О туранском происхождении этрусков

Недавно я написала статью о том, что в 19-м веке западно-европейцы считали русских туранцами. И вот наткнулась на книгу, автор которой утверждает, что и этруски также были туранцами. Для доказательства своей версии он приводит сравнительный анализ языка, погребальных обрядов, магических практик, художественных способностей, физических и ментальных характеристик, и других параметров этрусков и туранцев.

Книга называется «Etruscan researches» (Этрусские исследования), 1874г. Я приведу некоторые выдержки из этой книги. Ее автор, Исаак Тейлор (1787 —1865гг.) — английский писатель, специализировавшийся на истории и философии, считает, что все не арийские и не семитские языки являются туранскими, и приводит вот такую таблицу:

Туранская семья

О туранском происхождении этрусков -

В которой делит все туранские языки на 3 основные группы:

  • Односложные языки: тибетский; китайский; бирманский; сиамский (тайский)
  • Агглютинирующие языки: малайский; дравидийский (южно-индийский) или тамули; угорский или алтайский; египетский; лезгинский или кавказский
  • Инкорпоративные языки: эускарский (баскский); эскимосский; американский;

Этрусский язык он относит к угорской или алтайской языковой группе, который в свою очередь ветвится на раетский и албанский. Кроме этрусского в эту группу еще входят финский; самоедский; тюркский; монгольский и тунгусский языки, которые в свою очередь включают в себя по несколько языковых ветвей:

  • Финский: Мидийский (часть современного Ирана и Турции), Иллирийский (Балканский п-ов), Лигурийский (северная часть Италии), пиктский (шотландские кельты), чудь (суомкий (финский), эстонский, литовский, карельский, олонесткий (карельский), лапландский) пермский (вотяки, зыряне), булгарский (черемисский, мордвинский, мокша), угорский (остяки, вогульский, венгерский)
  • Самоедский, северный или арктический (juraks, tawgis); южный или Саянский (юкагирский, енисейский, kots (кетский?), motors
  • Тюркский (сельджукский или османский; киргизский, ногайский, туркменский, казацкий, узбекский, уйгурский, якутский, чувашский, koibals, карагашский)
  • Монгольский (kalkas, бурятский, olots, калмыцкий)
  • Тунгусский (эвенки, айны, mokos, маньчжуры)

Это самая крупная ветка большого туранского дерева. Последняя кавказская ветка делится на  ликианский, абхазский (черкесский, abasians), kistian (чеченский, tuschi, ингушский), лезгинский (didos, audis, аварский).

Не все названия языков этой ветки я смогла перевести на русский язык, но в настоящее время на Кавказе сосредоточено столько разных языков, что по плотности их скопления Кавказ, наверное, занимает первое место  в мире. Википедия приводит более 50-и различных языков жителей Кавказа, которые современные лингвисты считают совершенно обособленными, т.е. не входящими ни в какие языковые семьи. Возможно, в 19-м веке эти горные народы жили настолько изолированно, что лингвисты о них не знали? Во всяком случае, как видно даже из этого исследования, народы труднодоступных районов крайнего севера были изучены лучше, чем эти, находящиеся, казалось бы, в Центре Цивилизации  - вспомним теорию Ноева ковчега и распространение народов (от трех Ноевых сыновей) с Кавказа по всей Евразии. По этой же теории европейская раса называлась кавказской.

Раеты и албанцы

Но вернемся к этрускам и их «веточкам» раетам и албанцам. Раеты жили в Альпах. Раетия на карте Европы времен императора Адриана:

Римская империя во времена Адриана (117 - 138 гг. Н.э.), с провинцией Раетия, занимавшая территорию, являющуюся теперь Швейцарией, Тиролем (Австрия) и Германией к югу от Дуная. Источник
Римская империя во времена Адриана (117 - 138 гг. Н.э.), с провинцией Раетия, занимавшая территорию, являющуюся теперь Швейцарией, Тиролем (Австрия) и Германией к югу от Дуная. Источник

Тот же источник о раетах:

«Древние источники характеризуют раетов как этрусских людей, которые были изгнаны из долины По галлами и нашли убежище в долинах Альп. Но вполне вероятно, что они были преимущественно коренными альпийцами. Их язык, так называемый раетский язык, вероятно, был связан с этрусками, но, возможно, не произошел от него.»

Современная Албания находится на территории бывшей Иллирии, о которой я писала в статье «На каком языке говорили в Римской империи» , а современные албанцы в основном живут в Албании, Косово, Северной Македонии, Черногории, Сербии, а также в Хорватии, Греции и Италии. Но появились они там очевидно относительно недавно, потому на старинных картах они не указаны проживающими в этих местах. Согласно старинным картам страна Албания располагалась на Кавказе (рядом с Иберией). Об Альбах-Албаниях упоминалось в статье «Этруски, кельты и галлы — один народ». Кстати, с распространением галло-кельтов в Европе почти идентично совпадает распространение Латенской культуры.

Ла-тена = латины?

