Кто такие батавы, как они появились на голландских землях и почему они не могли быть предками голландцев.
Что бы понять роль и значение батавов для голландской истории и их «вклад» в формирование голландцев как народа, нужно разобраться с вопросом: откуда в Голландии появились батавы? Давайте «вскроем» эту тему вместе с Цезарем, который первым упомянул в своих отчётах это наименование - батав. Говоря о «германцах» на реке Маас, он мельком упоминает об острове батавов…. Что же это был за остров? И кто есть на самом деле батавы?
Славяне версус Батавы на голландских землях. Часть 1.
Если внимательно читать четвёртую книгу «Гальских войн» Цезаря, можно увидеть помимо вопиющих несоответствий и откровенных передёргиваний фактов, безусловные указания на реальные события. Он рассказывает следующее. Зимой 55 года два племени - усипеты и тенктеры - после трёх лет мытарств (!)
«перешли большой массой реку Рейн недалеко от его впадения в море».
Гай Юлий Цезарь «ГАЛЛЬСКАЯ ВОЙНА.КНИГА IV»
Причиной их скитания являлся конфликт с самым большим и воинственным, на тот момент, центрально европейским племенем - свебов (или свевов). Чем изгнанники так насолили свевам, Цезарь не говорит. Но родственное племя, просто так, без явных причин, никто не будет сгонять с нажитых земель. Судя по дальнейшему поведению этих усипетов и тенктеров – у них были некоторые проблемы с моралью и понятием чести. Но об этом позже. Сейчас пара слов о свебах.
Свевов/свебов Цезарь описывает как суровых, закалённых парней. Скромных в пище, но развитых физически. Они не были падки на «сокровища» римских купцов и предпочитали местный товар и скот привозному из-за Альп. Они были храбры и ловки. И ещё один факт, вызывающий ещё большее уважение к эти парням. Цезарь пишет :
«Вино они вообще не позволяют к себе ввозить, так как, по их мнению, оно изнеживает человека и делает его неспособным выносить лишения».
Гай Юлий Цезарь «ГАЛЛЬСКАЯ ВОЙНА.КНИГА IV»
Дальше Цезарь описывает встречу усипетов и тенктеров с менапиями. О самой встрече чуть позже. А пока о нелепых несоответствиях в «исторических записках» тирана. Он говорит о том, что пришедшие к устью Рейна насчитывали 430.000 человек. 430.000 человек! Вдумайтесь в эту цифру! Это почти полмиллиона! Эта масса двинулась пёхом к устью Рейна из глубин Европы (где обитали свевы). Три года эта куча народа моталась по Европе. Потом они «перешли большой массой реку Рейн недалеко от его впадения в море». При этом у них было мало кораблей:
«...но для форсирования реки у них недоставало судов».
(Источник: Цезарь «Гальские войны. Книга 4)
Надо полагать, переправились они через Рейн по некоему «варварскому» мосту? А как иначе?, если у них судов не хватало… Не вплавь же. Стоп! Не тот ли это мост, который через пол года торжественно начнёт «строить» Цезарь? И закончит его строительство за десять дней! Ха! Опять врёт? За 10 дней!? Вот, что говорит о Рейне в своей «Географии» Страбон (63 г. до н. э. - 24 г. н. э), современник Цезаря:
«Ведь он (Рейн) течёт быстро, и вследствие этого на нем трудно наводить мосты».
ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ. СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ. Составлен Б. Н. ГРАКОВЫМ , С. П. МОРАВСКИМ и А. П. НЕУСЫХИНЫМ Вводная статья и редакция А. Д. УДАЛЬЦОВ, Москва, 1937
Совершенно очевидно, что хвастолюбец ничего не строил, а воспользовался мостом, возведённым местным, отнюдь не варварским населением. Также понятно, что цифра о количестве «пришельцев» не просто завышена, а нагло завышена в собственных «героических» интересах. Этот факт подтверждает оговорка сделанная Аппианом, греческим историком (конец 1-го века – 170 г.) в труде «Римская история», книга 4-я «Кельтика». В главах 4-е и 18-ть он приводит разное количество погибших «варваров». Цитата:
«Гл. 4. [55 г. до н. э. Усипеты и тенктеры, вытесненные в Галлию свевами, подверглись нападению Цезаря.] Было перебито 400 тысяч усипетов и тенктеров, способных и неспособных к военному делу … Гл. 18. [Подробнее изложен случай с усипетами и тенктерами в 55 г. до и, э.] Когда они прислали к Цезарю для переговоров, он напал на них, задержав послов, и в результате они внезапно понесли такое поражение, что их было перебито 4 тысячи человек».
ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ Составлен Б.Н. ГРАКОВЫМ, С.П. МОРАВСКИМ и А. П. НЕУСЫХИНЫМ Вводная статья и редакция А. Д. УДАЛЬЦОВА Москва 1937 )
Так какая из приведённых выше двух цифр истинная?
Но факт остаётся фактом. Некие племена, изгнанные с родовых мест, пришли в земли, заселённые менапиями.
Я уже много и подробно писала о локализации Славян-Вилтов на территории современной Голландии, в течении и устьях рек Рейн, Маас и Шельда. (Источник: Ольга Семёнова-Роттердам «Славяне – предки Голландцев» ). На территории Голландии уже 3 тысячи лет до н.э. жили Славяне!
По мнению Цезаря именно на этих территориях жили менапии. То есть он называет здешних Славян менапиями. Вот, что он пишет далее:
пришельцы «достигли Рейна. В этом районе жили менапии и по обоим берегам реки имели земли, дворы и селения…»
Гай Юлий Цезарь «ГАЛЛЬСКАЯ ВОЙНА.КНИГА IV»
Эти люди (менапии) жили по обоим берегам реки! По обоим берегам, повторюсь, жил один и тот же народ, согласно Цезарю!!!! А нам рисуют карты, где Рейн делит население Европы на кельтов и германцев! Ни Рейн, ни Эльба не делили народы западной Азии на «своих и чужих». Делить и властвовать – стремление Рима и его приспешников.
Реки не могли быть границами владений, ибо они не разъединяли, а объединяли людей. Реки были естественными природными путями-дорогами, по которым велась торговля и культурный обмен между населением данных территорий.
При этом Цезарь не уточняет о каком рукаве Рейна идёт речь. Ибо Рейн прямо у восточных границ Голландии делится на три ветви. Перечисление с севера на юг:
- Рейн (уходит на север) – переходит в Нижний Рейн (Neder Rijn) – затем в Кривой Рейн (Krome Rijn) – далее в Ляйдше Рейн (Leidsche Rijn) – потом в Новый Рейн (Nieuwe Rijn) – и в падает в Северное море, как Старый Рейн (Oude Rijn).
- Рейн (среднее течение) – переходит в Нижний Рейн (Neder Rijn) – затем в Лек (Lek) – заканчивается Новым Маасом (Nieuwe Maas).
- Рейн ( на самой развилке уходит южнее) – переходит в реку Ваал (Waal) – за тем в Верхнее Меерведе (Boven Merwede ) – далее в Нижнее Меерведе (Beneden Merwede ) – в итоге переходит в Старый Маас (Oude Maas).
Река Маас делится так же на Холлансе Дип (Hollandse Diep) – и на Старый Маас (Oude Maas).
Собственно самим Рейном можно считать только северный рукав большой реки. Так как средний и южный рукава заканчиваются, соответственно, как Новый Маас и Старый Маас. И стало быть вытекают в Северное море, как река Маас. Канитель со всеми этими притоками и переливами невероятная и неразумная. И, складывается ощущение, сознательная.
Таким образом, менапии, жившие на славянских землях и являвшиеся по роду и происхождению славянами (память о славянах в Голландии, передававшаяся из одной голландской хроники в другую, обрывается лишь к началу 9-го века), жили далеко на север, на правом и левом берегу Старого Рейна. (Источник: Ольга Семёнова-Роттердам «Славяне – предки голландцев», и фильм «Славянские города Голландии»).
Жили не тужили, пока к ним не явились усипеты с тенктеры, которым дальше топать уже было некуда, так как впереди только Северное море. Последним, кровь из носа, нужно было где-то осесть.
