Сегодня мы поговорим о Египте, но вдаваться в подробности правлений династий Египетских фараонов мы не будем об этом написано бесконечное число диссертаций и столько же получено научных званий и всевозможных премий. Я же хочу исследовать, то что лежит на поверхности и доступно любому пользователю интернета, но только пользователь должен посмотреть на все величие древнего Египта под другим углом зрения.
Итак наше исследование это визуальная оценка храмовых комплексов и сравнительный анализ красок «древнего» Египта. А для этого мы отправимся в Нью-Йоркскую государственную библиотеку, здесь оцифровано множество документов в том числе и по Египту. Также мы будем рассматривать и современные фотографии тех древностей.
За основу исследования возьмем работы художника Дэвида Робертса, который в 1838 году зарисовал древние храмы Египта, Нубии затем в Лондоне выпустил альбом цветных литографий посвященный этим историческим объектам. И сейчас у нас есть удивительная возможность сравнить эти объекты во временном интервале 180 лет.
Первое, что мы изучим это будет храмовый комплекс в Луксоре. Луксорский храм – один из памятников культуры и архитектуры Древнего Египта. Он находится на месте не существующей ныне столицы этого государства – города Фивы. Луксорский храм предположительно построен уже в эпоху Нового Царства – в 14-11-ом веках до нашей эры. Т.е. около трех с половиной тысяч лет назад. Перед нами литография Дэвида Робертса «Большой вход в храм Луксор»,
похоже в этом названии сквозит то ли насмешка, то ли ирония, действительно «большой», вход завален песком и битыми кирпичами, того и гляди путник наступит в верблюжью лепешку. Фрески на стене едва заметны, за обелиском виднеется одна из статуй Рамзеса 2, по грудь, погруженная в песок. Люди на фоне его торса кажутся карликами.
Человек с шестом - возможно проводник, этим инструментом он прощупывал песок, что бы не провалится в глубокую полость. Впрямь, как на рисунках Пиранези.
В 1858 году Рамзесов уже почти откопали, а в 1870 году вокруг них убрали битый камень, что бы туристам можно было получше рассмотреть былое величие.
Ну а в современности все очень красиво и миллионы туристов проходят мимо и видят, «Да это большие ворота».
Колонны храма пострадали менее всего. А со стороны Нила храм смотрится не таким уж и занесенным. Ну что бы туристы имели представление о Рамзесе 2 внутри храма имеется статуя с целым лицом. Следующий храм в Луксоре это – храм Рамессиум, посвященный правителю Верхнего и Нижнего Египта Рамзесу 2,
в центре литографии мы видим фрагмент гигантской скульптуры Мемнона, а также осколки других статуй, посвященных этому фараону. Можно проанализировать строение статуй, они составляли единое целое с колоннами, части колонн отливались отдельными фасонными блоками, а затем собирались, в результате получалась законченная скульптура, связующий раствор между элементами, технологически не был предусмотрен, поэтому мы и наблюдаем разбросанные по всюду детали этого гигантского лего-конструктора. На данный момент многие детали колонн оштукатурены и эффект конструктора не так проглядывает. Большая же скульптура Рамзеса 2 которую мы видим, как торс выполнена из цельного камня, по официальным данным она вырублена, из куска породы, а по моему мнению и мнению других альтернативных исследователей она отлита из бетона.
Неподалеку от Луксорского храма и Рамессеума, расположен храм Амон-Ра в Карнаке и естественно Дэвид Робертс не мог пропустить такой сюжет. В эпоху Нового Царства три с половиной, три тысячи лет назад, это место служило главным святилищем Древнего Египта. Карнак был не просто религиозным местом, он был царской резиденцией, административным центром, главной сокровищницей и сердцем египетской столицы города Фивы.
Но вид этого храма удручает еще больше. Сильно пострадали его боковые стены, колонны завалены одна на другую, того гляди по принципу домино все сложится в одну большую кучу. Что бы попасть в гипостильный зал, нужно спустится с бархана с большими предостережениями. Может художник преувеличил такие разрушения? Но нет на фотографии 1858 года мы видим точно такие же развалины.
А если посмотреть на гипостильный зал с юга, то сходство с разрушенными домами времен Великой Отечественной войны будет полным. Также видно, что под песком и грудой мусора находятся значительные храмовые постройки.
В 1936 году уже все убрано и можно без опасений гулять в храме, только росписей почти нет, пилоны похоже бетонные, лишь изредка мелькают портики той эпохи и на некоторых из них можно увидеть фрески в цвете, что очень даже редкое явление, о цвете в древнем Египте мы поговорим чуть позже.