Судите сами:

Слева: Современная карта распространения кельтов ранее и сейчас. Источник   
Справа: Ядро расселения кельтов в 800 г. до н. э., из которого они начали свою экспансию (оранжевый цвет), и латенская культура в 400 г. до н. э. (коричневый цвет) Источник
Слева: Современная карта распространения кельтов ранее и сейчас. Источник
Справа: Ядро расселения кельтов в 800 г. до н. э., из которого они начали свою экспансию (оранжевый цвет), и латенская культура в 400 г. до н. э. (коричневый цвет) Источник

Правда, предупреждают, что карта распространения Латенской культуры возможно, неточная. Описание этой культуры:

«Латенская культура — кельтская археологическая культура железного века (V—I вв. до н. э.), распространённая по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, в Малой Азии, Британии и Ирландии. Названа по селению Ла-Тен (La Tène) в Швейцарии, в нескольких километрах от Нёвшателя. Носителями культуры La Téne были люди, известные древним этнографам как кельты или галлы.» Источник 

Раеты причисляются к этой же культуре. Ла-Тена – не отсюда ли пошли и латины? Учитывая тот факт, что народа с таким названием еще М. Бодран в своей Географической энциклопедии не упоминает, хотя он пишет свою книгу на латинском языке (или на языке, который позже был назван латинским?). Но зато в его времена было очень популярно название Альба. И в энциклопедии Бодрана топонимам и гидронимам, содержащим слово «Альба» в своем названии, уделено несколько страниц.

Альбы-Албании

Вот далеко не полный список:

  • Альба – река в Испании, сейчас Тардера
  • Альба – город в Дакии, сейчас Белград.
  • Альба – город в Испании, регион Португалии
  • Альба – поселение в районе Таррагонес в Испании
  • Альба – поселение в районе Легионенси в Испании
  • Альба –Августа – город в Нарбоненской Галлии
  • Альба-Доцилия – поселение в Лигурии, Италия
  • Альба-Грека – древняя Альба Булгарика, затем Белград, город вкоролевстве Венгрия, провинции Раския.
  • Альба Юлия – город в южной Дакии, сейчас Вайзенбург (Белый город)
  • Альба Лонга  - самый древний город в Италии. Сейчас разрушен.
  • Альба Маритима – бывшая Бландона, коммуна в Скорации, сейчас Далматия
  • Альба Marsorum или Альба-Фученс– город в Италии в провинции Апрутий
  • Альба Помпея – город в княжестве Монтис Феррати
  • Альба Регалис – город в Венгрии
  • Альба Себусиана  - город в Германии в Алсатии.
  • Альба Virganoensis – поселение в Испании в Вандалитии
  • Альба – поселение в Германии
  • Альба – река в Галлии
  • Альба – река в Испании в провинции Каталония
  • Албана – город в Албании, на Каспийском море, сейчас город Зуирия в 47 милях от устья реки Кура
  • Албаненцы – был народ Испании, в провинции Кантабрия
  • Албаненцы – народ Албании
  • Албаны – народ Македонии
  • Албания – обширный регион Македонии
  • Албания колония – поселение в Северной Америке
  • Албания – провинция северной Скотии (Шотландия)
  • Албания – была названа еще Белая Скотия или Иберния (ныне Ирландия )
  • Албания – река Италии в Тускии (Этрурии)
  • Албанополис – город Македонии, в регионе Албания

Примечания в скобках мои. Но где без скобок написано «сейчас», имеется в виду на момент 2-й половины 17-го века. Потому что все названия переделывались по несколько раз, как мы сейчас понимаем. Избежать этой участи удалось лишь единичным местам. Так что Рим, наверное, счастливое исключение из общего правила? Подводя итог, мы видим, что название Альба в разных вариациях использовалось в Ирландии, Шотландии, Германии, Галлии, Испании, Италии и Балканах.  Еще несколько городов и рек в Малой Азии с таким названием не вошедших  в этот список. Трудно себе представить, как разные народы, говорившие на разных языках, постоянно враждующие между собой (по мнению официальных историков), не сговариваясь, присваивают своим странам, рекам и населенным пунктам одни и те же названия? И еще, наверное, сюда же можно отнести и не вошедший в энциклопедию Бодрана город Албазин в Даурии (ныне Амурская область)?  Из Википедии об этом городе или поселении:

«До прихода русских Албазин принадлежал народу даур, коренному народу этой области. Город был основан князем Албазом как столица Солонского ханства.» Источник

И Николаас Витсен в своей книге «Северная и Восточная Тартария» о Солонском «ханстве» и Албазине:

«Район у южного берега устья реки Амура называют еще Солонский, то есть «земля соленая». Там тоже есть жилища.

Город Албазин стоял на реке Амур, но из-за частых споров с синцами Их Царские Величества приказали его снести. Там находится область Даурия, часть которой под господством русских, а другая часть – синцев. Живут эти даурцы, как мугалы. Современные короли Сины происходят из Даурии.» 

