Легенды Плескавии. ч. ХI

Заключение. Читать с самого начала...
23. Псков подземный.
Жители Пскова очень трепетно относятся к истории своего города, и с любовью хранят множество городских легенд, старейшие из которых восходят к моменту возникновения города. Да, сам факт появления Пскова, является легендой, окутанной множеством противоречивых домыслов.

Легенды отличаются от истории, как области знания тем, что не содержат конкретных дат, описываемых событий, а так же допускают существование явлений, не признаваемых наукой: - таких, как магия, волшебство, мистика, и так далее. Часто официальная хронология вносит коррективы в легенды, и получается, что устные сказания о стародавних событиях, начинают опираться на даты, указанные в учебниках истории.

Так произошло, например, с легендой об основании Пскова. Учёные сказали, что город основан в 903 году, и легенда о Княгине Ольге, увидевшей столб сияющего света, опустившийся с небес на место слияния рек Великой и Плескавы, и решившей заложить здесь город обрела свою датировку.

Что же касается легенд о подземном городе, то и здесь происходит, практически, то же самое. Историки обнаружили в летописи упоминания о подземных ходах – минах и слухах, и тут же легенды получили точную дату возникновения подземелий – 1581 год. Это год начала осады крепости войсками Стефана Батория. (мины и слухи – разновидности подземных коммуникаций военного назначения. – моё прим.)

Легенды Плескавии. ч. ХI -

Люди сказывают, что под Псковом существовала целая сеть потайных ходов, связывающих между собой монастыри,  и даже дальние города. До нашего времени дошли слухи о просторных подземных тоннелях, по которым можно путешествовать верхом на лошади из Пскова в Изборск, Порхов, Гдов, Печоры, Тарту, Ригу, и даже в Киев. Серьёзное исследование журналистов «Комсомольской Правды» легло в основу статьи «Русь опечатана четырьмя крестами». Цитирую отрывок из неё: -

«На Руси представления о подземных городах и их жителях в первую очередь связывали с «малым народцем» - чудью. Жила когда-то чудь на поверхности земли, но люди вытеснили их со всех мест обитания, пока «малый народец» не ушел под землю, построив там себе целые города. Созданные ими пещеры и подземные галереи могут и сегодня показать на Урале.

В чудь можно верить или не верить, но наличие разветвленной сети подземелий на территории нашей страны отрицать нельзя. Вплоть до XX века по России ходила в народе полубыль-полулегенда о четырех крестах (было даже такое христианское выражение - «Русь опечатана четырьмя крестами»). Суть ее заключалась в том, что в IX - XVIII веке на Руси были созданы системы подземных ходов с подземными городами на Севере, Юге, Западе и Востоке, оборонного и мистического назначения. Протяженность их - сотни километров, в узлах систем на поверхности ставили храмы. Входов в системы было немного.

Почему наши предки выдерживали осады?

Подземная система Северо-Запада включала в себя сеть ходов между крепостями: Псков - Изборск - Печоры - Остров - Гдов - Порхов - Новгород - Ладога - Тихвин - Орехов - Копорье - Ям - Ивангород. Вокруг Петербурга существовало подземное кольцо обороны, состоящее из ходов между дворцами и усадьбами: Царское Село, Павловск, Петергоф, Гатчина, Стрельна, Ропша, Ломоносов. Ходы создавали ручной подземной проходкой в XVIII -XIX веках.

Наиболее мощные подземные галереи существуют на территории нашей области, ведь их создание диктовала сама жизнь древнего Пскова, города-воина. Псковская область - начиная с 1116 года и заканчивая 1709 годом - участвовала в 123 войнах с внешними врагами».

Как видим, не все относятся к легендам легкомысленно. Да и не бывает дыма без огня, как говорится.

Сохранились предания и о существовании тайных подземных ходов купца Поганкина, прослывшего извергом и садистом. Мол, он так боялся людского гнева, что буквально спал, не раздеваясь, готовый в любой момент скрыться в подземелье, чтобы бежать из своего замка к берегу реки, где постоянно дежурил готовый к отплытию корабль.

Подземные ходы Сергея Поганкина по сей день не обнаружены, но считается, что они на самом деле существовали, но после смерти злодея, были засыпаны. В отличии от них, фортификационные сооружения Пскова, крепости и башни, имеют подземные ходы, которые сохранились в достаточно неплохом состоянии.

