Кто такие калмаки?

Свой рассказ о казаках считаю не полным без упоминания о калмыках. В статье «Казаки и Казачья Орда» были упомянуты запорожские, донские, астраханские, яицкие, гребенские, сибирские, дальневосточные, тартарские, каракалпакские казаки. Но есть еще очень большая группа калмыских казаков. Т.е. калмыки входили практически во все перечисленные группы казаков.

Согласно Википедии где-то в середине 17 века из-за внутренних междуусобиц в Калмыкском ханстве калмыки начали мигрировать на места проживания казаков и пополнять их ряды.

Донские калмыки-казаки

«На Дону калмыки впервые появились в 1648 году. Причинами откочёвки части калмыков на Дон служили внутренние междоусобицы в Калмыцком ханстве.

В 1702 году с согласия правительства на Дон перешла большая группа калмыков, которым, как писал в 1747 году дербетский тайша Солом-Дорджи, повелением Петра I было предоставлено «право самим выбирать кочевья, как по Волге, так и по Дону, согласно их собственному желанию». (Википедия)

Чугуевское казачье войско

В период правления Петра I, 28 февраля 1700 года в Чугуевском уезде было образовано особое Чугуевское казачье Войско, в состав которого для усиления основного казачьего населения были зачислены кочующие в местных степях калмыков и татар, принявшие православие, а также бывшие городовые казаки, ранее жившие в Курске, Орле, Обояни, Осколе, Белгороде, Путивле, Кромах и других окрестных городах-крепостях Белгородской черты. Казакам были отведены для поселения земли по верхнему течению Северского Донца и его притокам, а также усадебные места, покосы и прочее довольствие. (википедия)

Ставропольский калмыцкий полк

Еще в царствование Петра Великого калмыки, кочующие в Приволжских степях, стали переходить в православие и для облегчения этого перехода, крайне желательного для русского правительства, многие богослужебные книги были переведены на калмыцкий язык и назначены особые миссионеры в калмыцкие становища. Один из калмыцких князей Петр Тайшин, который, крестясь сам со своим семейством, сумел объединить разрозненные кибитки и подчинить их при помощи русского правительства своей власти. Для большего укрепления этой власти, а также и православия, была построена в 1739 году крепость Ставрополь, на Волге, недалеко от города Самары. Крепость эта, управляемая русским комендантом, была подчинена Оренбургскому губернатору, а калмыки, расположившиеся в её окрестностях, составили казачье Ставропольское Войско, причем им были дарованы особой грамотой привилегии казаков: беспошлинная торговля и доход от продажи вина, а кроме того, и некоторые другие льготы.

23 января 1745 года правительство решило использовать в военном отношении новое Войско, для чего оно было разделено на 8 рот. Для порядка управления во внутреннем укладе были произведены некоторые реформы. Были учреждены должности войскового атамана, войскового судьи и войскового писаря, назначена войсковая канцелярия и утверждены особые штаты. Суд производился по старинным народным обычаям калмыков, и решения по различным судебным делам выносило присутствие войсковой канцелярии. Ставропольское калмыцкое Войско выставляло на действительную службу300 казаков ежегодно.

В 1756 году из калмыков было создано особое Ставропольское калмыцкое войско, причисленное к Оренбургскому корпусу.

В 1760 году правительство, для усиления Ставропольского Войска, причислило к нему освобожденных из киргизского плена 1 765 калмыков (джунгаров), которые также приняли христианство и образовали из себя новые три роты.

В 1802 году Ставропольское калмыцкое Войско насчитывало всего казаков 2 830 и старшин — 81. Всего в Войске находилось 11 рот, которые выставляли на службу свыше 800 казаков. (Википедия)

казак калмык
Казак Ставропольского калмыцкого войска. 1829—1838
Оренбургские казаки
Оренбургские казаки с верблюдами
Яицкие казаки
Яицкие казаки в походе
Калмык казак
Калмык на военной службе

Кто ж такие эти калмыки и почему казаки так охотно принимали их в свои воинства?

