Натолкнулась случайно в интернете на книгу Валериана Киприанова «Живописная история архитектуры России, а затем обзор климата, обычаев и развития цивилизации в этой стране ", опубликованной в 1864 году в Санкт-Петербурге на французском языке.
Книга содержит 55 иллюстраций, выполненных, по всей вероятности, самим Киприановым, потому что выполнены они все в одном стиле, и другой автор там не указан. К сожалению, на русском языке я эту книгу не смогла найти. Об ее авторе вкратце сказано в начале самой книги:
«Подполковник корпуса путей сообщения, член императорского географического общества России, общества натуралистов Москвы и нескольких ученых обществ России и за рубежом.»
Но содержание книги мне увиделось достаточно интересным, чтобы поделиться им с читателями. Во вступлении книги Киприанов, обращаясь к Марии Александровне (супруге Александра ll) сообщает, что написал эту книгу для ознакомления иностранцев с древними памятниками России. Очевидно, именно поэтому она и написана на французском языке. Или знать того времени плохо знала русский язык?
Темные века русской архитектуры
В начале книги Киприанов сообщает о том, что в России не так уж и много сохранившихся средневековых памятников:
«Количество памятников древнего искусства в России не соответствует ни большой протяженности страны, ни древнему происхождению некоторых ее городов. Истоки русской истории полны тьмы; все неясно, и национальные летописи говорят только об относительно недавних временах. Таким образом, у русских нет определенной информации о существовании своих предков.»
И информация о строительстве и строительных технологиях скрывалась, а летописцы почему-то путали даты строительства с реконструкций:
«Наши предки, которые довольствовались простыми деревянными жилищами и которые, кажется, совсем не думали о последующих поколениях, оставили нам мало памятников светской архитектуры; духовные памятники в то время поглощали всю деятельность искусства, и даже в отношении строительства церквей и монастырей современники передавали нам такую туманную и такую сокращенную информацию, что мы не можем составить точное представление о том, как были построены эти здания и какова их история. Летописцы иногда ошибались не только годами, но и веками, и царствованиями, и часто путали дату строительства с восстановлением или реконструкцией.»
Но может, ничего летописцы не путали, а делали это вполне осознанно? Возможно, Киприанов описывает рождение сфальсифицированной истории?
«Первобытная жизнь северных славян, предков русских, нам совершенно неизвестна. Побродив по обширным равнинам Днепра и Волги, они исчезли, не оставив никаких следов своего существования. Поэтому мы не будем рассматривать доисторический период жизни славян; мы не будем говорить о лачугах (повалушах) и пещерах (печорах) их кочевого существования или о домах, которые они, должно быть, строили в то время, когда семьи постепенно сосредотачивались в одном месте, превращались в коммуны. Традиция говорит нам, однако, что в 7 и 8 столетиях жители центральных регионов России начали резать камень, обрабатывать древесину, изготавливать глиняную посуду и ковать железное оружие. Искусство плавления металлов было известно им до 9 века. Жизнь славян становилась все более оседлой: их дома, сгруппированные в деревни, в значительной степени, устраивались в посадке, то есть в рядах, образующих улицы. Плотничество стало доминирующим искусством в России. В то время в доме уже мог быть каркас, достаточно прочный, с подшитым потолком, оконными проемами, окруженный земляной насыпью. Каменные ямы, ранее использовавшиеся в качестве очагов, заменялись очагами.»
На самом деле, это, конечно же, не так. Следы они оставили, и очень много следов, название только сменили: были кочевыми скифами, а стали оседлыми славянами. Может, и скорее всего, думаю, что не сами себе названия они сменили. Вполне вероятно это сделали за них другие – те, кто потом записал в «историю», что «исчезли де, побродив, не оставив и следа…». Моя версия, почему они начали с кочевого образа жизни переходить на оседлый – климатическая и экологическая ситуация, и явившаяся причиной этого вынужденного кочевья, начала меняться в лучшую строну. Т.е. стало больше чистых источников воды, больше растительности. Что позволяло уже жить на одном месте, а не перемещаться постоянно в поисках воды и пищи. Что это была за катастрофа и когда, здесь рассматривать не буду. Думаю, что случались они периодически. И последняя крупная, видимо, как раз произошла перед появлением кочевых народах скифов на общинных просторах евразийского континента:
Подробнее об этом в статье "Древняя Индия и не только"
«В Малой России и Белой России в это время сооружались мазанки, состоящие из прочного каркаса и не очень прочных балок, иногда просто переплетенных ветвей, залитых глиной и побеленных мелом, как это делается и сегодня в этих странах.»
