“Образ зверя” против “клейма бога”

Татуировки – как статусное украшение тела, оберег, медицинское вспоможение, существовали  у многих народов в историческом прошлом. Они не вышли из моды со временем. Нет. Татуировки целенаправленно демонизировались, их значимость нивелировалась, а их носителей объявляли последователями «зверя». Декларировалось, что человек – табула раса – это чистый лист, чистый сосуд, который наполняется Богом. Всё ли так невинно в этом утверждении? 

Я не открою никому секрет, сказав, что татуировки (как и многие иные традиции предков) стали исчезать из  культуры народов по мере их обращения  к авраамическим культам: христианству и исламу. Вы заметили, что традиция татуирования, в их исконном родовом смысле, сохранилась только среди тех народов, которые не пошли за Моисеем или которым навязали христо-​ислам в относительно недавнем прошлом.

Почему «новые религии» запрещали древнейшие человеческие традиции? Откуда прорастает эта тотальная враждебность к «другому», не авраамическому миру?

Пожалуй самый первый запрет на татуировки связывают с книгой «Левит». В ней бог, с которым, как известно, евреи заключили договор, запрещает своим подчинённым:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]. (Левит 19:28, Синодальный перевод).

«…Не накалывайте на себе письмен»… Письмен… Сомневаюсь, что накалывали на себе тексты из, допустим, молитв. Вероятно это были имена (богов, заступников), руны, или буквы (каждая из которых вмещала в себя определённый смысл). Почему это важно, поймёте ниже.

Евреям запрещалось делать наколки. Этот запрет был очень древним.

Книга Левит посвящена религиозной стороне жизни народа Израиля и регламентации нравственных норм еврея. По традиции книга Левит — первая библейская книга, которую преподают в еврейских школах.

Согласно ряду исследователей (см. – Юлиуса Велльгаузена; Julius Wellhausen; 1844 — 1918 г. г., немецкий семитолог) книга была записана около 500-го года до н.э. - в начальный период эпохи Второго Храма. Сами евреи придерживаются мнения, что книга была «передана Богом через Моисея на горе Синай», и, соответственно, дотируется 1500-ми годами до н.э.. Источник: Левит книга - Электронная еврейская энциклопедия ОРТ (eleven.co.il)

"Образ зверя" против "клейма бога" -

Хочу сказать важное. В этой статье нет цели оскорбить представителей какого-​либо народа или религию. Поднятую проблему можно обозначить как «скользкую». Поэтому здесь будут рассматриваться не религиозные начала, а материальное приложение духовных практик. Конечная задача – разобраться, как религия может оказать непоправимое влияние на мировую культуру и традиции.

Почему же евреям категорически запрещалось делать татуировки? С древнейших времён. Наследие египетского рабства? Известно, что рабам ставили клейма, для опознания. Клеймо – это выжигание знака на теле. Или причина в их договоре с богом, в котором они себя вновь признавали рабами, только теперь «рабами божьими»? Значит ли это, что их бог так же клеймил «своих рабов»? Узнаем ниже. В предыдущих статьях мы выяснили, что татуировка – есть противопоставление клейму и есть право свободных, дерзких, выдающихся. Татуировку могли носить только достойные, избранные, о чём я говорила раньше. Евреи были рабами, сначала в Египте, и оставались таковыми перед своим богом, с котором заключили договор.

«И голос от престола исшёл, говорящий:

хвалите Бога нашего,

все рабы Его и боящиеся Его,

малые и великие».

(Откровение Иоанна Богослова. 19:1)

А может носители татуировок представляли для евреев опасность, и в них видели они силу, готовую встать на защиту своих Богов от бога авраамического?

Ответы на эти вопросы можно найти в книге «Откровение» Иоанна Богослова, известное нам так же как «Апокалипсис». Все знают об этой книге, но единицы её читали…

Если вы [внимательно] читали «Откровение», то однозначно бы поняли, что это книга не о победе христиан над сатаной, а о победе ... над всем остальным миром.

