Все знаем, что события прошлого нельзя изменить. Поэтому, история, наука изучающая прошлое — казалось бы, должна быть самой фундаментальной и незыблемой.
Но жизнь не лишена иронии. Современная академическая наука, изучающая неизменные события прошлого, является самой нестабильной из всех, а всё потому, что меняется не само прошлое, а его трактовка, то в угоду какому-то политическому строю, то в связи с обнаружением новых фактов. К сожалению, первое чаще имеет место быть.
Сегодня же предлагаю, попытается сделать второе и для этого мы отправимся в город Касимов, Рязанской области, место на карте здесь. Нас интересует Соборная площадь, а если конкретнее — торговые ряды, которые расположены между трёх церквей.
Кстати, дом Алянчиковых, в котором расположен краеведческий музей, имеет купол, но при этом храмом не является, хотя внешне похож. Но это так, к слову.
Сначала мы посмотрим на здание, у которого завершена черновая реставрация, но ещё не проведены отделочные работы, это здание 3б, а затем сравним его с соседним зданием 3а, за которое современные реставраторы ещё толком не брались. Но для начала традиционная краткая официальная историческая справка:
Касимов занимает особое место среди других городов «Золотого кольца» России. Здесь старинные памятники средневековой татарской архитектуры органично соседствуют с живописными православными церквями. Небольшой городок на просторах заповедной Мещеры, всего на четыре года младше Москвы. Как и российскую столицу, Касимов основал князь Юрий Долгорукий.
В 1152 году новое поселение называлось Городцом Мещерским. Оно стояло на высоком левом берегу Оки и играло роль пограничной крепости, защищая Владимирско-Суздальское княжество с восточной стороны.
Во время монгольского нашествия на Русь, деревянный город был сожжен дотла и его пришлось отстраивать заново.
В XV веке Московское княжество возглавил Василий Темный. В 1452 году, в благодарность за помощь, которую ему оказали татарские царевичи Якуб и Касим, московский князь подарил Касиму город на Оке. Так среди бескрайних Мещерских лесов и болот образовалось новое ханство, которое просуществовало более двухсот лет.
Парадными воротами города всегда была Соборная площадь, которую часто называют музеем под открытым небом. На ней стоят шесть памятников архитектуры федерального значения XVIII-XIX веков. До конца XVIII века, пространство площади было окружено крепостными стенами и именовалось кремлём. Крепость и земляные укрепления были уничтожены в ходе перестройки города по генеральному плану, составленном еще в 1780 году. Согласно этому плану, на площади предполагалось возведение новых торговых рядов, а дома, окружавшие площадь, планировалось строить с лавками. До 20-х годов XIX в. городская торговля ещё как-то теснилась в старых рядах, но со временем городские власти приступили к строительству каменного Гостиного двора, ещё их называют Торговые ряды.
В 1823-1825-х годах провинциальный архитектор-самоучка Иван Сергеевич Гагин создал подробный проект главной площади Касимова и его утвердили губернские власти. По замыслу архитектора здесь должны были стоять не только представительные храмы и особняки, но и отдельные здания Торговых рядов.
Возведение Торговых рядов заняло несколько лет и проходило с задержками. Причиной этого стал опустошительный пожар 1828 года, который уничтожил всю центральную застройку Касимова. Горожане были вынуждены потратить много средств на восстановление сгоревших зданий, поэтому архитектурный проект Гагина не удалось реализовать полностью. К 1829 году закончили два из четырех корпусов. Еще через десять лет возвели третий корпус, а четвёртое здание так и не было построено.
Торговые ряды возведены в лучших традициях стиля ампир. Гагинские строения очень пропорциональны и даже в не до конца отреставрированном виде, оставляют настолько сильное впечатление, что мимо них не проходит ни один приехавший в Касимов турист. Каждая из лавок представляет отдельное помещение за массивной дверью. Над дверями расположены окна, благодаря котором внутрь проникает дневной свет.
В 1960 году комплекс из трех торговых рядов был принят под государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР за № 1327 от 30 августа 1960 года «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». В 2015 его включили в реестр объектов культурного наследия.
Капитальной реставрацией архитектурного памятника занимаются несколько лет. Однако, она так до конца и не закончена. В городе, где живет чуть около 30 тысяч человек, едва хватает средств на решение неотложных нужд.