В Малороссии дома строились на некотором отдалении друг от друга – каждый дом имел какой-то земельный участок. Как собственно и сейчас в украинских селах. В то время, как в Великороссии дома располагались улицами – один за другим. Поэтому если загорался один дом, то огонь легко перекидывался на близлежащие. И таким образом выгорало много домов. Чего не случалось в Малороссии. Далее автор пишет, что все старинные русские города обносились крепостными стенами и обкапывались глубокими рвами. Но, собственно, такой принцип строительства был характерен не только для Древней Руси, но и для других стран того времени. Видимо, коммуникация между разыми странами была тогда уже хорошо налажена, или людям приходили в головы одинаковые идеи.
Киприанов пишет, что стены Тульского кремля были самой сложной контракцией такого типа:
«Это ограждение состоит из двух стен, имеющих 4-хгранные башни, кроме башни Крапивны, которая имеет шесть стен, железные двери и три бойницы.»
Начало каменного строительства
С 9-го века в России производилось два вида кирпичей: сырые кирпичи, высушенные на солнце и огнеупорные кирпичи. К сожалению, Киприанов ничего не сообщает о технологиях изготовления огнеупорного кирпича в 9 веке. Потому что некоторые современные альтернативщики сомневаются, что это было в принципе возможно, без использования технологий 18-19 веков, учитывая сложный процесс обжига больших масс кирпича. Который, несомненно, был необходим для возведения крепостных стен, башен, храмов и дворцов.
Самым древним из сохранившихся домов на период середины 19 века Киприанов считает киевский дом Артемисии, названный так по имени его первого владельца, который жил во время большой опустошительной чумы. Этот дом, также известный как дом родителей Святого Димитрия Ростового, построен из камня и покрыт черепицей.
Жаль он не уточняет, в каком году или веке была эта чума. Самая первая известная в Европе бушевала в 14 веке. Димитрий Ростовский жил в 17 веке. Интересно, что уже в 1864 году этот дом оказался засыпанным «культурным слоем» по самую макушку первого этажа. Хотя, может быть, это душники подвала выглядывают из земли?
Первая каменная церковь, известная как церковь Диме (десятинная), была возведена в Киеве в 989 году, великим князем Владимиром и сохранялась до 1240 года, до вторжения тартар, которые под руководством Батыя разорил страну.
О тартарах в 1864 году еще помнили, и словосочетание «татаро-монголы», судя по всему, еще не было придумано. Понятие «иго», видимо, тоже еще не существовало, но разорение родной страны (Малой Тартарии в данном случае) тартарам уже приписывали, а иностранцам – строительство. Так, например, считалось, что эту церковь построили греки.
Фамилии этих греков, видимо, к 19-му веку уже были утеряны. Но логика здесь проста: если русские только-только приняли христианство, и храмов никогда раньше не строили, то кто будет им строить первые храмы? Конечно же, греки. Тот факт, что храмы на Руси строились и ДО принятия христианства или не был известен (?) или скромно замалчивался. Кроме того, вполне возможно, что все даты построек отодвинуты в прошлое в согласовании с европейскими датировками.
Так описываются строительные материалы, из которых был построен этот храм:
«Стены фундамента были выполнены из больших гранитных блоков, щебня и кирпича; в стенах подвала стен присутствовало три типа кирпичей, а именно: кирпичи размером больше 6 вершков (26,67 см), которые используются сегодня; меньшие кирпичи и квадратные плоские кирпичи 7х7 вершков (31,11х31,11см), около дюйма с четвертью толщиной (прибл. 3,2см). Раствор на стенах почти в три раза превышал толщину мелких кирпичей. Плотный цемент состоял из известки, смешанной со сломанным кирпичом и измельченными камнями. Прочность этого цемента, который также использовался для соединения кирпичей с мрамором, камней карнизов и плит, таков, что невозможно разделить кирпичи, не разбивая их. Церковь была вымощена темно-красными сланцами, вероятно, из Карпатских гор; пол боковых часовен был сделан из небольшой лакированной плитки, вида голландской плитки, которая, вероятно, является первым продуктом гончарной промышленности (ценины) в России. Стены святилища были украшены мозаикой; те, кто в церкви, были в виде картин. Место алтаря в святилище было вымощено квадратными плитами; сам высокий алтарь был окружен мраморными мозаичными плитками разных цветов, в яшме и стекле, с очень тонким мастерством.»