Давайте рассмотрим «Апокалипсис»  с точки зрения интереса к нашей теме о татуировках. Исключительно факты и ничего кроме фактов. 

Рассказывая о чём-​то важном, нам постоянно подсовывают обёртку от конфеты, уводя тем самым внимание от самой конфеты… Иоан (кстати, так же автор одного из четырёх Евангелий) передаёт в «Откровении» своё видение, - преподносимое нам как борьбу сил Добра с силами Зла. Причём «зло» - это «зверь», являющийся пособником сатаны. Духовно-​религиозный аспект, постараюсь оставить за скобками. Нам интересно именно материалистическое понимание борьбы «авраамического бога» со «зверем» в контексте исследования по татуировкам.

Если вы думаете, что знаки на челе были только у последователей «зверя», то вы глубочайшим образом заблуждаетесь.

"Образ зверя" против "клейма бога" -

У одного из Ангелов, которых видел в видении Иоан, имелась при себе «печать Бога живаго» (гл.7). И полагаю, так как по тексту всё время говорится именно о печати, то здесь речь идёт о клейме. Иоан не даёт нигде пояснения, что есть такое эта «печать Бога живаго».

Печатью ставят метку или отметину…

Раскалённым клеймом ставили печать собственности на скот и на рабов. Печать-​клеймо – это не татуировка, но так же знак отличия, видимый на теле. Печать, в отличие от тату, делается мгновенно; за раз можно опечатать стадо. Татуирование – это процесс, требующий времени и умения. Это совершенно другая практика.

И вот Ангел с клеймом обратился к другим Ангелам, которые должны были начать вредить земле и морю: «не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». (гл.7).

Вывод? Рабы/последователи авраамического бога должны были быть пропечатаны, прежде чем разгневанный авраамический бог начнёт посылать горе, несчастья и страдания на головы тех, кто откажется его признать: «И сказано было ей [саранче, - автор], чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих». (гл.9). Саранче, вызванной Ангелом : «дано ей не убивать их [людей], а только мучить пять месяцев». (гл.9).

(Здесь и далее источник: Толкование на Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. | Архиепископ Андрей Кесарийский. Издательство Сибирская Благозвонница. 2024 / Откровение (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова читать онлайн на русском (my-​bible.info)

"Образ зверя" против "клейма бога" -

Итак, мучить можно было только тех людей, которые не имели печати бога и именно на лбу (на челе). А дальше ещё интереснее. Иоан говорит о драконе, которого он ассоциирует с дьяволом. Это дракон: «который дал власть зверю». (гл. 13). Но из 13-ой главы явствует, что зверей было два(!): один с семью головами и с десятью рогами (с раной на одной голове), а другой с двумя рогами. И вот тот другой, что с двумя рогами: «14. говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив». (гл.13).

Сделать образ зверя – это не поставить печать или выжечь клеймо. Сделать – значит потрудиться, приложить усилия. Это принципиально важное отличие в повествовании.

Под «образом» можно понять «изваяние» (истукана) или «изображение/рисунок», что бы «15. поклоняться образу зверя». (гл. 13).

Хорошо. А где и как делать «образ»? : «16. положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (гл.13)..

Ага, значит «образ зверя» - это не скульптура, это рисунок. Причём, это рисунок на теле. На руке и на лице. Татуировка!

Лично меня «образ зверя» перенаправляет к «звериному стилю», ключевому для скифской традиции (и продолженной в Европе «кельтским миром»).

К этой мысли подталкивает и описание «зверя»: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва». (гл. 13). Для скифов, если помните, характерно множественность образов, собранных в одном «звере».

"Образ зверя" против "клейма бога" -

Скифские татуировки на мумиях из Пазырыка. Алтай. Россия.

У Богослова, «зверь» выглядит как барс, медведь и лев – в одном флаконе. Татуировки скифского «зверя» из Пазырыкского кургана совмещают в себе: лошадь, волка, оленя, горного козла, клюв грифона – в одном существе.

