Тайная вечеря

Пожалуй, Тайная вечеря или "Последний ужин", как ее называют на Западе, - одна из центральных сцен Евангелия. Однако, зная, что вся биография Христа, от Рождества до Воскрешения - это растянутый во времени единый Святочный обряд, можно понять, что и этот эпизод не может не являться его частью. И, как всегда, все подсказки лежат на поверхности. Надо лишь провести параллели.

Поскольку тема религиозная, то сразу заявляю, что всё ниженаписанное - плод моей больной фантазии, чисто художественный вымысел, все совпадения случайны, и вообще читать не стоит. Как сказал один из читателей моей "Метели", "у знающего человека (христианина) твои размышления просто вызывают улыбку"... Ну, у меня, конечно же, подобные высказывания вызывают ответную улыбку... весьма снисходительную, ибо не ведают...

Чем же так знаменита Тайная вечеря? Исключая раздутый скандал после выхода книги Дэна Брауна "Код да Винчи", в основном, тем, что стала источником ритуала Евхаристии:

"Евхари́стия (греч. — благодарение, от εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь) есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную (Ин.6:48-54). Благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения...

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единению с Господом, Богообщению. Евхаристия есть приобщение к любви Божией, ведь любовь выражается в жертве (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин.15:13), а Жертву за грехи всех людей принёс Сам Господь Иисус Христос.

Совершение Евхаристии составляет основу главного Церковного богослужения – Божественной Литургии. Евхаристией на Литургии знаменуются все церковные праздники" (Азбука Веры)

Вот как это было в Евангелии:

"И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается" (Лука, 22:19-20)

Таким образом, с хлебом и вином Апостолы как бы поглощали тело и кровь Христа. Красиво, символично, ритуально... но не о том, о чем нам говорят.

"Почитание и честь", во-первых, - это не о слове "χάρις". Заглянуть хотя бы в словарь греческого языка, где "χάρις" - это "красота, грация, шарм; благоприятное отношение, благосклонность, доброжелательность; благодарность; влияние; удивление, восторг, наслаждение"; "χαίρω" - "быть счастливым, радостным, довольным". Кстати, если идти за этим корнем, то там всплывает и английское "Cheer", и знакомое нам "Ура!". В общем, это всё выражения радости, одобрения.

ВОТ ЗДЕСЬ мы уже разбирали этих "харит", однако я еще подумаю на досуге, тут же пока повторю, что здесь у нас и "хор, χορός, хоровод", и "харати (हरति)" - "красть, забирать, похищать, отрывать, отделять", и "hortus, χόρτος, garden" - огражденный участок. Говоря о "харис" как "красоте", не забываем и русское "харя", что нам известно как "рожа" или уродливое лицо, но изначально это святочная маска и ряженый в нее человек. Ага, то есть "красота" тут не причем, всё дело во "внешности", а еще точнее в некой границе, отделяющей внешнее от внутреннего, скрывающее и хранящее под собой что-либо... Сюда же "carry", то есть "нести", и приходим к "носителю", "хранителю", "отделителю от внешнего мира". Отсюда выходят все эти "восторги": восхищение = похищение нашей душеньки. Благосклонность (из переводов) - это выделение одного из множества, ОТДЕЛЕНИЕ. Связь с счастьем и "cheer", которое американцы кричат, выпивая друг за друга, здесь взялось из образа Счастья как Доли (отделенное, выделенное, удел).

Вот такая "харе кришна" получилась... Поэтому и "Евхаристия" - это не совсем "благодарение". Это, скорее, об отчуждении от изначального, о забирании, об отделении. Собственно, сам ритуал и является забиранием (в себя) и поглощением тела и крови Христа, не так ли? РАЗДЕЛЕНИЕМ ХРИСТА МЕЖДУ АПОСТОЛАМИ.

Думаете, это какое-то евангельское ноу-хау? Церковный обряд? Что ж, не хочу ни на что намекать, ведь я - просто фантазёр и писака, но приведу вам парочку аналогий. Первая - из греческих мифов. Причем, самых ранних, которые ученые не смогли оформить в прекрасную поэзию и оставили, как есть.

Миф о Загрее, по которому диссертацию можно написать, но который валяется на задворках мифологии, как нечто малоприятное. Перескажу часть его вкратце:

Загрей - это как бы первый Дионис. Младенец. Зевс отлучился, оставив малыша на троне вместо себя. Гере не понравилось сие, и она подговорила Титанов убить Загрея, что, собственно, те и сделали. Я прям сократил донельзя, выкинув все интересные детали, но они нам тут и не нужны, поскольку являются деталями Обряда, а не сравниваемой сцены. Титаны не только убили Загрея, но и сварили его, и съели. Уцелело лишь сердце, из которого Афина потом возродила Загрея в виде Диониса.

В легенде о Дионисе финал, в принципе, такой же - его разрывают на части менады.

Памятуя, что воплощение Диониса - вино, стоит вспомнить скандинавскую легенду о Квассире (от слова "квас"), который был маленького роста (как и малыш Загрей) и которого разорвали на части мерзкие гномы, сделав из его крови чудесный напиток (мёд поэзии). Обо всём этом я уже рассказывал в статье про СОЧЕЛЬНИК и еще расскажу в будущем.

Еще одна легенда рассказывает о мальчике Аркаде, которого сварил родной дед-волк ради угощения Зевса. Бог, поняв хитрость, воскресил Аркада. Вообще, аркадские легенды - один из жемчужин мифологии... недаром же про аркадцев поэты писали, что они "жили еще до Луны" на Земле.