А некоторые, забытые подземелья, иногда обнаруживаются случайно, во время строительных работ и археологических раскопок. Так, в шестидесятых годах двадцатого века, при прокладке канализационного коллектора на улице Советской, ковш экскаватора упёрся в кирпичный свод под толщей песка и глины. Археологи разобрали кладку и оказались в отлично сохранившемся слухе.

Легенды Плескавии. ч. ХI -

По местоположению слуха, было установлено, что скорее всего он относится ко временам ливонской войны. Единственная версия была немедленно принята за безусловную, и теперь все учёные ничтоже сумняшеся заявляют, что этот слух был выкопан в 1581 году, года сапёры Стефана Батория копали несколько сап от своих позиций к Великим воротам крепости. Они надеялись заложить порох под них, подорвать, и тем самым обеспечить наступающей пехоте открытый путь в город, через образовавшийся пролом.

Об этом событии повествует «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков»: -

«…начали копать большие траншеи от своих станов по большой смоленской дороге к Великим воротам и к церкви Алексея, человека Божия, и так же от нее к городу - к Великим, Свиным и Покровским воротам. И выкопали за три дня пять больших длинных траншей да семь поперечных траншей ... И так, окопавшись землей, хитрым таким способом совсем приблизились к городу, так что между ними и городской стеной был только один городской ров».

Затем в летописи говорится о том, как наши храбрые защитники города выкопали слухи к сапам поляков, и успешно там всех перебили, не допустив подрыва ворот.

Ну, раз летопись повествует, значит этот слух и есть тот самый: - решили учёные, и успокоились. Но есть в этой истории как минимум два обстоятельства, указывающие на то, что правда о подземельях Пскова скрывается умышленно. Первое, что не укладывается в официальную версию, так это то, что слух пыл укреплён сводом из кирпича. Мыслимое ли это дело, во время проведения боевой операции, когда счёт времени идёт не на дни, а на часы, заниматься такой трудоёмкой затратной работой?

Второе. Самое главное: - Какой мог быть кирпич в Пскове в шестнадцатом веке!? Все сохранившиеся подземные сооружения укреплены сводами из того же материала, из которого был построен весь город, и башни со стенами. Это природный камень известняк, именуемый в народе плитняком. Его добывают в виде готовых плит, которые затем делятся на прямоугольные пластины, которые с успехом заменяют глиняный кирпич. А археологи утверждают, что своды подземного хода на Советской были сложены из обожженного красного кирпича, подобного современному, только чуть больших размеров.

Дореволюционный кирпич
Дореволюционный кирпич

Вывод: - На улице Советской был обнаружен вовсе не слух времён ливонской войны, а подземное сооружение, созданное никак не ранее второй половины девятнадцатого века, когда в Пскове появились десятки кирпичных заводов. И историки должны бы знать, что описываемый ими стандарт размеров кирпича соответствует дореволюционным стандартам, существовавшим до внедрения в России системы СИ.

Значит… Подземный Псков, всё-таки существует. И средневековая его часть, только часть. О другой части подземных сооружений нам явно чего–то недоговаривают. А убедиться в том, что историки очень тщательно изучали подземный Псков, можно ознакомившись с одним любопытным документом:

«ДИРЕКТОРУ ПСКОВСКОГО ГОСМУЗЕЯ

и.о. зав. Историческим Отделом

Н.Е. Алаевой

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

по вопросу о подземных ходах г. Пскова.

Согласно имеющихся в Историческом отделе Псковского Госмузея исторических источников, в г. Пскове в конце XVI и XVII вв. существовали подземные ходы, которые устраивались в стратегических целях.

Этими источниками являются, во-первых, «Повесть о прихождении Литовского Короля Стефана с Великим и гордым воинством на великий и на славный, богом спасаемый град Псков», во-вторых, первая Псковская Летопись, в-третьих, годовая смета 1655 года и донесение псковского воеводы Петра Апраксина /1693 год/.

В «Повести о прихождении короля Стефана» имеются два следующих указания об устройстве «слухов». Когда псковичам стало известно, что враг ведет подкопы под стены, то было решено «противу подкопов из града слухи вести не токмо противу пролома, но и в ненадеемых местах по всему Пскову, крепко в слухах подкопов блюдуше». В дальнейшем удалось узнать в каких именно местах ведутся подкопы; тогда псковичи «противу же тех подкопов скоро слухи копати устремишися. Септемврия в 23 день».

Слухи, по-видимому, минные рукава, которые выводились из минных галерей, устраиваемых заранее еще в мирное время. По мнению Окулич-Казарина, под понятие «слух» надо подводить и минную галерею, и контрминные рукава.