Не думайте, что я фантазирую. В «Апокалипсисе» есть прямой отсыл к Скифии и к народу «зверя». Вот что говорится почти в самом конце книги, в гл. 20-ой. Ангел «авраамического бога»:

«2. взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет».                                     

И дальше: «7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской».

Начиная с еврейского историка Иосифа Флавия (и его предшественников на которых он опирался в своём утверждении) никто не сомневается, что внуки Ноя, братья Гог (Гомер) и Магог – есть предки Скифов. И именно они – потомки Гога и Магога – рассеянные по всей земле, «находящиеся на четырех углах земли» смогут дать бой тем «1. у которых имя Отца Его написано на челах». (гл. 14) и кто убоялся бога и воздал ему славу (гл. 14/7). То есть , согласно Иоану, те кто имеет образ зверя на теле будут противостоять тем, кто имеет имя Отца его на челах.

Получается, что евреи и те, кто последовал за тем богом, с которым они (евреи) заключили «контракт» (по факту – христиане и мусульмане) - будут меченными, с именем «Отца Его» на челе? Об этом писал сам (!) Иоан Богослов!

"Образ зверя" против "клейма бога" -

А как же «число зверя», которого все так боятся? Если все и так будут помечены «именем бога» на челе, стоит ли бояться меченых «числом зверя»?

Или боязнь заключалась не в «числе», а в людях, делающих себе звериные татуировки находящихся на четырёх углах земли, готовых отстаивать собственные ценности вопреки ценностям авраамическим?

Обратите внимание, что здесь речь идёт о правой руке. Правая рука украшалась обычно богаче, красочнее (у дагестанок, хорваток и др., правая щека у эскимосов). У Пазырыкских мужчин правая рука татуирована в большей степени.    Странное совпадение… Не считаете?...  Разбираемся дальше.

У каждого народа есть свой менталитет – ментальный портрет общества. Более положительный или с отрицательными нотками. Нет плохих народов, но есть характеристика, типичная для того или иного народа.

Знаете, что в Иоане выдаёт его еврейское происхождение? Стяжательство. Я никого не обижаю. Евреи знают свои слабости и сами над ними подсмеиваются (в анекдотах, например).  Вот этот страх, что евреев оттеснят от возможности обогащаться, просто кричит в 17-ой строке главы 13: нам не дадут получать доход от торговли, ибо нам запрещено «накалывайте на себе письмен». (Левит 19:28). Смотрите, как это выглядит в "Откровении". Евреям запрещено наносить татуировки на тело. А Иоан вдруг «увидел» в своём видении, «17. что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» (гл. 13).  Начертание «образа зверя», а не «печать божью»!

То есть! Только те, кто имеет татуировки (кто имеет начертания) смогут покупать и продавать. А евреям, запрещено иметь эти наколки! И они не смогут ни покупать, ни продавать, то есть - заниматься извлечением прибыли! «Авраамический бог» ещё в книге «Левит» запретил иудеям делать порезы и татуировки на теле, значит люди «зверя», имеющие такие татуировки, могут продавать и покупать, а они нет. Что делать? Надо их демонизировать! Пусть все, кто носят «образ зверя» (звериную татуировку) станут изгоями!

Я не навешиваю ярлыки, я предлагаю другой взгляд на описанные Иоанном прогнозы на будущее.

Вот такая получается история, если читать источник в оригинале и внимательно…

Но самое любопытное, я оставила напоследок. Уверена, «любопытное» не оставит вас равнодушным, читатель.

