Продолжение. Читать с самого начала...
15. Псковский Дракула
Предания о людях, заключивших договор с дьяволом, существуют, пожалуй, в культуре каждого народа. Есть подобная легенда и в Пскове. Тот редкий случай, когда реально существовавший человек, вошёл в историю и остался в ней не благодаря подвигам и добрым делам, а напротив, благодаря бесчисленным злодеяниям. Это страшная легенда о купце по имени Сергей, сына того самого наглеца, который посмел бросить вызов самому Иоанну Васильевичу Рюрикову.
Псковский музей-заповедник размещается во дворе (дворце) купца Сергея Поганкина
По одной из версий, своё прозвище Поганкины получили при следующих обстоятельствах:
В 1570 г. Иван Грозный предпринял карательный поход на Новгород, где произвел такое "избиение граждан", что, по летописи, "протекающая через город река Волхов вся окрасилась кровью невинно убиенных". На очереди был Псков, ибо царь "восхоте разорити град Плесков, якоже Великий Новгород". Подойдя с ратью к городу, остановился Иван Васильевич в Любятьевском монастыре, где уже ждали его купцы псковские. "Ну что, - молвил царь, - псковичи, не желаете ли откупиться? Ведь знаете, что я с Новгородом сделал?" Задрожали купцы от страха, и только один вышел вперед и спросил: "А сколько же тебе надо, государь?" Изумленный такой наглостью, только и воскликнул царь: "Ах ты пес поганый! Да разве ты так богат, что можешь дать мне столько, сколько я захочу?!" Мол, это и был предок Сергея Поганкина.
Как бы то ни было, но все слухи о Поганкиных по сей день ходят самые дурные. Деньги у этого семейства, говорят, были "погаными", т.е. нечистыми, нажитыми, неправедным путём. Ну что же... Если следовать этой логике, то 99% нынешних богачей можно смело крестить одной фамилией.
Рассказывают, что как только Сергей отделился от отца, сразу же построил себе двор, который и сейчас поражает своими масштабами. Для средневекового Пскова это был аттракцион невиданного расточительства. Возникает вопрос, от кого он прятался в своей индивидуальной крепости, находясь внутри крепостной стены города, который сам являлся одной гигантской крепостью?
Этот "особняк" строился по всем законам фортификации своего времени, как самая настоящая крепость, с бойницами в стенах, толщиной в несколько саженей, способных выдерживать артиллерийский обстрел. Говорят, что подземный ход из подвалов двора, вел в сторону пристани, где у Поганкина всегда дежурила лодка с гребцами, готовая в любую минуту выйти в реку Великая, поставить парус, и отправиться прямиком в Ливонию. Ну, ничего со временами не меняется! Сравнивая с тем, что мы видим сегодня, мы приходим к закономерному выводу о том, что привычки нуворишей не меняются веками.
Ещё говорят, что до того как Сергей начал строительство замка, был он вполне свойским парнем, любил с друзьями в море выходить, судака, окуня, подуста половить, а после у костра под ушицу и чарку медка опрокинуть. Но вот как попали в его руки поганые деньги, переменился Сергей. Стал злобным, подозрительным и мстительным. Есть мнение, что несметные богатства ему дадены были самим сатаной.
Однажды Сергей Поганкин в пылу гнева привязал свою молодую жену к крупу полудикой лошади и пустил ее в поле. Лошадь вернулась на следующий день, вся забрызганная кровью. С этого времени Поганкин стал часто предаваться диким забавам.
Начал якшаться с лихими людьми из Сорокового бора, которые грабили и убивали путников на Псково-Гдовском тракте на берегу Чудского моря. Забросил рыбалку, забыл друзей, и начал развлекаться дикою охотою на простых людей.
А пленников держал в погребах, где они томились прикованными железными цепами к стенам. И творились там жуткие вещи. Людей подвешивали на крюках, жгли калёным железом, заливали в рот расплавленный свинец, и совершали всяческие гнусности. Поганкин при этом, пускал пленникам кровь, наполнял ею кубок и пил до пьяну. Никто живым из подземелья не вышел. Говорят, что стоны замученных, и по ныне слышат по ночам охранники музея.
Музей, надо отметить, хоть и провинциальный, но экспозиция его уникальна. Ей могут позавидовать и столичные собрания старины.
Не икона, а скульптура. Это очень необычно. Принято считать, что традиция скульптурного изображения святых характерна только для северного Урала.
Перси (старорусск.) - груди. Т.е. Нагрудные кресты.
