Продолжение. Читать с самого начала...
- Князь Трувор.
В летописях сказано, что Рюрик сел на княжение в Новограде, брат его Синеус в Белоозере, а Третий брат, Трувор стал князем Изборским. С Белоозером всё ясно. Это Белозерск.
Вообще то это отдельная тема для исследования, но не коснуться её просто невозможно. Символ на синем фоне, в верхней части, очень хорошо распространён, и присутствует в геральдике множества русских и европейских городов. Официальная его трактовка, «христианский крест над рогатым месяцем», не выдерживает никакой критики. Это констатация очевидного факта, без указания его смысла. По одной из версий, это символ раннего христианства, или даже язычества. Символ ладьи с мачтой, на которой души умерших, путешествует в мир иной.
Но существует и ещё одна версия, согласно которой это некий астрономический знак, не абстрактный, а вполне реальный. ЭТО было на небе когда-то, и оставило огромный след во множестве культур народов северного полушария. И кто-то видел в этом небесном явлении крест, а кто-то звезду.
В нижней части герба – символ первых христиан – рыбы. Поэтому, версия о связи вспышки Крабовидной туманности (Вифлеемской звезды), и зарождением христианства в этот момент, вовсе не кажется такой уж надуманной.
На гербе Новгорода диковинные звери. Принято считать, что это медведи, и вероятно это так. Но выглядят они немного странно. Как неизвестный современной зоологии, вид. С Белоозером его роднит нижняя часть. Там снова рыбы...
Ну а сведений о допетровском гербе Изборска мне найти так и не удалось. Но что-то подсказывает мне, что и на его нижней части, так же присутствовало изображение рыб. Причём, возможно даже угадать сколько именно их было на гербе Изборска. Если на гербе Белозерска две рыбы, а на гербе Новгорода четыре, то сам собой напрашивается вывод о том, что на гербе Изборска их могло быть три
Но главное сегодня для нас другое. Сколько бы не пытались учёные уверить нас в том, что Синеус и Трувор это результат ошибки переводчиков со старорусского, веры им нет и быть не может. Память о Труворе, по сей день жива. И могила его в Изборске есть, хоть и говорят, что не обнаружено под ней ничего. Если и так, что в этом странного? Гробокопательство не сегодняшнее изобретение.
Вот крест на Труворовом городище, рядом с Никольской (снова Никола!) церковью.
Высечен крест из ракушечника, как и большинство «мальтийскоподобных» крестов, которые торчат из земли по нескольку штук, на каждом квадратном километре вокруг Изборска. Надгробная плита, как и сам крест, испещрены непонятными символами, очень похожими на руны, но перевода их, мне отыскать так нигде и не удалось. Учёные перевели все надписи великих пирамид Гизы, а Труворов крест, оказывается, никому не нужен...
В общем, в то, что это могила самого Трувора, верят только сами изборяне. "Легенда", видите ли...
Синим цветом выделена примерная береговая линия древнего Изборска. Сейчас трудно в это поверить, но Изборск не всегда был сухопутной крепостью.
"Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят..." (АС Пушкин).
Как и большинство поселений, крепость поставили изначально на берегу залива Псковского озера, и это был такой же портовый город, как и Псков. Но однажды вода ушла. Сначала тут было устье реки Ходницы, как сказано в летописи, и первая крепость была на остроконечном мысу, где ныне находится Труворово городище. Сейчас там ровная как теннисный корт поляна, а на склонах, бывших когда то пристанью, псковскими археологами проводятся раскопки.
Очень легко представить, как волны плескались у самых стен, отступая от них год за годом, пока морское фортификационное сооружение не превратилось в обычный сухопутный форт.
Очень много любопытного, найдено. Кое - что, я даже держал в руках. Конкретно - женскую заколку для волос из бронзы в зверином стиле, как говорят специалисты - скандинавскую. Но что-то не верится, что когда-нибудь мы увидим эти находки в музее...
А от огромной, по современным масштабам, реки Ходницы (корабли по ней ХОДили), осталось только маленькое озерцо Городищенское, где вольготно живётся лебедям, обожающих выхватывать из рук туристов телефоны и фотоаппараты.
А наполняется озеро не только ключами подземными...
И ведь заметьте, не я это придумал! Ключи то называются СлОвенские, а не славянские. И правильно! СлАвянские должны течь где-нибудь в Славянске на Кубани, или в Славянске Донецкой области.
А вот в СлОвенске, как и положено, текут двенадцать СлОвенских ключей!
Место очень красивое. Здесь прямо из каменной стены, у которой сохранились руины колёсной водяной мельницы XIX века, бьют двенадцать ключей.
Сколько не пытался я их сосчитать, ну никак не выходит двенадцать... То пятнадцать, то вообще двадцать... Но вода очень вкусная, и правда очень студёная.
О целительной силе ледяной в любую жару воды Словенских ключей давно ходят легенды.
По рассказам старожилов - даже глоток воды из ключей наполняет человека силой земли.
И каждая из двенадцати ключевых струй обладает собственной чудодейственной энергией и носит свое название, так, один из источников называют "Девичьи слезы"...
А все двенадцать струй зовут "Рекой жизни". Чтобы укрепить здоровье, получить заряд бодрости, мудрость предков, смелость и отвагу, надо испить по глотку из всех двенадцати источников, походить босыми ногами в потоках воды и плеснуть на лицо водяными струями.
На это даже летом решаются далеко не все - такая холодная вода в Словенских ключах. Но смельчаки находятся и купаются в святой воде и зимой...
Согласно легенде, если вдруг ключи пересохнут - быть великой беде на землях Руса и Словена. Мор, али война случатся, но накануне обязательно потоки иссякнут.
