Опустились Сварог со Змеем на омытую дождём землю, и давай её делить-пахать.
Справа осталось Правильное царство - небесная Синяя Сварга, слева - подземное царство Нави, а в срединном мире Яви Межа посередь мира легла. И поскольку Явь между добром и злом, то они в ней перемешались поровну.
Посмотрела на это Правда и решила уйти жить в небесное царство. С тех пор лишь иногда спускается она на землю, чтобы её здесь не забывали. А Кривда осталась жить в царстве Яви. Понравилось ей у нас. Тут светло и тепло, а в Нави ей ещё за змеёнышами присматривать была обязанность.
Здесь же она сама решила командовать, и стала к себе человеков сманивать. Поэтому каждый из нас может в любую минуту на земле с Кривдой встретиться. А уж она то своё дело знает! С тех пор перед каждым из нас стоит непростая задача - не перепутать двух близняшек. У Кривды с Правдой одно лицо, одна наружность. Только суть противоположная.
Чёрный Змей со Сварогом плугом всю Сыру Землю всё пахали и пахали. Пашня знатная получилась. Кровь, пролитая в битве добра со злом в пашню ушла, и на Земле пшеница и рожь заколосились. А там, где легли самые глубокие борозды, потекли глубокие реки. Лена, Енисей, Ра (Волга), Двина, Гиргис (Дон), и Днепр межу Дунаем и рекой Тартар. Так из крови, пролитой в этой первой битве Света и Тьмы, родились наши главные реки.
Но кроме них ещё одна речка удивительная потекла по Меже, отделив мир тёмный и мёртвый от мира живого, явного. Сама по себе родилась эта речка смрадная, и назвалась та речка Смородиной. В речке Смородине слёзы с кровью перемешаны, волны в речке перемешаны. То ледяные, то огненные вскипают. Оттого шипит, и паром пышет Смородина. Она делит на живых и мёртвых, и даже бессмертные речку вброд не переходят.
Но есть на той реке мост. Калинов называется. По нему умершие люди в мир предков попадают.
А могучий Мировой Дуб, выросший к тому времени от земли до неба, соединил все три царства между собой. На одной его ветви свила гнездо радостная птица Алконост, а с противоположной - печальная птица Сирин. В корнях свернулись наги-аспиды, а у ствола встали сам небесный царь Сварог вместе с Ладой.
А Чёрный Змей спустился отдыхать в самое глубокое подземелье своего царства Навьего, чтобы зализывать там свои раны незаживающие. Снова обратился он в угрюмого старика Чернобога, затаил обиду на весь белый свет, и начал он строить планы, как бы отыграть себе весь свет.
Править подземным царством велел своему сыну Вию Чернобоговичу. Вий рос очень быстро, и вскоре превратился в могучее чудище, и стал зваться Царём Вием Чернозмеевичем.
Страшен новый подземный царь у него тяжёлые веки до самой земли, и самому ему не поднять их вовек. Держат его веки вилами многочисленные подземные слуги, и на кого взглянет своим взглядом Вий, тому не жить.
А в царстве Яви постепенно рассеивалась тьма, и Сварог с Ладою заселили зверями леса, рыбою — моря, птицами — небо. Вырастили цветы и травы. Обрадовался вездесущий Род, что вновь оживает рождённый им мир. Но вскоре снова понял, что не хватает чего-то в свете.
И тогда сказал Род Ладе, чтобы та привела Сварога на большую поляну, и устроила с ним игру. Лада взяла собрала две горсти камушков, одну дала Сварогу, вторую себе оставила. Пришли они на поляну, и начали забавляться бросанием камушков назад, через плечо. Омыла росой эти камешки плодородная мать Сыра Земля, выросли они и превратились в сильных юношей да красивых девушек. Из камней, брошенных Ладой, родились девицы, а из тех, что бросил Сварог, добры молодцы.
Ладе понравилась эта забава, но видит она, что родившиеся человеки, не совсем удались. Любви в них нету. А раз так, то для появления новых человеков, Ладе со Сварогом так и придётся заниматься бросанием камушков. Тогда взяла она два белых камня - сверкача. И стала ударять их друг о друга. Семаргл ей помог, и тогда вспыхнули божественные искры, и упали на девиц с молодцами. Вспыхнула в их сердцах любовь, от той любви стали новые человеки рождаться от тех девиц и молодцев, которые полюбили друг друга.
