Без каких-либо предисловий я хочу продолжить дальше знакомить читателя с ОИ г.Нерехты и попробовать разобраться в ней на предмет достоверности событий, описанных в книге М.Я. Диева "История города Нерехта".
Дремучие века рассматривать не будем, а вот о 17-19 веках почитаем, т.к. автор, по всей вероятности, был свидетелем происходящего, и ещё - не будем обращать особого внимания на даты:
"...кроме Тетеринского, в сёлах около Нерехты до 1760 года церкви везде были деревянные.
- В 1760 г. каменные построены в Давыдовском и Новленском;
- в 1761 г. в Семёновском,
- в 1762 г. - в Поемечье,
- в 1777г. в Марьинском,
- в 1778 г. - в Ковалёве,
- в 1781г. - в Есипове,
- в 1782г. - в Ёмсне,
- в 1793г. - в Никульском,
- в 1794г. - в Остром Конце,
- в 1795г. - в Улошпани и Княгинине,
- в 1798г. - в Григорцеве..."
До 1808 года идёт перечисление строительства церквей и везде упоминается белое железо, которым крыли крыши и купола.
В Нерехтском духовном правлении до середины 19 века, согласно ОИ, состояло 149 церквей, и постройку большой части из них относят к данному промежутку времени. Меня (не знаю, как вас) эти цифры впечатляют!
За 1980-90гг. восстановили всего 5 церквей в городе, а тут столько построили!
Это же какими ресурсами нужно обладать, чтобы обеспечить такие масштабы, да ещё и с постоянными холерами, пожарами и войнами. Я сомневаюсь в приписке к количеству - в юном возрасте я был любителем по грибы ездить на велосипеде по району, и меня тогда удивляло, что буквально при каждом, даже заброшенном, селе стоят остовы церквей.
Отойду немного от темы и вспомню разговоры со своей бабушкой, которая помнила, что с детства и до конца 70-х годов прошлого века на родовом доме под козырьком крыши висела деревянная резная табличка с датой "179(?)" год, уже сам точно не вспомню. Она очень долго сожалела, что не сняли сами её во время и не убрали в дом - кто-то украл. Вы поверите, что почти двести лет деревянная табличка могла сохраниться под крышей?! Причём саму крышу я деду помогал постоянно ремонтировать в 90-е гг., меняли доски под кровельным железом - древесина всё-таки!
Теперь применяем "инь-янь": конечно, это всё являлось восстановлением ранних построек так называемых энергоносителей, как здесь:
Эти фото, наверное, уже не "рабочих" сооружений, первое фото - точно. Видно, что железо на колокольне ободрано, окна досками заколочены, но на колодце, посмотрите, - элементы "оснастки" сохранились так же, как и на столбах ограды. Это церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, она по сей день не восстановлена, а в советские годы в ней был макаронный комбинат и Казанский собор (фото в первой части), с такими же элементами "декора", и в нём до сих пор хлебокомбинат существует. Может, не случайно в них разместили производства?
Почему ещё я выдвинул предположение о ремонте, а не о постройке храмов и церквей? Согласно М.Я. Диева, за период с 1608 года по 1838 год Нерехта горела много раз, и после пожаров случались моровые поветрия и холеры:
- 1608 год ограблена и сожжена поляками, некоторые из нерехтчан были убиты, нерехтский собор был ограблен, в том числе утратились и царские вклады. Сыпанов монастырь, заметно, за один раз с Нерехтою был сожжен со всем имением...
- в районе 1654 года во всех нерехтских окрестностях свирепствовало моровое поветрие, в Сыпановском монастыре большая часть иноков учинились жертвою заразы. В Костроме (40 км. от Нерехты) из 5556 душ, населяющих этот город, осталось в живых 1895. Через несколько потом лет значительная часть Нерехты сгорела, в том числе и Сретенский монастырь...
- 1702 год вся Нерехта сгорела, при Никольской церкви все колокола растопились... (наверное индукционную печь ИСТ-20т привезли перед пожаром? - снова шучу!)