Закопанные, разрушенные храмы, где то мы это уже встречали. Да, на гравюрах Джованни Батиста Пиранези, на картинах Юбера Робера, и других художников изображена разрушенная Европа, а на литографиях Карла Боссоли изображены руины крепостей, церквей, дворцов Крыма. И чем древний Египет отличается от разрушенной Европы, запечатлённой художниками 18-го века? Только тем, что прогрессивная Европа добралась до него лишь в самом конце этого 18-го века, на штыках армии Наполеона.
А причину этого апокалипсиса мы уже знаем, это гигантская волна, пришедшая со стороны Северного Ледовитого океана. Об этом много уже написано статей, в частности: Андрей Кадыкчанский «Курск действительно утонет»
Максимально занесенный песком на литографиях Дэвида Робертса смотрится храм Гора или Хора в Эдфу, по официальным данным, построенный в период Птолемеев в III столетии до н.э.
Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами. После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным. Его засыпало песком, а сверху возводились другие сооружения.
Как видно на литографии по песчаным барханам можно было попасть под самый свод храма.
И особым шиком считалось запечатлеть себя на фоне великолепных развалин. Колонны и портики хорошо сохранились и на них даже осталась роспись. Это круг солнца с крыльями, олицетворяющие бога Хора. В зооморфном выражении это сокол или человек с головой сокола.
В 1858 году храм выглядет примерно таким же как и на литографии, в 1860 году храм был раскопан сотрудником Лувра Огюстом Мариеттом.
Храм в Эдфу начинается с массивных ворот, называемых пилонами. Они покрыты хорошо сохранившимися древними рисунками и надписями. По обеим сторонам от главного входа располагаются ниши для флагов. Перед воротами стоят две статуи бога Гора из черного гранита в виде огромных соколов.
Следующий занесенный песком это храм богини Хатхор, в Дендере.
Он посвящен богине любви, искусств, женственности и материнства. Хатхор, как правило, изображалась в облике коровы, между рогами которой сиял солнечный диск.
На литографии пилон храма занесен песком почти по самый верх, что бы пройти под ним нужно наклонить голову. И люди просто отдыхают в его тени.
Святилище богини также засыпано песком и люди попадают в него просто перелезая через боковую стену, верхний край, которой находится вровень с пустыней.
Лики богини Хатхор сбиты, но Дэвид Робертс смог зарисовать с ними колонну и благодаря этому мы можем лицезреть небесную красоту богини любви, красоты, искусства.
В самом храме очень хорошо сохранились цветные краски, и только благодаря этой сохранности Дэвид Робертс сумел детально зарисовать лики богини Хатхор и мы теперь в деталях знаем какие именно цвета наносились на конкретные барельефы и это очень важно для дальнейшего исследования.
Ком-Омбо – это храм, расположенный прямо на побережье Нила близ египетского города Асуан. На литографии Робертса от 21 ноября 1838 года этот храм изображен с роскошным гипостильным залом с 15 толстыми колоннами и карнизом с изображение двух крылатых солнечных дисков.
Вот только колонны храма того и гляди завалятся. Сверху на колоннах находятся геральдические лилии Верхнего Египта и папирус, символизирующий дельту Нила. Уцелела большая часть крыши гипостильного зала, на которой высечены различные небесные изображения. Также еще проглядывают цветные фрески на солнечном диске. На фотографиях-даггератипах с указаниям года 1838 и 1837 этот храм выглядит аналогично.
В современности храм выглядит эффектно не взирая на многочисленные сколы.
Между городом Асуан и первым порогом реки Нил еще совсем недавно располагался небольшой остров Филе, известный своими монументальными сооружениями.
До недавнего времени именно там находился храм Исиды, спасенный от затопления во время возведения Асуанской плотины. Египтяне верили, что остров Филе был местом вечного сна бога Осириса, и путь туда был запрещен для простых смертных. Только жрецы имели право проводить здесь священные ритуалы.
В начале 20-го века остров был частично затоплен при расширении водохранилища, в 70- годы остров Филе был поглощен водами Асуанского водохранилища. Но древние памятники, которые находились на нем, усилиями ЮНЕСКО были спасены от уничтожения. Храм Исиды и «Киоск» Траяна были распилены на множество блоков и перенесены в более высокое место.
Рассматривая литографии Дэвида Робертса, можно увидеть, как хорошо сохранились краски в храме Исиды.