И вот интересная деталь, определяющая менталитет славян! – они не стали вступать в бой. А зачем? Зачем бессмысленно убивать людей? Они просто собрались и перешли на другой берег Рейна, на свои же территории, оставив дозор и охрану. Всё! Что делают пришельцы? Все эти почти полмиллиона (!) человек делают вид, что отступают, а через три дня эти полмиллиона (с детьми, бабами и стариками) резко возвращаются и нападают на расслабившихся и потерявших бдительность менапиев. По-моему, уже и ребёнку понятно, что число усипетов и тенктеров в разы преувеличено. Пришельцы захватили поселения и имущество менапиев, что позволило им пережить зиму, питаясь их запасами.
Вот эти усипеты и тенктеры и стали прообразом народа (или группы людей, или объединения людей), названного римлянами батавами. Но всё по порядку. Эта реальная история закручена невероятнее рассказа любого романиста. Вернёмся к Цезарю.
Что делает этот негодяй? Потирает руки! Обстоятельства складываются в его пользу. Раздор между племенами, ослабление одних за счёт других, невозможность организовать полноценное сопротивление римским легионам, - как раз то, что ему надо. Он держит путь на север! И вот здесь происходит интересная беседа послов от усипетов-тенктеров с Цезарем. Они говорят ему следующее (в третьем лице) :
«не по доброй воле они пришли сюда, но изгнанниками из отечества; если римляне желают их дружбы, то они могут быть полезными для них друзьями; тогда пусть они отведут им земли или оставят за ними те, которыми они овладели с помощью оружия».
Цезарь «Галльские войны. Книга 4»
Шедеврально! Они просят у Рима отвести им земли и клянутся им за это в вечной дружбе! То есть выменивают свою честь и родовой уклад на кусок земли, пристанище сирым. Батавы и впрямь были верными собаками Рима в течении многих лет (о чём кричат, например, их надгробные стелы и которым вторят древние римские историки).
Но Цезарь не был бы Цезарем, если бы решил вопрос мирным путём. Нет. Ему нужны кровь и устрашение. А уже потом – снисхождение.
Он инициирует нападение римской конницы на отряд послов. Увидев пять тысяч всадников против посольского отряда в 800 человек, нервы усипетов-тенктеров сдали и они встали в оборону. В итоге римской коннице наваляли (было убито 74 человека), зато у Цезаря появился отличный повод расправиться с неугодными. Не важно по какому поводу санкции, важно кто инициатор этого повода к санкциям…. Повод к нападению на послов Цезарь сфабриковал сам. А потом вероломно напал на лагерь тех, кого он называл «германцами». Немногие успели взяться за оружие
«вся остальная масса, состоявшая из женщин и детей (они оставили родину и перешли через Рейн всем народом), бросилась бежать врассыпную; в погоню за ними Цезарь послал конницу».
Гай Юлий Цезарь. Галльская война. Книга IV.
Догадываетесь, что стало с этими женщинами и детьми, которых настигла римская конница?
Тиран говорит о большом количестве погибших и утонувших «варваров».
При этом, описанные события у Цезаря, почему то развиваются на левом побережье Мааса, где Маас сливается с Рейном. Хотя ранее он говорил о том, что усипеты и тенктеры заняли земли менапиев вдоль Рейна. Он сам передёргивает факты или его «труд» уже кто-то проредактировал? Мне видится второе.
Итак, римляне громят лагерь «германцев» в месте, где Маас сливается с Рейном ( по карте это южный, третий рукав):
«они побросали оружие, оставили знамена и кинулись из лагеря; но, добежав вплоть до того места, где Моса сливается с Рейном, должны были отказаться от дальнейшего бегства».
Гай Юлий Цезарь. Галльская война. Книга IV.
Запомним этот факт.
И вот что Цезарь пишет далее:
«Тем, которые были задержаны в лагере, Цезарь разрешил удалиться, но они, из боязни подвергнуться мучительной казни со стороны галлов, земли которых были ими разорены, заявили, что желают остаться у него. Тогда Цезарь даровал им свободу».
Гай Юлий Цезарь. Галльская война. Книга IV.
Два предложения, а сколько смысловых выводов! Цезарь разрешает побеждённым удалиться, то есть даёт им свободу. Вероятно выживших осталось так мало, что они больше не представляли римскому войску угрозы. Это важно! Малочисленность. Латиняне очень предусмотрительны и хитры, никогда, и ничего не делают за просто так!