Внешне новые человеки были в точности как великаны, только поменьше, и глупее. Они очень походили на Сварога и Ладу, только бессмертными и всесильными они не были. И завещали им Сварог с Ладою жить по Заветам, высеченным на изначальном камне Алатыре.
Дан им будет на земле каждому свой срок по велению Макоши, плетущей нити жизни от начала и до конца. После смерти тела их поглотит огонь и заберёт мать Сыра Земля, а души попадут или в светлое небесное царство, или в мрачное царство Нави смотря по тому, как каждый из них проживёт свою жизнь, в добре или зле.
Станут жить люди в царстве Яви, а царства Прави и Нави будут для них невидимы. До поры до времени. До смерти. Так повелели Светлые. Так повелели тёмные. Потому что тело у человека родом из тёмной земли, а душа от светлого неба. От самого своего появления, каждому человеку приходится каждый день выбирать между мраком и светом, между Правдой и Кривдой. Между Правью и Навью. Так новую жизнь создали Род и его дети, и потому с тех пор живут в царстве Яви люди.
И однажды среди человеков появились братья Словен и Рус, а потом сестра их Ильмера. От них пошли русы и словены, чудь и кривичи, которые расселились в полуденных странах где полгода длится день, а полгода ночь.
От Могула и Турка пошли могулы, турки, тартары и калмыки. А от Чеха и Леха родились чехи и словаки, поляки и прусы. Когда умерла Ильмера, то разлилось широкое море на том месте. Это море назвали в честь неё Ильменем.
А создатели тем временем радовались. Мир был, наконец обустроен, повсюду закипела жизнь. Только многосильные асилки и волоты, непутёвые дети Земли-матушки, не знали, чем им теперь заняться. Всё, что нужно было, они уже совершили, всё, что велено было, построили, а более ничему учиться они не хотели. От безделья начали друг в друга булыжниками швыряться да деревьями реки перегораживать. Разозлился на них Сварог и сказал такие слова: - «Вы в тяжкий час страшной битвы не пришли к нам на помощь, а в мирное время принялись портить то, что сделано. Так пусть же утро нового мира угомонит вас навеки»!
Смотрят создатели, а ведь и в самом деле, после чёрной ночи наступает светлый день. Юная девица Заря-Заряница, в розовой фате и с солнечными стрелами в руках, тоже из Свароговой искры рождённая, пошла по небу, будто по земле, и стало розоветь да светлеть небо. Следом проснулся яркий Хорсъ, вывел Солнце на небесный свод, и помчались, как прежде, золотые кони, и пошли дни за днями, как и было Родом завещано. Только для асилков и волотов стал этот рассвет последним. Как только солнечные лучи коснулись, их, так сразу окаменели великаны и рассыпались горами, навалились друг на друга скалами, взгромоздились кручами на том самом месте, на котором стояли. И превратились в Рипейские горы.
Опечалилась Сыра Земля от того что её дети окаменели, и попросила Сварога доброго оставить в живых трёх последних её сыновей-великанов: Горыню, Дубыню да Усыню. Зародились они недавно в Навьем царстве, и отцом их был Вий подземный царь. Пожалел Землю могучий Сварог, оставил в живых её сыновей. А отец их, Вий Чернозмеевич нашёл им занятие — повелел день и ночь стеречь выход из царства Нави, глубокую щель в Чёрной горе, по левую сторону от речки Смородины, чтобы мертвецы не могли оттуда сбежать. И чтобы светлые воины не смогли через тот чёрный ход в Навье царство пробраться.
Горыня, Дубыня и Усыня. Васнецов назвал свою картину "Три богатыря". Он не говорил, что на ней Муромец с Алёшей и Добрыней.
Правда, те великаны младшенькие не очень-то дело своё сторожевое исполняли. Великан по прозванью Горыня-Вертигор больше всего на свете любил горы передвигать, а потому всё каменья огромные выворачивал, вертел ими над головой, а затем через речку Смородину перебрасывал — ради забавы. Великан по прозванью Дубыня-Вырвидуб через речку ради смеха вырванные с корнем дубы перекидывал, а Усыня-Длинноус однажды перегородил своим ртом зачарованную Смородину! Разлилась река на три версты в ширину, разозлилась, всё вокруг потопить грозилась. Пришлось Сырой Земле вмешаться и угомонить великана.