Если вы обратили внимание, я всегда озвучивала время построек храмов. Временной интервал строительства от трех с половиной тысяч лет назад до двух с половиной тысяч лет, а некоторые храмы достраивались уже в период римского владычества уже в нашу эру. Но разнесенные между собой полуторатысячным временным интервалом храмы выглядят почти идентично, различаясь только божественными фресками, картушами, нанесенными на стенах. И на многих из них остались краски. И вот тут, на мой взгляд, кроется одна из загадок этой занесенной песками страны.
А поможет нам ее разгадать самая, что не наесть Египетская си… нет не сила, а синь! Да, да наиболее используемая краска древнего Египта, символизирующая небо в котором сияет золотой диск бога Солнца Ра!
Помимо синего красителя конечно же использовались и другие, поэтому мы рассмотрим технологию получения различных оттенков красок.
Большинство египетских красителей представляло собой мелко истолченные природные минералы, которые разводили не в масле, а в воде, добавляя клей, камедь или яичный белок. Древние египтяне пользовались черной, синей, коричневой, зеленой, серой, розовой, красной, белой и желтой красками.
Основной синей краской была искусственная фритта (Стеклянная зернистая масса), в которую входил кристаллический силикат кальция и меди. Египетская синь доказывает наличие у древних химического производства и добычи полезных ископаемых. Искусственный синий пигмент получали путем нагрева смеси из карбоната кальция, компонента с содержанием меди (малахита), силикатного песка и карбоната калия до 850-950 C. Другой вид получали из азурита, растирая его в порошок. (Азурит представляет собой карбонат меди натурального происхождения. Он применялся до того, как была изобретена искусственная фритта).
Зеленая краска была двух видов: сначала ее изготовляли из растертого в порошок малахита - медной руды, добывавшейся в Египте, а затем появилась зеленая фритта, аналогичная синей. Белая краска обычно представляла собой карбонат кальция (в природе мрамор, мел, известняк и кальцит). Черная была углеродом, который иногда представлял собой сажу, а иногда - толченый древесный уголь. Серую получали, смешивая белую и черную краску. Красная краска - это красная охра, которая была либо природного происхождения, либо изготавливалась путем пережигания желтой охры. В римский период применялся сурик (красная окись свинца), а розовую краску получали из краппа.
Коричневая краска - это природная охра. Желтая краска была двух видов - одна представляла собой желтую охру природного происхождения, а другую, привозили из других стран.
Исследование древнеегипетской живописи и росписи фресок показало, что это была не масляная а клеевая живопись. Поэтому краски для нее должны были изготовляться при помощи какого-то клеящего вещества. Доступные и подходящие, для той эпохи, материалы, ограничивались клеем желатином, камедью - экстрактом плодов горохового дерева и альбумином - яичным белком. Известно, что такие красители, как сажа и красная и желтая охра, в сухом виде сами довольно хорошо пристают к штукатурке и камню, а охры в смоченном состоянии — еще лучше, поэтому им не нужна клеевая основа.
Остальные древние красители, такие как, синие и зеленые фритты, азурит, малахит не пристают к основе без связующего вещества. Поэтому в качестве такого связующего вещества и использовались выше названные органические клеи.
Вы наверное уже догадались куда я клоню. И я сформулирую вопрос. Возможно ли было сохранится краскам, какими мы их видим на литографиях Дэвида Робертса на протяжении, как минимум двух тысяч лет на стенах, колоннах храмов, находящихся под прямыми солнечными лучами и постоянно обдуваемыми ветром, в потоке которого содержаться многочисленные абразивные частички в виде песка?
Как мы теперь знаем самые стойкие краски это те, которые не имеют органическую (клеевую) основу. Это черная, белая и различные охры. Как известно многие наскальные рисунки в пещерах выполнены углем и красной охрой и им много тысяч лет. Но это в защищенном пространстве, куда не попадает солнечный свет и нет отрицательного влияния атмосферы. Но Солнце выжигает любое покрытие со скоростью примерно 10 микрон в год. Вечного ничего не бывает. А ветер с песком просто выбьет например черную краску, с поверхности. А как же египетская синь, как она ведет себя с течением времени. В некоторых случаях синие египетские краски, обычно отличающиеся устойчивостью, изменили свой цвет. Так, например, изображения трилистника на так называемом «коровьем ложе» из гробницы Тутанхамона, которые в настоящее время темно-коричневого, почти черного цвета, несомненно, были некогда синими;
до сих пор под черным проглядывает синий цвет, и, поскольку вещество зернисто и отвечает пробе на медь, возможно, что это — разложившаяся синяя фритта.