Современный источник не указывает, что город был снесен, но указывает датой его основания (ныне это село) - 1651г., год прихода туда русских казаков. Думаю, подобную ситуацию имеем и с другими сибирскими и дальневосточными поселениями. Китай ведет свою историю с 17-го века до н.э. , а правили им выходцы из Сибири, в которой до 16-го века якобы никаких поселений не было:

Именно в период Русского царства началось освоение Сибири, были построены города-крепости: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Кузнецк (ныне Новокузнецк) (1618), Красноярск (1628).

И как объясняют этот факт наши уважаемые ученые?

Этруски –туски, расенны –турсенны

Раз уж мы оказались на Дальнем Востоке, приведу отрывок из книги «Этрусские исследования», повествующий о связи этрусков с сибиряками:

«Имена и природа большинства этрусских божеств давно известны. Применяя этот, единственный оставшийся анализ, я обнаружил, что те божественные существа, которым поклонялись в Этрурии за столетия до начала римской истории, во многих случаях носили те же имена и исполняли те же обязанности, что и боги, которым теперь поклоняются языческие охотники и рыболовы - остяки, тунгусы и самоеды - которые бродят по берегам Северного Ледовитого океана. Более того, я обнаружил, что эта этрусская мифология замечательно соответствует мифологической системе, лежащей в основе древнего эпоса финской расы Калевала.»

В самом начале статьи я писала о том, что для доказательства своей версии отношения этрусков к туранцам ее автор приводит сравнительный анализ по различным показателям, в том числе и по языку. Автор признается, что этрусский язык лежит вне зоны его понимания, но он оперирует общепринятыми понятиями, такими как название и самоназвание народа, в данном случае этрусков. Вот его размышления по этому поводу:

«Мы в долгу перед Дионисием из Галикарнаса за важное утверждение, что этруски называли себя РАСЕННАМИ. Мы видели, что они не были известны под этим именем ни грекам, ни латинам. Они были известны в Италии как ТУСКИ или ЭТРУСКИ - имена, которые, как показал Лепсиус, очевидно являются искажением более древней формы ТУРЧИ которую мы находим в Игувинских таблицах. Греческие писатели повсеместно называют их или ТУРРЕНОЙ, или ТУРСЕНОЙ, последнее из названий которых явно связано с древней латинской формой ТУРЧИ. И греческое, и латинское названия могут считаться абсолютно идентичными, причем все формы, вероятно, происходят от некоего оригинального этрусского имени, которое, по аналогии со словом «РАСЕННА», приводит к предположению, что это может быть ТУРСЕННА или ТУРКЕННА. В настоящее время мы будем в состоянии исследовать этимологию этих имен, и будет показано, что имя РАСЕННА - это угорское слово, означающее «сородич» или «человек народа», в то время как турченна или ТУРСЕННА означает «турк-мен» или «турко-ман».

Итак, расена и турена –одно и тоже? Игувинские таблицы   — это семь хорошо сохранившихся бронзовых досок с надписями на умбрском, этруском и латинском  языках. Интернет нам выдает изображение только одной доски:

Игувинская таблица Источник
Игувинская таблица Источник

Не уточняется, какой именно и на каком языке, но, по-моему, очень похожем на этрусский. Для сравнения образец этрусского языка из книги Эдмонда Фри «Пантография; содержащая точные копии всех известных алфавитов в мире», 1799г.:

О туранском происхождении этрусков -

Современные источники утверждают, что турреноями или турсеноями греческие писатели называли не только этрусков, а вообще все негреческие народы. Но снова встает вопрос: каких греческих писателей и какой греческий народ они имели в виду? В статье «На каком языке говорили в Римской империи» я писала о том, что на картах, изображающих Римскую империю, Греции еще не было. В то время на ее месте существовали славянские государства Македония и Иллирика.

Исаак Тейлор считает, что окончание «сена» в слове «расена» может означать «человек», так же как и в других туранских языках:

«Широко распространенный по всей угорской области, мы находим слово, которое принимает формы sena, kena, ena или aina. Это слово обозначает «человек» или «персона» - люди.

Таким образом, «человек» - это «син» в чувашском, «душа» - это «суна» в языке Koibal, «сунеси» в бурятком и «айна» у Саянских татар.

На языке айнов «айна» означает «человек». В черемисском «en» означает «люди», «нация». В маньчжурском «енен» означает «потомство». В финнском «человек» - это «innimene», а в самоедском - ennetsche.

В тюркских языках корень «en», означающий «личность», следует искать в личных местоимениях men «я», «sen» thou, «kini» «he»; формы, которые могут быть представлены как «Я-человек», «Ты-человек» и «Он-человек». Относительное местоимение «тот, кто» - «кен» или «кем» во всех тюркских и монгольских языках. Тот же древний корень виден в тюркском er-in  - «муж» и kat-in – «жена», буквально «мужчина» и «женщина». Еще одним свидетельством того, что «сен» был основным тюркским словом для «человек», является любопытное туркменское предание, согласно которому прародителями их расы были Сзон Хан и Эсцен Или. Это предание передавалось на протяжении более 3000 лет, что мы увидим, когда в следующей главе мы рассмотрим важную легенду о Цене, мифическом предке турок, который был сохранен древними китайскими историками.»

