Начало: Избави от Лукавого. Часть 1
Одна из важнейших личин дьявола, перешедшая на его "ангелов" - чертей - это черный козёл. И дело тут не в пресловутом иудейском "козле отпущения", он, скорей всего, связан с нашей темой, но не является ее первоисточником. Собственно, кому лень читать, можете просто бегло глянуть мою статью о корне "Каз", и при условии, что у вас неплохое ассоциативное и образное мышление, вы поймете, что такое Дьявол. А для неленивых и желающих пополнить свою копилку образов предлагаю ознакомиться с мифами о сотворении мира, предложенными А.Н. Веселовским в своей статье, посвященной богомилам и их дуалистическим поверьям о мироздании («Разыскания в области русского духовного стиха. Т.XI» в составе сборника отделения русского языка и словесности императорской академии наук. Т.XLVL, №6, 1889). В них мы не найдем козлов или хоть кого-нибудь, отдаленно похожего на этого рогатого, но вся их философия так и просит провести эту параллель.
Почему я взял именно этот корпус мифов? - Из-за их схожести с мифами многих малых народов вплоть до североамериканских индейцев. И главное отличие их от канона в том, что тут, на мой взгляд, совершенно правильно расставлены роли Бога и Дьявола в акте сотворения мира. Да-да, не один Господь делал ЭТО, "видѣ, яко добро...."
Сыра Земля
В то время, как "Бытие" предлагает нам следующее развитие событий:
"В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды" (1:1-6)
У разных народов, пусть даже христианизированных, всё обстоит несколько иначе:
"Горные черемисы казанского края верят в два главных и собезначальных божества: благое Юма и злое Кереметь, который является младшим братом первого, но также вечен, как и он. При начале мира Кереметь хотел делать тоже, что и Юма, но по бессилию мог только портить созданное старейшим братом. Когда Юма пожелал сотворить сушу, он приказал Керемети, который плавал по морю в виде селезня, достать из-под воды горсть земли; Кереметь достал, но отдавая принесенную землю, часть ее удержал во рту. Юма дунул на горсть земли и велел ей покрыть собою воды; воля его тотчас исполнилась. Тогда и Кереметь стал выплевывать утаенную часть земли, и где плевал, там возникали горы и скалы...
По сказаниям мордвы, ... однажды, когда ничего еще не было на свете, кроме одной воды, плыл Чам-Пас на камне и размышлял сам с собою, как сотворить видимый мир. Нет у меня ни брата, ни товарища, с кем бы я мог посоветоваться; при этих словах он плюнул с досады в море. Слюна обратилась в огромный бугор и поплыла за ним; Чам-Пас ударил по нем жезлом, из него выскочил Шайтан и сказал: "Ты жалеешь, Господи, что нет у тебя ни брата, ни товарища, с кем бы тебе подумать и посоветоваться о сотворении мира; я, пожалуй, рад быть твоим братом". Чам-пас обрадовался и сказал: "Ну, хорошо, будь мне хоть и не братом, а товарищем. Давай творить землю. Из чего же мы ее сделаем? Ведь кроме воды нет ничего... Нырни, товарищ, в море-океан, на дне есть песок, принеси его немного, из него и сделаем землю"... В третий раз спустился Шайтан и, боясь, чтобы пламя совсем его не спалило, помянул имя Чам-Паса и без всякой помехи набрал полон рот песку. Вынырнув на поверхность моря, он отдал песок Чам-Псу, но часть его утаил у себя за щекой; думает: пусть брат мой творит свою землю, а я сотворю свою. Чам-Пас стал разбрасывать по морю песок, и он, увеличиваясь, делался землею; но по мере того выростали песчинки, оставшиеся за щекой у Шайтана; от того голова у него разрослась в огромную гору. От нестерпимой боли Шайтан заревел и покаялся Чам-Пасу, что утаил часть земли; Чам-Пас ударил его жезлом по голове и велел выплевывать песок; тот делал это так сильно, что жидкая, еще не окрепшая земля от того поколебалась, отчего произошли ямы, овраги и долины, а из песку, который он изверг, образовались бугры, холмы и горы. "Не можешь ты быть мне товарищем, - говорит ему Чам-Пас, - ты зол, а я добр, будь же ты проклят и ступай под дно морское, в преисподнюю, в тот самый огонь..."