«Википедия» сообщает об этом предмете: - «Звезди́ца (греч. ἀστερίσκον, ἀστερίσκος) - предмет церковной утвари, представляющий собой две металлические крестообразно соединённые дуги. Символизирует Вифлеемскую звезду (дискос покрывается звездицей со словами «И прише́дши звезда, и ста́ верху́, иде́же бе Отроча́.» (придя, звезда встала там, где был Младенец [Христос])). Мф. 2:9
Используется в проскомидии (первой части православной литургии). Звездицу ставят на дискос четырьмя концами над находящимися на нём частицами хлеба, приготовленных для евхаристии. Звездица не допускает покровы и «воздух» до непосредственного прикосновения к этим частицам, а также не даёт им смешиваться между собой».
Не исключаю, что это ещё одно из проявлений культа Карго. И изначально звездица имела вовсе не ритуальное, утилитарное назначение. Очень напоминает какое то техническое устройство, или деталь.
Тут хотелось бы высказать некоторые соображения по поводу того, кто же на самом деле такой, этот игу-мен. Есть серьёзные подозрения в том, что слово это не имеет отношения к древнегреческому языку. Составные части слова, слоги, после их разделения, являют картинку, указывающую на то, что «игумен», по аналогии со словами «спортсмен», «бизнесмен», и т.п. Это человек «чего-либо». А если это так, то не приходит ничего иного в голову, кроме как «Иегуда», т.е. – Иуда. Тогда становится ясно, что игумен, это не какой то там «ведущий», а человек Иуды. Иначе – жрец апостола, предавшего Иисуса за тридцать сребреников.
Выполнена очень искусно, но на мой взгляд, миниатюра, изображающая приход опричников Ивана грозного, начертана совсем недавно. И только для того, чтоб убедить всех в правдивости этой истории. А раз кто-то решился на такую грубую фальсификацию, встаёт законный вопрос: - «А был ли мальчик»? Очень похоже на то, что присоединение Пскова и Новгорода к Московской Тартарии происходило не так, как нам об этом говорят.
Удивительно, но казалось бы такой тривиальный предмет как кувшин не должен был бы стать почти ювелирным изделием, однако мы видим то, что есть. Страсть к сантехнике из драгметаллов, это изобретение не ХХ века.
Человек, разбирающийся в символике тайных обществ, наверняка обратит внимание на то, что панагию изготавливают в виде восьмилистника. А ведь это знак темплиеров. Это ещё раз доказывает версию о том, что "игумены" были не просто духовными служащими, но и финансовыми. Если рассматривать версию сети замков и монастырей, как сеть филиалов единого ганзейского Союза, то выходит, что игумен, это аналог современной должности Управляющего филиалом банка.
И тогда эта версия становится ещё одним подтверждением предположения о том, что темплиеры никуда своё золото не прятали. Они рассредоточили его по замкам, и монастырям. В каждый «филиал» - понемногу. Доподлинно известно, что флотилия темплиеров, незадолго до официального прекращения деятельности Ордена, встала на якоря не в порту, Кенигсберга, а в пустынном месте, где под покровом ночи разгрузилась, и ушла назад в море.
Этот момент и принято считать началом легенды о зарытых в Прибалтике несметных сокровищах таинственного Ордена рыцарей-храмовников. И как знать, не представлены ли некоторые из утраченных ценностей, сегодня в Псковском музее «Поганкины палаты».
Зубов кого? Очень может статься, что крокодилов. Не верите? А вот, что гласит псковская летопись: -
"В лето 7090 (1582)... Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша" (Псковские летописи, М., 1955, т. 2, с. 262)
Кстати, это не единственное свидетельство о том, что псковичи не раз страдали от нападения крокодилов. Современные учёные, считают, что это купцы, побывавшие в Египте, привезли в Псков крокодилов, и выпустили в реку Великую. Но те же учёные говорят, что Египет открыл Наполеон.
Очень велика вероятность того, что это косвенное свидетельство, подтверждающее наличие совершенно иного климата на Северо-Западе России в ближайшем прошлом. И в этом климате были иные флора и фауна. Так в соответствии с преданиями, здесь водились несколько видов ящеров. О тех, что "на деревьях щенились", я писал в одной из предыдущих статей данного цикла.
Как бы ни было, но Сергей Поганкин всё-таки оставил о себе долгую память, хоть и не добрую. Но всё-таки это наша история, и пусть она будет честной, без прикрас.
16. Княгиня Ольга.
Согласно преданиям, город на месте псковского Крома был основан княгиней Ольгой, с именем которой связаны многочисленные предания и легенды. «Cводная летопись» упоминает возраст княгини Ольги в 903 году: "В лето 6411. Игореви взрастшу [и возмужавшу] и хожаше по Олзе и слушаше его и приведоша ему жену от Пльскова, именем Олгу [десяти лет], и [ и бе мудра, и смыслена и красна ]; [ от нея же родися сын Святослав]. Таким образом, летописное предание определяет возраст Ольги в 903 году в 10 лет.