- 1771-72гг - моровое поветрие... После которого пришлось даже общественное кладбище создавать за чертой города (интересно, а где раньше народ хоронили, или поступали как наши "братья" индусы...?)
- 1785 год - правобережная сторона города вся сгорела. Столь силён был вихорь, что брёвна несло по воздуху, также сундуки, из коих горящие вещи, особенно новины, летели, как змеи. Главы и кровли на церквах Соборной и Ильинской обгорели, на Ильинской колокольне колокола попадали...
- 1812 год, достопамятный Отечественною войною против народов Европы, доставил много любопытного и для истории Нерехты... (интересно, а почему события начала 17 века тоже не назвали Отечественною войной?)
- 1815 год - уже левобережная сторона города вся сгорела... Снова купола горели, колокола плавились и т.д., как в 1785 году.
- 1830,32,33 гг - в Нерехте свирепствовала холера, а в народе называли калерою... Это событие описано на нескольких страницах, наверное, если была бы фотография на тот момент, город выглядел пустым.
- 1838 год - с 16 на 17 сентября, во втором часу ночи половина Нерехты сгорела. Гореть начало как раз от того места, где в последний раз остановилось. Теперь на Богородицкой церкви сгорели главы... (пишут: деревянные были, вот, как спички, и вспыхивали)
- 1847 год - Кострома вся сгорела... И следом холеры, холерные поносы, неурожаи, снег в августе, картофель не растёт, а собранный в подвалах гниёт.
Меня заинтересовала глава, где рассказывается о смене моды в Нерехте, как вдруг вышли из употребления парчи и разноцветные ткани, начали употреблять шерстяные материи - что-то похолодало на Руси-матушке, пришлось даже свой суконный завод открывать.
И бумажные материи сделались дешевле, аж в 10 раз - границы, видно, также сгорели вместе с главами церквей, товар заграничный, из С.Петербурга хлынул без пошлины?! Моментов, над которыми нужно задуматься, представлено очень много, но это ведь всё только последствия какой-то катастрофы, а причина где? Моё мнение, вот она:
Вот, как описывается данное событие в книге:
"В августе 1811 года явилась с вечера на юго-востоке комета необыкновенной величины; она показывалась окном в небе, из коего пролился свет или огненная река почти до половины неба. Ходила до самого рождества Христова. Хвост или луч от ядра вниз на полунебесном своде в 90 градусов казался не менее 25 градусов. Ядро почти равнялось месяцу, в такую же меру чрезвычайно густой хвост во всю длину. Перед исходом видны были над самою головою. Ядро и хвост казались уже невелики."
А вот как описывается данное событие в газете "Известие" от 1927 года, автор Д.О. Святский:
В «Костромской Старине» (1892 г. кн. 2, стр. 54) напечатан рапорт игумена Гедеона из Унженского монастыря в консисторию, в котором он «благопочтенно рапортует»: «в минувший 1811 год, в сентябре и октябре месяцах звезда с необычайно большим и широким лучом, в одну сторону простиравшимся, часу в осьмом пополудни видима была на западе и по течению солнечному имела течение она до самого востока, где при восходе солнечном обыкновенно, как прочие звезды, так и оная с большим лучом уже скрывала свет свой».
Любопытно, что здесь комета описывается, как незаходящее светило, так как она проходила в это время близ созвездия Большой Медведицы. Еще более интересное описание этой знаменитой кометы и даже ее рисунок были сделаны каким-то наблюдателем на старинной рукописи, хранящейся в Табличной библиотеке («Русская Старина» 1877, XII, стр. 675):
1811 года с августа и по январь видима была комета во все ночи в прозрачном тумане, в изображенном ниже сего виде. Восхождение ее было с вечера от севера, вместе с прочими звездами; место же ее было пониже Семи звезд, называемых «Под Лосем»; путь ее был к востоку; сиятельный свой луч с вечера до полуночи простирала на восток; а к 3-му часу — на полдни, а перед светом — на запад, и так вместе со звездами себя скрывала, а напоследок стала от Семи звезд отставать и уже скончание ее было на юге».