Тогда Сварог посмеялся над этими бездельниками, и попросил Сыру Землю родить ещё одного богатыря, самого большого. Говорит Земле: - «Пусть отцом ему будет Вий Чернозмеевич, но воспитаю-то его я сам, как собственного сына. Поставлю я в Святых горах двенадцать столбов от земли до неба, чтобы вовек не рухнул небесный каменный свод. У тех столбов будет тайный вход в царство Нави. И станет твой новый сын, Земля, дозором те столбы объезжать и сторожить веки вечные».
Согласилась Сыра Земля, задрожала от усилий. Так сильно задрожала, что даже державший её огромный змей Юша зашевелился, и начались кругом землетрясения, камнепады, наводнения и извержения вулканов! Долго мучилась Сыра Земля, но всё-таки родила огромного великана Святогора.
Попытался Святогор пройтись по земле, да оказалось, не может. Словно в зыбучих песках, тонет в земле богатырь. Не держит его Земля-матушка! Лишь Святые горы сумели удержать самого огромного великана. С тех пор живёт Святогор в тех горах и всегда стоит на страже мира Яви, чтобы чудища Нави не смели сюда являться.
Вот так и вышло, что Горыня, Дубыня и Усыня сторожат выход из царства Нави в Чёрных горах, а Святогор стоит по другую сторону реки и в Святых горах, охраняет вход.
Небесный Сварог специально для Святогора сотворил огромного коня, и на том коне ездит по границе Яви удивительный великан-богатырь.
5. Ирийский сад. (Вырий)
После раздела мира, много ещё предстояло сделать для обустройства Светлой его части. Сначала все пошли в Рипейские горы, к Алатырь-камню, где два глубоких озера, чтобы омыть свои раны мертвой водой. Омыли, и тут же раны затянулись. А как омылись живой водою, стали ещё сильней и краше, чем прежде.
Потом начали вести разговоры о том, что же ещё необходимо создать. Посоветовались, и решили посадить сад на самой высокой Рипейской горе, вершина которой уходила в Синюю Сваргу. И чтобы текли там реки молочные вдоль берегов кисельных, чтобы гуляли коровы тучные, небесные, чтобы росли цветы и плоды волшебные. И назвать решили они тот сад Ирием.
Как решили боги, так и сделали. Вырос сад Ирий всем садам на удивленье, живым на загляденье, всему мёртвому на зависть. Все камешки в том Ирии драгоценные, в ручьях вода хрустальная, травы мягкие как ковёр, а цветы красы неописуемой. Царствует там вечное лето, и нет ни зимы, ни холода.
Мягкие белые тучи по веленью Рода стали коровами небесными, и в тот же час родил Род главную небесную кормилицу — корову Земун.
Потекло из её вымени молоко, и появилась в Ирии Молочная река с кисельными берегами, которая впадала в Сметанное озеро. Из молока коровы Земун сотворили создатели творог, и с тех пор стал творог главной их пищей. Людям в мире Яви Сварог тоже открыл тайну изготовления творога, и в благодарность люди стали жертвовать эту чудесную пищу великим жителям Ирия.
А на берегу Сметанного озера выросла яблонька чудесная с золотыми плодами: кто отведает её яблочка, тот обретёт огромную власть и вечную молодость.
Родил Род и козу Седунь. Та коза норовистой оказалась. Скачет и резвится, да брызжет из её вымени молоко. Брыжет, да всё мимо реки попадает. Разлилось молоко в ночном небе и стало Млечным Путём. С тех пор Млечный Путь всегда виден на ночном небе.
Создателям сад очень понравился, и решили они в нём поселиться навсегда. Ещё решили, что следует им от остального мира отделиться. Чтобы дети Нави их не беспокоили и чтобы отгородиться от царства Яви, где добро и зло перемешано и где всё очень непредсказуемо.
И тогда по веленью Сварогову поднялись рядом с Ирием ещё две горы: на мрачной горе Хвангуре выросло печальное дерево кипарис, а на белой горе Березани светлая берёза с золотыми сучьями. Заросли в Ирий все пути, и не проехать по ним, не пройти ни конному, ни пешему, ни человеку, ни обитателю Нави. Теперь путь туда преграждают горы высокие и реки глубокие. А сторожат все проходы грифоны с медными клювами и василиски с медными крыльями.
Дажьбог, жил в Ирии в золотом дворце и сидел на золотом троне. Не боится этот бог ни теней, ни холода, ни несчастий. Главное для него, чтобы добро было вознаграждено, а зло наказано. У Дажьбога величавая поступь и не знающий лжи прямой взгляд. Если летает он по небу, то возят его в лёгкой, усыпанной алмазами колеснице двенадцать белых коней огнедышащих с золотыми гривами, а в руках сын неба держит чудесный щит солнечный, от которого исходит волшебный свет.
