В Предыдущей части я сказал, что разгульно себя вести разрешалось лишь в период прохождения святочного (не обязательно зимнего) Обряда, который длился не один день, в остальное время - никаких матов, похоти, хулиганств (в идеале).
Приведу пример из книги Арнольда ван Геннепа "Обряды перехода", хоть он и не про наши Святки, но вы сами проведите аналогию со святочно-купальским разгулом "нечисти":
"На протяжении всего испытательного срока обычные связи как хозяйственные, так и правовые видоизменяются, иногда даже явно нарушаются. Посвящаемые находятся вне общества, общество не властно над ними, и тем не менее важно, что их персоны являются, в сущности, сакральными и священными, следовательно, они неприкосновенны, опасны, вероятно, так же как боги. Таким образом, с одной стороны, табу, как негативные обряды, воздвигают барьер между посвящаемыми и обществом в целом, а с другой — у общества нет защиты от действий посвящаемых. Этим проще всего объяснить явление, обнаруженное у очень многих народов и оставшееся непонятым многими наблюдателями. Оно заключается в том, что во время испытательного срока посвящаемые могут безнаказанно воровать и грабить, угощаться, обогащаться за счет сообщества. Приведу два примера. В Либерии, когда молодых ваи обучают политическим и правовым обычаям своего народа, "их воровство не воспринимается как правонарушение, молодежь под руководством своих наставников совершает ночные нападения на соседние деревни и хитростью или силой присваивает все, что может пригодиться (рис, бананы, куры и другие припасы), и относит в священный лес (несмотря на то что на их плантациях есть все необходимое ). На островах Архипелага Бисмарка члены обществ дук-дук и ингиет во время церемоний инициации могут вволю обворовывать дома и плантации, но стараются не трогать имущество других членов тайного общества. Впрочем, эти поборы там, как и в Меланезии, приняли форму принудительных взносов в местной монете.
Почти повсеместное распространение описанных здесь порядков достаточно известно, но, чтобы понять их механизм, следует напомнить, что общая распущенность, временное прекращение общественной жизни в равной мере отмечают междуцарствие и промежуточный период между предварительными и окончательными похоронами. Тем же может объясняться — по крайней мере, частично — сексуальная распущенность, которая наблюдается у некоторых народов в период между помолвкой и окончанием свадебных церемоний. Она заключается в возможности для мужчины присвоить себе женщину (например, в Австралии и других местах). И хотя временное прекращение действия обычных правил поведения не всегда приводит к таким эксцессам, тем не менее оно составляет существенный элемент промежуточных периодов".
Сравните всё это со святочным хулиганством ряженой молодежи. Почему-то его стараются замалчивать или говорить о нем в светлых тонах, мол, невинное баловство. Ну, не принято у нас "веселые деревенские традиции" рассматривать реально, всё-то их в сказочные детские формы облекают. Мол, это европейцы - моральные отщепенцы, греки - извращенцы, аборигены - дикари, а у нас-то всё это просто "забавы" ради, несерьезно, ребячески. Русская белая рубаха должна оставаться незапачканной...
Впрочем, возможно, в 19-20 веках всё и свелось к невинным шалостям, но корни этого явно посерьезней будут. Сами посудите, как это могло выглядеть изначально, если, например, те же молодежные "Субботки" (вечерники) вошли в историю католически настроенной Европы как "Шабаши" ведьм...
Ну, а название Святок "Страшные дни", "Собачьи дни", "Волчьи дни" говорят сами за себя. Еще бы! Толпы ряженных в шкуры и маски юношей колобродят по деревне, переворачивают вещи, громят дворы, воруют кур... Всё это зафиксировано фольклористами, как и то, что это стариками не возбранялось делать. Всё ровно так же, как у вышеперечисленных "дикарей".
А что... зря что ли у нас "Собака" с "Варварами" и "Дикарями" ассоциировалась (см. часть 1)? Вот они, собачьи дни - один разгул "нечисти" на улицах... Сакральный. Ведь это лишь часть обряда. Недаром же эту ряженую толпу в народе назвали колдунами-волхвами-славителями, а церковь дала им колоритное имя "язычники" (hǣþen).
"У скандинавских и германских племен отправлялись на Р. X. готские игры под другими названиями. В Саксонии они известны под именем Рупертовых слуг. В продолжение 12 дней Рождества Христова они одевались в звериные шкуры, натирали лицо сажею, украшали голову рогами, во рту носили раскаленные уголья и бегали по улицам с криком, пением, и плясали под музыку. В других местах проводили канун Р. X. в чувственном пресыщении и пении Стыдливых песен...
В Римско-Католической церкви существовало празднество под именем декабрьской вольности (libertas decembrica): она дозволяла епископам и всему духовенству пировать, плясать и бегать в личинах (масках). Во Франции долгое время совершался праздник дураков, который приходился в иных местах в день Обрезания Господня, в других в день Богоявления, а в иных в день избиения младенцев. Он состоял в том, что духовенство, избрав среди себя папу, архиепископа и епископа, провожало их с великолепием в церковь. Избранного папу называли папою дураков. Во время священнодействия они плясали в женских шутовских одеждах; надевали на себя личины страшные, облекались в шкуры зверей; пели постыдные песни, ели на алтаре жирную пищу (offa pinguis), скакали и бегали в исступлении по храмам, играли на алтаре в шашки, жгли вместо ладана кожу из старых своих башмаков, совершали непристойные телодвижения и кривлянья. Неуважение к папе было поводом к учреждению этого праздника. Парижский собор два раза запрещал такое бесчинство (1212 и 1444 гг.), но никак не мог, пока просвещение не смягчило нравы, что продолжалось до XVI века. Петр I, выставляя всенародно злоупотребления духовенства в наряживании и потехах, хотел вдруг истребить слепую к нему преданность...