На приложенном рисунке изображена комета с хвостом в виде параболы, как его изображают все наблюдатели, видевшие это светило.
Семь звезд — это, конечно, Б. Медведица или Лось. Место «Под Лосем», очевидно, соответствует группе Гончих псов. Название Лося указывает на то, что наблюдатель был /373/ житель северной части России, где так называли Б. Медведицу. По мнению бывшего владельца рукописи А. И. Артемьева, наблюдение и рисунок сделаны предыдущим владельцем рукописи Г. Потехиным.
Не совсем ясны надписи на рисунке: I — «К свету вид», II — «К полуночи второй» и III — «При восхождении третий». Быть может этим наблюдатель хотел указать на различную протяженность хвоста кометы в зависимости от часов ночи, так как на сумерках хвост, конечно, казался короче, чем к полуночи или за полночь. На рисунке указан и путь кометы, но не датировано отмеченное положение.
Мы уже писали однажды о впечатлениях современников от этой замечательной кометы (см. «Комета отечественной войны» — «Природа и Люди» №46, 1914 г.). Здесь можем прибавить, что особенно популяризировал ее в то время астроном-любитель д-р философии Ламберт и, в Дерпте, отличавшийся своей разносторонностью и общительностью, по сравнению с астрономами-академиками, которых в публике упрекали за молчание о комете.
Он сотрудничал в издававшейся тогда в Петербурге «Северной Почте» и на страницах этой газеты высказал мысль о том, что «путь, обтекаемый кометой, есть не парабола, а совершеннейший элипсис», что потом и подтвердилось — комета должна возвратиться к нам через 3065 лет.
Он же определил величину диаметра головы кометы —350 520 верст, т. е. «в 17 крат более великого Юпитера по объему» («Северная Почта» 1811 г., №№ 93, 94, 98).
Но Ламберти интересовали и вопросы метеорологии, в особенности атмосферное электричество. В той же «Северной Почте» за 1813 г. он поместил большой трактат «О громовых отводах» (№№ 62 — 74), а в 1815 г., живя уже в Могилеве, корреспондирует оттуда о наблюдении «в Гомеле в доме графа Н. П. Румянцева» появившейся в мае кометы и рассуждает о физической природе комет следующим образом: «туманную оболочку кометы признаю я настоящею ее электрическою сферою, которая есть однородна с Солнцем, а непостижимое свойство хвоста ее представляю я себе за отражение сего электричества».
По мнению Ламберти, «электричество атмосферы ее может извлечь чрезвычайно большое количество тепло-твора из нашей атмосферы и тем охладить наш воздух»). Этим Ламберти был склонен объяснить холодную погоду лета 1815 и зимы 1812 гг.
Данное событие привело к полному или частичному уничтожению стратегических ресурсов той территории планеты, которую комета "зацепила" своим хвостом, а точнее, наша планета, двигаясь по своей орбите, попала в хвост, состоящий из ледяной пыли, пролетевшей мимо кометы, и "увлекла" за собой его часть. Или же наши предки первый этаж строили прямо в землю?
Это дом купца Дьяконова и Богадельня с детским приютом, построенная теми же купцами. Я заходил в детстве в этот дом (приют) - на 1й этаж по лестнице вниз спускаешься. ОИ гласит, что внизу кухня раньше была и прачка, вот в землю и закопали. А в доме Дьяконова в советские годы дом пионеров находился, там функционировали различные кружки для детей, конкурсы самодеятельности проходили и т.д. - обычный дом, только первый этаж наполовину в земле. После проходивших мероприятий в нём я заходил потом к бабушке, а её дом рядом на этой же улице стоит. Она так и спрашивала: "от Дьяконовых идёшь?". Приют называла "коммуной", т.к. раньше, наверное, в нём коммуной жили? (это уже я сам себе задаю вопрос, не спросил ранее у бабушки).