Схожесть сибирского и итальянского мифов о матери-волчице

Эта легенда о Цене или Асене повествует о мальчишке, которого нашла раненым и выходила, выкормила и воспитала волчица, которая впоследствии стала его женой и родила ему 10 сыновей, наполовину волков — наполовину людей, давших начало целому роду тюрков. Что перекликается с легендой о Ромуле. Отрывок из «Этрусских исследований»:

«Сибирские и итальянские мифы соотносятся с исключительной близостью. У римлян, как и в сибирской легенде, у нас есть болото, в котором находится мальчик, у нас есть волчица, которая его находит, а также пещера, в которой она воспитывает его. В римской легенде после определенного периода Acca Larentia занимает место волчицы как приемной матери Ромула, и она становится матерью двенадцати сыновей, для которых Ромул представлен как брат или отец. Теперь, так как Акка Ларентия также называлась «лупа», «волчица», мы можем отождествлять ее с волчицей, которая представлена невестой и приемной матерью мальчика в сибирской легенде. Более того, угорский характер имени Акка Ларентия бесспорен; она мать могущественных; мифическая прародительница двенадцати ханов двенадцати племен Расенны.»

Мифы и легенды не моя тема, поэтому не буду на этом подробно останавливаться, дам возможность читателям самим подумать на тему схожести мифов народов, разделенных друг от друга тысячами километров в те времена, когда по официальной версии не было ни телефона, ни интернета. Я думаю, что версию может быть несколько. По мнению автора «Этрусских исследований»  этруски расенны – это мигрировавшие из Азии в Европу турки-асены:

«Теперь от китайских историков мы узнаем, что примерно в то же время, когда предположительно появились РАСЕННЫ в Италии, две родственные, но враждебные орды кочевников бродили по северной границе Китайской империи. Одной из этих орд была АСЕНА, которая впоследствии получила имя ТУРОК, или, в китайской орфографии Tukiu. Другой ордой была жестокая раса ГУННОВ, или, как это пишется на китайском языке, Hiong-nu. Асена мигрировала на запад и, как я полагаю, должна быть отождествлена ​​с расенной, которая примерно в то же время обосновалась в Италии. Весьма разумно предположить, что название свирепой и воинственной орды ГУННОВ, к чьей враждебности мы можем отнести миграцию Асены на запад, должно было остаться в речи более слабой нации как обозначение «воинов» или «врагов».

Нашествие гуннов в Европу

Асены так испугались гуннов, что убежали от них практически на другой конец Евразии, а в пересчете на километры – около 18 тысяч  (протяженность материка Евразия). Но это им не помогло. Потому что гунны ринулись вслед за ними! Вот так примерно это выглядело:

Военная экспансия гуннов. Источник
Военная экспансия гуннов. Источник

Гунны вторглись в Европу в 4 веке н.э. А в 13-м веке тоже самое проделали монголо-татары, повторив их маршрут практически идентично спустя почти 1000 лет:

Схема монгольских завоеваний, источник
Схема монгольских завоеваний, источник

В Географической энциклопедии М. Бодрана , напомню, что это конец 17-го века, монголы как отдельный народ не упоминается совсем. Это слово встречается у него один раз в описании Тартарии: «в Скифии Внутреннего Имаума. Монгалия, Монгал или Моал и Магог, ранее называвшейся  Гиперборейской Скифией.» Т.е монгалы –они же магоги или скифы. Имеется у него описание моголов, которые тоже ничего общего с современными монголами не имеют:

О туранском происхождении этрусков -

«Моголы и Могалы, народ Азии, который проживает в южной Тартарии, преимущественно в Индии внутреннего Ганга, они владеют северной частью с начала прошлого века. Эта область называется в настоящее время Могольской Империей, Империей великого Могола, так как ее монарх называется великом Моголом. Их также называют Могорами, но мало.»

Нашла в интернете значение слова «могор»:  «бык», остов, опора, устой моста. Т.е. что-то прочное и могучее. Похоже, что это как раз и имелось в виду. В отличие от монголов гунны упоминаются в энциклопедии Бодрана отдельной статьей:

О туранском происхождении этрусков -

«Гунны, которые гуны, народ Европейской Сарматии, которых затем назвали аварами, по словам  Павла Диакона от Агафия. Мы различает их в Cetriguros и Бургундии. Те, которые располагались около Меотийского болота, а в дальнейшем мигрировали в Паннонию, стали частью княжества Аттилы, входящего в Галлию. Но когда величайшее бедствие произошло в Каталаунских полях, в результате действий римского полководца и  франконского короля Меровея (Меровинга), они были вынуждены вернуться в Паннонию, в настоящее время называемую Венгрией (Hungariae), о чем упоминается в первой книге Клавдиана в Руфине»

Гунны дали свое название Венгрии – Hungaria (ГУНгАРИЯ). Интересно, что здесь ничего не сказано о воинственности гуннов и даже известное из современных источников сражение в Каталаунских полях он заменяет словом «бедствие». Нашла вот такое описание гуннов у О. Виноградова «Древняя ведическая Русь основа сущего»:

«Гунны – славянское племя. Имена князей и их родственников славянские. Первый князь гуннов - Волимир, имя брата Аттилы Улд или Влад. Его жену звали Крека, сына - Исла. Ирна – младший сын Аттилы. Имена остальных детей, Эллак, Денгиз имеют связь с Семиречьем (озеро Денгиз). Вспомогательные войска у Аттилы были из киргизов, башкир и других кочевников монголов.

