Северокавказские горы. Или не горы?
Однако, не всё так просто. Существует огромный соблазн заподозрить рукотворное происхождение множества камней, встречающихся буквально повсюду. Самое неблагодарное дело, это изучение геологии по фотографиям. От этой ошибки не застрахован никто, и установить истину бывает возможным, зачастую только при непосредственном исследовании, или как принято говорить: - «на земле», или «в поле».
Планческая Щель
Однажды мне довелось написать статью об удивительно красивом месте на севере Кавказа – Планческой щели. Скалы Планческие (Золотые камни, Планченские, Крымские) — широко известны в туристско-альпинистских кругах: особую популярность приобрели в начале — середине 70-х годов. Это был бум развития горного туризма в Краснодаре и на Кубани. Для осуществления летних горных походов требовалась скальная подготовка. Золотые камни и стали необходимым скальным полигоном. Несколько поколений туристов-горников, спелеологов, скалолазов росли здесь, совершенствовали мастерство. Скалы Золотые камни нависают над левым бортом долины реки Афипс в 1 км южнее турбаз "Крымская поляна" и "Планческие скалы", между станицей Крепостной и поселком Планческая щель.
Собственно, и скалами их и назвать трудно, поскольку тут отсутствуют горные минеральные агрегаты, такие как гранит, базальт или диорит. Они сложены бронированными песчаниками. Протянувшись с запада на восток на 300 м, они разнятся как по высоте (10—22 м), так и по степени трудности для начинающих альпинистов.
Любому, кто впервые узнаёт о существовании этого места, сразу предстаёт перед мысленным взором вид суровой каменной крепости в горах, вспоминаются Жилин и Костылин, горцы, абреки, и всё, что нам известно о кавказской войне девятнадцатого века из литературных произведений классиков. Мне тоже, непременно захотелось отыскать крепость, или её руины, в честь которых станица получила своё название. И знаете... На первый же взгляд начинает казаться, что следы ручной обработки камней в данной местности имеются:
Как известно, Природа девушка капризная, и невыносит прямых углов, рёбер и граней. Она их всячески старается сгладить и округлить. Тем не менее, она их, зачастую, сама же и порождает; ради того, чтобы потом превратить в бесформенные глыбы. И для того, чтобы наверняка определить происхождение образований из камня, недостаточно их изучения по фотографиям. Без выезда на место и детального изучения, тут никак не обойтись.
Поэтому, для того, чтобы поставить точку в вопросе о происхождении множества плит и блоков, великое множество которых находится в Планческом ущелье, интернет-каналом AISPIK была организована экспедиция, в составе которой были не только исследователи – любители, но и профессиональные учёные, специалисты в области геологии, почвоведения и геофизики. О результатах исследований и пойдёт далее повествование.
Полагаю, что никто не осудит нас за то, что отправляясь в поход, мы были полны радужных надежд на сенсационное открытие. И не мудрено. Посмотрите, какую информацию, например, содержат официальные источники об этом месте:
"Крепостная — станица в Северском районе Краснодарского края, входит в состав Смоленского сельского поселения. Население менее тысячи жителей
Станица основана в 1864 году под именем Собероашхская, название было дано по горе Собер-Баш (735 м). В 1866 году селение потеряло статус станицы и было включен в юрт станицы Афипской под названием посёлок Афипский, а после переименования в 1867 году последней в станицу Смоленскую - поселок Смоленский. Статус станицы был возвращён в 1908 году, тогда же было присвоено современное название — Крепостная: «по природной крепости на горе, находящейся в черте этой станицы».
В справочнике по Ставропольской епархии за 1911 г. сказано, что «занимались жители главным образом лесопромышленностью. Земли удобной для хлебопашества очень мало. Население хутора очень бедно. Климат лихорадочный». (Википедия).
Главная фраза здесь: - "…Крепостная: «по природной крепости на горе, находящейся в черте этой станицы». Конечно, такое определение резонно вызывает недоумение и улыбку. Природных крепостей, как и «природных самолётов», - не существует. А вот образования из горных пород, которые похожи на рукотворные, вполне себе существуют.
И одним из результатов экспедиции, стал окончательный вывод о полной непричастности человека к созданию блоков и плит правильной геометрической формы, которые так сильно воспаляют воображение туристов, видевших их воочию. Всё дело в том, что человек привык искать аналогии везде, где бы он ни появлялся. И этот метод играет с нами злую шутку, вводя в заблуждение.