В отреставрированных зданиях, в будущем, планируют разместить кафе русской и татарской кухни, туристско-информационный центр, сувенирные лавки, фондохранилище Касимовского музея-заповедника и помещения для проведения выставок.
Конец краткой официальной исторической справки.
Мда, бывают же совпадения: в Туле, пожар, при котором горел даже камень, случился в 1834 году, по официальной хронологии (статья здесь), в Касимове опустошительный пожар был в 1828 году.
Ещё в официальной информации говорится об одноэтажных зданиях торговых рядов. Ну что же, Вы сами дальше увидите, сколько у них этажей, особенно, когда мы спустимся в так называемый подвал и увидим там окна в землю.
По самому городу Касимову, ещё будет подробная статья, сейчас же сделаю буквально пару заметок, что бы уважаемый читатель понял о каком месте, собственно, идёт речь.
Официальная история города, берёт своё начало с 1152 года. На карте 1224 года, город уже обозначен, а это, минуточку, спустя год, после Битвы на Калке, между между объединённым русско-половецким войском и монгольским корпусом Джэбэ и Субэдэя, если верить официальной истории.
Но куда интереснее карта 1812 года, для Наполеона. Это очень подробная, детально проработанная карта, где обозначены практически все деревни и сёла, даже в самой глуши, с Севера России, до её Юга, но при этом, область Северо-Восточнее Рязани и до Касимова, это одно белое пятно, где практически ничего нет. А сам Касимов обозначен как крепость-звезда. Но и это ещё не всё: Гусь-Железный на карте не обозначен вообще ни как, а ведь металлургический завод Баташовых, в 1812 году уже действовал и давал продукцию из чугуна и железа, и как утверждает официальная история, в ассортименте продукции были пушки и ядра. Но видимо Наполеону, с его чугунными пушками и ядрами, этот завод, был неинтересен на столько, что его даже на карты не нанесли, но вот уездный город Касимов, обозначили как крепость-звезду.
Как оказалось, это вовсе не случайность, вот на карте 1809 года, Гусь-Железный и завод Баташовых, так же не обозначен, хотя в расшифровке условных обозначений этой карты, значок завода присутствует.
Тут вероятно кто то сделает замечание, что завод стратегический, потому и не нанесён на карту. То есть, разведчики Наполеона, если они и были, прошерстили всю Российскую Империю и заглянули в каждый удалённый уголок, а завода не заметили? И потом, раз на карте 1809 года, в описании есть значёк завода, значит где-то заводы всё же обозначались, но не в Гусь-Железном.
Так же мы видим как через уездный Касимов проходит дорога губернского значения, причём дважды пересекая Оку. Остатки этой дороги, видны по сей день на современных спутниковых снимках и проходила она как раз мимо объекта № 7, который является круглым озером.
Интересно, по какой причине перестали пользоваться этой дорогой и сделали обходные? Уж не потому ли, что у местного населения, эти места считаются гиблыми? Но о местных легендах, связанных с этими местами, о том, что это за круглое озеро такое и как оно связано с пустотой в самом центре Рязанской области, рассказывалось в статье о результатах анализа проб грунта из этих мест, ссылка на неё здесь, а мы давайте уже приступим к осмотру торговых рядов. И сразу задам Вам вопрос, как Вы считаете, друзья, в XIX веке с нуля строили здания торговых рядов, или всё же восстанавливали, как и остальной город? Смотрим:
Под арками расположено трое ворот. Сейчас они заложены кирпичом, а те, что справа и вовсе утонули в земле. При этом, хочу сразу заметить, что не оштукатуренная часть — это уже реставрация, выполненная современным новым кирпичом. При этом во время реставрации сделаны ворота, утопленные в земле и затем ворота заложены другим кирпичом, что бы проёмы были отчётливо заметны. Вот фото этого места, сделанное в 2010 году:
Это колокольня Успенской церкви. Здесь интересно то, что чем ниже, тем хуже качество камня, при всё при этом, это даже не фундамент и стены находятся выше уровня земли. Друзья, Вы видите заложенный проход?
А вот Вознесенский собор, имеет классические окна в земле, но не имеет колокольни. В годы Советской власти колокольню Вознесенского собора разобрали, а храмовое здание занимали разные организации.