Аттилу объявляли русским князем А.Ф.Вельтман (1800–1870гг.), в книге “Аттила и Русь VI и V в.”, А.С.Хомяков (1804–1860гг.) в незавершённой “Семирамиде”, П.Й.Шафарик (1795–1861гг) в многотомном труде “Славянские древности”, А.Д.Нечволодов “Сказание о Русской земле”, И.Е.Забелин (1820–1908гг.), Д.И.Иловайский (1832–1920гг.), Ю.И.Венелин (1802–1839гг.), Н.В.Савельев-Ростиславич. Они же придерживались мнения, что гуннами когда-то назывались камские или волжские болгары. В наших летописях гунны не упоминаются, они скрываются под именем болгар, а венеды под именем варягов. Это утверждение основывается на бесспорных данных средневековых историков Саксона Грамматика, Адама Бременского и Гельмольда. Они принимали славян и гуннов за один народ. Из гуннского языка сохранилось всего три слова и все они русские. Их приводят различные источники – китайский, греческий и латинский. Китайские данные воспроизводят с помощью иероглифов гуннское слово сагайдак, что означает колчан. Один из запорожских гетманов был Сагайдачный. Секретарь византийского посольства Приск приводит ещё одно гуннское слово мёд. Иордан, рассказывая о смерти Аттилы, приводит третье гуннское слово – страва. Это славянская тризна, которую справляли по умершим прямо на кургане. Многие исследователи антропологи и этнологи (среди них известный русский географ и этнограф Г.Е.Грум-Гржимайло), относили гуннов к бледнолицым, зелёноглазым и рыжеволосым сынам Евразии, о которых сохранились сведения в восточных хрониках. Восстановленный по черепу облик некоторых гуннов позволяет согласиться с этим. Культура гуннов очень похожа на скифскую: тот же “звериный стиль”, те же курганные захоронения с помещёнными под землёй срубными камерами. В одном из ноинулинских могильников (курган № 25) под толстым слоем земли и бревенчатым накатом могильного сруба был обнаружен портрет-вышивка человека, похожего…на Сталина, который пролежал здесь почти 2000 лет. (С.И.Руденко, “Культура хуннов и Ноинулинские курганы”.)»

«Страва» - это не только тризна, а вообще "пища", "кушанье" было в древнерусском, осталось в украинском и других славянских языках. В русском остались «трава», «травить», «отрава» - типа кушанья наоборот.

Принцип устройства этрусско-туранских гробниц

На схожесть этрусских захоронений с сибирскими указывает и автор рассматриваемой в этой статье книги. Но он утверждает, что все туранские народы строили только гробницы, в то время как арийские и семитские народы строили все остальное:

«Строительное искусство является одним из наиболее ценных признаков этнологической близости. Храмы, дворцы и могилы можно рассматривать как окаменевшие устремления, мысли и «чувства народов». Они образуют спонтанное и неосознанное выражение наследственных психических особенностей.

Арийские и семитские народы были великими строителями; они оставили нам храмы, театры, базилики и дворцы; они сделали мосты, дороги, канализацию, но они никогда не были известны как строители гробниц. Их инстинкт заставил их задуматься о нуждах и местах проживания живых, а не о нуждах и местах отдыха мертвых.

Но, разбросанные по всему миру, от Алжира до Камчатки, от Оркнейских островов до Цейлона, мы находим повсюду заметные и безошибочные памятники великой древней расы, строящей гробницы. Эта раса, кажется, формирует этнологический субстрат всего мира. Не может быть никаких сомнений относительно существующего запаса, к которому принадлежали эти древние неарийские строители гробниц. Великая раса туранцев, которая первой распространилась за пределы колыбели человечества и представителями  которой являются китайцы, монголы, татары и финны, является преимущественно расой строителей гробниц.»

«Обширные и многочисленные памятники, которые составляют гробницы этой расы, всегда можно узнать; они демонстрируют самое замечательное и самое значительное единство дизайна и цели. Эти гробницы - все разработки одного наследственного типа; все они являются выражением одной великой наследственной веры, и все они служат целям одного великого наследственного культа. Тип, по которому они моделируются - это дом.»

Чтобы не приводить всю цитату целиком, перескажу вкратце: туранцы верили в бессмертие души, они верили, что все живое и неживое имеет свою душу и дух. И что духи мертвых могли использовать все те вещи, которыми они пользовались, пока были живы, и поэтому их гробницы напоминали дома:

«Когда мы открываем эти древние туранские могильники, мы обнаруживаем, что места отдыха для мертвых были построены по точной модели обителей живых; - мертвые были тщательно обеспечены необходимыми вещами - воин похоронен с его копьем и стрелами, женщина с ее посудой и ее украшениями; рядом со скелетом младенца мы находим скелет верного домашнего пса.