На этом фото один из памятников Европы, построенных в честь "небесных нечистот". Кстати, в книге М.Я Диева есть косвенные подтверждения подземным этажам:
"Из каменных отделанных домов доселе половина стоят с улицы неоштукатуренными. Около 12 пожарных деревянных домов вновь отделаны на каменных фундаментах с устроением тут себе нижнего жилья, чего до того в Нерехте не было; большею частию сии жилья низки, подобны землянкам, иные от земли на аршин".
Так он описывает восстановление сгоревших домов после пожара. А по факту, кирпичные дома завалило этой жижой, как минимум, до половины первого этажа, вот хозяева и решили второй этаж бревенчатым сделать, а временно проживали в так называемом подвале.
Лес плавал и валялся по всей округе, нужно было его только собирать и очищать от грязи, благо топоры и пилы у населения сохранились.
Теперь вернёмся к новым крышам на зданиях и куполам на храмах. Конечно же, большинство крыш продавило массой грязи, падающей с небес, и купола так же, а в добавок от возникавших электрических разрядов атмосферы, т.е. молний, бивших в купола церквей и колоколен, состоящих полностью из металлических элементов. А люд после случившейся катастрофы стал вымирать, от той же самой холеры и разного рода чумы. Ведь с продуктами питания стало очень сложно, урожаев нет, скотину кормить нечем, нужно её резать и сохранять, а как? Соляные колодцы поляки ведь сожгли или всё-таки их завалило жижой, а восстановить не дали? А как и кто не дал?
Читаем книгу М.Я. Диева, как после последнего пожара Александр I "помог":
"На постройку и возобновление повреждённых пожаров домов в сём городе отпустить тамошним жителям в ссуду сто тысяч рублей, назначив половину оных из Государственного казначейства, а остальное количество из находящегося в ведении министерства внутренних дел вспомогательного капитала. Возврат ссуды расположить на 10 лет так, чтобы по истечении первых двух лет она оплачиваема была заёмщиками в последующие восемь лет по равной части каждогодно, без платежа процентов. Возврат ссуды между погоревшими поручить учреждённому на месте комитету, которому поставить в обязанности...." "Милости истинно Царя-Отца!"
Здорово, благодетель ты наш! Кстати, вот в чём заключалась беспроцентная ссуда, читаем дальше:
"В августе 1839 года повсеместно вышел из употребления лаж на деньги... (лажем называется отклонение цены единицы денежного актива, от некоторого базового значения, выраженной в количестве другого актива, в частности лажем называется накидка на цену золота, серебра...) , что достойно внесения в историю Нерехты, потому что в редких городах лаж так возвышался, как в Нерехте..."
Далее в тексте книги приведены курсы обмена серебренных и медных монет на ассигнации, существовавшие ранее (я думаю до катастрофы). Оно и понятно, кому нужны были необеспеченные, по всей вероятности, ничем бумажные ассигнации Российской Империи? Сейчас бы так к валюте другой уже "амперии" относились! Существовал обменный курс или просто гос.пошлина на ассигнации и товары (я ранее упоминал про бумажные материи).
До произошедшей катастрофы данная территория Поволжья имела тесные торгово-экономические отношения с Российской Империей, т.е. границы как таковой не существовало, а политическим центром являлась Москва. Территории, находившееся ещё восточней от Волги, имели политический центр где-то в Сибири. Конечно же, и земли Российской Империи попали под "хвост" кометы, но ресурсов у неё было многократно больше для восстановления.
Какой год на дворе был во время катастрофы? Сложно сказать. Наверно, правильней будет спросить, сколько лет назад происходили эти события. Возможно, в Российской Империи был i780-90гг от Рождества Христова, к которым на тот момент уже накинули лет 700, а после и 19 век удлинили в два раза. На территории восточнее - 7 тыс. какой-то? (только лет, а не годов!).