"Образ зверя" против "клейма бога" -

Сначала я дам большую выдержку из «Откровения». Цитата. Гл. 13:

«16. И он [зверь, - автор] сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 

17. и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

18. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

Анализ. У этого странного «зверя» нет различия в богатстве и статусности человека, - для него все равны. К слову об этом или почти об этом учил и Иисус Христос, но в «Откровении» Иоан об этом не упоминает, у него здесь Христос олицетворения мести (почитайте сами)…

А что это за «число имени его»? И, какое странное сочетание слов… Как его понимать? У имени был порядковый номер? Имя было начертано цифрами? Или цифры были буквами? Если имя состоит из букв, то как в этой фразе соотносятся буквы и цифры? Число имени его… Дальше по тексту понятно, что эту головоломку может разрешить «мудрость». И что сам Иоан считает себя мудрым, ибо он разгадал и прочёл число зверя «ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».(гл. 13).

Откровение (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова читать онлайн на русском (my-​bible.info)

Важно! Это число «человеческое». Значит оно известно людям, они им пользуются. Это не код и не тайнопись. Это число не прячут и не утаивают. Более того – это «что-​то», что Иоан идентифицировал как «число», наносят как татуировку на тело. Это «число» не прячут, но оно не всем понятно, а не посвящённые (как Иоан) могут только через мудрость и логику догадаться, что это число - шестьсот шестьдесят шесть.                                             

Хочу напомнить, что Иоан-​иудей принял «видение» в парадигме своего исторического времени, географического положения, культурного мировоззрения. То есть Иоан видел «Откровение», находясь в конкретной исторической точке – первый век нашей эры, в Иудеи, будучи обрезанным  мужчиной преклонных лет. Он описывал то, что видел вокруг себя и давал этому свою интерпретацию. То есть ответ, почему именно число «ш.ш.ш.» является «числом зверя» - надо искать в образах того времени.

Я очень много и основательно работала с темой «Татуировки». Выскажу свою версию по поводу этого странного числа. Моё мнение основано на изображениях, открытых на сохранившихся мумиях и представленных общественности. Найдено уже достаточное количество татуировок, чтобы можно было делать некоторые умозаключения. Хотя признаю, это количество татуировок хотелось бы видеть ещё более богатой коллекцией (как бы это горько не звучало по отношению к умершим).

"Образ зверя" против "клейма бога" -

Коллаж: Соответствие букв цифрам в еврейском, славянском, греческом алфавитах. Чёрно-​белые фото: татуировки на правом плече у женской египетской мумии из Гебелена, 3100 г. до н.э.. Цветное фото: татуировка на женской мумии из Таримской впадины (характерные s-​мотивы).

В древности буквами не только писали, буква имела свой порядковый номер. Буква являлась так же и числом. «Число имени его»… В языке иудеев буква «вав» выглядит как «посох» с загнутой в лево «ручкой» и является цифрой «6». В древнегреческом было 27 букв (сейчас 24). Буква «вау/вав» имела форму «рыболовного крючка» и обозначало цифру «6». Даже в древнеславянской Буквице, забытая ныне буква «зело» в виде «змейки» или «рыболовного крючка», так же имело цифровое значение «6». Для скифских татуировок, к слову, характерно частое использование символов в виде завитков, змеек, рогов оленя, клюва грифона и прочее и прочее. Знак S очевиден на татуировке «принцессы Укока» в виде вывернувшегося в неестественной позе оленя. Знак «S» очень часто повторяется и в скифском и в кельтском искусстве, но этой теме не посвящено ни одного отечественного исследования.

Буква могла быть и оберегом. Это общеизвестно. Повторяющаяся буква усиливала оберéжную функцию. Вот такие любопытные "случайности" стали очевидны после изучения татуировок.

Могу ли я ошибаться? Время покажет. Конечно, делать глубоко идущие умозаключения на одном примере, не совсем научно. Но прецедент уже есть. Гипотеза высказана. А археологические находки укажут путь (если эти находки не будут прятаться от общества в запасниках).

Вернёмся к Иоану Богослову. Исходя, из представленных и проанализированных выше данных получается, что  Иоан отзеркаливал в книге «Откровение» то, что  он видел воочию при жизни и экстраполировал свои знания на «божественные видения». Почему-​то люди, наносившие татуировки на тело вызывали у него и у его окружения чувство страха. Или зависти… Отсюда родившаяся ненависть и стремление демонизировать мир не вписывающийся в строящийся «новый уклад» авраамического миропонимания и миростроения.