Во всех отношениях гробница является аналогом дома, с той лишь разницей, что она возводится более долговечно и дороже.

В Сибири, Польше, Дании, Швеции, Ганновере, Великобритании, Франции, Испании, Алжире, Индии мы находим гробницы одного типа, одинаковые по всем существенным деталям.»

Т.е. все туранцы жили или в палатках или в пещерах, и в них же и хоронили своих умерших:

«Этрусские гробницы бывают двух типов: 1. Камерные курганы, или шатры, 2. Высеченные в скале камеры или пещерные гробницы. Строго говоря, оба эти типа являются имитациями двух древних типов дома.

Древние туранские народы жили либо в пещерах, либо в палатках. Современная сибирская юрта или постоянный дом несет следы обеих этих форм жилья. Структура, хотя и частично ниже поверхности земли, смоделирована по плану палатки - это постоянная полуподземная зимняя палатка.

Когда человек умирал, он оставался со всем своим имуществом в своей палатке. Чтобы уберечь тело от волков, палатка покрывалась земляной или каменной насыпью, сохранившей первоначальную пирамидальную форму. Это, несомненно, происхождение могильного кургана. На то, что моделью кургана была палатка, кроме того, свидетельствует очень любопытная и широко распространенная долговечность. Палатка была обязательно окружена, как и сейчас в Гренландии и Сибири, кругом тяжелых камней, которые были необходимы для того, чтобы утяжелить своим весом шкуры, из которых была сделана палатка. Вскоре после того, как происхождение могильного кургана было забыто, еще долго после того, как строители курганов перестали жить в палатках, этот круг камней продолжал возводиться вокруг основания кургана. Это любопытное проявление видно в каменных кругах, которые обычно окружают древние британские курганы; и даже когда могила уступила место обычной могиле, каменный круг остается, как в Стоунхендже, и свидетельствует о первобытном методе погребения. Именно бесполезность каменного круга так убедительно доказывает, что он является пережитком чего-то, что когда-то было необходимой частью структуры. В этрусских курганах каменный круг присутствует, но он превратился в подиум или низкую окружающую стену каменной кладки.»

Вот так, когда человек умирал, его жилище вместе со всем его содержимым просто обкладывали камнем или землей, так что получался курган или пирамида. Интересно, сам то автор верил в то, что это делали это для того, чтобы уберечь могилу от волков? И для этого необходимо было насыпать 10-20 метровый слой земли? Размеры некоторых курганов для сравнения:

  • Александропольский курган — скифский курган, один из больших «царских» курганов Северного Причерноморья. Высота кургана составляет 21 метр, диаметр 101 метр.
  • «Гайманова могила» — крупный скифский курган, расположенный возле деревни Балки Запорожской области Украины. Высота Гаймановой могилы составляла 8-9 м, диаметр — около 70 м. По кругу могила была обложена крепидой из вертикальных плит из белого известняка.
  • Дорт-Оба́ — скифский курган высотой 5 м, один из двух (второй Талаивский) самых богатых погребальных комплексов Центрального Крыма. Насыпь составлена из блоков дёрна и окружена кругом из известняковых глыб. Могила (2,85 х 2,5 х 4,7 м) была обложена вертикальными брёвнами. По углам и стенам могилы были установлены шесты (диаметр 5-6 см), которые держали войлочную кровлю.
  • Краснокутский курган — один из скифских курганов на правом берегу реки Днепр. Первоначально насыпь имела высоту около 8,5 м, диаметр около 64 метров. Поверхность насыпи была выложена камнем.
  • Огу́з — скифский курган у посёлка Нижние Серогозы Нижнесерогозского района Херсонской области Украины. Высота более 21 м. Диаметр основания 125-130 м
  • Посульские курганы — группа скифских курганов на территории Сумской области. Высота до раскопок составляла до 20 метров.

До самых крупных египетских пирамид, конечно, далеко, но, тем не менее, 20 м – это высота примерно 6-и этажного дома. Но автор книги объединяет  скифские курганы, египетские пирамиды и этрусские гробницы в единое целое:

«Было три великих цивилизованных расы строительства гробниц; одна в Африке - египтяне; одна в Азии - лидийцы и ликийцы; и одна в Европе - этруски. Возникает вопрос: были ли эти три нации одинаковой расы с полудикими туранскими племенами, которые формируют доарийский субстрат Западной Европы, и которые составляют существующее население Северной Азии? На этот вопрос, я думаю, нужно ответить утвердительно.

Осталась только одна раса цивилизованных строителей гробниц - древние египтяне. В ходе этих страниц, однако, будут случайно замечены многие факты, имеющие тенденцию доказывать, что этруски и египтяне были родственной расой, отдаленными ветвями одного и того же происхождения, так же как англичане и индусы принадлежат к великой арийской семье.»