Накануне Р. X., Василия Великого, Богоявления и Св. Иоанна мужчины и женщины сходились ночью, пели, играли и плясали. В Троицкую субботу плакали, вопили и глумили на кладбищах, прыгали, били в ладоши и пели сатанинские песни. В утро Великого четверга жгли солому и кликали мертвых, а священники клали у престола соль и лечили ею недужных; лживые пророки бегали из села в село нагие, босые, с распущенными волосами, тряслись, падали на землю и баснословили о небесных видениях; скоморохи шатались по деревням; мужчины и женщины мылись по какому-то обряду в одних банях и, что всего мерзостнее, впадали в содомский грех (Терещенко А.В. Быт русского народа, 1848).
Ну, не знакомы были светские фольклористы 19 века с таким явлением как "шаманизм", принципы которого официально оформили только в середине века 20-го, потому и казалось им всё это "сатанизмом, баснословием, исступлением". А в то же время видно (и не только здесь, а вообще по всему нашему и не нашему фольклору): то, что у малых народов Евразии, считается уделом какого-то одного типа людей - шаманов, в старой Европе было ОБЫКНОВЕНИЕМ для каждой семьи. Собирая всё, что я понаписал на Тарт-арии.инфо, можно смело говорить, что "шаманом" (он же Кам, он же Cham, он же Хан? Не даром же Один, принесший сибирские воззрения в Скандинавию, был и вождем, и шаманом одновременно) НА ВРЕМЯ святок становился каждый юноша раз в жизни. Это было необходимым условием для принятия наследия Рода (не семьи!) от духов ("дедов") и становления настоящим "арием". Полученные от этого действия знания будущий муж, отец, князь использовал в течение всей жизни, выстраивая её согласно, скажем так, "курганному видению" (служа "Божьему замыслу", то бишь будучи "рабом Божьим"). Со временем это осталось жить только лишь в святочных забавах, но осталось весьма уверенно и почти неприкрыто. Так что весьма подозрительными кажутся попытки фольклористов увести мысль от этого к иным выводам. Самое интересное, что и христианские обряды, и символы вторят этой же идее, но интерпретируются против всякой логики в ином русле. В общем, низкий поклон всем за сохранённый материал, но пощёчину за подмену понятий.
Однако вернёмся к нашим баранам, а точнее собакам. Напомню выдержку из статьи Б.А. Успенского, которую я приводил в первой части:
"Представление о нечистоте пса находит отражение в южно-славянском восприятии "нечистых" дней как "песьих". Именно так, в частности, называются у сербов Святки… а также восприятие Васильева дня как праздника пса; это согласуется с такими южнославянскими наименованиями святок, как болг. "нечисти дни, погани дни, мрьски дни, некрестени дни" или серб.-хорв. "некрштени дани". Точно так же вторник и среда на русальной неделе называются у сербов, соотвественно" пасjи уторак и пасjа среда… Восприятие нечистого времени как "песьих" дней в косвенной форме прослеживается и у болгар (при том, что у болгар более употребительно наименование "волчьих" дней - ввиду обычной ассоциации собаки и волка, можно предположить, что "волчьи" дни и "песьи" дни отражают одни и те же мифологические представления)…"
Что ж, самым знаменитым "волчьим" праздником в Европе являлись римские Луперкалии (от "lupus" — "волк"). Нам от них достался лишь тусклый призрак в виде "Дня святого Валентина" и сказки "Красная шапочка" со Святой Бриггитой в главной роли, а вообще это был очередной аналог Святок (по сути, единственного праздника древности, вне зависимости от его времени проведения).
Луперкалии
Когда говорят, что история древних Рима и Греции вымышлена, я не против, однако фольклорные данные, которые нам предоставляют именно эти исторические образования, весьма полезны и лично у меня не вызывают нареканий. То есть даже если Античности такой, какой нам ее рисуют, не существовало, античная культура, искаженная трудами историков, просто не может быть вычеркнута из памяти человечества, поскольку очень хорошо в своих символах (а не их многочисленных интерпретациях) демонстрирует нам основы древней цивилизации. Весьма шаманские (очень условно, так как лучшего термина не могу пока подобрать), опять же, основы, как и славянская культура. В общем, с тем, что всё в фольклоре было не так, как написано, - согласен; с тем, что всё написанное - чья-то фантазия, - не соглашусь никогда. Античная символика - это кладезь, библиотека и музей працивилизации, просто её надо читать между строк, используя в качестве ключей богатый славянский материал 19 века (как и славянский материал нельзя рассматривать отдельно от античного и европейского). А если к этой связке добавить данные по шаманизму, добытые в 20-м веке, то картина становится весьма чёткой. Ни одна из этих культур не является истинной, это лишь ветви, которые разрослись под обильными дождями исторической науки; а нам нужен если не корень этого древа, то хотя бы крепкий ствол. Поэтому и ответы я ищу там, где эти ветви сходятся, откуда они растут. А там, поверьте, всё намного интереснее.