Согласно Википедии: « калмы́ки— монгольский народ ойратской группы (западные монголы). Говорят в основном на русском, и реже на калмыцком языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.

Самоназвание калмыков, хальмг (хальмгуд), вероятнее всего, происходит от тюркского прилагательного калмак — «отделившийся», «отставший» (в родственных калмыкам монгольских языках такого слова нет)»

Николаас Витсен в своей книге «Северная и Восточная Тартария» калмыков называет калмаками или калмукками, разница в звучании, видимо, связана с переводом с разных языков. Он приводит свою  версию происхождения слова «калмак»:

«Слово «калмак» имеет происхождение от слов «длинные волосы», то есть «косы», которые носят эти люди.»

И еще одну: «Они носят шляпы, которые русские называют колпаками, спереди и сзади открытые, a с обеих сторон с широкими полями, почему другие тартары их называют калмаками.»

Такая шапка что ли?

шапка ушанка

По описанию Витсена Калмакия занимала приличную территорию:

«Широко простирающаяся область Калмакия, которую окружающие народы причисляют к странам Восточной Тартарии, имеет восточными соседями мугалов, а с севера она граничит с небольшой страной Алтин, на западе – с рекой Яик (Урал) и с нагайскими тартарами, а на юге – с бухарами. Она простирается примерно от 50 до 55 северной широты и разделяется на Белую Калмакию и Черную.»

И дает пояснение, чем же отличаются черные калмаки от белых:

«Калмаки, которых называют черными, названы так из-за грубого образа жизни. По этой же причине называют и черными мугал. Другой разницы между ними и теми, кого называют белыми калмаками, нет, кроме того, что черные живут более бесполезно, почему некоторые и не делают разницы в названии обоих. Еще их называют черными потому, что по их стране опасно ездить, подобно тому, как называется Черное море (Потому что «черный», или «кара», по-тартарски значит не только «черный цвет», но и все «некрасивое», «отталкивающее»).(А были времена, когда это море называлось Гостеприимным –прим. мое)

карта Витсена
Фрагмент карты Николааса Витсена, 1705 год
карта Ремезова
Фрагмент карты из Чертежной книги Ремезова, лист 44, 1701 год

На карте Ремезова южными соседями калмаков показана Казачья Орда, а не Бухария. Витсен часто упоминает калмаков и мюгалов вместе, не делая между ними большого различия:

«Из рассказа этих людей казалось, что мюгалы и калмаки часто кочуют вместе, а также, что название «калмак» свойственно многим мюгалам и калмакам и что мюгалы называются также и «мюгальскими калмаками».

«В 1675 г. в Москву приехали четыре мюгальских князя, которые говорили, что они мюгальские калмаки.»

«Мюгалы почти все время находятся в пути; зимой они разбивают хижины или дома, но летом живут в палатках. И у мюгал, и у калмаков почти одинаковый образ жизни.»

«Все эти роды мугал хотя и подчинены разным ханам, все же принадлежат к одному и тому же народу. Когда кто-то из них терпит нужду по внешним причинам, они все помогают друг другу. Они почти все одной веры, языческой.

Синцы называют одним словом «тата» (тартары) мугал всех родов и калмаков, живущих за Великой стеной, в пустыне.»

(говоря о синцах и о словах, есть интересный отрывок из книги Витсена: «Те, которые живут вне Синской стены – калмаки, мугалы, бухары и другие, – называют современного тартарского императора Сины, происхождением из Ниуxе, почетным титулом Богды (Богдан?). Но откуда это название происходит, нам не известно; очевидно, когда одни из предков императора в Тартарии, тайши, или князья, завладели государством Сина, ему дали почетное имя по-тартарски, Богды: как бы «божественный» или «от Бога». Ибо «Bog» – это значит Бог по-тартарски, также как и по-русски. А может быть, потому, что эта страна была благословлена Богом.»)

«Хотя среди калмаков есть много тайшей, или князей, все же Очурти, или Очерай Саин хан, – самый великий. Эти князья из рода Чингисхана, первого тартарского императора. Из этого же рода был и Тамерлан, который победил турецкого Султана Баязета (как говорят).»