Из старинный источников мы действительно знаем, что кроме нынешних пирамид в Египте присутствовали и пирамиды точно таких же пропорций, какие этруски строили в Италии (до наших дней дошла только пирамида Цестия в Риме, но на картинах руинистов мы видим много таких пирамид), и кроме сохранившегося в Гизе бескрылого сфинкса, там еще был крылатый этрусский сфинкс, о чем я писала в статье "Загадки египетских пирамид".

Генеалогический ДНК-тест финно-угорских народов

Не было в 19-м веке еще ДНК-генеалогии и тесты на гаплогруппы еще никто не проводил, поэтому легче было строить свои версии о родственности народов, основываясь на схожести языка, обычаев и архитектуры. Сейчас то мы знаем, что ни индийцы, ни западно-европейцы не относятся к арийцам. Всего 16% населения Индии в настоящее время имеет гаплогруппу R1a, которая и считается арийской. Среди современных западно-европейцев гаплогпуппа R1a присутствует более всего в Польше, Латвии, Литве, Чехии и Словакии, другими словами, серди славянского населения Европы. С финно-уграми сложнее. Их общепринятая гаплогруппа N . Отрывок из статьи А. Клесова «Гаплотипы угро-финских русских северных славян» :

«Какие же племена могли иметь преобладающую гаплогруппу N1c?

Напомним некоторые из славянских племен, относимых к 10-13 векам нашей эры: словене новгородские, вятичи, кривичи, полочане, радимичи, дреговичи, тиверцы, уличи, волыняне, поляне, северяне, древляне.

Из них, видимо, первые три могут рассматриваться как вероятные (частичные) носители гаплогруппы N1c. Их родственниками по гаплогруппе могли быть: чудь, водь, голядь, весь, ливы, меря, мурома, корела, мордва, латгаллы, эсты, и племена, родственные им.

Это – пока далекая от понимания история, в которой много белых пятен. Предполагается, что их родительская гаплогруппа, N1, появилась в Китае, или – более обще – в Юго-Восточной Азии, примерно 10 тысяч лет назад. Оттуда носители N1 мигрировали на Алтай, и на этом пути приобрели характерную необратимую мутацию в ДНК, которая и перевела N1 в дочернюю гаплогруппу N1c. Произошло это примерно 6500 лет назад.

Дальнейшие пути миграции носителей N1c пока остаются неясными, но, видимо, идут через Сибирь на средний Урал (Пермский край) и северный Урал (Коми), и затем в Поволжье, откуда расходятся в Новгородские края и Карелию, и затем на обе стороны Финского залива, и другим путем, через среднее течение Днепра, далее на запад, в Трансильванию, дав начало будущим венграм.

Как видно из изложенного выше, общий предок русских N1c жил 3500 лет назад, но мы не знаем, где. Эта датировка относится или к среднему Уралу, или к Поволжью, или уже к Прибалтике и будущему Новгороду-Пскову. Они могли входить в состав сейсминско-турбинских племен примерно в то же время, то есть в середине 2-го тысячелетия до нашей эры, зона миграций которых простирается от Монголии и Саянских гор до Финляндии и Карпат. Но ясно, что формирование славянских племен практически завершилось через две тысячи лет после того, и в 10-12 веках часть этих племен и племенных союзов уже вошли в состав Новгородского княжества, и затем – Древнерусского государства.»

Здесь, в общем-то,  в общих чертах подтверждается то, что было показано в языковой таблице Исаака Тейлора, разбираемой в начале этой статьи, и на схемах военной экспансии гуннов и затем монголо-татар. Только говорится не о военных походах, а о миграции народов. Но, конечно, белых пятен еще много. Самое большое белое пятно: каким образом народ, положивший в основу нынешней Европейской цивилизации свою культуру, свои технические и эстетические достижения, вдруг стал диким и кочевым? О том, что туранская культура древнее европейской писал и Исаак Тейлор, утверждавший, что она не оставила после себя ничего кроме гробниц:

«Римская история - это история арийской цивилизации, опирающаяся на основание туранской культуры.

Самая ранняя структура, существующая в Риме, построена по этрусской модели и, вероятно, была построена по этрусскому искусству. В самый ранний период, когда Рим появляется в свете подлинной истории, мы обнаруживаем, что ею правит этрусская династия.

Истоки ее культуры, ее искусства и ее религии были в значительной степени этрусского происхождения, а ее социальные и политические институты не лишены следов этрусского влияния.»

Люди, основавшие город, оставили в нем после себя только гробницы. А сам город состоял из палаток что ли? Они повлияли и на культуру, и на искусство, и на политику, но не строили ничего кроме гробниц - кто-то в это верит? А о том, что в основе всех римско-европейский достижений лежит наследие этрусков говорил не только это этот автор, но и многие другие западно-европейские исследователи 19-го века. Например, Уильям Бетхэм (1779–1853), написавший книгу "Этрурия-Кельтика: этрусская литература и изученные древности».