Следующее древнее здание – это Софийский собор в Киеве:
«Еще одно здание, не менее известное среди древних памятников России, - собор Святой Софии в Киеве, построенный в годы с 1017 по 1037 год великим князем Ярославом Владимировичем, в ознаменование победы над печенегами. Некоторые центральные части этой церкви сохранились и по сей день в их примитивном состоянии. Способ строительства стен и столбов этого храма, также возведенный греческими архитекторами, аналогичен тому, который был принят для церкви Дима. Судя по тому, что осталось нам с украшениями этого храма Ярослава, следует полагать, что весь его интерьер был украшен мозаикой. Святой Олимп Печерский, известный своему времени как художник-образчик и мастер мозаики, работал над этими украшениями с греческими архитекторами».
Конечно, не все же греческим архитекторам трудиться, можно им иногда и помочь. Интересно стало посмотреть, что же строили греки в это время у себя на родине? Поисковик упорно выдает античную архитектуру с портиками и колонами под двухскатной крышей. Средние века, конечно, тоже имеются, но их архитектура отличается от русской. Что же это получается? Приехали в Россию, и давай русский стиль создавать? И откуда он тогда взялся – русский стиль, если архитекторы были не русскими?
По колокольне Софийского собора очень хорошо видно, что вросла она в землю метров на 6:
Или, во всяком случае, самая нижняя часть этой колокольни должна быть никак не ниже средней части, а в идеале – чуть выше, следуя основным архитектурным принципам, применявшимся еще до нашей эры, и бывшие известными также и в древней Руси.
Киево-Печерский монастырь был построен в тоже время -11 век. И несколько других храмов. Один их них:
«Монастырь Св. Михаила был основан в конце X века первым митрополитом Киева Михаилом. Настоящий собор весь в камне, был построен в 1108 году Святополком II Изяславичем, великим князем Киевским, и посвящен Архангелу Михаилу. Эта церковь также была украшена мозаикой внутри, ее пятнадцать куполов были покрыты позолоченными пластинами, из которых появилось прозвище монастыря «С золотыми куполами». Барбара, дочь греческого императора Алексея Комнина (в настоящее время считается Византийским императором, а не греческим –прим. мое).и супруги Святополка, привезла из Византии в монастырь святого Михаила мощи святой Варвары. Старый фасад этой церкви сегодня замаскирован современными сооружениями и контрфорсами. Две боковые часовенки и колокольня относятся к царству Петра Великого; каменная стена была возведена в 1758 году.»
«Собор Святой Софии в Новгороде основан в 1045 году князем Владимиром Ярославичем, также выполненный греческими архитекторами, является одним из самых совершенных образцов византийского стиля. В отношении способа строительства и использования материалов он мало чем отличается от церквей Киева, о которых мы говорили выше»
Теперь я думаю, что не греческих, а византийских архитекторов он имел в виду. Византийский стиль узнаваем, но он другой, отличный от русского стиля. В основном, формой куполов – они плосковатые, напоминающие таз, а не луковку (самый известный пример византийской архитектуры – собор Святой Софии в Константинополе). Хотя строили похожие и в России:
Иллюстрации его у Киприанова нет, но есть описание:
«Собор Дмитриевский во Владимире Залеском, на Клязьме, имеет более недавнее происхождение, чем церковь Звенигорода; он также построен из точеных известняков. Купола облицованы медным пластинами. Самые старые церкви Новгорода и Пскова покрыты свинцом и редко медью; железные листы были впервые использованы только при строительстве Успенского собора в Москве, хотя они были немецкого производства.»
Успенский собор в Москве был построен в 1475 год. Сами немцы при этом до сих пор кроют крыши в основном черепицей. Как, в общем-то, и вся Европа.
Древнерусская фортификационная архитектура
В протяжении 11 века Россия постепенно переходит на камень в строительстве крепостных стен, башен, монастырей. Монастыри того времени выполняли тройную функцию: гражданскую, религиозную и военную.