Итак, Луперкалии. Если открыть Википедию, то сразу попадаешь в капкан:
"Луперкалии — один из древнейших римских праздников, пастушеский праздник очищения и плодородия в честь бога Луперка (лат. Lupercus), который отождествлялся с Фавном".
Вот просто берёте воображаемые спички и сжигаете к чертям подобные заявления, чтобы не укоренялись в ваших мыслях... Когда всё прогорит и истлеет, останутся лишь "драгоценности", не поддающиеся уничтожению - символы, намёки. Здесь их три: Луперк, Фавн, Урожай. Каждый из них имеет свои толкования в энциклопедиях, и ни одно из них не является истиной. ЭТО ПРОСТО ДОГАДКИ, ДОМЫСЛЫ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ... ну, и откровенные ВЫДУМКИ там, где остались пробелы. Читаем дальше:
"Одной из культовых функций Луперкалий было отвращение от стад волков. Возможно, Луперк представляет собой реликт древнего культа волка, позднее слившегося с поклонением Фавну. Некоторые источники возводят Луперкалии к древнегреческому богу Пану, приписывая их учреждение легендарному Эвандру".
Новых символов нет: Луперк-волк и Фавн-Пан. Тут культурологи уже попали в тупик, не понимая, как козёл-Пан связан с волком-Луперком. Ведь козёл - это козёл, а волк - это волк. Два якобы противоположных символа. Ну, ей-богу, будто сказок про оборотней никогда не слышали!
По сути, все наши знания о Луперкалиях и прочих праздниках Рима выходят из произведения Овидия "Фасты". Есть и другие свидетельства, но у Овидия - база. Пожалуй, почитаем (с сокращениями):
"Третья заря после ид обнажившихся видит луперков,
Фавна двурогого тут священнодействием чтят...
Пана, хранителя стад, почитали в Аркадии древней,
Он появляется там часто на горных хребтах...
Пан был скота божеством, Пан был там коней покровитель,
Пан и дары получал за охраненье овец...А почему этот Фавн особливо не любит одежды,
Это тебе объяснит древний забавный рассказ.
В юности как-то герой тиринфский шел с госпожою;
Фавн их увидел вдвоем, глядя с высокой горы,
И, разгоревшись, сказал: «Убирайтесь вы, горные нимфы,
Мне не до вас, а ее пламенно я полюблю».
Шла меонийка, власы благовонные с плеч распустивши,
И украшал ее грудь яркий убор золотой;
Зонтик ее золотой защищал от палящего солнца,
Зонтик, который держал мощный Амфитрионид.
К Вакховой роще она подошла, к виноградникам Тмола,
А уж на темном коне Геспер росистый скакал.
Входит царица в пещеру со сводом из туфа и пемзы,
Где у порога журчал весело свежий родник,
И, пока слуги еду и вино готовили к пиру,
В платье свое наряжать стала Алкида она.
Туникой тонкою он, в гетульский окрашенной пурпур,
Был облачен и надел пояс царицы своей...
Ей же дубина его достается и львиная шкура,
Ей достается колчан, легкими стрелами полн.
Так и пируют они, а после того засыпают
Порознь, но ложа свои рядышком стелют себе,
Чтобы достойно почтить создателя лоз виноградных
В праздник и чистыми быть при наступлении дня.
Полночь настала. На что не пойдет неуемная похоть?
В сумраке крадучись, Фавн к влажной пещере пришел
И, лишь увидел, что спит опьяненная спутников свита,
Он понадеялся тут, что господа тоже спят.
Входит, туда и сюда пробираяся, дерзкий любовник,
И осторожной рукой щупает, что впереди...
Мягкие, это его и завлекает в обман.
Всходит на эту постель, расправляет на ней свое тело
И напрягает, как рог, страстную жилу свою.
Вот задирает и тунику он с лежащего тела,
Но оказались под ней ноги в густых волосах.
Дальше полез он, но тут герой тиринфский ударом
Сбросил его, он упал с ложа высокого вниз,
Грохот раздался, рабы всполошились, царица-лидянка
Требует света, и все факелом освещено.
Фавн вопит, тяжело свалившись с высокого ложа,
Еле он тело свое поднял с холодной земли.
Расхохотался Алкид, увидя, как он растянулся,
Расхохоталась и та, ради которой он шел.
Платьем обманутый бог невзлюбил обманного платья,
Вот и зовет он теперь к празднеству голый народ...Спросишь, откуда идет название места Луперкаль
И отчего по нему назван и праздничный день?
Сильвией дети на свет рождены были, жрицею Весты,
Богу, а в Альбе тогда царствовал дядя ее.
Царь повелел в реке утопить обоих младенцев.
Что ты, безумец! Из них Ромулом станет один.
Скорбный исполнить приказ отправляются нехотя слуги,
Плачут они, близнецов в гибели место неся...
Тотчас, взглянув на детей, так восклицает один:
«О, как похожи они друг на друга! Как оба прекрасны!...
Вместе вы родились и вместе вы на смерть идете...
Полый ковчег с детьми речная вода поддержала.
О, каковую судьбу крыл этот жалкий челнок!