Иоан Богослов довольно развёрнуто дал видение того, как надо относится к татуировкам, к этому языческому обряду, идущему в разрез с законом «Бога Авраамова». И что потом? А потом христианство и ислам – религиозные доктрины в основе которых лежит Тора, стали набирать силу и власть.  Первыми были христиане.

"Образ зверя" против "клейма бога" -

Если почитать сборник законов Римского государства того времени, 4-5 века, то потрясёшься методам принуждения и жестокостью законов по отношению к язычникам. Хотя религиоведческие книги с придыханием рассказывают, что слово Христа было столь убедительно, что через сто лет после Константина Великого, вся Римская империя была крещена и освещена…

Кодекс Феодосиана («Кодекс Феодосия») представлял собой сборник законов Римской империи при христианских императорах начиная с 312 года (по 438 г.). Комиссия по составлению кодекса была учреждена императором Феодосием II и его со-​императором Валентинином III в марте 429 года. Сам сборник был «опубликован» в феврале 438 года и вступила в силу в восточной и западной частях империи. То есть, Кодекс охватывает законами промежуток времени в чуть белее ста лет. Оригинальный текст кодекса также можно найти в Бревиарии Алариха (также называемом Lex Romana Visigothorum), обнародованном 2 февраля 506 года.

Вот только несколько указов из этого сборника законов. Конкретно о татуировках здесь ничего не сказано. Но татуировка – есть часть языческого ритуала и мировоззрения. Запрещая всё языческое, император и церковь запрещали и наносить рисунок на тело.

(Здесь и далее источники: «Imperatoris Theodos II Codex» / IMPERATORIS THEODOSII CODEX liber primus. (ancientrome.ru)

И «Gesta senatus Romani de Theodosiano publicando/ Gesta senatus Romani de Theodosiano publicando. (ancientrome.ru)).

 IMPERATORIS THEODOSII CODEX

Cth.16.10.6

«Мы повелеваем подчинять смертной казни тех, кто [не] прекратил приносить жертвы или поклоняться идолам (19 фев. 356 год)». =

Idem a. et Iulianus caes. Poena capitis subiugari praecipimus eos, quos operam sacrificiis dare vel colere simulacra constiterit.                                                                  Dat. XI kal. mart. Mediolano Constantio a. VIII et Iuliano caes. conss. (356 febr. 19).  

Cth. 16.10.12.4

«Те судьи, или главы муниципалитетов, которые защищали язычников, покрывали их или не предавали гласности их собрания или соблюдения ими традиций «будут оштрафованы на тридцать фунтов золота, а их обязанности также будут ограничены потерей должности и места». (8 ноября 392 год) =

Quod quidem ita per iudices ac defensores et curiales singularum urbium volumus custodiri, ut ilico per hos comperta in iudicium deferantur, per illos delata plectantur. Si quid autem ii tegendum gratia aut incuria praetermittendum esse crediderint, commotioni iudiciariae, subiacebunt; illi vero moniti si vindictam dissimulatione distulerint, triginta librarum auri dispendio multabuntur, officiis quoque eorum damno parili subiugandis. Dat. VI id. nov. Constantinopoli Arcadio a. II et Rufino conss. (392 nov. 8)».

Вот этот закон очень показателен:

CTh.16.10.21

«Те, кто осквернён нечестивыми языческими обрядами, ошибками или преступлениями, то есть язычники, не будут приняты в армию и не будут удостоены чести администратора или судьи. (7 дес. 416 год). =

Idem aa. Aureliano praefecto praetorio II. Post alia: qui profano pagani ritus errore seu crimine polluuntur, hoc est gentiles, nec ad militiam admittantur nec administratoris vel iudicis honore decorentur. Dat. VII id. dec. d. n. Theodosio a. VII et Palladio conss. (416 dec. 7)».