Сразу за торговыми рядами, дорога уходит резко вниз, там начинается спуск к Оке, и на другом её берегу, та самая прямая дорога.
Торговые ряды постепенно реставрируют, при этом заменяя старый материал на новый и кое что меняя во внешнем виде. Вот например Здание 3б: На фото 1900 года, мы видим трое ворот с торца, причём левое, уже наполовину заложено, а правым ещё пользуются.
Вот фото 1991 года, посередине ворота, а по краям уже окна, хотя заложены менее чем на половину, а в наше время, крайние ворота наполовину заложены белым камнем, как сейчас принято говорить, выполняющим роль фундамента:
Говорил ранее и повторюсь опять: наличие белого камня внизу стены, вовсе не означает, что это фундамент. Это просто облицовка. Эти камни даже роль гидроизоляции не выполняют, ибо не перекрывают всю стену.
Прекрасно видно отреставрированные участки: помимо белого камня и колонн, это поля кирпичной кладки другого цвета. И да, надеюсь, вы обратили внимание на два этажа, у этих одноэтажных зданий?
Так же новую кладку видно по серым швам, так как для кладочного раствора, в наше время, использовался цемент, а не известь.
Галерея изнутри в корпусе 3б, видим бетонный пол, стяжки и заплатки в стенах. Много заплаток, они особенно бросаются в глаза, так как изначально стена построена из крупноформатного кирпича, а заплатки из современного, который меньше размерами. Пол и потолок — залиты бетоном.
Все колонны корпуса 3б выложены современным кирпичом. Учитывая размеры современного кирпича и диаметр колонн, можно смело утверждать, что эти колонны полностью новодельные:
И даже петли ворот вделаны в современный белый камень, поставленный на цемент:
Очень показательный участок стены. Обратите внимание, там где стяжка — кладка старая, кирпич крупноформатный, а ниже, это новая кладка, современным кирпичом. Но швы на старой кладке уже заполнены современным цементом. Ни чего не хочу сказать против реставраторов, просто показываю Вам важные детали, ибо не все их замечают. Кстати, не помните, где мы уже много раз видели такие элементы стяжек? Даю подсказку, вот здесь. С противоположного торца, это здание выглядит так:
Попробуйте сами определить, где тут современная кладка, а где старинная и обратите внимание, с этой стороны у зданий всего один этаж, как собственно и говорится в официальной информации.
При более внимательном осмотре стен отреставрированного корпуса, видно, что новая кладка расположена ниже старинной. То есть, учитывая толщину стен, можно понять, что сделать облицовку хоть современным кирпичом, хоть белым камнем, труда не составляет.
В наше время так проводятся реставрационно-ремонтные работы. А кто сказал, что 100 лет назад, эти работы должны были проводиться иначе? Тем не менее, корпус 3б выглядит действительно красиво, но от изначальных материалов мало что осталось и как мы видели, внешний вид, так же изменился.
Вот так выглядит отреставрированное здание торговых рядов, корпус 13б с внешней отделкой:
Рассмотреть на нём что либо, уже просто невозможно, поэтому особый интерес представляет корпус 3а, который всё же ближе к первоначальному варианту. Давайте теперь осмотрим его, снаружи и изнутри.
Торцы корпуса 3а так же новодельные:
Особого внимания заслуживает подвал корпуса 3а. Причём хочу заметить ещё раз, что на корпусе 3б, это был полноценный первый этаж.
Если смотреть внимательно, то видно, что стиль кладки боковых стенок и арки разный. По краям стен мы видим камень, которым облицовано всё здание по периметру снаружи. Сопряжение внутренней части стены с наружной, выполнено не очень качественно в этом месте. К тому же арка имеет явную ступеньку, разделяющая арку на две части. И та часть арки, которая ближе к читателю, выполнена в одном технологическом процессе, с куском боковой стены. То есть на лицо поздние переделки. А вот не переделанные арки выглядят как то так:
Напомню, что проезд между корпусами выглядит вот таким образом и переделанная арка (1) находится здесь, а не переделанные (2) здесь:
Позже мы посмотрим на эти арки изнутри, из так называемого подвала. А пока продолжаем осмотр снаружи, здесь ещё много чего интересного, например, ниши с внутренней стороны стен галереи:
Наверняка найдётся тот, кто то скажет, что это ниши для статуй. Ещё раз подчёркиваю, с улицы эти ниши не видны, от слова совсем. Вполне резонно можно предположить, что там стояли не статуи, а например манекены, если в этих торговых рядах, располагался магазин одежды. Возможно, но тогда возникает закономерный вопрос о целесообразности строить именно так, или ещё на этапе проектирования было известно, что тут будут магазины одежды? А ведь официально утверждается, что после постройки, лавки разыгрывались среди купцов по жребию, то есть изначально невозможно было предусмотреть, что тут будут именно магазины одежды. Да даже, если это было известно изначально, почему было не расположить ниши с уличной стороны, чтобы представить товар лицом, как можно большему числу людей, а не только тех, кто ходит внутри галереи?