Поверженные «варвары» разорили земли менапиев-славян, но Цезарь называет славян в своём отчёте, почему-то, то галлами. Галлами? На правом берегу Рейна? Страх ослабленных усипетов перед гневом менапиев так велик, что они молят (!) Цезаря остаться при нём и при его войске. Они выгнаны из родных мест, разбиты легионерами, ненавидимы местным населением. Им некуда притулиться. Они обречены. И тогда тиран второй раз даёт им свободу, предоставляет свою протекцию, наделяет их землёй. Но не за даром. Усипеты-тенктеры, получившие от римлян имя батавы, становятся верными янычарами Рима. Они селятся на землях Славян-Вилтов. Но и здесь не всё так просто. Не каждый усипет или тенктер мог называться батавом…. А я говорила, что романисты отдыхают в этой «истории». Сейчас объясню.
То, что Цезарь наделяет этих людей землёй, полагаю, для всех очевидно. Но какой землёй? И почему я считаю, что «батавы» - это не самоназвание племени, а прозвище, данное римлянами? Ответ стоит в книге Цезаря. Читаем внимательно:
«Моса зарождается в области лингонов в горном хребте Восеге, затем принимает в себя один из рукавов Рейна, по имени Вакал, образует с ним остров батавов и приблизительно в восьмидесяти милях от него впадает в Океан».
Гай Юлий Цезарь. Галльская война. Книга IV. (ancientrome.ru)
Помните, мы выше отметили фразу: «где Моса сливается с Рейном»?
Обратите внимание, где Цезарь располагает остров, - где Маас сливается с южным рукавом Рейна, принявшем имя Ваал. Это важно! Но затем он говорит, что до океана ещё 80-ят миль = 118 км.! ( 1 римская миля = 1482 метра). Согласно современным данным от точки слияния Маас с Ваалом до океана приблизительно 65 км, что соответствует где-то 40-ка милям. Опять врёт? Расстояние в 80-ят миль указывает на точку соответствующую месту, где на сегодняшний день две реки Маас и Ваал очень близко приближаются друг к другу. Но не сливаются! При сильном разливе русла рек могли сходиться, образуя восточный угол условного острова.
Я дословно процитировала книгу Цезаря. То, как странно он написал об «острове батавов», явно путаясь в показаниях, ещё раз указывает на то, что его труд кто-то редактировал, прежде чем он вышел в массы (читай: был опубликован первыми книгопечатниками).
Важно! Описывая ландшафт, Цезарь мимоходом, как нечто маловажное, упоминает про «остров батавов»: «образует с ним остров батавов». Обратите внимание. Он не говорит, что там живут батавы или остров назван в честь батавов. Нет. Просто какой-то остров «батавов». Ну, как остров «карликовых берёз» или остров «покрытый ботвой». Что могло означать это слово?
Неожиданный поворот!
В старо-русском язык существовало слово «бат»!
Вот, что можно прочесть в словаре В. Даля: «бат» - долблённый из одной колоды чёлн; иногда же более обделанная, остроносая лодка, даже с набоями, но вообще вёрткая и опасная. Иногда два бата составляют паром. Батовать - управлять батом, на котором гребут не веслом, а гребком, т. е. не упирая его в уключину, а из рук. (Источник: В. Даль Толковый словарь Даля онлайн (slovardalja.net) Логично предположить, что от нашего слова «бат» происходит голландское «boot».
Во как! Эта местность в Голландии, до сих пор, покрыта сетью больших и малых рек, речушек, каналов, болот.
Тацит (56 г. – 117 г), который что-то где-то об этом слышал, пишет, что после сильных осенних дождей река (Ваал?) выходит из берегов и заливает болотистую низину Бетюве, который становится похож на озеро.
‘Door overvloedige najaarsregens trad de rivier buiten zijn oevers en stroomde de drassige, laaggelegen Betuwe binnen, het leek wel een meer’.
Источник
Как результат – перемещаться здесь было удобнее всего в лодках или примитивных батах, которые можно было выдолбить из любого подвернувшегося крепкого бревна/ствола, и что было доступно любому человеку.
