднёй и слугами. Племя-народ, вынужденное покинуть свою исконную родину, сохранило за собой имя - скифы, свидетельствующее об их происхождении. О чём и записано в источнике.
-- Моисей отправился в путь, согласно Евсевию, в 1511 г до н.э.. Значит скифы в этот период уже жили некоторое время в Египте. Но скифы, не были ни рабами и ни даже подданными египетского фараона, и на правах свободных граждан отказались принять участие в погоне, чем избежали страшной участи быть поглощёнными морскими волнами. Они отказали самому фараону!
-- Эти скифы были, по всей видимости, достаточно многочисленны и имели моральный и военный вес в обществе, коль скоро, после гибели египетского войска, в фараоновом окружении стал вопрос о том, что скифы могут стать опасными претендентами на лидерство в Египте. И скифов, так сказать, попросили на выход. Понимая, что истребить народ в битве с сильнейшими на тот момент воинами – египтянами можно (даже после гибели части войска), а поддержки получить неоткуда, - Скиф принял решение не рисковать.
-- Предлагаю читателю самому задуматься о факте скитания скифов 42 года по африканской пустыне и 40 лет евреев по Синайской пустыне. Меня же в этом описании смутило то, что скифы, дойдя до Геркулесовых Столбов (обозначения высот, обрамляющих вход в Гибралтарский пролив) не перебрались просто на другой берег (скалы видны при хорошей погоде), а пустились «оттуда в плаванье по Тирренскому морю, они добрались до Испании, где и жили долгие годы». К слову, современное Тирренское море находится между Италией и Сардинией и не соприкасается с Испанией. Как я себе это понимаю, скифы отправились по внутреннему Средиземному морю (которое Нений назвал по ассоциации Тирренским) вдоль южного, юго-восточного побережья Испании и изначально осели именно на этих землях. Проживши там очень много лет и сильно умножившись, они пересекли Пиренейский полуостров и уже с западного побережья направились в Ирландию (Ибернию). Вопрос: могли ли эти «египетские» скифы иметь отношение к кельто-иберам Испании?
-- И последнее. Согласно сведомым скоттам, передавшим этот рассказ Нению, заселение Ирландии «произошло через тысячу и два года после гибели египтян в водах Чермного моря». 1511- 1002= 509 г. до н.э.
Справка: «когда римлянами управлял Брут…» - вероятно имеется в виду Луций Юний Брут, годы жизни 545 -509 до н. э., считающийся основателем республиканского строя в древнем Риме. Что в принципе совпадает с нашими вычислениями.
Реальные территории Великой Скифии (по античным источникам). Стрелочкой указано местоположение Slauenlant - Земли Славян.
Итого. Приблизительно в 500-х годах до н.э. условные «египетские» скифы, отплыв от берегов Иберии, достигли берегов Ибернии (Ирландии). Со временем часть из них перебралась на Большой остров. К этому времени в Британии уже поселились и долго жили потомки троянцев – бритты (и не только они, как выяснится ниже).
Соглашусь, что эта история ни коим образом не перекликается с историей об Альбионе и её сёстрах. Перекликается другая история… На этом этапе для нас архи важно, что скотты прибыли на Британские острова с пониманием своей идентичности и происхождения – они есть скифы.
Мы должны помнить, что письменная история Британии начинается с завоевания этих земель римскими оккупантами. Поэтому, согласно разнарядки с верху, первыми поселенцами на островах должны были быть именно бритты, как потомки троянцев и побратимы римлян.
Вот как заселение Британии представлено у Нения:
«9. Бритты испокон века считали, что они населяют весь остров от моря до моря»; далее: «12. По прошествии многих лет — не менее девятисот — прибыли пикты и заняли острова, называемые Оркадскими», а так же, что: «13. Последними прибыли скотты в Ибернию из испанских земель».
И так, до пришествия римлян, на острове жили три народа: бритты, пикты и скотты. Этот стройный порядок поселенцев оказывается нарушен другим церковником и историком, который заявил, что порядок заселения острова был иным.