Однако, если предположить, что когда то это был второй этаж, то ниши с внутренней стороны стен галереи, вполне могли быть предусмотрены для облегчения этих самых стен. И так как ни какой декоративной функции они не несли, то потому их и расположили изнутри галереи.
Кирпичные колонны стоят на простых досочках, это потому что, когда то тут был камень в основании, точно так же, как у соседних колонн. Это ещё раз говорит о том, что этот камень всего лишь внешняя отделка, декорация, а ни какой не фундамент. А здесь, вполне очевидно, что просто засыпали вход в подвал, что бы сделать ровной площадку перед воротами:
В арках, со стороны Соборной площади, доделаны ступеньки, причём доделаны так, что ступеньками заложен низ арки. И если Вы читали внимательно, то наверняка обратили внимание что на фотографиях с другой стороны корпуса 3а, арки так же заложены снизу ступеньками. То есть все эти арки были ещё выше. А судя по спаренным полуколоннам, сверху был ещё этаж.
Вряд ли такое архитектурное решение, как мощная арка, привязанная стяжками к основной стене и спаренные полуколонны по её бокам, было придумано, что бы просто держать одну досочку:
За каждой парой полуколонн, со стороны галереи, есть такие же ниши, как с другой стороны. Причём некоторые из этих ниш маленькие:
Они тоже для статуй? Некоторые (не все!) ниши с внутренней стороны галереи, которые расположены со стороны площади, в настоящее время заложены.
Если не полностью, то на половину. Интересно, но почему не полностью? Здесь уже ступеньки вниз /в отличие от противоположного торца здания/:
Окна из подвала, переделаны в продухи. А на новодельном углу, этот продух уже вообще замурован, видимо за ненадобностью:
Эти продухи находятся в арках (справа) с торца корпуса 3а, со стороны соборного парка:
Современный потолок в галерее корпуса 3а, чем то напоминает монолитный бетон:
А теперь давайте отправимся в подвал. Спустившись в него, мы видим полноценный этаж, стены которого выложены белым канем, который уже почернел от сырости:
А там, где сейчас вход, изначально было большое окно, которое уменьшили, сделав дверь или маленькое окно:
Так же видим заложенные арочные проёмы в смежные комнаты. То, что арки заложены, легко понять по тому, что перегородочная стена просела и под потолком образовалась щель:
Помимо мусора, изнутри подвал засыпан рыжим грунтом, похожим на глину, причём другие комнаты засыпаны глиной ещё больше. Проход между комнатами пробит уже в готовой стене. Но вот окно на Соборную площадь, было выполнено сразу при постройке. Да, друзья, с той стороны та самая Соборная площадь, где ступеньками заложены арки:
В третьей комнате, видим огромное арочное окно, или возможно даже ворота:
Напомню, что проезд между корпусами выглядит вот так и местонахождение этой арки отмечено жёлтой стрелкой:
Всего в нижнем этаже, было возможно пройти в три большие комнаты, а снаружи за мной постоянно следовал охранник и требовал, что бы я вылез, угрожая вызвать полицию. В остальные помещения нижнего этажа проход перекрыт физически — двери просто заложены кирпичом.
Друзья, Вы сами всё видели и если Вам не трудно, то прошу Вас оставить в комментариях своё мнение, как Вы считаете, в XIX веке строили эти здания, или всё же восстанавливали?
А я на этом не прощаюсь, дальше будет больше. Самое интересное ещё впереди. Благодарю вас за то, что дочитали до конца, всего вам доброго, до скорых встреч!
Фильм по статье:
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Нео Фициал обязательна.
|