В тине застрявший ковчег, к дремучему лесу прибитый,
При убывавшей воде сел потихоньку на мель.
Было там дерево, пень которого цел и доселе:
Румина это, она Ромула фигой была.
С выменем полным пришла к близнецам несчастным волчица:
Чудо? Как мог дикий зверь не повредить малышам?
Не повредить, это что! Помогла и вскормила волчица
Тех, кто родными на смерть верную был обречен.
Остановилась она и хвостом завиляла младенцам,
Нежно своим языком их облизавши тела.
Видно в них Марса сынов: они тянутся к вымени смело
Оба, сосут молоко, что назначалось не им.
Лупа-волчица дала месту этому имя Луперкаль:
Мамке в великую честь было ее молоко.
(А по Аркадской горе запретно ль назвать нам луперков?
Ведь и в Аркадии есть Фавна Ликейского храм!)...Было ведь некогда так, что редко женам случалось
В чреве своем ощутить брачный супругу залог.
«Что мне в том, — Ромул вскричал, — что похитили мы сабинянок, —
(Ромул в те времена скипетром царским владел), —
Если насилье мое войну, а не силы дало мне?
Лучше уж было б совсем нам этих снох не иметь»
Под Эсквилинским холмом нерушимая долгие годы,
Свято хранимая там, роща Юноны была.
Только туда пришли совместно жены с мужьями,
Только склонились они, став на колени в мольбе,
Как зашумели в лесу внезапно вершины деревьев
И, к изумлению всех, голос богини сказал:
«Да воплотится козел священный в матрон италийских!»
Замерли все, услыхав этот таинственный зов.
Авгур там был (но имя его давно позабыто,
Он из Этрусской земли — прибыл изгнанником в Рим),
Он закалает козла, а женщины все по приказу
Клочьями кожи его дали себя ударять,
А как в десятый черед обновил рога свои месяц —
Каждый муж стал отцом, матерью стала жена.
Слава Луцине! Она святую прославила рощу,
Где она каждой жене матерью стать помогла.
Милостиво пощади беременных жен ты, Луцина,
И безболезненно в срок дай им детей приносить".
Символы-символы-символы... Да такие, что и писать обо всем в одной статье тяжеловато, ибо не люблю я говорить скомкано, без примеров, скача от одного к другому. Поэтому держите в голове, что по каждому представленному символу можно и нужно говорить отдельно, а здесь - просто дайджест конкретно в контексте одной темы.
Как видите, текст состоит из трех частей (хотя на самом деле четырех, но я один вырезал):
1 - Конфуз Фавна
2 - Римская волчица
3 - Проклятие сабинянок
Каждый из этих эпизодов рассказывает нам об атрибутах Луперкалий, и видно, что человек под псевдонимом "Овидий" хоть и рассказывает нам об истоках праздника, на деле "плавает" в теме... Или же очень хорошо шифрует, чтобы напрямую не говорить, ибо запихнуть столько подсказок для "посвещенных", выдав их за несерьезные байки, может только опытный сказитель. Давайте разберем их.
Конфуз Фавна
Первый эпизод говорит нам о Святках практически напрямую. Тут есть все элементы святок:
"К Вакховой роще она подошла, к виноградникам Тмола"
Вакх, он же Дионис, - это про греческий театр, народный рождественский вертеп, славянским святочным песням типа "Виноградье" и традицию ряжения (подробнее - в статье о халдеях).
"уж на темном коне Геспер росистый скакал"
Строка отсылает нас к Гесперу - вечерней (на темном коне) звезде, то бишь Венере. Венера - это персонификация Зари (которая и вечерняя и утренняя), и поминают ее в святочных традициях тем, что не садятся пировать "до первой звезды" (подробнее - в статье о Еве)
"Входит царица в пещеру со сводом из туфа и пемзы"
Ну, конечно же, пещера... Еще один чисто женский символ "Евы" и Кургана-утробы.
Чтобы картина стала чуточку шире, надо понимать, о какой царице говорит Овидий. Это Омфала, чьё имя прямо-таки тыкает в прообраз всех этих курганов и Ев - Мировую гору, ибо "ὀμφαλός" - это пуп, то бишь "пуп Земли". В мифологии Омфалы это подтверждается тем, что её первым супругом была гора Тмол. Ну, и отцом Омфалы считается некий Иардан (Ἰάρδανος), которого наши тут же сделали "богом реки", и тут к бабке не ходи, чтобы понять, что это тот же Иордан, тот же Эридан и та же святочная Иордань - прорубь, в которую окунаются на Крещение. Вам будет очень полезно прочитать ВОТ ЭТУ СТАТЬЮ на данную тему. Когда-нибудь я расскажу вам эту тему подробно, а не намёками.
К Иордану нас подводит и следующая деталь про Пещеру Омфалы (во всех смыслах, не стесняйтесь):
"Где у порога журчал весело свежий родник"
Далее мы видим отсылку к пиру - "щедрая" часть святок, обязательная на Рождество по всей Европе и Америке:
"И, пока слуги еду и вино готовили к пиру"
Без пира - никуда. Эти пиры вошли в историю как "кровавые жертвоприношения"... Представляете, сидим мы такие около телевизора, пируем, смотрим новогоднюю речь Президента, а через 100 лет в учебниках истории будет говориться о жертвоприношениях и священных возлияниях в честь бога Пу... Я, конечно, утрирую, в жертвоприношениях больше смысла, но идем дальше.