Га́льфрид Мо́нмутский (лат. Galfridus Monemutensis, также Monmutensis, Monemuthensis, англ. Geoffrey of Monmouth) (около 1100 - 1154 г. г.) — священник и писатель, автор труда — «История Британии» (Historia Regum Britanniae)
В начале 12-го века на арене появляется любопытный и дотошный священнослужитель, который вдруг заявляет, что до бриттов на Альбионе жили уже другие люди. Эти люди были великанами. Он ссылается на «весьма древнюю книгу на языке бриттов» которую сам держал в руках и даже перевёл её на латинский язык.
(Источник: Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М. Наука. 1984, (пер. А. С. Бобовича)
(На полях: Вероятно и Монмутский и автор первой «Хроники (прозы) Брута» пользовались общими, более древними, не сохранившимися источниками.).
Вот, что пишет Гальфрид, опираясь на знания, полученные им из древней, ещё сохранившихся на тот момент, книги:
«Глава 21. На острове, который назывался тогда Альбионом , не жил никто, кроме немногих гигантов. Тем не менее его чарующие глаз человеческий дивные земли, обилие рек, богатых рыбой, его нетронутые леса внушили как самому Бруту, так и его спутникам страстное желание поселиться на нем.
Среди этих гигантов был один особенно отвратительный, которого звали Гоемагог. Двенадцати локтей ростом (это около 6 метров, - автор), он был наделен такой силой, что в одно мгновение вырывал из земли мощный дуб со всеми корнями, точно он был всего лишь ореховый куст. Однажды, когда Брут устроил в гавани, где впервые высадился на землю Британии, праздник в честь богов, Гоемагог с двадцатью гигантами истребил в беспощадной схватке множество бриттов. Но бритты, сбежавшись, наконец, отовсюду, взяли верх над гигантами и перебили их всех, кроме Гоемагога. Брут повелел сохранить ему жизнь, желая посмотреть на борьбу между этим гигантом и Коринеем, который неудержимо жаждал вступить в единоборство с этим чудовищем». Гоемагог погиб в этой схватке.
Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М. Наука. 1984, (пер. А. С. Бобовича)
Эта история выбивается из стройного ряда про-римских песнопевцев. Бритты – не первые поселенцы на острове и имя Альбион дали этим землям, получается, именно те гиганты с которыми сразился троянец.
Именно эта история соприкасается с повествованием о первом заселении Англии, которую мы нашли в «Каттендайкской хронике». Там так же был рассказ о потомках Альбионы, которые были удивительно большого роста и крепкого телосложения. Но в отличии от Монмутского в «Каттендайкской хронике» эта история имела продолжение: после встречи с Бриттом, часть из этих людей покинула остров и основала в устье реки Маас город-крепость Славенбюрг. Можно предположить, что не все отплыли на восток. Часть из альборигенов ушла на север острова, а кто-то остался прикрывать их спасение, дав бой инородцами, как Гоемагог и его отважные воины.
Если взять именно эту историю за основу заселения Британии, то получается, что до Бритта и компании, остров уже был заселён потомками великанов, родом от Альбионы, которые и дали острову это имя. Гоемагог был одним из этих потомков гигантов и вождём, принявшим смерть в битве с захватчиками.
Удивительно, что в «весьма древней книге на языке бриттов», которую, по сути, цитировал Монмутский, сохранилось имя этого вождя – Гоемагог. Это имя историк просто перенёс в свою «Историю королей Британии», на которую современные «учёные» пытаются навесить ярлык псевдо-истории. Но похоже и Монмутский и автор «Каттендайкской хроники» опирались на более древние, не сохранившиеся источники, неудобные для современных «писателей истории».
Очевидно, что имя Гоемагог состоит из двух частей – Гог и Магог (ГоеМагог).
Вот, что мы читаем у авторитетнейшего Иосифа Флавия (37 г. – около 100 г.) в «Иудейских древностях»:
«Магог же положил начало тому народу, который от него получил название Магога, а ими [греками] именуется скифами». [Книга 1 глава 6.1]
Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. с греч. Г Г. Геакеля. — Спб, 1900.
Один из первых отечественных историков Алексей Лызлов (1655 = 1697 г. г.) в своей книге «Скифская история» делает интересное замечание:
Скифы «Солнце, месяц, огнь в великом почтении имели. Хана великаго царя своего, иже зовяшеся Гог и Магог, то есть государь над государи и царь над царми, на свете вельми почитали, и вместо святаго имели, и чтили, и величали».