А в 1693 г. псковский воевода Петр Апраксин в своем донесении об осмотре псковских укреплений сообщал, что «слухи многие под городской стеной позасыпались».

В первой псковской летописи имеется указание под 7033/1525/ годом на устройство тайника у Гремячей башни: «повелел, князь Великий Василий Иванович поставити стрелницу каменную на Гремячей Горе над Псковой рекою на кручи: и того лета сделаша тайник». Вопрос о том, что такое тайник, освещает годовая смета 1655 года: «Башня Кузьмо-Демьянская, Гремячая,. покрыта, а в ней верхних, и середних, и подошевных 28 боев за город; да у той башни подлаз по Пскове реке заделан каменем». Следовательно, это потайной ход к воде.

О системе подземных ходов имеются следующие сведения из доклада Окулич-Казарина в трудах Псковского Археологического Общества за 1914-1915 гг.: во-первых — между Загряжским захабом и Быковской башней с наружной стороны был один слух /Запсковье/, во-вторых, между Варлаамскими и Быковскими воротами под стеной три слуха /Запсковье/. В-третьих, между Михайловскими и Петровскими воротами два слуха, в-четвертых, между Петровской башней и Трупеховскими воротами один слух, в-пятых, между Групеховскими и Сокольскими воротами четыре слуха, в-шестых, в захабье у Великих ворот один слух, в- седьмых, между Сокольскими и Великими воротами три слуха; в-восьмых, между Свинорской и Покровской башнями три слуха, в-девятых, у Покровских ворот под стеной один слух.

Ходы, указываемые гр. В.ОЗЕЛИНГОМ, быв. сотрудником Пек. Археологического Общества, в части сведений, данных им /сеть ходов в районе Покровской, Свинорской башен и Великих ворот/, в общем как будто совпадают с вышеприведенной системой ходов, причем он указывает еще дополнительный ход, идущий от Великих ворот до Свинорской башни, а между Покровской и Свинорской башнями указывает их только два. Подземные ходы имели много ответвлений.

Сверх того им указаны еще следующие ходы: во-первых — из церкви Иоакима и Анны до церкви Козьмы Демьяна — «Со Утоков» /сейчас не существует/, ход, который соединялся с подземной галереей, идущей вдоль стены, во-вторых -с этой последней соединялась также, по его словам, подземная галерея, идущая от Поганкиных палат, в-третьих — Покровская церковь «от пролома» имела подземелье, соединявшееся с общим подземных ходом вдоль стен, в-четвертых — подземный ход от бывшего Вознесенского монастыря внутрь города.

Из заметки К.Евлентьева «Об археологической экспедиции», труды Псковского Археологического Общества, выпуск VII /за 1910-1911 гг./ и из опросов Озелинга видно, что в 1873 г. ход между Великими воротами и Свинорской башней был еще в таком состоянии, что туда, хотя и с трудом, опускались члены Археолог. Общ-ва и проходили по нему 80 сажень. Остальные ходы в районе Покровской-Свинорской башни уже в то время оказались, по сообщению Евлентьева, засыпанными. Археологическая экспедиция опускалась в подклеть церкви Козьмы и Демьяна «Со Утоков».

Из отчета секретаря Псковского Археолог. Общества за 1910 год, помещенного в том же выпуске VII за 1910-1911 гг. трудов Псковского. Археолог. Общ-ва и из опроса Озелинга можно установить, что в период 1908-1911 гг. производилась расчистка некоторых ходов в районе Великих ворот — Свинорская башня — Покровская башня; один из них был даже открыт для посетителей /между Свинорской башней и Великими воротами/.

29.VII-36г.

г.Псков. С подлинным верно Бриккер.

Данная докладная записка легла в основу сообщения «О подземных ходах, обнаруженных в г.Пскове», заслушанного на бюро Псковского окружкома ВКП/б/10 августа 1936 года.

Бюро окружкома, постановило:

«Имея в виду бесспорную и исключительно большую не только историческую, но и практическую ценность подземных ходов для целей обороны, обязать Горсовет и Окротдел НКВД поставить охрану подземных ходов и произвести очистку их в срок до 1 октября 1936 г.» Было ли выполнено данное постановление - неизвестно, каких-либо архивных документов по этому поводу пока не найдено».