Вот ещё одна цитата из классика. Аммиан Марцеллин в своей «Истории» в 9-ом параграфе пишет о переправе войск Юлия Цезаря на один из Рейнских островов:
«… и таким образом добрались до ближайшего острова, где, выйдя на берег, перебили мужчин и женщин без различия возраста, как скот (ut pecudes). Захватив пустые лодки, они, несмотря на то что лодки сильно качались, пустились на них по реке и довершили нападения па множество таких мест…».
ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ Составлен Б. Н. ГРАКОВЫ М , С. П. МОРАВСКИМ и А. П. НЕУСЫХИНЫМ Вводная статья и редакция А. Д . УДАЛЬЦОВА Москва 1937
Они захватили местные, утлые лодочки, выдолбленные из цельного ствола! Баты? Или то, что в голландском языке сохранилось как «boten»/лодочки?
Или вот ещё о славянских долблёнках. Гай Плиний Старший (годы жизни 23 или 24— 79 н. э.), в «Естественной истории» делает следующее замечание, рассказывая о поселениях в дельте Рейна:
«Гл. 203. Германские пираты (praedones) предпринимают плавания на лодках из целых выдолбленных стволов (singulis агboribus cavatis); некоторые лодки [такого типа] могут вместить до 30 человек».
ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ Составлен Б. Н. ГРАКОВЫ М , С. П. МОРАВСКИМ и А. П. НЕУСЫХИНЫМ Вводная статья и редакция А. Д . УДАЛЬЦОВА Москва 1937
В русском языке сохранилось слово «батавать». Не «батать», а именно «батовать» (!) – управлять лодкой веслом без уключины.
Отсюда понятно, почему Цезарь остров называл «островом батавов» - здесь и в окрестностях люди активно пользовались батами-лодками для перемещения с одного сухого места/возвышенности до другого, ибо вся это территория была чрезвычайно заболочена и испещрена водными потоками. Таким образом, батав – это определение деятельности человека, управлявшего и перемещавшегося по воде на батах; или же место/пересечение водных путей, где активно пользовались батами. Но, изначально, это никак не название племени. Это имя навязали племенам-изгнанникам, поселив их в данной местности. А позже придумали для них сказку, - историю происхождения «великого» племени от некоего вождя по имени Бат или Бата. Но об этом подробнее в следующей статье-продолжении «Откуда «растут ноги» у батавского мифа».
Доказательство того, что батавы – было не название племени, а название острова, я неожиданным образом нахожу в книге, изданной в 1725 году в Лейдене «Batavia Sacra of kerkelijke historie en oudheden van Batavia». Цитата:
«Want lang voor Zozymus had Dio dit eiland in het Grieks al Batava (dat is batava) genoemd, voegende daar bij dat de Bataviers een uitgeleeze bende van ruiteren, dien naam van het eiland Batava hadden gekrege.» =
«Так как ещё задолго до Зосимы, называл Дио в греческом языке этот остров Батава, добавляя к этому, что Батавы – это банда всадников, получившая своё имя от названия острова».
«Batavia sacra, of kerkelijke historie en oudheden van Batavia, behelzende de levens van onze eerste geloofsverkondigers, mitsgaders van de Utregtsche bisschoppen» ... By Hugo Franciscus Heussen, 1725
Луциус Кассиус Дио (Lucius Cassius Dio (около 155 - 229 г. г.) был римским сенатором и историком греческого происхождения. Писал, как знал. В российской историографии мало известен. Наверное, как историк, он не пользовался популярностью и раскрученностью. Посему, никто не позаботился его отредактировать… Итак. Батава – это название острова, где население активно пользовалось лодками-батами для перемещения по водному, заболоченному пространству. Но Дио называл батавами так же банду всадников! Запомните этот факт.
О том, что остров мог получить своё прозвище от предмета или вещи (а не от проживавшего здесь, якобы, народа), косвенно может говорить интересное замечание, сделанное Плинием Старшим об одном из 23-х островов возле Кимврского мыса (п-ов Ютландия):
«…[нам стали] известны 23 острова. Из них самые значительные (nobilissimae): Буркана, его римляне прозвали Фабария по причине в изобилии растущих на ней диких бобов. Солдаты же зовут [этот остров] Глезариа за янтарь, варвары — Аустеравия и ещё Актания».