Лызлов А.И. Скифская история. М.: Наука, 1990. — 522 с.
Источники утверждают, что Магог и Гомер были сыновьями Иафета и внуками Ноя. (Источник: Быт. 10:2).
Выстраивается цепочка: Ной – Иафет – Магог – Скиф (скифы).
Звали ли вождя альбионцев ГоеМагог(ом) в действительности, или таким образом древние авторы стремились сохранить память о скифском происхождении первонасельников Британских островов, сейчас сказать трудно. Но очевидно, что по сохранившимся данным, можно проследить следующий порядок событий: в древние времена Великого Исхода (или, может даже около-потопные времена, о чём поговорим ещё в следующих статьях) выходцы из (Великой) Скифии покинули родные земли; они были большого размера и светлокожими о чём косвенно говорит имя их предводительницы – Альба (она) и странное дополнение в описании внешности – «roes» в голландских источниках; среди оказавшихся в море больше было женщин, чем мужчин, что положило основу для будущего «престолонаследия», так как род стал определяться по материнской линии; эти люди, пройдя несколько морей оказались на краю света (в прямом смысле) и стали первыми поселенцами Британских островов. И они были Скифами!
История, подобная «Каттендайкской хронике» рассказана в другом, ещё одном, сохранившемся через века и поколения, письменном и устном источнике «Лебор Габала» - «История взятия Ирландии». Об этом произведении подробно и обстоятельно поговорим ниже. Вы спросите: а как же факт того, что Альбиона с сёстрами была изгнана из Ассирии? И на это вопрос я постараюсь позже дать исчерпывающий ответ, когда мы подробно разберём ирландскую хронику.
Давайте вернёмся к ране-средневековым британским историкам. Они утверждают, что до римлян в Британии жило только три народа: бритты, пикты, скотты. Уже точно известно, что пикты и скотты были родом из Скифии. Так пишут сами британские старейшие историки.
Известно по тем же британским источникам (см. Монмутского), что бритты – это потомки беглых троянцев. Бритт, то ли внук, то ли правнук Энея, ставший причиной смерти своей матери (она умерла при его родах) и убив на охоте отца, испугался мести родни и пустился во все тяжкие. Набрав группу таких же авантюристов, он отправился куда подул ветер, и в итоге прибился к берегам Альбионы. Убийца родителей сыграл чудовищную роль и в судьбе местного населения.
То, что Бритт со своими подельниками был не первым насельником острова, мы уже выяснили.
Кто же был первыми из оставшихся двух: пикты или скотты?
А как вы сами думаете? Учитывая еще тот факт, что пикты и скоты – это есть суть одно - скифы. По сути, это одни и те же люди, попавшие на остров в разные временные промежутки и получившие свои имена (пикт и скотт), собственно, от захватчиков. От римлян. Не известно, как эти люди называли себя сами. Есть только догадки.
Скотты пришли в Британию из Ирландии. Скотты в Британии стали называться Шотландцами. Или ещё так: Скотты-Шотландцы – это бывшие Ирландцы.
В «Лебор Габала» - «Взятие Ирландии» (древней ирландской хронике, записанной в 11-ом веке) рассказывается о шести волнах поселенцев обосновавшихся на ирландском острове. И пять из этих волн, так или иначе, связаны с выходцами из Скифии. Кроме одной – первой волны, ещё до Потопной (да и с ней, как выяснится, не так всё однозначно). Согласно этому источнику – ирландцы потомки Скифов, то есть людей из южно-русских степей, продолживших исторический путь как славяне. У Ирландцев и Славян, а стало быть и у Шотландцев и Славян были общие предки – Скифы.
О том, что скотты – выходцы из Скифии подтверждает рассказ Нения об «египетских» скифах, цитировавшийся выше.