Давайте просто сравним литографии храмов древнего Египта Дэвида Робертса и современные фотографии этих же исторических объектов с разницей в 180 лет. В качестве первого примера рассмотрим изображения в храме Хатхор. Итак 1838 году в верхних частях колонн храма, находящихся под прямыми солнечными лучами на головных уборах богини хорошо виден основной синий фон, также желтые и оранжевые полосы.
Отлично просматривается красный диск солнца с синими крыльями. Во внутренней части храма эти же элементы имеют еще более насыщенные цвета.
А что же мы имеем в современности? А на этих же элементах колонн краска отсутствует, лишь в самых затемненных участках синь превратилась в маленькие серые пятнышки. Полностью исчезли краски и на солнечном диске с крыльями. Так что ничто не вечно под солнечным диском, но без крыльев. Правда сохранились краски в самом храме, но цвет их заметно поблек. К сожалению участь их также предрешена, еще каких-нибудь пятьдесят лет и эти краски исчезнут, как и те, которые находились под прямым светом.
Еще один яркий пример выгорания красок на изображениях божеств мы можем проследить в храме Исиды на острове Филе за 180 лет.
На литографии 1838 года мы видим яркие насыщенные цвета зеленых лепестков лилий, венчающие колонны, на потолке ярко сине-красные небесные крылья бога Ра, звезды, сама богиня Исида с синими небесными крыльями. Т.е. мы видим здесь египетские минеральные краски о которых я говорила выше.
А как выглядят эти колонны сейчас? Абсолютно монохромно. Но почему же, ведь они стояли внутри храма и хоть что же должно было сохранится. По моей версии при демонтаже храма в семидесятых годах двадцатого века, колонны могли складировать под открытым небом и краски выгорели очень быстро, поэтому сейчас мы ничего и не видим.
Аналогичную картину мы видим на колоннах в храме Рамзеса 2-го в Карнаке, в храмах двух триад божеств в Ком-Омбо, в храме Гора в Эдфу.
Хочется остановится подробнее на храмах Сети 1, Рамзеса 2, в Абидосе расположенных рядом с известным храмом Осирион.
В этих храмах очень хорошо сохранились многие цветные барельефы. Казалось бы ничего особенного внутри закрытого помещения сохранились краски и мы теперь в цвете, так сказать в хорошем качестве можем наблюдать жизнь фараона Сети 1 и его взаимодействия с богами.
Да все так, но дело в том, что очень долгое время храм находился без крыши, в полуразрушенном состоянии. И солнечный свет попадал на цветные барельефы на протяжении многих сотен лет. Черно-белые снимки были сделаны в период с 1875 по 1860–е годы. На них хорошо заметны контрастные по оттенкам детали барельефов.
Да, при их сравнительном анализе, находящихся под открытым небом и уже в храме под крышей можно увидеть, что краски выглядят идентично. На цветной открытке храма Рамзеса начала 20-го века, можно увидеть различную цветовую гамму красок.
И таких мест в Египте предостаточно. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: «А Египет то, совсем не древний!». А на сколько он не древний? По моим прикидкам египетская цивилизация активно красила свои храмы еще в начале 18-го века.
И что бы поставить жирную точку давайте рассмотрим литографию Дэвида Робертса «Сфинкс».
Под жарким египетским солнцем, под постоянными ударами ветра пустыни гордо держит свою голову мистический сфинкс, на голову надет царский египетский немес. На нем хорошо видны остатки египетской сини, глаза сфинкса подведены черной краской, которая заметно выгорела на солнце, также на глазнице ярко нарисован зрачок. На скулах заметен окрас уже подвыгоревшей красной охры. Конечно сейчас остался только цвет самого песчаника.
И какой же из всего вышесказанного следует вывод? А такой, что краска на храмы наносилась не три не две тысячи лет тому назад и даже не пятьсот, а всего лишь лет триста пятьдесят четыреста назад. Т.е. древний Египет вовсе и не древний. Да, может отдельные храмы и строились около тысячи лет тому назад, но они поддерживались на должном, божественном уровне. Древне Египетская цивилизация продолжала здравствовать еще при Петре первом и возводить фимиамы своим многочисленным божествам.
Поэтому Наполеон в конце 18-го века и стремился с командой своих ученых урвать технологического могущества, которое осталось от поверженной страны.
А в тридцатые годы 20-го столетия наместники Гитлера со своими учеными из аненербе шерстили гробницы и храмы, по этой же самой причине.
Конечно же все, что я сказала выше это моя гипотеза и она не совпадает с официальной версией истории. Более расширенный видео вариант этой статьи можно посмотреть в моем одноименном фильме с очень приятной музыкой. Также вы увидите, как выглядели храмы в своем расцвете, по картинам Марка Милмора.
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Elena Topsida обязательна.
|