Его лучший друг, сын Рода Хорсъ, каждое утро вывозит в золотой ладье Солнце на небо, и тогда Дажьбог и Хорсъ вместе идут по миру, чтобы нести земле свет солнечный и свет божественный. Вечером Хорсъ опускает Солнце за океан, и тогда с ночи до утра с запада на восток тянут по воде солнечную ладью гуси, утки да лебеди. А златокудрый Хорсъ отдыхает тем временем в Ирийском саду или на острове Буяне. Правда, бывает, что в том месте, куда скатывается солнце, выныривает из воды Змей двухголовый, у которого одна голова спереди, а другая сзади. Открывает одну свою пасть и проглатывает Солнце, а утром опять отпускает его на небо из пасти на другой голове.
Служат Даждьбогу и Хорсъу четыре богини, четыре помощницы красоты: Зорька Утренняя открывает дворцовые ворота утром, чтобы выехали Даждьбог с Хорсъом на небо, а Зорька Вечерняя закрывает ворота вечером. Вечерняя Звезда и Звезда Денница стерегут чудных лошадей Даждьбога и Хорсъа.
Люди на земле во славу солнечных богов стали петь песни и водить хороводы . Хоровод, это круг Хорсъа.
Сгрибог не знает разницы между радостью и печалью и часто радуется чужим несчастьям. От зла до добра у капризного старика один шаг. Непоседлив Стрибог и не любит сидеть в Ирии: то летает в серых одеждах по всему миру, а то прячется на краю света в глухом лесу или в пещере на острове посреди океана.
А ещё у Стрибога много помощников: детей и внуков, ветрил, ветров и ветерков. Старший сын Стрибога Вихорь командует бурями, он им полновластный хозяин. Из его бороды идёт дождь, как из тучи, а из дыхания ползут густые туманы. Если тряхнёт Посвист головой, из волос град посыплется, из складок одежды пойдёт снег, а если взмахнёт он плащом, ураган вылетит.
Другой сын по имени Погода это лёгкий, приятный ветерок, повелитель тёплой погоды. Он красив и румян, любит гулять в тишине в серебристо-голубой одежде и в венке из васильков.
На юге в пустынях живёт Подага - иссушающий горячий ветер. Днём и ночью резвятся маленькие ветерки, внуки Стрибога, Полуденник и Полуночник.
И ещё четыре помощника в подчинении у повелителя ветров: ветры Южный, Северный, Западный и Восточный. Какому Стрибог прикажет дуть, тот его и послушается. Если Южный Ветер задует, то принесёт он людям влажное тепло, запахи юга и моря. У этого юноши нрав задиристый и горячий. Северный ветер суров и неразговорчив, холод несёт он с океана Ледовитого и лишь к лету немного добреет, да и то ненадолго. Если будет дуть Западный ветер, особой беды не жди. Он, конечно, бывает сердит, суховат немного, но в целом добрый и покладистый. А ветер Восточный хитёр и коварен. Люди никогда не знают, чего от него ждать: то ли тепла и веселья, то ли смерчей и напастей.
Лишь Семаргл любит Стрыя-Стрибога таким, каков он есть. Ведь огню без ветра в вышину не подняться. Семаргл любит отдыхать в кузнице у отца Сварога, но ещё больше ему нравится крылатым псом или Рарогом-соколом летать над землёй. Его обязанность — по ночам, когда чудища Нави особенно сильны, не пускать в мир зло, и потому каждую ночь он стоит на страже Яви и Прави с мечом огненным.
Семаргла нужно особо почитать, ведь только благодаря ему огонь живёт в каждом очаге, в каждом костре, каждой печи. Если рассердится на людей Семаргл, подымется до небес, тогда добра от него не жди. Как в первой битве добра со злом, всё выжжет Семаргл.
Весной, на Красную горку, празднуют человеки День дарования им огня. В этот день послал Сварог сына своего Сварожича разжечь первый костёр, сложенный людьми на горе, и вспыхнул от прикосновения Семаргла сухой хворост ярким пламенем, и от огненных всполохов этого костра впервые стала та гора красной. И тогда Сварог велел Сварожичу отнести людям в дар клещи, кузнечные инструменты, боевую секиру, плуг и ярмо. Сварог обучил людей кузнечному ремеслу и земледелию, показал, как выплавлять медь и железо из руды, и с тех пор Семаргл Сварожич стал людям верным помощником.