События начала 17 и 19 веков ОИ являются одним происшествием, только интерпретируются по-разному и вытянуты во временном отрезке. После смерти законного представителя династии Рюриковичей Бориса Годунова, случившейся после катастрофы, за освободившийся престол началась настоящая война с участием наследника той же династии, но посредством профинансированной "цветной революции" со стороны родственников вот этого "товарища" в красной мантии, на трон были посажены Романовы, а спустя определённый срок настало время отдавать долги, не только посаженной на трон "династии", но и обычным гражданам.
Вернёмся снова к М.Я. Диеву:
"Осенью 1844 года у неплательщиков ссуды, высочайше пожалованной на пожарных нерехчан, по распоряжению министра внутренних дел описывали движимое имение; прислан отряд солдат, шестеро стоят в домах у неплательщиков с барабаном и трубою. Музыка не умолкала и в полночь. Город обеднел до такой степени с 1820 года, что, не смотря на неизречённые щедроты Монарха-Отца, после пожара 1838 года многие дворовые места доселе лежат пустыми..."
Таким вот образом Гольдштейн-Готторопы становились Романовыми, "финансовая помощь" центра из С.Петербурга обернулась политической зависимостью, а вскоре и полным захватом власти.
"В сентябре 1840 года пришли в Костромскую губернию стоять полки, чего не бывало от исхода 18 века: в Костромской уезд -Суздальский, в Галичский - Владимирский, в Нерехотский - Егерский Его Императорского Высочества Михаила Павловича, а в Кинешемский - Углицкий. Штаб Егерского полка зиму 1840-1841 года стоял в Нерехте, а зиму 1841-1842г в Плесе. Весною 1841 года Егерский полк из Нерехотского уезда выходил работать в Гороховец на большую дорогу - шоссе, идущее из Москвы в Нижний Новгород, возвратился к 1 октября. Весною 1842 года все четыре полка вышли работать канал из Волги в Москву-реку в Клинском уезде...." и т.д.
Всю эту многотысячную ораву обязали содержать, т.е. кормить и обеспечивать жильём, за счёт местного населения и городских бюджетов, которые и так были в долгах. Что за сброд подразумевался под "полками"? Да те же французы, попавшие в аналогичную кабалу, а названия полкам, чтоб не долго думать, дали в честь соседних уездов. Вспоминаем деда Алексея и рассказ про его деда-каменщика с французами - он их ведь тогда назвал пленными.
Я думаю читателю не сложно посчитать, в каком году молодой дед деда Алексея помогал "французам" "Варвару" ремонтировать, если сам дед Алексей был 1908 года рождения.
Ну, всяко не в 1813-14!
В книге М.Я. Диева также есть упоминание о военнопленных европейцах в 1812 году:
"Несколько сот пленных, начиная с зимы 1812 по июнь 1814 года, в Нерехте расставлено по домам. Офицеры же числом 25, стояли в корпусе старых присутственных мест. Сначала офицеры занимали лучшие квартиры в частных домах, но в одно место перепросились по неудовольствиях; их в Нерехту привезли на обывательских подводах, так отправились и домой. Всего было смешнее смотреть на разнородную смесь пленных: один француз, другой цесариец, тот поляк,а этот итальянец; один не понимал другого..."
Правильно, кому нужна территория без действующей инфраструктуры? Не будет же захватчик кормить население за свой счёт!
А для усмирения и подчинения нужна религия. Да "легко"! Уже придумана и опробована, нужно только "посеять" её на почву православия.
Роспись храма Воскресения Христова (Варвара Великомученница), его расписали после ремонта во 2-й половине 19 века, а в 21 веке росписи восстановили.
А следующая фреска - из храма Троицы Живоначальной в Ёмсне Нерехтского района:
Само здание восстановили в 19 веке, на куполах - то же самое железо и тот же способ покрытия, что на старых фотографиях ранее, только железо уже не белое, а от времени потемнело, но заметьте, даже нигде не проржавело.
Ресурсов на ремонт снаружи хватило, а внутри оставили, как было. "Стёпка Воротилов себе на карман заныкал", кто поедет в деревню проверять?!
Статья серии Cоль земли | <<< | >>> |
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Георгий_К обязательна.
|