Но для того, чтобы выяснить правду, нужно быть готовым и к разочарованию. Ведь лучше убедиться в ошибочности своих суждений, признать свою неправоту, и идти далее по верному пути. Это лучше, чем тешить себя иллюзиями, и заблуждаться до бесконечности. Забегая вперёд, скажу, что значительные открытия нашей экспедицией всё-таки были сделаны. Но сначала о «крепостных плитах и блоках».
Для того, чтобы понять как подобные чудеса появляются на свет, достаточно небольшого экскурса в Геологическую энциклопедию. И без официальной версии происхождения Кавказских гор, нам никак не обойтись. Вот краткие сведения об этом:
«Кавказ — складчатые горы с некоторой вулканической активностью, которые сформировались (как и Гималаи) в эпоху Альпийской складчатости (примерно 28-23 миллионов лет назад). Горы состоят среди прочего из гранита и гнейса, предгорья содержат месторождения нефти и природного газа.
С геофизической точки зрения, Кавказ образует широкую зону деформации, которая является частью пояса столкновения континентальных плит от Альп до Гималаев. Архитектоника области сформирована перемещением Аравийской плиты на север на Евразийскую плиту. Прижатая Африканской плитой, она двигается каждый год примерно на несколько сантиметров. Поэтому в конце XX века на Кавказе происходили большие землетрясения с интенсивностью от 6,5 до 7 баллов по шкале Рихтера, имевшие катастрофические последствия..." (из Википедии).
В принципе, особых претензий к данной информации у меня лично не имеется, за исключением датировок, разумеется. Ни о каких десятках миллионов лет, не может быть и речи. Кавказские горы очень молодые, их формирование продолжается по сей день, и по геологическому строению они совершенно неоднородны.
Простой пример: Рядом с рудником, расположенным в горах, мы видим отвалы породы, извлечённые горняками из недр. Что это?
Это горы, или не горы? Здравый смысл подсказывает, что отвалы, не важно кем они насыпаны, шахтёрами или явились результатами разгула природной стихии, горами считаться не могут. Тем не менее, современные геологи упорно называют Кавказскими горами всё, что находится между Чёрным и Каспийским морями. Они мешают в одну корзину и Эльбрус, состоящий из коренных магматических пород, и отроги Северного Кавказа, которые никакого отношения к тектонике не имеют, и иметь не могут.
Нужно отделять зёрна от плевел, и не валить всё в одну кучу. Северный Кавказ, это наносы осадочных пород: - глины, песка и извести. Проще говоря, это окаменевающие остатки водно-селевого потока невиданной силы, который погрёб под собой равнину, находящуюся на глубине до двухсот метров. И сель это прошёл вовсе не миллионы лет назад, а буквально недавно.
Князь Григорий Гагарин в своем альбоме 1847 года «Живописный Кавказ», запечатлел удивительные пейзажи:
А вот как выглядел осетинский аул на фотографии начала двадцатого века:
Подобные свидетельства нет нужды даже отыскивать. Практически все виды Северного Кавказа лишь подтверждают непреложное: чуть более ста лет назад «горы» выглядели как остатки гигантского селя, неуспевшего даже покрыться растительностью. Эти места заселялись человеком совсем недавно, и подтверждением тому является история северокавказских поселений. Здесь не существует никаких «древностей». Самые старинные посёлки и станицы основаны во второй половине девятнадцатого века, но и их единицы. В основном, всё, что построено,- построено поселенцами, в основном казаками уже в начале двадцатого века. Возникает вопрос: - А что же здесь было до того?
Пусть хоть кто-нибудь из кандидатов и докторов попробует внятно ответить на простой вопрос: - Почему казаки атамана Маркова успешно освоили территории заполярной Колымы и Чукотки в середине семнадцатого века, а доступный и благоприятный для жизни Северный Кавказ оставался безлюдным вплоть до начала двадцатого века? Ведь это противоречит элементарной логике, потому, что человек никогда не станет осваивать земли «у чёрта на куличках», имея у себя под носом огромные территории, пригодные для земледелия и выгодные стратегически.