"В платье свое наряжать стала Алкида она.
Туникой тонкою он, в гетульский окрашенной пурпур,
Был облачен и надел пояс царицы своей…
Ей же дубина его достается и львиная шкура"
Вот это, пожалуй, самая главная часть. Фольклористы не смогли понять сего действия и просто оставили, как есть. Феминистки и все, кто им пытается угодить, тут же заговорили о "культе великой богини", "матриархате" и прочей чепухе. Кто-то говорит, что знаменитый герой просто по уши влюбился и растерял всю свою мужественность, пытаясь размышлять О МИФЕ с бытовой точки зрения... А мы с вами в этом месте делаем так:
И вспоминаем, что переодевание мужчины в женщину, а женщины в мужчину - ТИПИЧНОЕ святочное действие, один из видов РЯЖЕНИЯ. Об этом говорится почти в каждой книге по фольклору славян. Помимо этого молодежь одевалась стариками, люди одевались в животных. Но чаще и проще всего было не мастерить костюмы, а просто надеть на себя платье сестры. Но нет же, мы лучше придумаем "унижение героя", "матриархат древних богинь" и прочую ересь, чем обратимся к самому знаменитому праздничному действу по всему миру, известному ныне как Карнавал.
Кстати говоря, если вы не поняли, о каком герое идет речь, то отвечу - о Геракле. Львиная шкура - его главный атрибут, и у меня на днях тут инсайт случился о ней, но я пока не готов вам об этом рассказывать. Напомню, что "Геракл" по-русски читается как "Ярослав", и это ставит его в особенный статус прошедшего или проходящего инициацию-крещение юноши. Судя по тому, что в данном отрывке он принимает участие в святочном обряде ряжения на кургане-Омфале над Иорданью с последующим пиром, то он-то как раз и проходит своё "крещение"... Но Овидию не до этого, его больше увлекает пикантная сцена, как Фавн перепутал Геракла с Омфалой в своей похоти. Фраза о нём "платьем обманутый бог" всё-таки еще раз нас тыкает носом в ряжение.
Но Фавн тут совсем неспроста, как и неспроста его интерес, получается, к Гераклу. Ведь если рассматривать не сюжет, а связи символов, то Фавн ничего не путал, ведь Омфалы как личности там просто нет, и Геракл - тот, ради которого всё действие совершается.
Тут надо понимать, кто такой Фавн. Не вдаваясь в подробности, скажу, что главная его функция - вещать будущее. То есть Фавн - это Оракул, вокруг которого и вертится весь святочный обряд получения ОТКРОВЕНИЯ (слово буквально описывает смысл всех этих бесконечных змееборческих мифов). Поэтому весь сюжет сводится к тому, что ряженый Геракл получает видение в вещей утробе-кургане. Всё!
Проклятие сабинянок
Вдогонку к первому эпизоду разберём третий. Похищение сабинянок является мифологическим и как бы историческим фактом. Вот как его описывает Википедия:
"По рассказам римских историков, Рим был заселён одними только мужчинами; соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедное население Рима. Тогда Ромул устроил праздник консуалий и пригласил соседей. Те явились со своими семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных и похитили у них девушек. Возмущённые соседи начали войну. Римляне разбили латинян, напавших на Рим. В эту решительную минуту сабинские женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям и имеющие от них детей, с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражавшимися и стали умолять их прекратить битву. Сабиняне согласились, и был заключён вечный мир, по которому два народа соединились в одно государство под верховным главенством Тита Тация и Ромула".
Сказка, достойная Рима, не претендую на её разоблачение, но перетяну одеяло на себя. Похищение или умыкание дев - типичный сватовской обряд (привет "Дню святого Валентина"), являющийся частью святок или его летнего аналога - майского или купальского праздника. От него нам досталось только похищение туфельки во время свадебного пира. "Варварское" умыкание дев и обрядовая "война" - это типичный сюжет, разросшийся в эпосах до полноценных войн, как в случае с сабинянками или разбираемыми мною в отдельной статье кентаврами.
Священнодействие Фавна совершается в роще Юноны - олицетворения как раз того возраста и того периода, когда совершается Обряд (с последующей свадьбой или уходом в новые земли). Само имя "Геракл" содержит в себе корень "Ярь" (он же "Эрос"), характеризующий состояние "вдохновленного" молодого человека, который мы и наблюдаем у "гневной" "Геры" (расскажу о ней с шаманской точки зрения как-нибудь, если вам это будет интересно), аналогом которой является римская Юнона. В имени "Юнона" содержится "юный" корень; другими словами "Юнона" и "Гера" - два разных слова с собственными смыслами, но описывающих одно и то же состояние молодого человека (ЮНОшу или ГЕРоя).
"Как зашумели в лесу внезапно вершины деревьев
И, к изумлению всех, голос богини сказал:
"Да воплотится козел священный в матрон италийских!"
Знаете, тут прям так и напрашивается наша святочная колядка во время вождения Козы: "Где коза ходит, там жито родит". Коза - это и есть внешность Фавна, а так же это...
"А женщины все по приказу
Клочьями кожи его дали себя ударять,
А как в десятый черед обновил рога свои месяц —
Каждый муж стал отцом, матерью стала жена".