Итак калмаки являются родственниками Чингисхану, Тамерлану, мюгалам (Витсен называет их также мугалами), и потомками скифов:

«То, что мугалы, или те люди, которые тогда жили в стране мугалов с древних времен, были известны под именем «скифов», – это остается неоспоримым. В другом месте, где еще оставался воевать Порус (Многие законы как в Малабаре, так и в Цейлоне еще и теперь называются по имени этого Поруса – «поранами»), находим, что под знаменем Александра скифы и дачеры были первыми, кто напал на индийцев, о которых упомянутый писатель говорит, что их богатство состояло в обширных рощах с красивыми ручьями, в которых они пасли свой скот, что еще и теперь можно наблюдать, как это делают мугалы и калмаки, которые являются прямыми потомками древних скифов; Александр завоевал дружбу этого народа скорее добродушием и благодеянием, чем победами: пленных он посылал обратно без выкупа, так что оказалось, что он воевал с самыми дикими людьми не из ненависти, а для того, чтобы показать свою храбрость.»

«Уже в то время скифы жили в пустынях и переселялись с одного пастбища на другое. Их посол сказал Александру, что в нем вызывает отвращение воевать с ними* Курций, книга IV: «Ступайте свободно через реку Танаис и вы увидите, как далеко распространились скифы, однако вы никогда не подчините их себе».

А в другом месте: «Наша бедность будет идти быстрее, чем наша армия», – будто этим они хотели сказать, что лишения и бездорожье их областей заставит греческих солдат вернуться; и такое же положение мы находим теперь еще в Мугалии и в стране калмаков.

Это были скифы, которых Куртиус называет «абии», и другие, расположенные севернее начала Ганга и далее, к востоку от Каспийского моря, с которыми Александр имел дело. То, что именно это и является тем местом, где мюгалы живут теперь, станет ясно тому, кто изволит посмотреть на наши карты. Итак, оказывается, что предки современных мугал, которые писали вышеупомянутое письмо, настолько состояли в союзе с Александром, что он назначал их князя и помогал разделить их землю на области; этим македонским князем его потомки еще хвастаются и обогащают его памятью свои почетные звания»

«Мугалы, как и калмаки, – это те, которые, как некоторые считают, в Библии называются Гог и Магог. Мугалы называют себя монголами и мюнгулами. Они из тех народов, которых греки называли «скуфе», и их страна называлась «страной Скуф», о которой они пишут, что это большая страна, разделенная реками. Ибо она простирается от начала рек Дунай и Днепр, или Бористенес, и затем охватывает всю крымскую землю, вплоть до реки Дон, или Танаис, и до Волги, или Ра, и реки Яик. Затем она охватывает дикие поля до Синского государства и реки Амур. От Амура она простирается до государства Сибирии.

Этот народ более многочислен, чем какой-либо другой во всем мире. От них многие королевства имеют происхождение, а именно: Булгария, Лигри, Тюрки (de Turken) и другие.

Не только многие князья боялись скифов (Skufe), но даже и Александр Великий. Теперь у них языки и названия различаются, но их нравы, обычаи и оружие – те же.»

Получается, что скифов переименовали в калмаков и мюгал, а вернее в тартар, но остались они жить на тех же территориях, на которых жили и раньше. Как выясняется из описаний того же Витсена, Сибирь и Китай тоже входили в их территорию:

«Эти народы – нуки, или дшурцы, – древние враги синцев. Уже 1 800 лет тому назад синцы называли их кин. Это означает и «золото», так как говорят, что в горах их страны много золота. Около 400 лет назад они пришли из-за Великой стены в Сину и заняли шесть больших областей. Они бы заняли всю Сину, но калмакские тартары, жившие вокруг Самарканда и Бухары, потомки Чингисхана – мугалы и другие народы, – услышав, что нуки заняли Сину, из зависти вошли большой массой через западные и южные области в Сину и выгнали нуки оттуда, отобрав у них половину земель. Вместе с калмаками и другими тартарами пришел тогда в Сину и некий Марко Поло, родом из Венеции. Тогда калмаки заняли всю Сину и основали новую императорскую династию называемой Ивен. (Иван?) Императоры этой династии господствовали в Сине примерно в течение 100 лет. Затем синцы снова выгнали их и основали династию Таймин, которая господствовала в стране еще около 40 лет тому назад, потому что нуки дшурцы, или джучеры, снова пришли в Сину, заняли его и основали новую династию императорского тартарского рода Тайсинг.»