Родство шотландцев со скифами подтверждает письмо шотландского короля Роберта I Брюса (англ. Robert the Bruce, гэльск. Roibert a Briuis, 1274 г. – 1329 г.) папе Иоанну XXII, датируемое апрелем 1320 года. Это письмо, более известное как «Декларация Арброата» (латинское : Declaratio Arbroathis) имеет следующее содержание:
«Мы знаем, о Святейший Отец и Господь, и из хроник и книг древних мы находим, что среди других известных народов наша собственный, шотландцы, удостоился широкой известности, пройдя путь из Великой Скифии через Тирренское море и Геракловы столбы и долгое время жил в Испании среди самых диких племен, но нигде он не мог быть покорён какой-либо расой, какой бы варварской она ни была.
Произошло это тысяча двести лет после того, как народ Израиля пересек Красное море, когда (прибыл) он к своему дому на западе, где он сейчас находится.
Сначала выбросили британцев и полностью уничтожили пиктов, и хотя его часто атаковали скандинавы, датчане и англичане, он отбивался со многими победами и бесчисленными трудами, и он держал себя до сих пор, свободный от всех рабства, как историки старые свидетельствуют.
В этом королевстве и в бесчисленной собственной королевской семье, среди них не был ни один иностранец».
«Scimus, Sanctissime Pater et Domine, et ex antiquorum gestis et libris Colligimus quod inter Ceteras naciones egregias nostra scilicet Scottorum nacio multis preconijs fuerit insignita, que de Maiori Schithia per Mare tirenium et Columpnas Herculis transiens et in Hispania inter ferocissimas gentes per multa temporum curricula Residens a nullis quantumcumque barbaricis poterat allicubi gentibus subiugari. Undeque veniens post mille et ducentos annos a transitu populi israelitici per mare rubrum sibi sedes in Occidente quas nunc optinet, expulsis primo Britonibus et Pictis omnino deletis, licet per Norwagienses, Dacos et Anglicos sepius inpugnata fuerit, multis cum victorijs et Laboribus quamplurimis adquisuit, ipsaque ab omni seruitute liberas, vt Priscorum testantur Historie, semper tenuit. In quorum Regno Centum et Tredescim Reges de ipsorum Regali prosapia, nullo alienigena interueniente, Regnauerunt».
Декларация Арброта - Declaration of Arbroath, 1320. / хранится в Национальном архиве Шотландии в Эдинбурге
Изображение: Скифы.
Шотландский король и его свита ещё в 14 веке отлично помнила свои корни и своё происхождение и блюли чистоту своей крови!
Подписавшие Декларацию, называют дату прибытия своего народа из Скифии на запад так: «Произошло это тысяча двести лет после того, как народ Израиля пересек Красное море».
По видимому, шотландскому королю неправильно перевели Нения, который писал, что «они (скотты) приплыли в Ибернию — это произошло через тысячу и два года после гибели египтян в водах Чермного моря», а не через тысячу и двести лет после Исхода, согласно Декларации. Более того Нений уточнил дату, указав, что «они прибыли в те времена, когда римлянами управлял Брут, вручивший власть консулам», что согласно другим источникам имело место быть в 500-х г. до н.э.
Таким образом шотландцы-дворяне ещё и омолодили своё прошлое на две сотни лет. Вероятно, из тех волн заселения Ирландии (из Скифии) о которых говорится в «Лебор Габала», шотландцы-скотты ассоциировали себя с последней волной, относящейся к 6-му веку до н.э... И произошло это за несколько сот лет до появления на крайнем западе Европы римских захватчиков и рабовладельцев.
Совершенно очевидно, что скифы-шотландцы не могли быть предками голландских славян из Славенбюрга, основавших свой город сразу после падения Трои, то есть минимум за 1100 -1150 лет до Рождества Христова. Они не только основали легендарный город, но и земли на которых они жили, вплоть до завоевания каролингами, назывались – Славония или Slauenlant - Славенланд/Земля Славян.
Скрин с цитатой о том, что Голландия когда-то называлась Славенланд/Slauenlant. "Каттендайкская хроника".
Цитата из «Каттендайкской хроники»:
«Антоний … вошёл в дикую Недерсассенланд (землю нижних саксов, - автор), что ныне Фрисландией зовётся, и на сторону Славенланд (землю славян), что нынче Голландия называется» (стр. 121). =
«Anthonius … quam in der wilder Nedersassenlant, dat nu Vrieslant hiet, ende in den kant van den Slavenlant, dat nu Hollant hiet» (стр. 121).