Я привела только три указа в отношении язычников. В Кодексе Феодосия их в десять раз больше. К язычникам применяются всевозможные кары, их только ко львам в клетки не бросали (это место уже было свято…).

По принятию Миланского эдикта в 313 году, христианство становится официальной религией Римской империи. Проходит всего 100 лет и в указе Кодекса от 9 апреля 423 года мы читаем следующее:

«CTh.16.10.22. … язычникам, которые остались, хотя мы считаем, что их уже нет, следует проверить положения, обнародованные... уже некоторое время тому назад». (9 апр. 423) =

CTh.16.10.22. Idem aa. Asclepiodoto praefecto praetorio. Post alia: paganos qui supersunt, quamquam iam nullos esse credamus, promulgatarum ....iam dudum praescripta compescant. Et cetera. Dat. V id. april. Constantinopoli Asclepiodoto et Mariniano conss. (423 apr. 9)».

Вот так, всего за три поколения (за сто лет) «граждане» Рима и Римских провинций «добровольно» приняли христианскую веру. В 5-ом веке 99% населения Римской империи, согласно богословским книгам, стали последователями Христа и «рабами божьими».

А вот в Османской империи христиане стали татуировать крест, чтобы предотвратить переход в ислам. Мусульман пугал не только сам крест, но так же и наколка, сделанная на теле которая была запрещена в этой авраамической религии.

Отечественный исследователь традиции татуировок на Кавказе, наш современник, Исмаилов Габиб Исмаилович пишет в своём исследовании: «В последние годы в дагестанском обществе благодаря новой исламской волне усиливаются тенденции враждебного отношения к татуировкам даже в женской среде. Имеется информация о том, что у умерших татуированных горянок во время омовения с их тел вырезаются названные татуировки».

(Источник: Исмаилов, Габиб Исмаилович. Женская татуировка в Дагестане. К проблеме семантики и функций : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Исмаилов Габиб Исмаилович; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии Дагест. науч. центра РАН]. - Махачкала, 2008. - 197 с. : ил.).

"Образ зверя" против "клейма бога" -
Дагестанские бабушки с сакральными татуировками.

Вот ещё одно интересное свидетельство неприятия церковью татуировок. Польский фотохудожник по имени Адам Козиол посвятил своё творчество тому, чтобы документировать культуру различных исчезающих древних племен. Он встретился с пожилой дамой из индонезийского племени Ментавай 87-​летней Сайбойрот Тубу Сакиру, которая рассказала ему о национальной традиции татуировок: «Татуировки делали и мальчики и девочки примерно в десятилетнем возрасте. … Тогда все было очень просто - если на тебе не было татуировок, значит ты не был частью общины Ментавай. … Когда пришли голландские колонисты, они первым делом запретили татуировки и вообще все наши традиции. Они запрещали мужчинам носить длинные волосы и подпиливать зубы. Они хотели чтобы мы стали протестантами, а все наши обычаи называли варварскими и примитивными. Моя младшая сестра была схвачена полицейскими прямо во время процесса татуировки. Я делала ей татуировку на подбородке. Ее отправили в тюрьму, где она просидела целый год. А я смогла тогда убежать в лес. Еще помню, как в 1956 году полиция устроила показательное сжигание татуировочных инструментов, традиционных украшений и других предметов нашей культуры. Тех, кто пытался этому помешать, схватили и отправили в тюрьму. В 1916 году, когда пришли протестанты, они запретили все, что нас связывало с нашей верой и нашей историей».

"Образ зверя" против "клейма бога" -
Так рассказывала единственная носительница традиционных татуировок племени Ментавай, кто выжил после страшного цунами 2005 года. (Источник: Традиционные татуировки племени Ментавай (tattoo-​spb.ru))

Так, "клеймо бога" или "образ зверя"?

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Ольга Семёнова-Роттердам обязательна.
www.copyright.ru