Легенды Плескавии. ч. ХI -

Кроме этого, на сайте города Пскова Псковсити.ру

имеется страница с кратким обзором источников, в которых присутствуют сведения о наличии подземной части Пскова. Обзор назван «кратким», но содержит он более сотни документов. Таким образом, легенды становятся уже не совсем легендами.

Правда, о глубокой древности подземелий, мы вряд ли имеем основания говорить. Единственное упоминание об обнаружении действительно древнего подземелья, в котором, якобы, покоится тело великана, относится к описанию истории строительства церкви Николы от каменной ограды, которая находится теперь на улице Розы Люксембург на Завеличье. Церковь строили в пятнадцатом веке, у каменной стены, которая существовала ещё до того как сюда пришли первые монахи. ( Подробнее об этом... )

Таким образом, можно считать справедливым предположение о том, что это что это упоминание относится к следам допотопной цивилизации. Ныне Псков имеет толщину культурного слоя в двенадцать метров(!!!). Так говорят историки… И состоит он, исключительно из песка и глины. Культурный слой? Конечно нет. Любой студент геологического факультета скажет, что это осадочные породы. А раз осадочные породы, значит это не культурный слой, а следы древнего потопа.

Легенды Плескавии. ч. ХI -

Значит, настоящий подземный Псков нужно искать на глубине двенадцать и более метров, под толщами «культурного слоя». Там, где могилы великанов…

И очень может быть, что даже через сто лет после раскопок могилы великана в Пскове, местные жители ещё знали что-то такое о потопе, чего не знаем мы. Почему я решил, что мы имеем право на подобное предположение? Да потому, что изучая «Повесть о прихождении Литовского Короля Стефана с Великим и гордым воинством на великий и на славный, богом спасаемый град Псков», я обнаружил совершенно потрясающий факт: -

Во время ливонской войны, у псковичей была собственная система летосчисления! В летописи указаны дата, которые не встречаются нигде вообще. Сегодня мы привычно датируем дату осады Пскова войсками Стефана Батория 1581 годом, не задумываясь даже о том, что в те времена на Руси действовала система летосчисления от сотворения мира. Тогда логично было бы, если бы летописец Василий указал бы, что «В начале индикта десятого дня лета 7089…». Но вместо этого он указал лето 790…

Вопрос: - По какому календарю? От чего вели летосчисление в Пскове? От какого события? Отложим вглубь веков 790 лет, и оказываемся в восьмом веке, в 791 году. Но по официальной истории в это время Пскова ещё не существовало!

Пскова не существовало, а жители города вели отсчёт своего календаря почему то именно с 791 года, который в официальной хронологии ничем особым не отмечен. Как это понимать? Предлагаю две версии, которые у меня сложились на этот момент: -

  • В летописи была использована редкая система летосчисления славян «От окончания всемирного потопа». Такая система на самом деле существовала, на ряду с «От Адама», «От Авраама», и т.д. Но систематизируя данные о конкретном месте, изучаемых событий, наиболее вероятной, представляется версия «От окончания потопа». Она позволяет разрешить множество нестыковок и противоречий в официальной версии истории средних веков.
  • Учитывая гипотезу о том, что одну тысячу лет историки просто приписали, можно сделать предположение, что 790 год, это всё – таки год от «Воплощения Иисуса». Только официальная наука относит осаду Пскова Баторием к 1581г., а на самом деле она была в 1790. Разумеется, без «лишней» тысячи.

Обе версии выглядят фантастически, но ведь историки-то своих версий, даже не выдвигают. Между тем, геология северо-запада России, просто кричит о том, что ещё пятьсот лет назад здесь не было ничего, кроме песчаных дюн. Археология неофициально подтверждает тот факт, что следов жизнедеятельности человека в этом регионе, относящихся к периоду ранее пятнадцатого века до сих пор не обнаружено.

Всё это подтверждает версию о локальном потопе, который смыл весь грунт с северо-запада на юго-запад. Отделил Европу от Азии, на какое то время, а по окончании потопа, в пятнадцатом веке, когда пустыня превратилась в степь, способную прокормить лошадей, сюда возвратились люди, и заново построили города на месте, занесённых песком и глиной.

Карта из университета города Уппсала, Швеция.
Карта из университета города Уппсала, Швеция.

Если эта версия близка к истине, то у нас появляется реальный шанс узнать правду о нашем прошлом. А раз так, то нам вполне по силам овладеть инструментами, необходимыми для строительства будущего. И это вселяет оптимизм.

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Андрей Кадыкчанский обязательна.
www.copyright.ru