(Примечание: Марк Анто́ний Прим (лат. Marcus Antonius Primus); умер после 81 года. Римский военноначальник.)
Если не скифы-шотландцы предки народа из Slauenlant, то могут ли ими быть те люди, которых римляне назвали пиктами? Давайте разбираться.
Пикты – это ещё одни коренные жители Британии. И приведённые выше доказательства указывают на то, что из трёх народов, населявших Альбион до римлян, первыми завладели островом не бритты и не шотландцы. Логично, что это могли быть только пикты. Это с ними воевал троянец Брут?
Этому загадочному народу посвящены книги и научные диссертации. Но никто, подчеркну, никто так и не может (или не хочет) толком объяснить кем были эти удивительные люди. Исправим эту ситуацию.
Письменная история этого народа (как, собственно говоря, и всех остальных европейских народов) начинается с претензии римских захватчиков на их земли. Для того, что бы понимать чьими землями ты хочешь завладеть, надо разузнать, что за народ там живёт и какими богатствами он обладает. И вот римляне, чуть разобравшись с тем, что из себя представляют жители Британии на юге острова, сталкиваются с тем, что ничего не могут разузнать толкового о его северных обитателей. Как говорил один из великих вождей пиктов Калгак (Галгаг):
«(31.) … сама отдаленность наша, равно как и таинственность, которой окутано наше существование, чем безопасней для нас, тем подозрительнее врагам».
Источник: Тацит. Жизнеописание Агриколы.
Посему, по сообщениям предварительной разведки, римляне решают назвать северных жителей – Каледонцами, а территорию Каледонией.
Впервые проник в Каледонию, в 80-м году, наместник Британии Агрикола. О чём и пишет Тацит, зять этого самого Агриколы, в жизнеописании тестя.
Цитата: «11. Русые волосы и высокий рост жителей Каледонии говорят об их германском происхождении».
Елки-палки, но ведь все историки относят жителей Шотландии к кельтам, что есть галлы! Как они могут походить на германцев и быть германского происхождения? При чём тут германцы? Значит, следуя логике, - германцы светловолосые и высокие.
Вот выдержка из Диодора Сицилийского (около 90 — 30 гг. до н. э.):
«(28.1). Роста галлы очень высокого, тела у них нежные и белые, а волосы русые от природы».
Источник: Сицилийский Диодор. Историческая библиотека. Греческая мифология.
Галло-кельты выглядят точь в точь как германцы: русые волосы, высокий рост, крепкое телосложение. Почему историки не заостряют на этом факте своё внимание?
Продолжаю цитировать Тацита (Publius Cornelius Tacitus, или Gaius Cornelius Tacitus; середина 50-х — ок. 120 года), описывающего жителей Британии:
Британцы «11. …живущие в ближайшем соседстве с Галилеей (здесь речь идёт землях, соответствующих современной Фландрии, - автор), похожи на галлов, то ли в силу общности происхождения, то ли одинаковый климат этих расположенных друг напротив друга стран придает жителям одинаковые черты». И далее по тексту: «11. Взвесив все это, можно считать вероятным, что в целом именно галлы заняли и заселили ближайшие к ним острова».
Источник: Тацит. Жизнеописание Агриколы.
Робкое предположение делает Тацит, что жители с восточного побережья Ла-Манша могли иметь общие родственные узы с жителями западного побережья Ла-Манша. Именно то, что я стремлюсь объяснить на основе тучи или кучи источников, Тацит выражает в одном предложении. Браво!
(Справка: Под Галлией римляне понимали в первую очередь территории северной Франции, Бельгии и юга Нидерландов).
Далее Тацит размышляет:
«27. Необходимо пройти через Каледонию и найти, наконец, хотя бы ценой непрерывных сражений, окраину Британии».
То есть, Каледония ещё толком не известна римлянам во времена Агриколы.
(Справка: Гней Ю́лий Агри́кола (лат. Gnaeus Julius Agricola;40 - 93 г. г.) — римский полководец и государственный деятель. Летом 83 года он встречается в Каледонии с численно превосходящей армией Калгака в битве у Граупийских гор (современ. Грампиа́нские го́ры) и разбивает её).