Иначе рассказывают, что человека хотел сотворить не Чам-Пас, а Шайтан: собрал глины, песку и земли от семидесяти семи стран света, но слепить благообразное тело не мог: то слепит свиньей, то собакой, то гадом... Когда Господь оживил его, Шайтан вступает с ним в спор... решили так: "образ и подобие от моего полотенца, - сказал Чам-Пас, - и душа моя, а тело пусть будет твое...
Сначала не было земли, повсеместно разливались воды. Однажды Вярдя-шкай плыл в лодке и плюнул в воду, отчего произошел злой дух в виде птицы. - Следует знакомый нам рассказ о сотворении земли; из земли, которую изверг демон, образовались горы. По сотворению мира, бог заключает с демоном условие, что живые люди будут принадлежать богу, мертвые - злому духу. Но так как по действию последнего люди стали умирать... один из его (бога) приближенных поступил в услужение к демону и похитил у него условие, заключенное с Вярдя-Шкаем, которое хранилось на дне моря в одном камне...
В другой легенде, также начинающейся на безбрежной поверхности воды с ныряния гоголя - злого духа...
Алтайский рассказ: прежде, чем создана была земля, была одна лишь вода: не было ни неба, ни солнца, ни луны; лишь Господь носился в воздухе, а вместе с ним один человек, оба в образе черных гусей. Господь ни о чем не думал, а тот человек поднял ветер, взволновал воду и брызнул ею в лицо Господа... По повелению Божию он спускается в море и выносит оттуда горсть земли, которую Господь бросил на поверхность воды со словами: "да будет земля". И земля явилась. Когда Бог снова послал того человека на морское дно с тем же поручением, он захватил две горсти: одну запихал в рот, чтобы тайком от Бога... сотворить землю, другую отдал Богу. Бог посеял пригоршню, отчего земля стала толще, а во рту у того человека она так принялась расти, что едва не задушила его. Он побежал в сторону от Бога; оглянулся, а Бог около него... "Что ты затеял? - спросил Господь, - не думал ли ты, что утаишь передо мной землю во рту?... Выплюни землю." Тот человек принялся выплевывать, отчего и произошли болотные кочки..."
Когда не было ни неба, ни земли, а была только вода, Ульген спустился к воде, чтобы сотворить землю. Думал, думал, и не знает как начать. В это время к Ульгену подошел человек; Ульген спросил его его: "Ты кто?". "Я тоже пришел сотворить землю", - ответил тот. Ульген осердился и сказал: "Я не могу сотворить, где же тебе?". А человек ему в ответ: "Я сейчас найду, из чего сотворить землю... Ты не сердись, а я знаю, откуда ее достать"... и тут же нырнул в воду. На дне воды он нашел гору, оторвал от нее кусок земли и набил ею свой рот. Вылезши из воды, человек выплюнул землю в пригоршню Ульгеня. Ульгень бросил эту землю, и стала земля только из дерна; у человека же между зубами осталось немного земли; он плюнул, и сделалась согра, то есть кочковатое и болотное место. Ульгень и говорит человеку: "Зачем ты так сделал? Землю надо гладкою сотворить"...
Якутский вариант: Творец создал землю ровною и гладкую; тогда явился злой дух и стал ее топить и царапать, чтобы ее уничтожить; от этого образовались горы, долины и реки...
В России космогонические сказания этого рода записаны были не раз... В начале света Бог позвал черта и велел ему нырнуть в бездну водную, чтобы достать оттуда горсть земли: он хочет создать землю... Господь куда ни бросит землю, то она и является - такая ровная-ровная, что на одном конце видно, что делается на другом. Сатана смотрит-смотрит, хотел что-то сказать и поперхнулся... закашлялся и побежал от испугу. Гром и молния поражают его на бегу, где он приляжет, там выдвинутся пригорки и горы, где кашлянет, там вырастит гора, где привскочит, там высунется поднебесная гора..."