... прямой символ, который я разбирал в статье про корень "Каз", где "Коза" и "Кожа" - однокоренные слова, потому и святочной "Козой" называли не конкретную козу, а лишь ряженую оболочку - ШКУРУ (сравните с якобы этрусским "scurra", которым латины называли шутов, то бишь тех же ряженых. А вы думали, что Фавн просто так здесь столь комически выставлен?). Воспоминание об этом осталось в античной традиции закалывать КОЗЛА перед ТЕАТРАЛЬНЫМ представлением. Интерпретация так себе, конечно, но основные синонимичные друг другу символы (театр, коза = ряжение) остались. В греческих легендах есть и другие отсылы к Козе-Коже, например, в легенде об Аполлоне и сатире Марсии, оканчивающейся сдиранием козлиной шкуры и повешением ее на сосне или особой любви Пана к сосне (кто у нас там "новогоднее" дерево-то?). Как и в нашей сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку мальчик обращается именно в козленочка - этим словом шифруется оболочка. Облекание в неё или, другими словами, ОБОРАЧИВАНИЕ - и есть ряжение. То есть ряженые - это ОБОРОТНИ. Еще их назвали ОКРУТНИКАМИ или ВОЛХВАМИ (именно так! даже не высказывайтесь по этому поводу в комментариях, невежды).
Потому-то и осталось в памяти сочетание ЛУПЕРКА и ФАВНА, волка и козы, оборотничества и ряжения. О связи колдунов (ведьм - "вещиц") и оборотничества много данных у А.Н. Афанасьева:
"Колдуны рыщут волками обыкновенно по ночам..., днем же снова воспринимают человеческие формы; они состоят в близких сношениях с нечистыми духами, и самое превращение их в волков совершается при помощи дьявольской... Ночью является злой дух к нечестивой бабе, приносит волчью шкуру и приказывает надеть ее; как скоро баба облечется в этот наряд – в ту же минуту совершается превращение, и вслед за тем она получает все волчьи привычки и желания. С той поры она всякую ночь рыщет прожорливой волчицею и наносит людям и животным страшный вред, а с утренним рассветом снимает с себя волчью шкуру, тщательно прячет ее и принимает свой прежний человеческий образ. Раз кто-то забрел в пещеру, в которой была спрятана волчья шкура; он тут же развел огонь и бросил в него шкуру. Вдруг с жалобным воплем прибегает баба и бросается спасать свою звериную одежду; попытка ее не удается, волчья шкура сгорает, и баба-оборотень исчезает вместе с клубящимся дымом.
И по немецким поверьям, превращение в волка совершается чрез набрасывание на себя волчьей сорочки (шкуры, ûlfahamr = wolfhemd) или волчьего пояса (wolfgürtel). Каждый надевающий волчью сорочку делается оборотнем и в течение девяти дней бегает волком, на десятый же день сбрасывает с себя звериный кожух и возвращается в прежнее свое состояние..."
И т.д. Если хорошенько проанализировать фольклор, то мы увидим, что всё дело в шкурах, а частью святочного обряда - это духовное, физическое и символическое освобождение от оболочки, что выразилось в обрядах пострига, бритья, обрезания, шрамирования и т.д. Сама же сказка о братце Иванушке выросла из святочной колядки, оканчивающейся тем, что козла "хотят зарезати", то бишь содрать шкуру - снять покров. Это и есть визуальный образ ОТКРОВЕНИЯ - ОТКРЫВАНИЯ.
Как мы помним из Первой части, шкура - основной атрибут собаки из полухристианских космогонических рассказов, а "псовый" часто значило "лохматый". Варвары рисовались косматыми, как и само слово "варвар" однокоренное с "barba" - "борода". Содрать шкуру в этой системе символов - это окультурить, раскрыть внутренний потенциал, вытащить его наружу, проявить... Несколько утрировано и однобоко этот символ применили в мифологии Петра I с его отрубанием бород мужикам. У нас есть классное жаргонное слово для этого - "неотесанный", где "обтесать" - это придать форму, отрезав всё лишнее. Похожее слово по образу - "оттачивание". В этом, собственно и заключается суть античного образования: ученые со свойственным им упорством продолжают твердить, что слово "гимназия" происходит от "гимнасо" - "упражняться", а оно в свою очередь происходит от "гимно", что значит "голый". На основании этого они сделали "гениальный" вывод, что в Гимназиях юноши упражнялись борьбе голыми... Очевидно, Кэп! Не хватило ума сопоставить "упражняться" и "обнажаться", чтобы понять, что речь идет не о занятиях голышом, а о раскрытии качеств... И кстати, самый знаменитый античный гимназий назывался "Лицеем", что означает "Волк". Вот такой вот "Луперкаль".