Может быть, что это и совпадение, но в новой истории России, ключи дважды пересыхали. В начале июня 1941г. (забили снова весной 1944-го) и, ненадолго, летом 2001-го. С 41-м всё ясно, Великая Отечественная началась, а 01-й? Может война была, и мы все давно умерли, только не знаем об этом?
Та самая пристань, к которой приплывают гуси-лебеди, если поблизости нет пингвинов-страусов. А на ближнем плане - руины мельницы, с целёхонькими жерновами. Деды ещё помнят как поток минеральной воды (а она на самом деле природная минеральная, с 19% минерализации) приводил в движение лопасти деревянных колёс, которые вращали деревянные шестерни привода мельничных жерновов.
5. Изборский "Ящик пандоры".
Эта легенда гласит о том, что произошло во времена гонений на исконную русскую веру, когда огнём и мечом насаждалось христианство.
Был приказ свезти в кучу всех истуканов и идолов, и захоронить на Труворовом городище. А изборских волхвов подвергли пыткам, после чего сожги живьём на костре.
Говорят, что один из волхвов перед смертью сказал, что как только кто-то откопает поруганные лики Рода, ДажБога, Макоши, Перуна и Велеса со Свентовитом, Сварогом и Семарглом, так вырвется наружу мор страшный, который погубит тех, кто предал старую веру, и принёс клятву служить ЧерноБогу.
Вспомнил я об этой легенде, когда узнал, что в Изборской волости самый высокий в Псковской области процент онкологических заболеваний и детской смертности среди населения. Уж не связано ли это со зловещей легендой?
6. Змии.
Выше я цитировал рассказ одного из пожилых жителей Изборска о князе Изборе. Напомню: - "...Три лета княжил (Словен), а по осени умер. Отчего да как, никому не знаемо. Знаемо только, что сын его, Избор, переиначил город на свой лад...".
А теперь продолжение цитаты...
"...Покняжил чуток вслед за батюшкой, да вскорости змий его изъел. Змии в те времена летучие были и щенились всё больше по деревьям: телом тонкие, на маленьких ножках, а голова круглая, как ковш, и жало с мизинец. С ветвей на человеков бросались. Вот молодой Избор змию и встретился".
Перевод не нужен? Понятно, что речь не о сказке, а об уникальном для нас, но обычном для предков звере. Даже описание его дано, которое не подходит ни под одно современное, или вымершее, известное науке, животное. Обыденно так... Щенились на деревьях...
7. Летающие башни.
Снова процитирую изборского дедушку, имя которого не сохранила история: - "Николушку у нас особо чтут, и есть за что. (Заметили, что все храмы в Изборске построены в честь святого Николы?)
Раз осадил враг Изборск, а князя нашего на месте нет, защитить некому. Хотели помощь у Пскова просить, да как? Обложили нас по четырем сторонам.
Пришлось, за подмогой цельную башню отсылать. Николушка ее молитвами изборян во Псков по небу переставил. Да не одну, а со звонарем вместе. Звонарь в сполошный колокол всю дорогу гремел, рать в Изборск требовал.
Прислали псковичи войско, отбыли беду. А башня наша так во Пскове и осталась. Ее теперь Гремячьей величают по тому случаю.
Гремячая башня в Пскове, где местные жители частенько видят привидение - дух, в образе призрачной фигуры молодой красавицы, якобы по сей день замурованной в стене башни.
А станут тебе сплетничать про княжну какую, что в Гремячьей башне запрятана, — не верь. То псковичи насочиняли от удивления. Будто башню эту лютая мачеха строила, чтобы запрятать в темнице нелюбимую падчерицу. Будто и поныне несчастная красавица там закована в медном гробе и сатаны ее прочно сторожат.
У псковичей язык в киселе, наврут с три короба! Только наша эта башня. Наша, как есть. Ее изборский князь Селога на холме, какой справа, укреплял для удержу. На Киев она смотрела.
Из Киева в Изборск помощь бывало, что прибегала. Ведь печерские пещеры, слышь-ка, с киевскими сходятся. Раньше монахи из Киева частенько к нам перемещались: от Немца пособить, а то за так — за живой водою".
Из повествования можно сделать умопомрачительный вывод о том, что в старину башни летали. Не напоминает ли это "Виманику Шастру"?
А ещё здесь уже в который раз повторяется легенда о том, что из Печор до самого Киева существует подземная дорога, по которой монахи Киево-Печерской лавры могут спокойно путешествовать из Киева прямиком в Псково-Печерский монастырь и обратно.
8. Способность изборян видеть будущее.
Снова процитирую деда: - "Раньше люди всё по правде помнили, что откуда и сколько жить осталось. До случая малого.
Однажды глупый Матвей, мужичонка изборский, изгородь из соломы за три дня до смерти своей ставить начал. Час свой знает, а в Собор не идет. Суету наводит. Крепко удивился на Матвея Спаситель и дал нам — что мы не помним, когда помрём.
Да оно и по справедливости".
Т.е. рассказчик утверждает, что в былые времена, каждый гражданин Изборска запросто знал точную дату собственной смерти!
Сказки сказками, конечно, но ведь в каждой сказке есть только доля сказки, как известно. То, что учёные считают выдумками, фантазиями стариков, которым нечего делать, сидя на печи долгими зимними вечерами, ведь может быть на самом деле реальными посланиями из прошлого! Предки хотели передать нам знания, а мы на них даже внимания не обращаем, и как же мы себя можем считать умными после этого?
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Андрей Кадыкчанский обязательна.
|