«Первая каменная крепость была построена в России в 1030 году, после покорения эстонцев великим князем Ярославом (который после крещение принял имя Георгия или Юрия), - на берегах Эмбаха, где сейчас находится Тарту. Его называли Юрьев город (или город Юрия). В 1037 году Ярослав окружил Киев каменной стеной и заложил основы Новгородского Кремля. С 13 по 16 век стены и башни городов строились из известняка, вырезанного камня, тяжелых кирпичей и гальки; над рвами возвышались мосты, а в стенах практиковались тайные ворота, выходящие к деревне или реке. На рисунках 13 и 14 представлены две башни Новгородской крепости, построенные в 1490 г. архиепископом Василием.»
"На рисунке 15 показана каменная башня монастыря преподобного Сергия в Троице; эта башня пронизана двумя рядами лазеек. На некоторых башнях этого монастыря были подземные галереи или тайные проходы (тайники); с северо-восточной стороны еще во времена Петра Великого находилась галерея, протяженностью 4 верст, которая вела в город Деулино. Галерея, начинающаяся с юго-восточной башни, вела к ограде, а оттуда - к проходу, использованному в 1608 году, чтобы остановить подземную работу поляков, осаждавших монастырь."
Интересные набалдашнички на углах этой башни. Судя по всему металлические шарики. Но, вероятно, довольно крупного размера. А на кончике шпиля птичка какая-то. Возможно, уточка. И если так, то это Уточья башня, названная так как раз в честь этой уточки. Но в наше время эта башня выглядит совсем по другому.
Описание Московского Кремля:
«Территория, называемая Бор или Боровичи, и покрытая лесом, была центральной точкой города с самого начала основания Москвы. Именно здесь, в то время, когда Кучково было едва известно в России, церковь Святого Спасителя, самая первая в Москве, поднялась в лесу, а затем церковь Святого Иоанна Предтечи. Обе церкви были построены из дуба. Затем Боровичи стали городом под названием Детинец, Кремник или Кремль. Детинец, или внутренний город, является своего рода внутренним фортом, куда помещались дети во время нападений врага, чтобы защитить их от любой опасности. Эти форты имели значение цитадели или редута. Детинец Москвы был окружен по приказу Дмитрия Донского дубовым палисадом; поскольку такие здания обычно находились в самой высокой точке города, то часто применяли к ним название Вышгород (верхний город). Название Детинец сначала возникло в Новгороде и Пскове, а затем в Москве, позже изменилось в Кремник, а затем в Кремль. В начале 16 века город все еще включал в себя только Кремль; вокруг него простирались пригороды и деревни за окраинами.»
В пояснении к тексту говорится, что название Кремль (Кремник) происходит от Крымгорода или города Крыма, что означает: окруженный зубчатыми стенами с бойницами. Вышгород – распространенное название населенных пунктов в России, на Украине, а также такое название носит возвышенная часть Таллина, древняя крепость в Праге, населенные пункты в Венгрии, Болгарии, Сербии с различными вариациями: Вышегор, Вышеград. В детинцах, я думаю, собирали детей не только во время нападений, но и в мирное время использовали их как места обучения детей военному искусству и наукам. Что-то типа суворовских училищ, например. Однотипные названия в различных местах могут указывать на наличие единой государственности на этих территориях.
Обозначения на карте:
a Кремль, b Китай-город, c Белый город, d Земляной город, e окрестности за пределами реки Москвы, f окрестности за пределами реки Яузы, 1 Собор, 2 Иван Великий, 3 Спасская башня, 4 терема, 5 Василий Блаженный, 6 река Москва, 7 река Яуза, 8 река Неглинная
Масоны и итальянские архитекторы
Киприанов упоминает масонов совсем не в том смысле, в котором мы привыкли понимать это сейчас:
«Приход к власти Ивана III (1440 —1505 гг.) открыл новые штрихи в искусстве, архитектуре, как духовной, так и светской, осуществил чувствительный прогресс, как мы можем судить по оставленным нам памятникам. Иоанн III вызвал из Пскова масонов, которые изучали свое ремесло под руководством немецких мастеров; он вызвал из Венеции известного архитектора и ученого Аристотеля Фиоравенти, уроженца Болоньи. Последний учил москвичей делать кирпичи больше и сильнее, чем те, которые они использовали до сих пор, чтобы делать известь плотнее и прочнее, чтобы использовать для кладки стен кирпич, а не щебень, и оставлять последний только для фундаментов связывать стены железными кошками, строить кирпичные своды, модные глиняные украшения, одним словом, строить здания с большей прямолинейностью и точностью.»