Поскольку это "раскрытие" связано с "откровением" (что умещается в слово "оракул"), т.е. получением видения о своем предназначении, то козлино-шкурная природа вещего Пана-Фавна вполне понятна. А вот вторая часть - удары шкурой по женщинам с целью плодовитости - напомнила мне старинный шотландский обряд, когда брали тряпку и били ей о камень с целью вызова дождя. Опять же там та же основа, что и в змееборческих мифах - нарушить оболочку (раскрыть), чтобы выпустить "воды" наружу... Между прочим Аполлон (который "ликейский", то есть "волчий") так и стал "вещим" (а в сказаниях он получает вещий дар от Пана-Фавна, кстати)... Да и вообще, миф об Аполлоне - это самая проработанная система, выраженная в замечательных символах и сюжетах, говорящая точно о том же, что и все святочные обряды; более того, Аполлон - максимально приближенный к Христианству образ, то есть мост между язычниками и христианами, но ученые натянули-таки на него эпитет "Солнечный бог" и довольны своим обманом. А вслед за ними и тысячи людей видят в нем лишь "солнечное божество", коим он никогда и не был. То, что "Феб" (обычное название Аполлона в поэзии) одним из переводов имеет "Сияющий", совсем не делает из него Солнце. Но миру этого хватило...
Однако вернёмся к Луперкалиям и обряду с козлиными шкурами в роще Юноны. Всё действие происходит уже после похищения сабинянок, уже в период мира. То есть намного позже святочного Обряда, являющегося частью Ver Sacrum и закончившегося для Ромула оседанием в италийских землях (и следовательно, свадьбой там). Собственно, так Европа и заселялась.
Собственно, потому они и считались "сыновьями Марса". Я нащупал в обряде Священной Весны мотив невесты-земли, то есть невестой могла быть не только девушка, но и новая колонизируемая земля, и тогда её оплодотворение - это несколько больший масштаб…
Римская волчица
Не знаю, понятно ли то, о чем я пишу, ведь статья насыщена ссылками и намёками, но если я начну здесь излагать все подробности, то мы не закончим никогда. Уж лучше буду, как и прежде, дозировать информацию по разным статьям, пряча самое драгоценное между строк. А тем временем мы подошли, наконец-то, к главному символу Луперкалий - волчице, вскормившей братьев Ромула и Рема.
Надеюсь, вы внимательно читали все три части, чтобы теперь вам было легко и приятно всё это понимать.
"Царь повелел в реке утопить обоих младенцев.
Скорбный исполнить приказ отправляются нехотя слуги,
Плачут они, близнецов в гибели место неся…"
Ох, сколько этих мотивов в сказках, называемых "утоплением в реке". Про утопление девушек я уже не раз писал. Тот же социальный мотив присутствует в рассказах о русалках. и связан с замужеством (не трогаю сейчас мистическую подоплеку). Но и в мужской мифологии эта тема присутствует: в мифе о Данае, в сказке о Салтане, в мифе о Ноевом Потопе (любители темы настоящего Потопа, катастрофы N-ого века могут начинать кидать в автора тапками... кстати, я её не исключаю, а говорю лишь о символике в мифах) и прочих. Результатом "утопления" (погружения в навь, крещение в воде) становится становление юноши как личности, привязывание себя к Роду, получение от него предназначения (судьбы, имени, духов). С этим приобретением уже можно считаться "женихом", то есть героем (так рождается Персей, например) - в мифах о Пасифайе, Европе, славянских песнях о Дунае, о женихах-рыбаках-моряках, в ирландских сказаниях о Дану это всё есть. Реальные и мистические образы слились воедино в шаманской географии, свойственной всем народам.
Подобное "ныряние" в навь - не ерунда какая-нибудь, а, только задумайтесь, КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩЕЕ действо, формирующее РОД человеческий, насыщающий нашу духовность образами. Поэтому так много сказок и мифов с одними и теми же смыслами, похожими сюжетами и мистической географией - будущих "героев" с детства учили, куда "плыть", что делать и с кем общаться в нави, чтобы при достижении часа икс, неофит не растерялся.
"Тотчас, взглянув на детей, так восклицает один:
"О, как похожи они друг на друга! Как оба прекрасны!…
Вместе вы родились и вместе вы на смерть идете…"
Не хотелось бы трогать тему Близнецов здесь (потому и вырезал из стиха Овидия четвертую часть), так как в ней нужно всё рассказывать подробно, не торопясь, чтобы ни у кого не возникло желание уличить меня в невежестве, притягивании фактов и т.д. Поэтому тут, учитывая следующий текст:
"Полый ковчег с детьми речная вода поддержала.
О, каковую судьбу крыл этот жалкий челнок!
В тине застрявший ковчег, к дремучему лесу прибитый,
При убывавшей воде сел потихоньку на мель.
Было там дерево, пень которого цел и доселе:
Румина это, она Ромула фигой была".
просто приведу картинки, на которых есть и дерево, и два близнеца:
Шок? Нет, если знать символику... Это и есть настоящая Святая троица, далекая как от христианского канона, так и от выдумок неоязычников про "Навь-Явь-Правь", или что они там подразумевают еще... В общем, Ром и Ремул - два близнеца - это едва ли два реально существующих персонажа, а Румина, под которой их нашла волчица, - это та же Ева христианства, рай, hortus conclusus, Гунлед, мировое древо язычников, шаманское древо, древо Одина, остров Буян и еще куча всякого добра.
"С выменем полным пришла к близнецам несчастным волчица...
Нежно своим языком их облизавши тела.
Видно в них Марса сынов: они тянутся к вымени смело
Оба, сосут молоко, что назначалось не им.
Лупа-волчица дала месту этому имя Луперкаль..."
Волчица здесь присутствует потому же, почему и вещий Аполлон, который так же является Близнецом по рождению, имел волка в качестве одного из воплощений. Да и Лето, родившая близнецов, вроде тоже из Гипербореи в образе волчицы пришла. Римская мифология просто использует все эти символы в своих политических целях для создания мощной мифологической основы, без которой никакая история не признавалась старыми народами.