Сразу ясно, что все эти легенды имеют один и тот же источник. Возможно, даже какой-нибудь христианский апокриф.
От лукавого
Но, что самое интересное и что меня подвигло на написание этой статьи: никто из исследователей, включая самого Веселовского, который собрал все эти легенды, и не приметил, - легенда довольно этимологическая!! Тут, подобно многим греческим мифам, символически отображается наш родной эпитет Сатаны - "Лукавый".
Делается это на трёх уровнях:
- поверхностный - Сатана ведет себя нечестно, лукавит.
- образный - в легендах (включая те, которые я тут не привел) говорится о том, что Господь создал землю РОВНОЙ, но от действий Шайтана на ней появляются горы, ямы, омуты...
Ведь что такое "Лукавый"?
"ЛУКА́ ж. изгиб, погиб, кривизна, излучина; заворот реки, дуга; низменный и травный или лесистый мыс; поемный луг, огибаемый рекою" (толковый словарь Даля)
Отсюда, соответственно, Лук - искривленное дугой оружие. Также слово "Ловкий", которое является просто другой формой "Лукавого" ("овъ" - это и есть "у"), ловкий - это изворотливый (смысл кривизны-поворотов). Отсюда же слово "Лгать", то есть "Кривить душой, говорить Кривду" в противовес "Правде", которая произошла от слова "Прямой". То же касается и Левого-Правого: правый-правильный-прямой (right-straight), левый-лживый-кривой (left-lie). Кстати, это английское "Lie" раньше писалось как "lēogan", что соответствует германским формам "lige, legen, lögen, løgn, liegen, lügen" и нашему "лгать". В мифе это также нашло свое отражение: Господь высекает из камня искры правой рукой, и появляются ангелы, Сатана же делает это левой рукой - летят черти.
На более глубоком уровне, видим "ЛY" (лй-лг) в слове "Лукавый-lige", которое отвечает за "незакрепленность, незафиксированность", то есть "свободный", в отличии от прямого, то есть жестко прикрепленного к направлению. - Параллель с моралью правильного и неправильного видна всем, я полагаю.
Таким образом, Лукавый - это "Кривой", что мы и видим в мифе о сотворении - Лукавый делает ровную землю неровной, вносит в нее кривизну в виде кочек, гор и ям.
Этот же символ кривизны мы видим в образе Змея, которым изображается Сатана в европейском фольклоре, а в сибирском - одна рука Шайтана рисуется в виде змеи. Ведь змея вечно извивается, рисуя дуги (но не только это).
Тут как бы все понятно, Лукавое противопоставляется Правдивому, Кривое - Прямому. Но для чего все это содержится в мифе о Сотворении мира? Чтобы понять это, нам придется углубиться еще сильнее.
Что такое искривление? - Это, прежде всего, ИЗМЕНЕНИЕ. Бесконечно ровное пространство сопоставимо с "ничем", как говорится, "глазу не за что зацепиться". Но любое его искривление - это уже какой-то маркер, что-то выделяющееся на общем фоне. Это изменение и есть основа мифа о творении. Это и есть третий уровень данных легенд - философский или, как хотите, называйте.
Дуальность
Вспомните: в начале не было ничего, вообще ничего кроме воды (и скорее всего, там не настоящая вода имеется в виду, но тут речь не об этом). Но после того, как лукавый нырнул и достал кусочек земли, началось первое изменение в мире - создание земли (то самое, за что глаз может зацепиться). Если не забыли, в одной из версий есть маленькая деталь - "Господь ни о чем не думал, а тот человек поднял ветер, взволновал воду и брызнул ею в лицо Господа" - вроде бы обычное проявление чертовой дерзости, ан-нет! Это же "волнение, возмущение" изначально бесконечно ровной стихии - первое искривление ее, изменение.
И вот тут самый пикантный момент всей этой истории: первичное изменение делает НЕ ГОСПОДЬ. Бог ЗАМЫСЛИЛ это сделать, но ничего не может, пока рядом не появляется Дьявол. Именно Дьявол выполняет всю "грязную" работу и достает землю. С чего вдруг? Неужели Отец Небесный не всемогущ? В этом и кроется главный смысл всех этих дуалистических мифов, вообще самого существования такого понятия как "дуальность".