«Эти калмакские народы господствовали в течение 90 лет в Сине, когда в 1368 г., после рождения Спасителя, катайцы, или синцы, снова начали восставать и воевать с калмакскими тартарами до тех пор, пока они, наконец, не восстановили свое государство (трон). В то время среди калмакских воинов находился иноземец Марко Поло, родом из Венеции.»

Так вот оказывается у кого гостил Марко Поло- у калмаков! Витсен описывает калмаков, как диких кочевников:

«Животные сами копытами выкапывают траву из-под снега, ибо калмаки не заготавливают сено. Поэтому бывает большая смертность скота, особенно часто весной, когда снег оттаивает, а затем снова замерзает, и животные не могут пробить ледяную корку. Овцы, как самые слабые, умирают первыми, затем волы и коровы и, если мороз держится дальше, – лошади и верблюды. И так как калмаки живут скотоводством, то если погибнет скот, и они неизбежно должны погибнуть от голода. Поэтому путешественники неоднократно находили мертвых калмаков на полях.»

"Калмаки ведут дикий образ жизни, воюют между собой и с соседями или развлекаются охотой. Христиан среди них нет и нет евреев, но они имеются в Сине и приезжают туда из Индии торговать. У них нет пушек, но есть ружья, очень длинные: они зажигаются фитилями. Большинство их сделано в Бухарии; имеется и порох, из Сины. У них нет обрезания, и они едят свинину. Они не знают про Спасителя и ангелов. Их страна украшена равнинами и горами. Золото и серебро они получают слитками из Сины и что-то делают из него, но монет у них нет. Тигры есть, правда, на границах с Бухарией, но не у них. Львы и слоны имеются в Сине, но у них нет. Мужчины носят кафтаны, которые они называют ариамы. Они перекидывают правую полу через левую, так же делают и женщины и их князья, которые мало отличаются от простых людей, занимаются больше охотой. Бумагу они получают из Сины. Многоженство у них принято, как и у магометан."

Т.е. своего то у них ничего нет, одно получают и Бухарии, другое из Сины, так и живут. И в то же время встречаются у Витсена и вот такие описания:

«Калмуки – крепкие, воинственные мужчины; и что их в опасных предприятиях делает храбрее, чем тартар, – это сила их лошадей и преимущество их оружия как в бою, так и в обороне; ибо они редко воюют без шлемов, лат или кафтана из железных колечек и со щитом, который – так как он не тяжелый и не широкий – они носят за спиной, когда не воюют. Они вооружены, как и другие тартары, луком и стрелами, и никогда не ходят без пик, которыми орудуют с большой силой и проворством.»

Так, наверное?

воин

Или так:

башкирский воин

Вот еще одно описание:

«Один солдат, который долго находился в гарнизоне города Томска (на притоке реки Обь) сообщил мне, что калмаки (с которыми он сражался в 1668 г., 27 июня), когда они борются, часто оголяют верхнюю часть тела. В том сражении было пролито много крови. 200 калмаков остались в плену, количество убитых оценивалось не меньше, чем в 4 000. У них были луки, копья и рубаки.

Народ приходит на войну хорошо вооруженным. Они носят шлемы и латы из чешуи, употребляют пики и стрелы, короткие мечи, не кривые, которые называют салемас. Другое оружие – стрела, лук, длинные ножи, сабли и копья с железным острием, длиною в локоть. Кроме того, у них вокруг пояса повязана толстая веревка с петлей на конце: ее они на бегу набрасывают на шею врагу и стягивают его с коня, как это говорит Геродот. Это уже в его время было принято делать у некоторых скифов.»