Ещё Семаргл согревает в холодные ночи корни, семена и ростки. Он охраняет посевы вместе с Купальницей, что тоже рождена была из Свароговой искры, упавшей с камня Алатыря на землю ночной звездой.
А чтобы было создателям жить веселее, вырастили они в Ирие зелёный хмель, и тогда по веленью Рода родились Квасура, и супруги Хмель и Сурица. Лада научила их варить священный медовый напиток сурью-суряницу. От любых болезней лечит сурица, спасает и в зимнюю стужу, возвращает радость жизни, даёт новые силы.
На земле, человеки стали просить создателей дать им отведать священного напитка. И сжалились создатели, и научили готовить сурью. Человеки стали на множестве трав настаивать этот напиток, зерном заваривать, и заправлять мёдом. Добрые духи Просянич, Пшенич и Зернич трудились, помогая людям. И с тех пор человеки ещё долго не боялись холода, и не знали болезней.
Сварог и Лада поженились и тоже зажили счастливо в чудесном Ирии, а рядом в небесной сини сидела богиня Макошь и пряла свою пряжу. Никто не смел ей мешать. Потому, что если порвётся у неё хоть одна нить, то оборвётся и чья-то жизнь. Даже бессмертные за свою судьбу опасались. Солнце и Луна слушались мать-хозяйку, и ни Дажьбог, ни Семаргл не смели ей перечить.
Хоть и жила Макошь на небе, любила она влажные тенистые уголки, озёра, пруды и болота, а потому следила Макошь ещё и за водной стихией. Ладу она тоже обучила многим женским премудростям, и та в благодарность стала ей первой помощницей. Вместе с Долей и Недолей она во всём помогает хозяйке Макоши. Земных женщин Макошь научила хозяйничать в доме, шить и прясть, готовить еду, хранить урожай, управляться с мужем и детьми. И теперь внимательно следит с неба за тем, чтобы все её наказы исполнялись неукоснительно. Но главное она сама всё прядёт и прядёт свою волшебную пряжу.
И вот однажды спросила её Лада:
- А скажи мне, мудрая Макошь, скоро ли у нас со Сварогом родятся детушки? Доля или Недоля станет им второй матерью? И какие в судьбе их завяжутся узелки?
- Не печалься, Лада. Скоро станешь ты матерью новым богам. Люди на земле многому научились, и пришло время открыть им кое-какие новые тайны. Тайны жизни и смерти, тайны законов Вселенной. Лишь тайны того, как завязываются узелки на моих нитях, навсегда будут спрятаны от людей и богов, и даже тебе. Скажу лишь, что через три дня в Сметанном озере появится рыба щука. Съешь её и увидишь, что будет.
Через три дня Лада пошла к Сметанному озеру. Заволновались белые воды озера, и выплыла к Ладе из озера чудесная щука. Выплыла и прыгнула прямо в руки. И тогда решила Лада сделать так, как велела ей Макошь. Съела она щуку за обедом, а косточки на лугу раскидала. А на том лугу паслась небесная корова Земун. И вместе с травой съела корова волшебные косточки.
И вот, когда пришёл положенный срок, у Лады-матушки родились три прекрасные дочери: сначала светловолосая, весёлая Леля, повелительница весны и чистой девической любви. А потом ещё две сестры — солнечноокая красавица Жива, и холодная Мара-Морена, черноволосая и черноглазая колдунья, белокожая красавица, богиня холода и смерти. По слову Рода, взяла себе Жива силу воды живой, а Морена обрела силу мёртвой воды.
А у коровы Земун, съевшей волшебные косточки, по веленью Рода родилось и вовсе чудо чудное и диво дивное: волосатый и рогатый Велес. Мудрый и могучий, как жизнь и смерть, вместе взятые. Стал Велес хозяином всему зверью дикому и домашнему. В медвежьем обличье принялся ходить Велес по лесам и следить за круговоротом жизни на земле. Человеки почитали Велеса и как повелителя богатства, потому человек считался тем богаче, чем больше у него было коров, баранов и коз.
Великая птица Сирин стала священной птицей мудрого Велеса, и если надо было Велесу взлететь над землёй, птица Сирин всегда ему в этом помогала.
Статья серии Славянская мифология | <<< | >>> |
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Андрей Кадыкчанский обязательна.
|