Спустя чуть больше ста лет после Тацита, Дион Кассий пишет, что римляне , в лице другого римского негодяя Севера
«13.1. желая покорить весь этот остров (он), вторгся в Каледонию и, продвигаясь в глубь страны» приказал «15.1. убивать всех, кто им попадется, при этом он процитировал такие слова:
Чтоб никто не избег от погибели черной
И от нашей руки! ни младенец, которого матерь
Носит в утробе своей, чтоб и он не избег погибели черной!».
Источник: Дион Кассий, Римская история. Эпитома книги LXXVII
Отсутствие эмпатии, говорят учёные, признак психического заболевания. То есть римские военачальники были поголовно психами. Вспомните Юлия Цезаря, который хвастался в сенате, что он один миллион «варваров» истребил, а один миллион продал в рабство. Умение сопереживать и сочувствовать (даже врагам) – качество психически здорового человека и здорового общества.
(Справка: Луций Клавдий Кассий Дион Кокцеан, более известный как Дион Кассий (Lucius Claudius Cassius Dio Cocceianus; между 155 и 164 годами н. э. - 230-е годы н. э.) — римский консул и историк греческого происхождения, автор «Римской истории» в 80 книгах, охватывающих историю от прибытия Энея в Италию до времён Александра Севера. Более половины сочинения, написанного на древнегреческом языке).
Что пишет Дион Кассий о жителях севера Британии?
«12(1) Самыми главными народами Британии являются два — каледонцы и меаты, а названия других, так сказать, слились в эти два. Меаты обитают за той самой стеной, что разделяет остров на две части, а каледонцы дальше за ними; оба племени населяют дикие и бедные водой горы, пустынные и болотистые равнины, не имеют ни стен, ни городов, не возделывают полей, но кормятся благодаря своим стадам, охотничьей добыче и кое-каким диким плодам,(2) ибо рыбы, которая там водится в несметном количестве, они не едят. Живут они в шатрах, не пользуясь ни одеждой, ни обувью, женщинами владеют сообща и всё потомство воспитывают вместе».
Источник: Дион Кассий Римская история. Эпитома книги LXXVII
(На полях: В английском переводе Кассия эта фраза выглядит так: «There are two principal races of the Britons, the Caledonians and the Maeatae, and the names of the others have been merged in these two». Источник: Римская история (Дион Кассий). Английский перевод профессора Эрнеста Кэри (1914–1927 гг.), опубликованный в то время в Loeb Classical Library; Теперь на сайте penelope.uchicago.edu.)
Обратите внимание на название второго народа – меаты, что при замени гласной слышится как – меоты. Напомню, что Меотийское болото (Азовское море), согласно сохранившимся сведениям, было так названо в честь прибрежных обитателей – народа меотов. Это важно. К данному факту мы ещё вернёмся позже.
Сейчас, для понимания, что меоты – это тоже скифы, цитата из Иордана:
«[30] … [Скифия] тянется до рек Тиры, Данастра и Вагосолы, а также великого того Данапра и до горы Тавра … по всей прилегающей к Мэотиде местности и за Мэотиду, через Босфорские проливы (Керченский пролив, - автор) до Кавказских гор и реки Аракса; затем она [Скифия], загнувшись в левую сторону, за Каспийское море склоняется к области гуннов {31} и отступает до албанов и серов».
(Источник: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Спб. Алетейя. 1997).
Грамматик Мавр Сервий Гонорат (IV в.) писал в комментарии к «Георгикам» Вергилия (Maeotiaque unda, — Georg., III, 349), что Мэотида — болото в Скифии, замерзающее от мороза («Maeotis palus est Scythiae frigore congelascens»).
(Источник: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Комментарии к тексту. Спб. Алетейя. 1997).
Есть и другие античные авторы, включающие Меотиду и прилегающие территории в состав Скифии. Не надо иметь семь пядей во лбу, что бы сообразить, что меаты - есть меоты и есть скифы с берегов Меотийского болота. Все остальные измышления – танцы с бубнами. Ведь Беда так и пишет – пикты, что есть скифы.
