Cодружеству авторов тарт-ария.инфо уже не один год, много выпущено статей, много разных споров разгоралось в комментариях между авторами и читателями, разное бывало - приходили новые авторы, уходили старые, читатели за что-то благодарили, за что-то ругали и критиковали. Все эти события проходили под неизменным логотипом содружества в виде совы в окружении трех птиц.
Сову для логотипа предложил содружеству yuri-ost. Изображение это было взято из бестиария (манускрипт конца XII - начало XIII века) с дополнениями из книги Джеральда Уэльского (1146 г. до н. Э., Ум. 1223 г.). ) Topographia Hibernica (Топография Ирландии) по ирландским птицам.
С отцифрованной версией манускрипта каждый может ознакомится на сайте Британской Библиотеки
Мало кто заинтересовался историей логотипа сайта, откуда он и что он значит?
Это достаточно древний символ, с своей уникальной историей.
Сцена с совами и птицами, а также знание ее символического значения пришли из средневекового книжного жанра, известного как бестиарий. Бестиарии были популярны в XII и XIII веках, особенно в Англии, где они стали важной частью религиозной дидактической литературы. История бестиария как книжного жанра длинна. Тем не менее, его точное происхождение неясно. Что мы действительно знаем, так это то, что история возникновения бестиария начинается в раннем христианском Египте.
Около 1900 лет назад анонимный автор из Александрии создал книгу, известную как Physiologus.
Это самая ранняя из известных книг, в которой рассказы о животных разбиты на короткие повествовательные главы. Истории Physiologus основаны на знаниях о животных Восточного Средиземноморья и Северной Африки однако рассказанных в весьма специфичной манере. Первоначально написанный на греческом языке, Physiologus был переведен на несколько языков и распространился по Средиземноморью и Европе.
Перенесемся в Андалусию в Испании, 500 лет спустя, когда архиепископ Севильский Исидор был занят работой над важной задачей - энциклопедией, призванной собрать и объяснить все знания мира. Неоконченная к моменту его смерти в 636 году энциклопедия Исидора (названная Etymologiae) стала одной из самых влиятельных учебных книг Средневековья.
В какой-то момент пути Physiologus и Etymologiae пересеклись, и родился бестиарий. Бестиарий состоит из изображений реальных и фантастических животных, сопровождаемых описанием характеристик каждого животного. Его африканское происхождение очевидно. Помимо европейских животных, таких как фермерские лошади, собаки, красные лисы и кролики, есть также слоны, крокодилы, жирафы и львы.
Основная цель бестиария заключалась не в том, чтобы научить царству животных, а в том, чтобы научить людей вести жизнь добродетельного христианина.
Чтобы прояснить этот момент, бестиарии делят всех животных на группы добра и зла. Какое животное принадлежит к какой группе было объяснено в тексте, а также путем размещения иллюстрации животного на странице.
Зачастую расположение рисунка на странице и поворот головы животного имело особый смысл. Хороших животные в бестиариях размещали вверху страницы смотрящих вправо. Злые животные были внизу страницы и смотрели влево.
Хорошие животные, такие как олень, феникс и пантера, представляли Христа и его последователей. Злые животные представляли Дьявола.
Сов могли изображать по-разному
Но у рисунка о котором идет речь - был особый смысл.
Ключом к влиянию бестиария на средневековое английское общество были его образы. Благодаря историям, рассказанным в еженедельных проповедях, проводимых в приходских церквях, эти изображения сделали аллегории доступными для тех, кто не мог читать или был не в состоянии позволить себе собственный бестиарий. Они были настолько влиятельны, что изображения бестиариев появлялись в местах, не связанных с ними, спустя долгое время после того, как они вышли из моды.
Поворотным моментом в популярности бестиариев стал Указ об изгнании, изданный в 1290 году королем Англии Эдуардом I. Этот указ заставил всех евреев без исключения покинуть страну. В Англии не будет постоянного еврейского населения до середины 17 века.
Cова была идеальным животным для представления евреев. Согласно Церкви, никакая другая группа не отвернулась от Христа более решительно, чем они. Всякий, кто не был со Христом, был с Дьяволом и, следовательно, злым. Зло обитает во тьме и нечисто, как сова. Сова в окружении атакующих птиц - это еврей в окружении христиан, побеждающих зло. Короче говоря, то, что мы видим, когда смотрим на эту сцену , является примером средневекового антисемитизма. Изображение совы с ртом и большим загнутым носом не случайность и не пустой вымысел.
В Норвичском соборе на востоке Англии на лавке для молитвы можно заметить узнаваемый символ - сову в окружении птиц. Птицы смотрят на сову. Сова не обращает на них внимания.
Мотив этой сцены был знаком резчику по дереву, который ее сделал, и монахам аббатства, которые опирались на нее во время долгих часов мессы.
Сцена с совой - один из многих примеров антисемитизма без евреев; мизерикорд и получается, что тарт-ария.инфо взяла для своего логотипа антисемитский знак?
Средневековый человек посмотрел бы на сову и птиц и увидел бы христианскую притчу. Опираясь на римскую традицию ассоциировать сову со смертью и болезнью, средневековый человек увидел бы существо, оскверненное своими ночными привычками символ грешника, еврея. Но, разве это все уже не в прошлом?
Сова еще и символ государства Тартария, символ скрытого и тайного. Известных трактовок символа совы бесконечное множество, но у кого в современном мире сова еще ассоциируется с евреем?
Три другие птицы может и атакуют сову в древней трактовке, а может уже лишь с интересом смотрят на эту странно изображенную с невозмутимым видом большую птицу. Может быть сова - это автор, а птицы вокруг нее это читатели содружества? Почему мы обязательно должны быть привязаны к английскому символизму двенадцатого века?
Древняя притча гласит, что подобно тому, как сова избегает дневного света, грешник избегает света Христа. Птицы, окружающие сову, не слушают ее и не восхищаются ею, эти птицы нападают на сову, и своим актом насилия птицы представляют добродетельных, которые реагируют на грешника в их среде.
Взглянем на эту сову как символ другого взгляда на историю. Позволивший себе иное мнение "Грешник" среди "праведных" приверженцев незыблимых догматов?
Весьма символично четкое разделение без красок и оттенков на "добро" и "зло". Кто не с нами тот против нас. А значит можно клевать, нападать, уничтожать. И не только можно но и нужно. Никакие другие мнения не учитываются и признаются еретическими. Кстати слово "ересь" уже давно стало нарицательным, аналогом слов "глупость", "вред" и "осквернение". А ведь дословный перевод слова "ересь" др. -греч. αἵρεσις = "разномыслие", "другое мнение".
В любом случае, в огромном разнообразии различных изображений, сова из средневекового английского бестиария остается пожалуй самой выразительной, да и история интересная как вы считаете? Другие совы древних манускриптов явно уступают ей в харизме.
Источники:
- British Library
- To see the antisemitism of medieval bestiaries, look for the owl
- The Medieval Bestiary
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Sil2 обязательна.
|