Плиний Старший «Естественная история». Книга IV. Текст по изданию: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. С. 110—142. Перевод с лат., комментарии и предисловие Б. А. Старостина.
То есть, чаромуты римляне дают острову своё название «Фасоль = Фабария» по причине того, что здесь в изобилии растёт… фасоль. Дальше, как говорится, без комментариев.
Усипетов и тенктеров Рим селит на «острове батавов» = «острове лодок/острове лодочников», который находится в течении Рейна недалеко от устья полноводных рек – в очень удобном и важном военно-стратегическом и географическом пункте данных земель. За милость надо платить. Жизнью. Племена определяют «смотрящими» за захваченными легионерами территориями и ставят их пограничными воинами. А город Наймеген определяют как административный центр. Из лучших мужчин и всадников формируют батавские военные отряды и/или одно военное подразделение. Так что «батав» - это не «национальность», а вид воинской повинности, полученной на месте первичной службы, на «острове батавов». Если мужчина из племени усипетов призывался на римскую службу, он (по месту своей «прописки») получал наименование «батав» и включался в отряд «батавов», который вместе с римской армией мотался по «германо-галлии» верой и правдой служа своим хозяевам. Эту мысль подтверждает Тацит:
«они до сих пор поставляют империи только бойцов и оружие».
Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том II. «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993.
Именно поэтому у Луциуса Дио: «Батавы – это банда всадников, получившая своё имя от названия острова». Батавы – это не народ, батавы – это военное подразделение, образованное из мужчин местного населения. Вероятно, изначально из усипетов и тенктеров, так как точно известно, что они поклялись в вечной дружбе и преданности римлянам. Ниже я приведу дополнительные доказательства данной точке зрения.
О Таците и его «Истории» нужно сказать отдельно. Это ещё один автор на которого (помимо Цезаря) активно ссылаются историки, пишущие о батавах. Но если Цезарь любил преувеличить и передёрнуть факты в свою пользу, то Тацит предпочитал до фантазировать там, где он не обладал достоверными сведениями. И самый яркий тому пример – его версия местоположения батавского острова. Батавы, пишет он
«также заняли расположенный поблизости остров, омываемый спереди морем Океаном, а сзади и с боков — Рейном».
Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том II). «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993.
То есть, он что-то слышал и читал, что остров батавов по осени может превращаться в озеро… И тем ни менее, определяет место положения острова между двумя рукавами Рейна, которые расходясь из одной точки образуют остров-треугольник с ребром в 35 километров (между крайними городами Хук ван Холланд – Hoek van Holland и Катвайк ан Зей – Katwijk aan Zee). Континентальный остров шириной в 35 (!) км, у Тацита вдруг стал омываться с одной стороны океаном! Но это противоречит данным Цезаря. И это большая залепа! Но не последняя. У Тацита оказывается, что уже батавы так же ссорятся с родственниками и уходят со своих земель – и вот здесь начинается сочинительство и запутывание исторических данных – но родственники зовутся уже не свевами, а хаттами (которые, к слову, располагают на тех же самых территориях). Цитата:
«Батавы до своего переселения за Рейн составляли часть народа хаттов; из-за внутренних распрей они переселились на самую отдалённую часть галльского побережья…»
Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах.Т.1. Анналы. Малые произведения. Л., Наука, 1969. Перевод А.С.Бобовича
Происходит дублирование событий. Одна и та же история, но разные персонажи! Подобный «ход конём» неоднократно использовался в написании истории человечества. Кто пишет нам эту «историю»?
При этом, вместе с нарисовавшимися батавами, Тацит упоминает об уже знакомых нам усипетах и тенктерах, которые (вот совпадение!!) так же как и батавы являются ловкими наездниками и с малых лет приучены к лошадям, которых они как и рабов получают по наследству:
«… тенктеры к тому же искусные и лихие наездники, и конница тенктеров не уступает в славе пехоте хаттов. Вместе с рабами, домом и наследственными правами передаются и кони».
Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах.Т.1. Анналы. Малые произведения. Л., Наука, 1969. Перевод А. С. Бобовича.