Ведь в мифах Господь и Сатана - братья, либо побратимы (товарищи), а значит, являют нам одно целое при внешнем противопоставлении. Тут важно даже само повествование: ПЕРВОЕ, что нам рисует сюжет - НЕТ НИЧЕГО, ТОЛЬКО БОГ, во ВТОРОМ действии ПОЯВЛЯЕТСЯ САТАНА. Это не просто так, это КОД!
Цифра "1" здесь соответствует Богу, тому, кто ЗАМЫСЛИЛ сотворить землю. Тут поступлю очень подло и не буду пока что объяснять, почему так, но чтобы уж совсем не быть "подонком", отправлю вас к своей статье о Ясоне, где я попытался объяснить, в чем смысл этой единицы, а заодно и буквы "А". Но это для тех, кто, опять же, готов и умеет понимать.
А вот Дьявол в мифе - это цифра "2" (и сами догадайтесь, какая буква... хотя уверен, вы сделаете это лишь частично правильно). Опять же не хочу углубляться, иначе придется рассказать, откуда взялся миф о Потопе, и кому-то разбить этим сердце (может, в следующий раз, там действительно интересная символика). Но скажу, что совсем не зря в слове ТВОрить есть эта "ДВОйка", как и в именах Творца - Deus, θεός, и Дьявола - Diabolos.
Эта двойка встречается в мифе в различных вариантах. Например, в том, что, согласно некоторым апокрифам (эпизод о тивериадском море), Сотонаил создает себе второе небо. Или же, в приведенных выше сказаниях, Дьявол разделяет добытую землю на две части - одну из них утаивает за щекой.
Символ двойки - это всегда РАЗДЕЛЕНИЕ или ВЫДЕЛЕНИЕ. Что и сделал Сатана - он выделил из первичного однородного океана кусочек земли. Выделение из "монады" (пифогорейский термин для "1") чего-либо - это ПРОЯВЛЕНИЕ (есть в греческом такое словечко "δῆλος", ответственное за "проявление" - копия нашего слова "делить"). Ну, представьте, например, себе вечную темноту - "монада", и вот среди нее зажигается лампочка, - свет отделился от тьмы - это и есть проявление; СВЕТ проЯВил предметы в темноте, теперь их стало ВИДно. Этот пример параллелен нашей истории о сотворении мира. И кстати, особо не разбирал, но может быть, отсюда еще одно имя Сатаны - Люцифер - "свет несущий", ибо свет - это уже отличие от тьмы, разделение.
Тяжесть земли
Как вы поняли, речь идет о Яви.
Сказание о тивериадском море: ... И взял Господь у Сотонаила кремень и преломи его на полы, и в правой руке оставь Господь у себя, а в левой отдал Господь Сотонаилу. И взял Господь посох и нача бити кремень и рече: "Вылети из него кремени аггелы и архангелы по образу моему и подобию и бесплотные...
В Свитке (ркп. Григоровича) создание ангелов и бесов рассказано иначе... И удари Господь жезлом по каменю и рече Господь: "Будите ангелы по образу моему, сильны, бесплотны и бессмертны, совершайте хотение мое и вышних"... Сатана же набил из каменя бесовую безчисленную силу богов плотных..." (Веселовский)
Тут уже сказано прямым текстом многое. Стоит вспомнить, что и в других версиях, Господь "летает" над водой, а Дьявол подплывает к нему. Или, например, здесь:
"Перво не було ны неба, ны земли, була тылькы тьма и вода змишена з землею, так неначе кваша, а Бог летав святым духом над водою... От, раз Бог ходит по води, да дыхнув н ту пину с сказав: "Нехай буди янгол". Этому ангелу-Сатанаилу Господь дает два крыла и велит летать, как и он, но он не может; тогда Господь дал ему "еще двое крыл" и "еще двое"..."
Тяжеленький Сатанаил, однако. Это очередной символ. Если все, что подобно Богу, как сказано в легендах, бесплотно, то у Дьявола явно есть Вес. Вес (weight) - это слово, в корне которого мы снова видим "Явь". Оно и понятно, Явь материальна, плотная, в отличии от "идеального" мира (мир идей, божественный).