Этрусские гробницы

Вот так выглядят дошедшие до наших дней этрусские гробницы:

Этрусские некрополи в Черветери. Источник
Этрусские некрополи в Черветери. Источник

Это некрополь около итальянского города Черветере, содержащий почти 1000 гробниц, самый большой древний некрополь Средиземноморья, и его могилы расположены в виде города, с узнаваемыми улицами и небольшими площадями. Можно подумать, что это и были жилые дома, засыпанные во время катаклизма, похоронившего людей в своих домах. Но внутреннее устройство этих «домов» все же не похоже на жилое. Хотя планировка некоторых их них вроде и напоминает жилье:

Планы некоторых гробниц в Черветери. Источник тот же
Планы некоторых гробниц в Черветери. Источник тот же

Но вот интерьер одной из гробниц этого некрополя:

Интерьер гробницы, содержащей этрусские предметы, вырезанные в вулканической туфовой скале, а также отдельные погребальные камеры с каменными подушками, IV век до н.э., Некрополи делла Бандитачча, Черветери, Италия. Источник
Интерьер гробницы, содержащей этрусские предметы, вырезанные в вулканической туфовой скале, а также отдельные погребальные камеры с каменными подушками, IV век до н.э., Некрополи делла Бандитачча, Черветери, Италия. Источник

Это другая комната той же гробницы:

О туранском происхождении этрусков -

Не производят они впечатление жилых помещений. Хотя и на могилы, честно говоря, тоже не похожи. Усыпальница? Не в том смысле, какой мы подразумеваем сейчас -вечным сном, а сном, только не вечным, а временным, что-то типа летаргического, который еще в прошлом (вернее, в позапрошлом уже) столетии встречался чаще, чем сейчас. Да и я еще в своем детстве помню рассказы о случайно захороненных живых, но спящих летаргическим сном, людях. Или что-то типа погружения в состояние самадхи, чтобы пережить какие-то неблагоприятные условия жизни и проснуться, когда они опять станут благоприятными? Когда люди умели и погружаться и выходить из таких состояний. Именно в этом случае логично присутствие всех этих предметов, которыми изобиловали подобные гробницы. Но что-то пошло не так, и летаргический сон стал на этот раз вечным? Вход в эту гробницу:

О туранском происхождении этрусков -

Принцип устройства свода такой же, как у керченских курганов:

Погребальная камера Мелек-Чесменского кургана, Керчь, Крым, источник
Погребальная камера Мелек-Чесменского кургана, Керчь, Крым, источник

И конечно, никаких указаний на то, какими инструментами это все выпиливалось в 4-м веке до н.э. Кстати, город Черветери находится в регионе Лацио, как раз в том, единственном на всю Италию, где вроде бы обитали латины, от которых и пошел латинский язык, распространившийся сначала на всю Италию, а затем – на всю Европу. Т.е. по официальной версии этруски не жили в Лацио. Но зато оставили там самый большой некрополь...

Происхождение этрусков по ДНК-анализу не смогли установить. А вернее, думаю, не захотели. Слишком неприятные для западноевропейских историков были бы данные? Приведу отрывки еще из одной статьи А. Клесова касательно происхождения этрусков:

«Они были, сомнений нет. Но для ДНК-генеалогии этого мало. Надо, чтобы были материальные объекты исследования. Они, в рамках понятий ДНК-генеалогии, могут быть двух видов: (1) наличие в настоящее время прямых потомков этрусков, о которых известно, что они действительно прямые потомки этрусков, и наличие их гаплотипов и гаплогрупп, (2) наличие костных останков этрусков, которые достоверно являются костными останками этрусков, и наличие их гаплотипов и гаплогрупп. Тогда ДНК-генеалогия в состоянии ответить на поставленный вопрос.»

Далее он пишет о том, что проводилось три исследования: в 2004, в 2007 и в 2012 годах, выполненные популярными генетиками, но все три результата противоречат друг другу. Одна из выдвинутых версий: этруски произошли с Ближнего Востока, другая: они имеют эгейское-анатолийское происхождение, третья: этруски – автохтоны на своей земле, и за пределами современной Италии их предки не обнаружены. Так что происхождение этрусков продолжает оставаться невыясненным. (А. Клесов «ДНК-анализ: ключ к происхождению этрусков»), несмотря на обилие этрусских гробниц и описание династий этрусских царей, правящих Римской империей (правда, очень давно?).

А снежные дома эскимосов и правда, имеют много общего с этрусскими гробницами:

Гравюра «Снежная деревня Эскимосов», Зимний остров, Джорж Лион 1825г. Источник
Гравюра «Снежная деревня Эскимосов», Зимний остров, Джорж Лион 1825г. Источник
Этрусский некрополь в Черветери, фрагмент
Этрусский некрополь в Черветери, фрагмент

Такие же пиленные блоки, уложенные полусферой (только у эскимосов из снега, у этрусков -из камня). И что бы это значило? Случайное совпадение или общее прошлое?

В оформлении статьи использован фрагмент бронзовой этрусской лампы, 4 век до н.э. Коллекция: Музей Accameia Etrusca, Кортона, Италия. Фото: Courtesy Frances Van Keuren

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора i_mar_a обязательна.
www.copyright.ru