Могло такое быть или не могло? Оказывается, что при заключении династических браков всё определяли родители, и затем малолетняя невеста подрастала уже при дворе своего будущего мужа. Так было на Руси, так было и в Византии. Поэтому, как видим, возраст в 10 лет - возраст для X века реальный. Понятно, что не столь нежном возрасте, великая Княгиня киевская Ольга основала город Псков.
Археологическими раскопками установлено, что поселение на стрелке кремлёвского мыса при слиянии Псковы и Великой существовало и раньше, начиная с 60-х годов IX века. Очевидно, оно было укреплённым и принадлежало местному племени кривичей, являясь небольшим племенным центром.
Иоакимовская летопись о том же событии сообщает : "Егда Ингорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска". Давно обратили внимание на то, что едва ли летописное "от" можно понимать как "из", то есть, "от Пльскова" как "из Пскова". Скорее, как "из окрестностей Пскова", или, согласно Иоакимовской летописи, "из окрестностей Изборска" - в зависимости от того, откуда откладывать расстояние. Как известно, ранние русские летописи составлялись с начала XII века, когда город Псков был уже хорошо известен, и привязка исторической Родины Княгини Ольги шла по отношению к Пскову.
"Книга Степенная царского родословия" - источник ХVI века, но своими сведениями восходящий к более раннему периоду, сообщает, что родом княгиня Ольга - из "веси", то есть деревни, Выбутской, что в 12 км выше по реке Великой от города Пскова.
Деревня эта ныне не существует, осталось только селище - археологический культурный слой на месте деревни Х века и последующего древнерусского времени. Здесь же находится каменный храм во имя пророка Ильи ХV века. По местному преданию, он был поставлен рядом с деревянной церковью, основанной на этом месте княгиней Ольгой. По тому же преданию, в этом храме как будто хранились сани, оставленные здесь княгиней.
Осталось только уяснить, как сами историки могут не видеть противоречий, столь очевидных. Ежели, Ольга крестилась в Константинополе, будучи Княгиней Киевской, то как она могла основать церковь в Пскове? Нет ответов. Есть желание убедить всех в том, что Русь такая древнехристианская, что чуть ли не раньше Византии окрестилась.
И ещё рассказывали, будто эта деревянная церковь тремя годами старше самого Пскова. В районе Выбут река Великая делает изгиб, и всего в районе этого 4-километрового изгиба по обоим берегам реки существует 19 мест, которые по преданиями, так или иначе связываются с именем княгини Ольги. Впервые эти предания стал записывать известный псковский историк Николай Казимирович Богушевский.
Однако существовали эти предания здесь много раньше - судя по всему, со времени пребывания здесь самой княгини Ольги. Топоним Ольгина Гора в районе Выбут упоминается в 1394 году - в связи с военным столкновением псковичей и новгородцев.
В ХVI веке одно из этих преданий было включено в Степенную книгу. Оно рассказывает о том, как Князь Игорь, будучи на охоте в тамошних местах, увидел на противоположном берегу реки пригодное для охоты место, но не мог переправиться. Тогда князь, как сказали бы сейчас, стал "голосовать", и в результате его взяла к себе в ладью некая девица, которая и переправила охотника на другой берег.
Молва донесла до нас, что по пути Князь попытался приставать к перевозчице, получил суровую отповедь и потом просватал её к себе в жёны. Летопись сообщает, что сватом был князь Олег. Это и была будущая княгиня киевская Ольга. Другое местное псковское предание сообщает, что с Игорем было девять человек дружины, и что князь подарил ей на память кольцо. Местные жители показывали даже, где происходила эта знаменитая переправа - напротив ныне существующей деревни Горки или даже напротив выбутской церкви.
По рассказам жителей ближайших деревень, рядом с церковью, немного выше кладбища, под обрывом берега реки лежал камень-валун с выбитым на нём "следом Ольги" приблизительно 36 - 37 размера - отпечаток босой ступни с изображением пальцев ноги.
С камнем связывалось множество преданий, в том числе и о княгине Ольге, которая, по преданию, сидела на этом камне и оставила на нём отпечаток ступни.
Рядом с камнем проводились молебны, сюда доходил крестный ход из Пскова, учреждённый в 1868 году. По нижней сохранившейся части камня видно, что это серого цвета гранит с тёмными и белыми включениями большого количества кварца. Согласно геологическому определению, это не валун, а пробившаяся через известняки материковая скала, что довольно большая редкость для здешних мест.
Между прочим, ближайшая "скандинавская" вещь - игла от застёжки для плаща - найдена всего в 1,5 км от этого места - на другой стороне реки у деревни Ерошиха в слое первой половины Х века - то есть, как раз времени княгини Ольги.
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Андрей Кадыкчанский обязательна.
|