Детали всё те же: разрывают и поедают маленького ребенка, а потом воскрешают. Скажу малопонятную вам, но много говорящую мне штуку: жертвенное животное в символике - Бык, что соответствует знаку зодиака Тельцу, которого у нас когда-то называли "Юнец" (ага, тот самый Иван). Теперь вам должно быть ясно, причем тут "маленький" человечек, приносимый в жертвую "злодеям". Это не реальный младенец, а указание на возраст полового созревания, плюс указание на символику Тела (бык-бок-box...). Загрей как раз превращается в быка прежде, чем его разрывают; на картинах с Дионисом очень часто можно увидеть разрываемого быка. Но об этом хочется как-нибудь поговорить отдельно, а не здесь. Учитывая, что младенец - завсегдатай символ Христа, тут всё один к одному.

Нас же здесь интересуют именно злодеи: скандинавские цверги живут под землёй, боясь солнечного света; в истории с Аркадом Ликаон - ДЕД мальчика... ага, тот, что "dead"; в истории с Загреем злодеяние совершают Титаны (ТИТ-аны = ДЕДы) - ПЕРВЫЕ боги, которых позже сошлют в подземный Тартар. Ну, а "тело и кровь" Христа поедают Апостолы - те, что станут духовными родоначальниками многих народов (опять же, непонятно, почему нам "ἀπόστολος" переводят как "посланники", по крайней мере, я не вижу этого значения в слове. Тут речь идёт, скорее, о тех, кто "постановил, установил" (апо-стеллос), тех, кто вечен (постоянен)). Уловили связь?

Жители подземного мира - мертвецы - святые предки - пращуры - духи.

О чем нам и говорит вторая аналогия... На этот раз из известного шаманизма (а не скрываемого европейского). Мирча Элиаде в студию:

"...будущий шаман обычно "умирает" и в течение трех дней лежит в юрте без воды и питья. В прежние времена в таких случаях трижды проводили церемонию "расчленения"... части тела кандидата отрываются и раздираются железным крючком; кости очищаются, жидкости выпускаются из тела, а глаза вырываются из орбит. После этой процедуры все кости собираются и скрепляются железом... церемония расчленения длится от 3 до 7 дней; в это время кандидат, как мертвый, почти не дышит, оставаясь в уединенном месте...

...Когда душа достигает зрелости, птица [мать шамана] возвращается на землю, разрывает тело кандидата на мелкие кусочки, которые раздает злым духам болезней и смерти. Каждый из духов пожирает доставшийся ему кусочек тела: это обеспечивает будущему шаману способность лечить соответствующие болезни. После съедения всего тела духи отходят. Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат пробуждается, как от глубокого сна.

Согласно другой информации из Якутии, злые духи заносят душу будущего шамана в преисподнюю и закрывают ее в отдельном доме на три года... Именно там шаман проходит посвящение: духи обезглавливают его, голову откладывают в сторону (чтобы кандидат мог собственными глазами видеть свое расчленение) и разрывают тело на мелкие кусочки, которые затем делят между собой духи различных болезней; только при таких условиях будущий шаман обретает способность исцелять. Затем его кости покрываются свежим мясом; в некоторых случаях он получает также и новую кровь...

... появляются три черных "дьявола", которые разрывают его тело на куски, вбивают ему в голову копье, а куски мяса разбрасывают в разные стороны в качестве жертвы. Три других "черта" отрывают ему челюсть: по кусочку для каждой болезни, которую ему предстоит излечить... Согласно другой информации, "черти" удерживают душу кандидата до тех пор, пока он не усвоит их знания..."

Подобные рассказы вы увидите у шаманов по всему миру - от Австралии до Америки. Ну, что? Похоже на наших Апостолов и Титанов? Разумеется, со своим шаманским колоритом, который, увы, не является истинным. Но у них в открытую говорится о духах (только уклон в сторону болезней, но это всё нормально и в рамках допустимого), тогда как в европейских легендах они шифруются. Но в любом случае, речь идет именно о духах, об умерших. Именно они уничтожают старое тело юноши и проводят ему реконструкцию, по результатам которой Юноша становится... Мужчиной, обладающим миссией и знаниями.

Напомню, что в наших сказках этот эпизод тоже не остался незамеченным: Ивана всегда убивают СТАРШИЕ братья, после чего его скрепляет и оживляет ЖИВОЙ ВОДОЙ Ворон или (реже) другое животное-дух. После этого происходит окончательное преображение Ивана...

Повторюсь, что кучу деталей опустил, но просто хотелось "оставить это здесь", чтобы впоследствии не возвращаться к этому моменту и просто давать ссылку.

Да, не просто ж так из легенды о Тайной вечери родился символ Святого Грааля, за которым потом гонялись все, кто недопоняли идею... Ну, и, конечно же, совсем не зря в Библии Тайная Вечеря тесно связана с последующим "распятием" Христа (на "рождественской ёлке"). Всё это - части одного Святочного действия, ныне миру целиком неизвестного, но осколки и подсказки - по всей нашей культуре, так что ничего не потеряно, просто разбито, восстановим потихоньку... Дойдем и до катабазиса, и до кормления духов, и до хранительницы "живой воды".

P.S. Думаете, я не задействовал этот мотив в своей "Метели"? Ну-ну... Много людей уже в теме, а если кто "в танке", то стыд и позор живо тыкаем ниже по кнопке:

// В оформлении статьи использована картина "The Last Supper" художника Harry Anderson

Статья серии Дети и монстры
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора peremyshlin обязательна.
www.copyright.ru