Получается, что масонами еще в середине 19 века называли каменщиков. Ну не простых, возможно, каменщиков, а мастеров своего дела. И опять же для серьезного строительства был приглашен иностранный архитектор, на этой раз уже итальянский.
Самое подробное описание трудовой деятельности Аристотеля Фиоравенти (1415-1486 гг.) дает русская Википедия, которая сообщает, что у себя на родине он прославился тем, что переместил 24-х метровую башню более чем на 13 метров в сторону, чтобы освободить место для строительства нового здания. Об этом же сообщает и итальянская Википедия (в меньших подробностях), а также о том, что он производил инженерные работы во дворце Подеста в Болонье, вместе со своим братом Бартоломео. В других иностранных Википедиях он упоминается только в связи со строительством Успенского собора в Москве. О том, что он строил что-то еще, не сообщается. О том, что он был архитектором, не сообщает даже итальянская Википедия.
Конечно, причиной такой скудности информации может служить древность веков, 15 век все-таки. Но дело в том, что такая же точно ситуация, в большей или меньшей степени, складывается и с другими иностранными архитекторами, строившими что-то на территории России. И вот в совокупности всей этой информации и напрашивается вывод: а были ли они вообще, эти иностранные архитекторы, строившие русские города? Насчет перемещенной 24х-метровой башни (это высота примерно 8и-этажного дома!) интересный факт. Он настолько необычен по своей сути, что вызывает доверие к своей достоверности. Потому что, я думаю, никакой фантазии бы не хватило такое придумать.
Так Киприанов описывает Успенский собор:
«Успенский собор, завершенный в 1327 году, был разрушен 146 лет спустя из-за ветхости, и на его месте при Иване IIIбыла построена новая церковь при содействии русских мастеров. Это новое сооружение было настолько слабым, что вскоре оно было разрушено сверху донизу, и именно тогда архитектор Аристотель Фиоравенти, призванный в Москву, воздвиг собор Успения таким, какой он до сих пор существует. Теперь, с некоторыми изменениями. Начав в 1474 году, он был завершен через пять лет. Владимирский собор служил образцом для этого замечательного здания. Его конструкция очень прочная; основания имеют более двух саженей глубины (около 4,5 м заглублен в землю -прим. мое); стены сильно связаны железными ушками; своды, первоначально в ширину кирпича, были перестроены в стрельчатые арки в 1626 году. Контрфорсы были подняты одновременно в четырех внешних углах. Сначала купола были покрыты немецкими железными пластинами, прикрепленными к деревянным аркам, но они были заменены в 1684 году позолоченными медными листами, настеленными по железным аркам с подложкой из жести. Несмотря на изменения, которые мы только что указали, и те, которые произошли после пожара 1737 года и разрушения 1812 года, Успенский собор до сих пор сохраняет свою первоначальную форму."
Собор Успения Богородицы послужил образцом для строительства собора Архангела Михаила
Он менее оригинален, чем другой собор – Благовещения:
Этот собор был построен в 1416 году. По своему стилю напоминает церкви Афона или Керчи, которые относятся к 10-му веку. Купола его были покрыты пластинами из позолоченной меди. Фундаменты были сложены из белого камня, стены – из кирпича. Он вымощен плитами из яшмы и агата, которые, по словам Карамзина, были взяты из соборов Ростова и Суздаля; традиционно считается, что их привезли из Константинополя.
Упоминает Киприанов еще одного итальянского архитектора - Марка Фрязина:
«В 1475 году митрополит Георгий поднял каменный дом с четырьмя сводами, а в 1487 году архитектор Марк Фрязин построил первый каменный дворец в Москве. В 1491 году Фрязин, Петр, Антоний и Марк построили на Кремлевской площади большое каменное здание (Грановитую Палату) для великого князя».