И, выходит, Римские пращуры - самые настоящие Сукины дети, рассказывающие нам о том, как был основан Рим: так же, как и другие города Европы, видимо, в ходе обряда "Священной весны":
Группа юношей проходит инициацию (сречу), в ходе которой получают новые имена, миссию (для последующего "урожая" для рода человеческого). Умыкание невест - часть обряда для тех, кто остается на Родине, тех же, кого выбрали для Священной Весны (на самом деле "весна" - неверное слово, ибо латинское "ver" однокоренное нашему "ярь" и греческом "ир, гер", откуда взялись "герои" и яр, то есть "весна", отчего и Геракл - Ярослав, то есть "известен миру, как Герой, как Яростный, сильный, юный, вдохновленный и т.д."), ждет дальний поход в новые земли, где им следует основать колонию и взять местных дев в жены (история с сабинянками). В ходе обряда юноши представляют собой ряженую толпу, то есть людей в шкурах ("козах, влаках") - оборотни, волки, собаки, псы ("лохматые"), которые ведут себя по-варварски, ибо имеют полное на то право, да еще и "опьянены" (измененное состояние сознания) - самые настоящие "бесы", которые поют "бесовские песни", то бишь матом лают, грабят, убивают "неверных" (к слову о "берсерках"), похищают дев (с последующим справедливым выкупом - веном (привет "венедам"))... Это та самая священная "одержимость", "ярость", известная по мифам об Одине и скандинавах.
Для нас это неприлично и дико, но и речь не о нашем обществе - раз, и о конкретном периоде жизни юношей - два. Это не значит, что они остаются такими постоянно, ведь святочные обряды, как и индийские веды, как и греческие мифы учат, что в итоге "бес" успокаивается, когда находит невесту и обретает дом (и в этом много мистики, на самом деле, связанной с ролью женщины в жизни мужчины как воплощению его судьбы). Эта "ярость" просто необходима для становления мужем и является не гневом, а огромной силой, силой духов, силой богов, если обряд проведен верно. Этой ярости должно хватить, чтобы преодолеть не только трудности жизни, но и сам предел яви, войти в контакт с потусторонним и получить Откровение. Символом этой ярости стал трезубец, "колеблющий землю", ваджра ("бодрость"?), молния, огонь, выделяющий Героя из числа обычных смертных, ну, и "фаллос", конечно же... Вдохновение - оно такое... И связано с душой - тем же огнём.
Только "Герой" может пройти "адские врата", которые являются символической "пи*дой" (см. предыдущую часть) Яви и так же выражаются символом собаки (проанализируйте хотя бы миф о Сцилле, которую преодолевал Одиссей... то есть "Скулящей", ну, и многочисленные "адские пасти", и тут же стерегущих вход в Аид, Хель собак, бродящих на границах Тартарии собакоголовых). Ну, и не забываем Святого Христофора, покровителя путников, и несущего на своей песьей спине младенца Христа.
***
Извиняюсь, что не остановился на каждом символе подробно и не разжевал вам каждое своё изречение. Просто вижу, что интереса к этой теме (по сути, важнейшей для понимания настоящего Язычества со всей его цельностью и глубиной) у читателей совсем мало, и пишу буквально для единиц из огромной аудитории tart-aria.info, поэтому и продолжать не хочется, хотя недосказанного осталось много. Просто обещал третью часть, а слово надо держать.
Когда-нибудь я всё это объединю в одну умную и толстую книгу, где расскажу и о значении Велеса с Перуном, и Мировом древе, и Близнецах, и Боге с Сатаной, и о Свадьбах, и о многом другом - всё это части единого, части Язычества, о котором не принято говорить так, как это делаю я, ведь придется признать, что живем-то мы неправильно, и мыслим тоже, смыслы искажены, образы играют не те роли... А все придумки якобы борцов за истину - лишь фантазии на тему многобожия, которые призывают нас поклоняться непонятно чему, непонятно с чего, используя лишь внешнюю, профанную сторону без смысла и глубины... Но пока я лишь формирую отдельные участки, чтобы не потерялись в лабиринтах извилин мозга, собираю материал в кучу, допускаю ошибки и работаю над ними. Моя голова забита образами и связями между ними, всё сложнее становится доносить их до вас, приходится разгружать себя вот такими статьями в качестве терапии, поэтому не отмахивайтесь, если вы чего-то не понимаете или упускаете, а просто перепроверьте сами, только исходя не из своих (как правило, внедренных кем-то) убеждений, а из нашего общего информационного поля, где все эти символы содержатся и к которому мы все имеем доступ - указательных знаков в моих статьях полно. В конце концов, у нас одна цель - ПОНЯТЬ, в отличие от тех, кто просто хочет "навариться" на нашем невежестве.
Ну, а для более плотного погружения в этот мир образов предлагаю всё-таки почитать мою книгу "Метель". Как мне признались уже прочитавшие её люди, она реально сбивает привычное представление об известных всем символах, перепрограммирует, так сказать, мягко ставит на языческие рельсы мироощущения. А значит, не зря выбрала мои руки для написания себя... Всем хорошего дня!
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора peremyshlin обязательна.
|