Что женщинами владеют сообща (согласно Д. Кассию), может косвенно указывать на то, что в историческом прошлом, мужчин оказалось меньше чем женщин. Мужчины получили право входить к любой женщине и «владеть сообща». Так обуславливалась возможность продолжение жизни и шанс не вымереть в экстремальной ситуации.
Со слов Кассия можно предположить, что и к началу 3-го века римляне по прежнему мало знали о северных жителях, хотя Британией (то есть югом острова) владели уже три сотни лет. Интересно, но почти в это же время у римлян появляется новое названия для северян – пикты. То есть каледонцы и меаты становятся пиктами.
В 297 году римский писатель Евмений в панегирике (хвалебной речи) впервые называет народ, живущий к северу от стены Адриана, «pictus», что может означать «расписанные», «разрисованные» или «люди с рисунками».
На то, что пикты есть каледонцы указывает так же Аммиан Марцеллин. Да и трудно себе представить, что в течении всего нескольких десятков лет, пока римляне рвали жилы, чтобы захватить территории южнее Адрианова вала, на севере сменилось народонаселение.
(Справка: Аммиа́н Марцелли́н (лат. Ammianus Marcellinus; 330 - 395г. г.,) — древнеримский историк. Участвовал в войнах Рима с персами, служил в западной части Империи. По происхождению сирийский грек. Автор произведения «Деяния» (лат. Res gestae).).
Повествуя в своей книге о известных ему событиях 367-368 годов он пишет следующее: «Глава 8. Достаточно будет сказать, что в то время пикты, делившиеся на два племени, дикалидонов и вертурионов…».
(Источник: Аммиан Марцеллин Деяния — Книга XXVII, пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни, 1906—1908 г.г. /Деяния (Марцеллин; Кулаковский, Сонни)/Книга XXVII — Викитека (wikisource.org)
В ди-каледонах отчётливо слышатся каледон(ц)ы. Итак, каледон(ц)ы продолжили свой путь как пикты. Как эти люди себя называли сами, на какие племена делились - доподлинно не известно. Можно с большой долей вероятности считать, что сами себя они продолжали считать альбионцами, потомками легендарной Альбионы (согласно «Каттендайкской хронике»). Почему?
(На полях: Держим в голове, что это закрепившееся имя-название известно нам по латинским источникам, согласно латинскому звукоподражанию, транскрипции и слово-пониманию. Alba могла быть и Alpa, и Alva, Albla, и даже Laba, Bal или Bel, но во всех случаях слово переводилось как «белый», «светлый»).
В 840-х года происходит слияние гэльского королевства Дал Риад и пиктского королевств, вероятно перед опасностью со стороны внешних врагов.
(Справка: Даль Риата или Даль Риада (также Далриада ) (/ dælˈriːədə /) - гэльское королевство, включающее часть северо-восточной Ирландии и западной Шотландии по обе стороны Северного канала).
В 843 гожу из рода Альпинов (Альбинов ? - автор), известного так же как Clann Chinaeda meic Ailpí, возвысился и стал «королём пиктов» Кеннет МакАльпин. Спустя несколько десятков лет, Дональд Второй по прозвищу Безумец из рода Альп(б)инов (он скончался в 900 году) в «Анналах Ольстера» и «Chronicon Scotorum» назван уже королем Альбы, а не королем пиктов. С этого времени королевство стало называться «королевство Альба». Королевство Альба просуществовало до смерти последнего из клана meic Ailpí - Малькольма Второго (Máel Coluim mac Cináeda) в 1034 году, у которого не было наследников. То есть «Альба», как королевство, «прожило» около 150 лет. Ранее, приемник Дональд Второго - Константин Второй, стал подводить местную, условно пиктскую, церковь в соответствие с церковью католической и значит британской. Этот факт стал началом конца уникальности и идентичности местного северного населения.
Латинский (британский) термин Scotia начинает все чаще использоваться для описания земель, к северу от реки Форт и Адрианова вала, и, в конечном итоге, вся территория, контролируемая ее королями, с 11 века стала называться по-английски Scotland = Земля скотов, что в русском варианте стало звучать как Шотландия.
(Источник: Woolf, Alex (2007). From Pictland to Alba, 789-1070. New Edinburgh History of Scotland. Edinburgh University Press).