Для того, чтобы так вооружить воинов, необходимо, во-первых, много железа, а значит, необходимо искать, добывать и разрабатывать железосодержащие рудники. Во-вторых, выплавлять из руды железо. А значит, нужны плавильные печи, и кирпич. В-третьих, нужно где-то и чем-то выковывать из железа все эти шлемы, мечи, кольчуги, пики и щиты. Реально ли все это для кочевого народа? Ведь это не только сооружения и инструменты, это еще и необходимые знания и навыки. Или все эти вещи они не производили сами, а приобретали у других народов?

Но оказывается раньше города у них все-таки были. Но в 17 веке почему-то оказались разрушенными:

«В четырех днях пути от города Томска, вокруг которого живут калмаки, встречаются остатки разрушенного города без домов, или жилищ. Камни разрушенных домов лежат кучами, иногда целые горы камней. На некоторых из них видны странные буквы, теперь неизвестные.

Язычники, живущие вокруг в шалашах, говорят, что в древности он был главным городом большого калмакского князя, и он (город) провалился в землю и был разрушен

Город провалился в землю? Похоже на катаклизм. Еще одно упоминание о находящихся под землей зданиях:

«Очевидцы рассказывают мне, что недалеко от Краснояра есть  могильник, несколько выше Астракани, где лежат два святых – женщина и мужчина. Там христиане, крымские тартары и калмаки совершают богослужение. Язычники там приносят жертвы. Каждый считает, что они принадлежали [именно] к его религии. Они лежат в лощине, куда спускаются сверху по веревке*. 1678. Трупы еще с мышцами, твердые и сухие, но голова женщины отделена от туловища. Говорят, что они там лежат уже больше 800 лет. Еще говорят, что видели много лощин и каменных сводов в земле, которые сильно звучали, когда там производили звук, или роняли камень. Это действительно признаки того, что там стояли большие здания.»

«Они (калмаки) не живут в городах, а говорят, что у них между гор, около рек, много остатков разрушенных и довольно больших городов, окруженных стенами, но сломанных и поросших деревьями, где имеются разные звери и большие красивые здания: некоторые еще целые, а другие обветшали. Предполагают, что в них жили синцы и несколько столетий назад их покинули или были изгнаны. Когда их спросили, почему они их не заселяют, они отвечали, что из-за скота им удобнее переходить с места на место. У калмаков нет каменных храмов, но странные большие войлочные церкви, с двумя дверьми, через которые проходит свет. Вместо колокола они бьют в тазы. Их страна довольно густо заселена, но большинство народов живет под далай-ламой.»

Несколько раз упоминается город Каракрым:

«Каракрым* или Карукурим: этот город теперь полностью разрушен – большой город в Калмакии

«Каракрым – это большой город в полях Калмакии. Его жители – это крупные ремесленники и мастера. Они поклоняются звездам. Одно время ханы Калмакии покорили Катай. Но впоследствии он снова попал под власть первых королей. После Чингиса в городе и области господствовали каракрымские мужи под названием Улух Юрифф». Здесь кончается сообщение упомянутого неизвестного арабского писателя.»

Вероятно, имеется в виду Каракорум . Согласно Википедии: "столица Монгольской империи в 1220—1260 годах. В настоящее время — город, центр сомона Хархорин аймака Уверхангай Монголии. Название восходит к монгольскому топониму окрестных гор «Каракорум» (букв. «хар хүрэм», «чёрные камни вулкана»)"

древний Каракорум
Модель древнего Каракорума в Монгольском национальном историческом музее
современный Каракорум.
Так выглядит современный Каракорум.

Разница надо сказать разительная. Взято из Википедии 

«Тамирланку – это старая разрушенная крепость, между калмакской и мугальской землями; оттуда приходят в пустынные земли Каракитая.»