Складывая все вместе, мы видим, что Дьявол - это и есть наша плотная реальность, материя. А живой элемент в нас, душа - от Бога, который сам по себе является бесплотным "эйдосом". Любая материализация его - это уже искажение, искривление, изменение идеи, поскольку являет собой лишь один вариант из великого множества, в которых абстрактная идея может воплотиться.
Отсюда становится понятным, отчего церковь приравнивала язычество к идолопоклонничеству. Ибо идол выражает как раз идею яви - ОБОЛОЧКУ. Тот же самый смысл заключен в образе Козла (козел в народном символизме - это, прежде всего, его шкура, кожа, оболочка), почему он и стал ликом Дьявола...
И в связи с этим хочу предложить иную этимологию Сатаны-Шайтана. Обычно считается, что имя это пришло в мир через греческое "Σατάν" от еврейского "שָׂטָן", что означает "противник". И это подходит под смысл дуальности, но я тут нашел другое слово, которое полностью удовлетворяет тому смыслу Сатаны, что показал я. И слово это - из Санскрита:
शठ - zaTha - мошенник, лживый, злой, ложный, медиатор, дурман, бездельник, болван, дурачить, судья, изгой, жестянка.
Ведь речь идет об Оболочке - пустая внутри, оттого и "бездельник" (в англо-санскритском словаре выбрано слово "idler" от "idle" - "пустой, холостой"), и "ложный, дурачащий" (так как внутри ничего нет). И также является посредником, медиатором (судья - посредник между сторонами обвинения и обвиняемого), поскольку обращаются всегда к оболочке, а не тому, что под ней. Собственно, тут же видно и значение "болвана", учитывая, что этим же словом у нас называли деревянные идолы, которых всеми фибрами ненавидела церковь...
Заметьте, в современной мифологии принято, что Дьяволу можно продать душу. И делается это в основном ЗА МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. Богатство... А что еще может дать главный вселенский "материалист"?... (почему Сатана и не мог нормального человека сделать, то свинья получилась, то собака - животные, как бы не имеющие души в поверьях, только "тело").
Если вдруг кто в теме, то эти сведения помогут разобраться вам с тем, что такое Велес. Ведь Сатана - это христианское продолжение его. Хотя у Велеса все еще интереснее, и его образ не полностью отошел к Дьяволу, но также повлиял на вид Христа. Но об этом как-нибудь в другой раз...
И последнее. "Я отрекаюсь от Сатаны" - говорим мы в церкви. Фраза не совсем верная. Конечно, нехорошо жить лишь одним "материальным". Но нельзя отречься от своего материального "скафандра" для души, поскольку в этом мире, в яви, он является нашим непосредственным "интерфейсом". Дьявольский инструмент в дьявольском мире. Церковная мысль направлена на "спасение души", но душа и тело - это единое целое, как и изначальные товарищи Бог и Сатана. Один замыслил, другой выполнил. Так человек и живет - творит: придумывает "Богом" и реализовывает "Сатаной". В итоге, мир, который вместе создали "товарищи" - это наша Гайя ("тройка" в "коде") - слияние материи и духа.
И все это и есть ответ на вопрос - что же такое "грехопадение" человека, почему он познал что-то, вкусив плод в райском саду - зародив его. Потому что человек осознал, что он сам может творить явь и создавать новых людей. Творить материальный мир. И с этого момента он уже не принадлежал Господу - он ушел в мир Сатаны (по шаманским повериям, небесный Бог не интересуется жизнью людей совсем, а вот Подземный царь, наоборот, активно влияет на человека, к нему и ходят за помощью), где все осязаемо, имеет вес и может быть преображено. Человек не наделяет душой предметы - он не "Бог", в конце концов, но он может своими руками делать эти предметы... то, чего не умеет "Небесный отец", который был слишком легким, чтобы нырнуть под воду. Так что, в какой-то степени Бог воплощается через руки человека в яви...
// В оформлении статьи использована картина Otto Greiner "Die Tanzenden" 1896
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора peremyshlin обязательна.
|