Ответа на этот вопрос нет. Зато всё становится на свои места, если принять во внимание версию о том, что на самом деле Северный Кавказ не был пригоден для жизни совсем недавно, в то время, когда в Лондоне уже работал метрополитен. Но нам ничего неизвестно о событиях, которые могли к такому положению вещей привести. Между тем, есть достаточно оснований для того, чтобы утверждать, что «горы» Северного Кавказа были намыты в первой половине девятнадцатого века, потому то и осваивались они в ближайший последующий период. Иначе, объяснить парадокс более раннего освоения Чукотки, а не Кавказа, рационально объяснить невозможно.
За время экспедиции мы подробно обследовали растительность Планческих и Красных скал, долины рек Белой, Курджипс, Дах, Афипс и прилегающие ущелья, и нигде нам не встретилось старых деревьев. Те крупные стволы дубов, грабов и лип, которые могут натолкнуть на мысль об их «тысячелетнем» возрасте, на самом деле таковыми не являются. Липа и граб растут довольно быстро, и их шестидесятилетние стволы кажутся туристам древними.
Дубы – особый предмет для исследования. Крупные стволы романтики привычно называют тысячелетними, однако… Элементарный подсчёт годовых колец на срезах таких дубов, очень отрезвляет, и возвращает лириков с небес на землю.
Сосчитав годовые кольца на срезе этого «тысячелетнего» дуба, мы убедились в том, что на самом деле его возраст не превышает трёхсот лет. Причём условия жизни его в первые сто лет кардинально отличались от нынешних. Получается, что в середине девятнадцатого века произошло некое событие, в результате которого дуб резко замедлил свой рост, а позднее «выздоровел» и начал расти даже лучше прежнего. Из этого можно сделать разумное предположение о том, что изначально дерево могло расти где то в ином месте, и было принесён селем, где «оклемалось», и продолжило жизнь на новом месте. Так тоже бывает, причём довольно часто.
Но не только с помощью дендрохронологического метода датировки можно установить время зарождения жизни на Северном Кавказе. В помощь нам, и дикие лишайники, растущие на камнях.
Для справки:
Лишайники - симбиотические организмы, состоящие из 3 компонентов - микобионта (гриба), сине-зеленой водоросли и азотофиксирующей бактерии. Они широко распространены в современной биосфере во всех физико-географических зонах.
Лишайники имеют несколько экологических типов - эпилитные, т. е. растущие только на камнях, эпифитные - на растениях, некоторые виды специализируются только на костях животных, другие на металле, третьи на минералах и породах определенного состава и т.д. Кроме того, лишайники по морфологии слоевища или таллома разделяются на накипные (пленочные), корковые, чешуйчатые, листоватые и кустистые.
Лихенометрия - использование лишайников для датировки скальных поверхностей - была впервые предложена австрийским ботаником Рональдом Бешелом. Как только обнажается скальная поверхность, на нее попадают споры различных организмов. Большая их часть погибает, не встретив подходящих условий для жизни. Однако споры некоторых лишайников прорастают и образуют талломы, увеличивающиеся с каждым годом. Измеряя размеры наибольших талломов, и зная ежегодный прирост, можно построить график увеличения диаметра таллома и соответственно вычислить время обнажения скальной породы. Скорость роста различных видов лишайников различна, так, она варьирует от 0,6 до 40 мм. в год, а продолжительность их жизни варьируется от 80 до 600 лет.
Неизвестно, кто из учёных наблюдал рост лишайников в течении шестисот лет, но в общем, доверять этим цифрам вполне можно. Например, при изучении мегалитических статуй моаи на острове Пасхи, было обнаружено, что три вида лишайников на них росли со скоростью 12, 17 и 8 мм в год соответственно. Затем был измерен наибольший диаметр розеток лишайников на природной вулканической скале, и оказалось, что данные виды позволяют вычислить возраст до 800 лет.
Только вот, скорость и продолжительность их роста очень сильно отличается в зависимости от вида, и места произрастания. Только в районе работы экспедиции AISPIK 2018 известно около 80 видов различных лишайников. Объединяет их то, что большинство из них, относительно, быстрорастущие, ведь их ареал находится в теплой и влажной климатической зоне, прилегающей к субтропическому поясу.
Этому лишайнику более четырёхсот лет, при условии, что он рос в условиях арктической тундры. Но мы производили замеры на Кавказе и, соответственно, возраст подобных таллом, необходимо уменьшать сразу вдвое, если не больше.