Предположительно города были разрушены Тамерманом:

«После того, как Чингисхан на вершине своих побед овладел Мюгальским государством, а некоторые его потомки стали крупными тартарскими и мюгальскими императорами (из них некоторые склонялись к христианству, а другие, подобно султану Барку, – к магометанству), это государство было сильно раздроблено и попало под власть многих князей, до тех пор пока Тамерлан не поднялся и не сел на трон Великой Тартарской империи. Он сделал город Самарканд своей столицей и господствовал над землями до Египта, а так же от Константинополя до Индии и Арабии. Он захватил области Дасте и современную Мюгалию и Калмакию, как в древности принадлежавших его предкам, хотя тогда она принадлежала другим князьям (Некоторые писатели считают, что Тамерлан был низкого происхождения). Он, правда, не полностью подчинил эти земли, но многие разрушил, совершая на них набеги до тех пор, пока, наконец, среди князей еще в его время не возникли раздоры, и они воевали между собой; отчего во время Тамерлана эта страна была так разрушена, что не осталось городов (которых внутри страны было и так немного); поэтому люди сотнями тысяч убегали и в Россию, и в страны между Синским и Черным морями, и в другие страны; в то время как Тамерлан их выгонял в невероятном количестве из страны и селил около Самарканда и в других своих государствах, так что Мюгальские области стали безлюдными и непроходимыми.» (Интересно, получается, что Тамерлан захватил свою собственную страну и разрушил города своего собственного народа. Но таких нестыковок очень много, и не только в описаниях Витсена, но и других авторов. Видимо, фальсификация истории тоже не легкое дело?)

Есть у калмаков и сохранившиеся города, но которыми они почему-то не пользуются:

«Говорят, что дети тартарского князя Колташини живут в городишке Кол (иначе называется Конташина), расположенном в долине между гор. Также там живут и лабенсы, или лабисы, – это калмакские попы. Городок построен из глины, в нем лишь два здания из серого камня. Вышеупомянутый тартарский князь Кол – калмакского рода. Он не живет в этом городке, а кочует в поле.»

«Говорят, что калмаки вблизи области бухар, а именно к западу, где господствовал Бушужтихан, имеют шесть или семь укрепленных городов, не для того, чтобы там жить, а чтобы, если нужно, в них защищаться. Но их названия, внешний вид и точное расположение я до сих пор не узнал. Бухарцы и калмаки торгуют между собой и большей частью живут в мире.» 

"То, что в Калмакии около мугальских границ имеются крепости, или укрепленные места, где можно защищаться, видно из того, что когда Великий посол Их Царских Величеств Ф. А. Головин посылал гонца в Иркутск, к Бушукти хану, калмакскому князю, то этому гонцу приказали ехать со всеми предосторожностями и останавливаться на постоялых дворах, которые укреплены, чтобы он не оказался застигнутым врасплох со стороны мугальских врагов или других чужих народов."

Но есть и те, в которых они живут:

«1–го числа урожайного месяца [августа] он снова отправился из Тары вверх по реке. 6–го числа винного месяца [октября] на 40 верблюдах и 50 лошадях, которых ему прислали бухарцы и князь Тайша Шаблай, он направился в Кабал-касуну, где живут в кирпичных домах калмаки. Он находился в пути 3 недели.»

«Калбасин, или Кабалгакум, или Кабалгакана, – это место недалеко от реки Иртыш, около Белых Вод. Жители там калмакского типа; дома у них построены из обожженного кирпича. Местечко, или городок, собственно, стоит на притоке Иртыша, вблизи озера.

Так как калмаки кочуют и не занимаются земледелием то, хлеб для них сеют бухарцы:

«Недалеко отсюда, с левой стороны реки Иртыш, живет калмакский начальник – лабу, или жрец. Его землю пашут бухары, и она дает пшеницу, ячмень и горох.»

 Кроме городов были в Калмакии также и дороги:

«Вторая дорога, вдоль реки Сарысу, через Саускан, – каменистая; по калмакской дороге, в стороне от казакских областей, находится караул. Через реку Зхуи – город Савран, до города Тургустан – 13 дней езды. Там много рек, земля плоская, есть горы, но невысокие, ездят там на телегах.»