Получается, что тот народ, который римляне назвали пиктами, ещё долгое время ассоциировал себя с исконным названием острова (Альбион) и с теми людьми, которые с незапамятных времён этот остров заселили и дали ему имя. Иначе бы королевству не дали бы легендарное имя.
Постепенно пикты слились с гэлами, ассимилировались. Они стали шотландцами. Затем их принудили принять христианство, чем окончательно стёрли идентичность и культурный код. Их потеряли… Но именно они – пикты-альбионцы – были первыми насельниками Альбиона. Именно так они считали, и так они рассказывали своим детям, а те своим детям, до тех пор, пока тех детей не переформатировала церковь и они «забыли всё».
«Хроника королей Альбы» сохранила удивительную фразу, относящуюся к годам правления у пиктов Кеннета Первого (843 г. – 858 г.)
(Справка: Хроника королей Альбы (англ. «Cronicle of the Kings of Alba») — раннесредневековый исторический источник о королевстве Альба (будущей Шотландии) 843—995 годов. «Хроника королей Альбы» сохранилась в единственной датируемой 1357—1364 годами рукописи: находящемся в Национальной библиотеки Франции в Париже «Манускрипте Попплетона[en]» (номер в каталоге библиотеки — BnF, lat. 4126).
Вот цитата:
«И таким образом, Кеннет I [Cináed], сын Алпина [Alpin], самый выдающийся из скоттов, успешно правил Пиктией 16 лет. Пиктия называлась так после пиктов, которых, как мы сказали, Кеннет уничтожил (1). Во имя Бога, наказав их за их злые помыслы, он соблаговолил им оставить незначительное наследство, поскольку они не только презирали господнюю мессу и наказы, но также не желали считаться равными другим согласно законам справедливости. За два года, до того как прибыть в Пиктию, он овладел королевством Далриада. В 17 год его правления он перенес останки святого Колумбы в церковь, которую он построил…».
Не Кеннет извёл пиктов. Пикты были народом его королевства, воинами в его армии, налогоплательщиками. Глупо уничтожать собственный народ. Пиктов извела церковь, которую принял Кеннет, и во имя которой он построил на своей земле храм. И вот, что архи важно: пикты «не только презирали господнюю мессу и наказы», но они «не желали считаться равными другим». С чего бы это? Ибо другие не имели права быть с ними равными по статусу, по происхождению, так как пикты были первыми и самыми древними жителями на острове.
Об этом же самом говорил и истинный пикт, вождь пиктов-каледонцев Калгак, обращаясь в 83 году, перед битвой с римлянами и Агриколой, к своему народу:
«30. … потому что мы - древнейший народ Британии и по этой причине пребываем в сокровенном лоне её и не видим тех берегов её, где обитают рабы…», - говорил он. Но никто это фразу из труда Тацита нигде никогда не цитирует.
Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993. Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, М. Е. Сергеенко
«Мы - древнейший народ Британии!», - считали пикты и потому они «не желали считаться равными другим»!
Вот такой получается настоящая история Британии. И не стоит забывать, что пикты «начиная с юга, из Скифии в море вышли» и направились на запад, как говорит об этом Беда Достопочтенный.
Фото: Тракт 1394 г. Франция.
Вывод. А вывод получается такой. Из трёх народов, древнейших поселенцев Альбиона, первыми прибыли и заселили остров пикты. Именно с ними встретились потомки троянцев во главе с Бритом, которые оказались на этих землях через несколько лет после падения Трои. Последними на британский остров из Ирландии переселились скотты. Пикты и скотты были потомками скифов, которые через Средиземное море (вариант, - по его южному побережью) добрались до моря Северного и обосновались на островах на крайнем западе Европы.
Пикты и шотландцы, будучи потомками скифов, являются со славянами одного роду-племени. Как следствие, древнейшие скифы, заселившие Альбион (названные римлянами «каледонцы-пикты»), переселившись с острова на материк, в устье слияния двух больших европейских рек – Рейн и Маас – построили город Славенбюрг, «потому, что завались они Славы».
Статья серии Славяне версус батавы в голландской истории | <<< |
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Ольга Семёнова-Роттердам обязательна.
|