Марк Фрязин, известный также как Марко Руффо, кроме грановитой палаты принимал также активное участие в строительстве башен Московского Кремля, но в современных ему итальянских источниках не упоминается. Все постройки, которые он, якобы, построил, были завершены другими архитекторами. Петр и Антоний, видимо, тоже Фрязины. Потому что старорусское «фряз» означает «иностранец», «чужой», как сообщает итальянская Википедия. Далее Киприанов:
«Согласно отчету Крекшина, в 1492 году к древним каменным укреплениям Кремля были добавлены две новые смертоносные башни с секретными галереями; одновременно были построены несколько зданий в Кремле, со сводчатыми подземными галереями и каменными водопроводами, пересекающими Кремль вверх и вниз, «для случая осады. В то время использование каменных и свинцовых водопроводных труб уже было известно в Москве.Эти акведуки и тайные галереи образуют подземный Кремль, который был обнаружен случайно. В 1516 году по приказу великого князя Василия Ивановича были вырыты пруды, а на Неглинке был установлен каменный завод. Подражая примеру государя, несколько богатых людей также начали строить каменные дома в Москве. Самыми замечательными из этих домов были образцов князя Василия, боярина Дмитрия Ховрина и купца Тараканова; последний был закончен за одно лето. Наконец, в 1499 году архитектор Алевизе построил для великого князя каменный дворец (терем) в Кремле, который, согласно Карамзину, сохранился таким до наших дней.»
Тоже итальянский архитектор Алевиз. Их было два, и называли их Алевиз Новый и Алевиз старый. В Италии оба эти Алевиза не известны. Вот, что пишет об Алевизе Новом итальянская Википедия:
«Алоизио Нуово, известный по-русски как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин, был итальянским архитектором Возрождения, которого пригласил царь Иван III для работы в Москве. Некоторые итальянские ученые попытались идентифицировать его с венецианским скульптором Алевизио Ламберти да Монтаньяно, но не смогли найти соответствия.»
И об Алевизе Старом:
"Aloisio да Милано, также известный как Aloisio из Милана (Алевиз Миланец, Алевиз Фрязин, Алевиз Фрязин Миланец в России), был итальянский архитектор активным в эпоху Возрождения в Российской Королевстве.
Aloisio приехал в Москву в 1494 году по приглашению Ивана III, чтобы заменить Пьетро Антонио Солари в качестве главного архитектора, ответственного за строительство укреплений и дворцов. В 1495 году он восстановил стены Кремля в Москве вдоль реки Неглинной.»
Похоже, что упомянутый здесь Пьетро Антонио Солари был известен в Италии:
«Пьетро Антонио Солари, известный в России как Петр Антонин Фрязин (1445 -1493 гг.) был итальянским скульптором и архитектором, первоначально из Кантона Тичино. Сын Гинифорта Солари, брат художника Андреа, работал скульптором в Чертозе-ди-Павии, Миланском соборе и Ка-Гранде. Позднее он участвовал в реконструкции некоторых миланских церквей: Санта-Мария-дель-Кармин, церкви Санта-Мария-Инкороната и церкви Сан-Бернардино в монастыре. В 1484 году он создал гробницу капитутов в Александрийском соборе и в следующем году Мадонну Коазоне в Милане. В 1487 г прибыл в Москву с целью строительства новых оборонительных башен Кремля.»
Более подробно о его трудовой деятельности почему-то пишет французская Википедия (ссылаясь при этом на русские источники) :
"Солари приглашается приехать на работу в Москву послами греческого происхождения Дмитрием и Мануэлем Ралевым. Он прибыл в Москву в 1490 году вместе со своим учеником (Санантонио), оружейником (Джакобо) и серебряным мастером (Кристофором) в сопровождении двух учеников. По прибытии в Москву он привлекает благосклонность Ивана III, который дает ему все свое доверие. Хроники ссылаются на него как на «архитектора», а не на более распространенное российское название «Муроле» или «мастера дворцовых дел». Недавно в Милане был обнаружен документ, в котором подписан «Пьетро Антонио Салоарио, главный архитектор Москвы» (Петрус Антониус из Соларио, архитектор генералис Московия). Другие источники в архивах Ватикана берут свое название, за которым следуют слова «architectus generalis Moscovial». Солари умер в 1493 году и прожил в Москве недолго. Некоторые источники устанавливают его смерть в мае, другие - в ноябре на основании акта принятия его имущества его матерью.»
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора i_mar_a обязательна.
|