«От Хивалинского озера у калмакской дороги до Хивы – 10 дней езды, затем имеется еще дорога с левой стороны, рядом с Хивалинским озером, длиной в пять верст: это немецкая миля, – и там много рыбы. Вокруг этого озера живут народности арал и горленцы. От Хивы до каменных гор Ернак – шесть дней езды.»

Были у кочевников калмаков не только города и дороги, но и корабли:

«Когда в 1688 г. калмукский посол находился в Иркутске, он сказал, что поездка оттуда до местонахождения его тайши, или князя, Бушукти Хана занимает туда и обратно для посла три месяца, но если хотят пересечь озеро Байкал, то при попутном ветре можно совершить этот путь за два месяца, но он считал, что безопаснее ехать через Тункинскую.»

Была у калмаков письменность и книги:

«К югу находятся так называемые «черные калмаки», одной веры и образа жизни с остальными. Но они находятся под другим князем, однако у них один язык и одна письменность.

"Калмаки – как белые, так и черные – отличаются как по языку, так и по письменности от остальных тартар. Я видел некоторые их книги. Буквы хорошо выведены, но не имеют ничего общего с арабскими. Оба этих калмакских народа находятся почти всегда в состоянии войны между собой из-за пастбищ и полей.»

«Большинство калмаков – язычники; молятся одному богу, которого называют бурхан. Они изображают его в виде золотых, серебряных и медных фигурок, сделанных по образцу их далай-ламы, которому они оказывают божеские почести, и которого калмаки почитают больше, чем синцы. Он после смерти якобы возвращается в тело женщины и вновь рождается, в чем они твердо уверены. Их язык и письменность в общем совпадает с мугальской.» (здесь говорится также о том, что калмаки верили в реинкарнацию – прим. мое)

«В калмакской азбуке надо отметить особый способ чтения и форму букв. Они читают сзади и сверху вниз, затем снизу следующую строчку снова вверх. Буквы легко пишутся. Гласные – это, очевидно, отдельные буквы, как и у нас; их изображают значками и черточками, а произношение зависит от их формы и от того, на какой букве они стоят.»

«У них имеются написанные книги, но нет напечатанных. В книгах сообщается об управлении их страной, о происходящем в ней, о течении луны, солнца, созвездий(вот такие вот были кочевники в средние века –прим. мое)

Кроме уже перечисленных ремесел и умений было у них развито и ткачество. Потому как одевались они не в шкуры животных, а в тканые одежды.

«Мюгальские женщины довольно красивы и не так скованны, как синские. Их одежда– длинные до земли кафтаны – почти такая же, как в Калмакии. Они умеют красиво заплетать волосы и обматывают их вокруг головы, которую обычно не покрывают. Одежда мужчин и женщин черная или коричневая. Мужчины носят маленькие шапки.»

«Женщины здесь довольно красивы и одеты по-калмакски, в одежду до пола. Мужчины тоже носят длинные коричневые кафтаны

«Шапки у калмаков сверху плоские и ровные, с красной свисающей кистью. Такие же носят и мугалы. У женщин косы с двух сторон перекинуты на грудь, как и у многих из нас, они носят парики. Они вплетают в них немного тафты или черной шелковой ткани. Они и над головой связывают волосы в кисть черным бантом. У мужчин кафтаны застегнуты сбоку, а не спереди*. См. у Ньюхофа об этом виде одежды. (Вот вам и кочевники – в париках, с тафтой и бантами!  -прим. мое)

«В феврале 1689 г. к господину Великому послу Ф. А. Головину, окольничему и наместнику в Брянске, посланному Их Царскими Величествами для мирных переговоров с синцами из крепости Иркутска, прибыл Дархан Зайсан, посол калмакского Бушукту Хана. Он вручил письмо своего господина в передней комнате, прежде чем появился на приеме у вышеупомянутого господина посла. Кроме того, он передал подарок из белого сукна с красными полосами, которое было сделано в его стране

Да и дома свои, передвижные кибитки, тоже иногда из тканей шили:

«Палатки, в которых они живут, называются «кибитки». Часто они сделаны из полотна, величиной в три, четыре или более саженей. Их разбивают на месте, где находят хорошую траву и воду. А когда трава стравлена скотом, они складывают их и разбивают на новом месте, где луга лучше.»

