В начале XX века по инициативе Великого князя Николая Михайловича Романова был выпущен справочник в 3-х томах «Московский некрополь» с надписями на надгробных памятниках. Для создания справочника были изучены уцелевшие надгробные надписи и множество печатных источников. Материал по кладбищам собирался в летнее время 1904—1906 гг. За этот период времени в систематическом порядке были описаны все упраздненные и действующие кладбища Москвы, как православные, так и иноверческие. В справочнике размещены сведения о более чем 25500 захоронений.
В «Московский некрополь» были включены персоналии с самым разным общественным положением.
По генологическим соображениям в «Некрополе» отведено много места дворянскому элементу; однако, провести строгую параллель между ним и лицами других сословий, носивших одинаковую с дворянами фамилию, не всегда удавалось. Поэтому в «Московском некрополе» и встречаются без указания сословия купцы, мещане, крестьяне, носившие фамилию Воронцовых, Головиных, Гончаровых, Демидовых, Елагиных, Жеребцовых, Кавериных, Киреевых, Кокошкиных, Майковых, Пашковых, Рахмановых, Тимашевых, Хрущевых и других дворянский родов.
Свято-Троицкая Сергиева лавра, в историческом отношении неразрывно связанная с Москвой, также вошла в «Московский некрополь».
Надгробные памятники, в большинстве своем являются реальными датированными историческими объектами, что позволяет производить анализ реальной истории. Конечно, не обходится без фальсификаций, которые необходимы правящей элите для подтверждения легитимности власти и влиятельным семьям для подтверждения древности рода. Например, захоронения в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля. Но массовые фальсификации затруднительны: дорого и трудоемко. Обычно ограничиваются упоминанием мест захоронений в исторической литературе, на самом деле надгробия вымышленных исторических персонажей отсутствуют. Сомнительными также являются памятные доски о захоронениях в различных церквях. Но сомнительные захоронения в церквях и указанные в литературных источниках можно легко отфильтровать из общей базы данных.
На сновании базы данных «Московского некрополя» был произведен статистический анализ и построены диаграммы по Москве и отдельно по основным кладбищам и монастырям.
Начнем с захоронений Троице-Сергиевой лавры, выделенных из «Московского некрополя». Большая часть информации о захоронениях взята из литературного источника «Списокъ погребенныхъ в Троицкой СергIевой лавре. М. 1880». Понятно, что часть из них ложные, и все же общие статистические графики такие.
Имеем два пика захоронений. Первый пик 16-17 века, могильные плиты датированы календарем от сотворения мира (СМ). Затем идет практически пустой 18 век. Захоронения, датированные от рождества христова (РХ) начинаются с 1830 – 1840-х годов, через 200 лет. Это результат неправильной поправки при переводе дат от СМ к РХ. Видимо, поправочный коэффициент должен быть не 5508, а 5308. За могилами, датированными от сотворения мира, должны сразу следовать могилы от рождества христова. Такая картина характерна для многих старых монастырей европейской части России. Поправочные коэффициенты перевода дат СМ в РХ для разных монастырей могут быть другими.
Общий график для Москвы.
Представлены графики по годам, пятилетия и десятилетиям. Экспонента начинается где-то с 1770-х годов. До этого времени данных мало, и они распределены неравномерно.
Но экспонента не идеальная в 1830 - 1850-х годах наблюдается завышенное количество надгробий. График как бы вспухает, а в 1860-х годах имеет место некоторый провал. Это противоречит графику, построенному на основании данных официальных переписей населения.
Есть гипотеза Константина Захарова, что мы имеем дело с двумя наложенными друг на друга календарями. Календарь Наполеона и современная хронологическая шкала (СХШ) с разницей в 55 лет. Это выглядит не так явно, как в случае разницы между календарями СМ и РХ в Троице-Сергиевой лавре, но, во всяком случае, график Москвы не противоречит гипотезе существования календаря Наполеона.
Как уже было сказано, для составления справочника использовались печатные источники, достоверность которых вызывает обоснованное сомнение: история Карамзина, истории разных дворянских родов ими же и написанные, справочники и путеводители по монастырям и кладбищам. Выделим захоронения по литературным источникам отдельно.
Отдельно захоронения в церквях. Хотя это пересекающиеся множества с литературными источниками.
Общие данные по Москве, очищенные от сомнительных литературных захоронений.
Почти идеальная экспонента с 1770-х годов. До этого времени почти все захоронения попали в сомнительные. То есть на графике представлены реальные датированные могильные плиты.
Наблюдаются отдельные годовые выбросы, связанные конкретными историческими событиями. 1830 год – эпидемия холеры в Москве. 1848 год – события, связанные с революциями в Европе. 1853-1856 года «Крымская война». Подробнее обсудим во второй части.
Рассмотрим отдельные монастыри и кладбища города Москвы. Карта с расположением кладбищ на начало 20 века.
Интересно, что граница Москвы в начале ХХ века (пунктирная линия) мало изменилась с 1742 года (точечная линия).
Захоронения в Кремле и в монастырях внутри садового кольца производятся до 1770 года. Затем резко прекращаются и переносятся на кладбища за пределами садового кольца. Официальной причиной послужила эпидемия чумы 1771 года.
Почти все эти захоронения являются сомнительными, находятся в церквях или взяты из литературных источников.
Начнем рассматривать отдельные кладбища сверху, с севера и пойдем по часовой стрелке.
Скорбященский женский монастырь основан в 1891 году, тогда же при нем появилось кладбище.
Миусское кладбище официально основано в 1771 году.
Лазаревское кладбище основано в 1758 году.
Далее обращаем внимание, что на старых кладбищах имеется пик захоронений в 1820 – 1850-е годы и провал в 1860-х годах. Возможно, это результат применения двух календарных систем при датировке могильных плит.
Пятницкое кладбище (1771).
Алексеевский женский монастырь. Кладбище с 1842 года.
Семеновское кладбище
В начале XX века здесь ещё находилось несколько плит XVII столетия. На самой старой из них стояла дата «от сотворения мира», соответствующая 1641 году. Затем опять пустота и даты на могилах начинаются с 1770-х годов.
Иноверческое кладбище на Введенских горах (1771).
Рогожское кладбище (1771) старообрядческое.
Спасо-Андроников монастырь основан в 1357 году.
Покровский монастырь основан 1635 году.
Новоспасский монастырь основан в 1490 году.
Считается усыпальницей рода Романовых, поэтому здесь много ранних литературных могил.
Симонов монастырь основан в XIV веке.
Данилов монастырь основан в конце XIII века.
В Новоспасском, Симоновом, Даниловом монастырях в 16-17 веках присутствует пик захоронений датированных от сотворения мира.
Даниловское кладбище (1771).
Донской монастырь основан в 1591 году. Массовые захоронения начинаются после 1775 года.
Новодевичий монастырь основан в 1524 году.
Дорогомиловское кладбище (1771).
Ваганьковское кладбище (1771).
На Ваганьковском и Дорогомиловском кладбищах, которые находятся на западных окраинах города Москвы, большой пик захоронений в 1848 году.
Продолжение следует.
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Олег Новосельцев обязательна.
|