И снова мы выходим на возраст северокавказский предгорий приблизительно в двести лет. Так что же было раньше? Вот как описывает строение Кавказа школьный учебник:
На деле, всё ещё гораздо проще. Смотрите, что мы обнаруживаем на вершинах «гор»:
Это кусок окаменевшего пласта глины, упавший сверху в ущелье. Отверстия в нём не имеют никакого отношения к деятельности человека и даже к естественной эрозии. Просто трещина прошла по тем местам, где в глине находились раковины различных видов. От них то и сохранились пустоты. Органика разложилась полностью, а створки, сами являющиеся кальциевым образованием, оставили в сердцевине застывшей глины полости. Но не только морские раковины захватил селевый поток, но и обычную гальку. Вот яркий пример горного конгломерата:
Конгломерат (латинский conglomerate - скученный, скопившийся, собранный, уплотнённый) в геологии, сцементированная грубообломочная горная порода, больше чем наполовину состоящая из окатанных обломков - галек и валунов.
Конкреции (concretio — стяжение, сгущение) — «стяжения аутигенных (хемо- или биохемогенных) минер, компонентов, ясно отличающиеся от вмещающей среды (осадка, п., почвы и т. п.) составом, формой и др. признаками и образующиеся путем разностороннего роста по субпараллельным, обычно кривым поверхностям за счет концентрации рассеянных компонентов вмещающей среды. Концентрический рост с разной скоростью и длительностью по определенным, направлениям от одного или от многочисленных центров создает многообразие размеров, форм, текстур и др. признаков К. Они отражают комплекс условий среды роста, что используется конкреционным анализом.
По составу очень разнообразны; в осадочных породах наиболее распространены конкреции некоторых карбонатных металлов, окислов Fe, Si, Mn, A1 и др., затем сульфатов и сульфидов. По размеру и условиям образования делятся на микро-, макро -. или собственно конкреции (короткий диаметр от 1 — 2 мм до 20 — 30 см, образуются гл. обр. диффузионным путем)». (А. В. Македонов).
В переводе на «понятный» язык, это те самые каменные шары, которые так волнуют сознание некоторых любителей всего загадочного и таинственного. Ничего мистического в них нет, и мы во время экспедиции обнаружили сотни таких шаров различных размеров, и тысячи следов, оставленных ими в монолитных пластах окаменевшей глины:
Кроме того, мы обнаружили сотни аммонитов (вымерших морских моллюсков), которые не успели даже окаменеть! Какие уж тут миллионы лет, и юрский период?
Встретилось и множество, хоть и окаменевших, но всё же, вполне современных нам мидий, причём на высоте более ста метров:
А вот ещё свидетельства окаменевших следов морской фауны. Это не иероглифы, нет, и не древние руны. Это следы, оставленные особым видом морского червя, роющего себе ходы в дне песчаных прибрежных отмелей. И «гребёнка» напоминающая крохотные барханы, на поверхности имеется точно такая, как на дне морей и озёр у самой кромки прибоя.
Что делают представители морской фауны и осадочные породы на вершинах Кавказа? Наука утверждает, что ранее эти вершины были дном океана Тетис, а потом дно поднялось, и вода сотню за сотней тысяч лет долго точила камень, пока не образовались глубокие ущелья.
А я говорю, что вода точила нетвёрдые горные породы, а мягкую глину, и на всё про всё ей потребовалось несколько сотен лет. Все, так называемые скалы на Северном Кавказе, представляют собой лессовидные суглинки, песчано-глинистыми, иногда карбонатные доломиты, сланцы (производные красной, белой и голубой аллювиальной глины), континентальными и морскими отложениями. Всё! Сказка закончилась.
Да, глина. Или глина с песком. И не везде полностью закристаллизовавшаяся. Во многих местах она продолжает оставаться мягкой и податливой:
Когда глина полностью окаменеет, историки расскажут нашим внукам о тяжком труде тысяч каменотёсов, вырубавших ступени бронзовыми зубилами в твердейшем скальном массиве. В точности, как нам сейчас рассказывают о том, как строились дольмены.
Статья серии Мегалиты говорят | <<< | >>> |
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Андрей Кадыкчанский обязательна.
|