Так почему же калмаки стали кочевниками? По всем признакам ранее они ими не являлись. Но были разрушены их города, часть из которых ушла под землю (была засыпала землей?), деревья исчезли, а где-то даже и трава, превратив плодородную землю в пустыню. Источников питьевой воды стало меньше. Невозможно было выжить, живя на одном месте в городе – без воды и без еды. Выжить можно было, только кочуя с места на место небольшими группами:

«Калмакия – в целом неплодородная страна. Земля там песчаная и соленая. Озер много, но растения остаются низкими. Деревьев мало, большинство их растет у берегов рек.»

«По всей области Иртыша и Белых Вод, вдоль Калбасина, вплоть до синских границ, в особенности между гор, живут калмаки и мугалы. Там мало воды и пищи, поэтому если едут вместе большими группами, то запасаются пищей и везут ее с собой.»

«Земля между Астраканью и рекой Яик в основном равнинная, там растет мало деревьев, и эти деревья используются калмакам зимой [для того], чтобы привязывать верблюдов, лошадей и [другой] скот, так как топливом им служит только навоз верблюдов, коров и других животных

«Земли Саратова до Тамбова – это негодные пустоши. Но около Чернояра, рек Яик и Дон земля хорошая. Тюльпаны растут там в диком состоянии. Под Царицей видно множество вишневых деревьев в диком состоянии, так же и яблони, и какие-то ягоды, похожие на оловянные шарики. Они очень вкусные, особенно после мороза.»

«Как калмаки, так и нагайцы кочуют со своими лачугами, оседают там, где находят воду и пастбище. Их главное богатство – животные. Когда они переходят к оседлому образу жизни, то каждый князь со своими подданными устраивает себя как бы в городе с красивыми улицами, составленными из шатров и лачуг.»

Для того, чтобы жить в построенных городах, необходимо наличие питьевой воды, топлива, еды в достаточном количестве в пределах досягаемости. Большая часть населения, вероятно, погибла? Н. Витсен об этом ничего не пишет. Но можно сделать такие выводы по косвенным описаниям. По тем же остаткам разрушенных городов, по наличию ремесел, письменности, книг, наук (астрономии, например).

А что бы стало с нашей цивилизацией, если бы к примеру вырубилось все электричество, погибла растительность, реки и озера высохли или их воды стали бы непригодными для питья, а все города и плодородные земли засыпались толстым слоем песка и глины? Пытались бы уйти из этих мест в более благоприятные для жизни. А если такое бы случилось на большой территории, и идти было бы некуда?

Если рассказ о казаках был не полным без рассказа о калмаках, то рассказ о калмаках не полон без рассказа о калмакских женщинах:

«Незамужние женщины сопровождают мужчин на войне. Считают, что они мало отличаются от тех по умениям и силе. Они стреляют из лука почти так же быстро и ловко, как мужчины. Их нелегко различить и по одежде, и по манере езды. И мужчины, и женщины редко ведут с собой в военных походах меньше, чем пять или шесть лошадей.»

«Вероятно, рассказы об амазонках происходят от храбрых калмакских женщин, так как этот народ еще до сего дня использует женщин и девушек в сражениях и войнах. Они так же храбры, как и мужчины. Это предположение имеет тем больше оснований, что те области, где кочуют и калмаки, – это именно те страны, где, как в древности говорили, жили амазонки.»

амазонка

«Амазонок, таких, как прежде, теперь не встречают, однако, верно то, что в этих областях, в особенности среди калмаков и мугал, женщины иногда тоже вместе с мужчинами ходят на войну и носят оружие.»

Все иллюстрации, карты, схемы, фотографии взяты мной в интернете в свободном доступе. Цитаты Николааса Витсена взяты из имеющейся в свободном доступе в интернете его книги “Северная и Восточная Тартария”.

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора i_mar_a обязательна.
www.copyright.ru