Тацит зачем-то сознательно делит неделимое. Именно у него, а не у Цезаря, батавы становятся племенем, изгнанным с родных мест. Хотя по Цезарю мы знаем, что это изгнанное «племя» являлось союзом совсем других людей - усипетов и тенктеров.
Более того, Тацит «населяет» Рейн от устья к изгибу не малым количеством разных иных племён. Посудите сами: батавы, усипеты, тенктеры, вангионы, трибоки, неметы, убии, маттиаки – восемь племён (!) на территории в 160 километров. (Источник: Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах.Т.1. Анналы. Малые произведения. Л., Наука, 1969. Перевод А.С.Бобовича.) Ну что бы было понятно – все 8-мь племён можно было объехать на велосипеде за 8-мь/9-ть часов. При этом Тацит даже не упоминает на этих территориях менапиев, которые согласно Цезарю, жили по обоим берегам Рейна! Что это? Исторический подлог? Уверена в этом на 120%! И далее по повествованию вы поймёте, почему я так считаю и убедитесь в этом сами. Итак! Первым историческим чаромутом в истории батавов можно считать Тацита. О вилтах и славянах, понятно, ни пол слова.
А ещё Тацит о-о-очень подробно и скрупулёзно описывает восстание батавов, начавшееся в 69 году. Так детально не было описано ни одно восстание «варваров», а случались они с закономерной регулярностью по всем оккупированным римлянами землям. История, кстати не сохранила ни одного реального имени ни одного батавского вождя или царя. Даже предводитель вышеуказанного восстания вошёл в анналы под римским прозвищем Юлиус Цивилиус. Кстати, Цивилиус служил батавом в римской армии, он был легионером. То есть, он был военным, он был батавом! Описывать восстание нет смысла. Но я хочу остановиться на нескольких важных деталях.
Моё отношение к тем, кого прозвали «батавами» - неоднозначно. Но, читая Тацита, у меня сложилось очень высокое и крайне уважительное отношение к этому парню по имени Юлиус Цивилиус. Он действительно достоин уважения.
Бывший, к слову, одноглазым, римский легионер, не только поднял народы/племена против негодяев, рабовладельцев и кровососов. Он сумел людей организовать, воодушевить и одержал ряд блистательных побед! Этот незаурядный человек был прекрасным оратором, отлично знал психологию людей, умел быстро ориентироваться в новых условиях. И если бы не предательства… Хотя любопытно, что нам так и не известна судьба этого вождя. Книга Тацита обрывается на мосту… Цивилиус встречается с римским военно-начальником на мосту для переговоров…, и всё… Книга обрывается. Очередная случайность?
Тацит передаёт потрясающие слова Цивилиуса, сказанные вождём перед одним из племён:
«Ну а вы, треверы, вы, рабские души, какой награды ждёте вы за пролитую кровь, кроме изнурительной службы, бесконечных поборов, порок, казней и барских капризов?.. Если мы наберёмся мужества и поднимемся на врага, мы приведём свободу на наши земли, если же разобьют нас, то все останется как сейчас, хуже не будет».
«Он вёл с галлами тайные переговоры, убеждая их сбросить, наконец, рабство, лицемерно называемое мирной жизнью, в котором они изнывают уже столько лет».
Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах.Т.1. Анналы. Малые произведения. Л., Наука, 1969. Перевод А.С.Бобовича
Живя много лет на западе, меня не покидает таже самая мысль – люди здесь живут в рабстве, лицемерно называемой мирной, благополучной жизнью…. Две тысячи лет прошло, а суть порабощения не изменилась…
Потрясающие слова были сказаны союзниками Юлиуса Цивилиуса, теми самыми тенктерами, из которых и стали набирать когда-то батавов-воинов. Их слова, обращённые к убиям (давним римским приспешникам), ещё раз подтверждают факт единства всех племён проживавших на землях, так называемой, Европы и об их искусственном разделении на галлов и германцев по условному пограничному барьеру – реке Рейн. Внимательно прочтите это обращение.
«Тенктеры, обитавшие на другом берегу Рейна, послали своих представителей в совет колонии (Агриппинова колония – столица убиев, - прим. автора), и самый свирепый из них передал решение своего племени в следующих словах: «Мы благодарим наших общих богов и величайшего среди них — Марса за то, что они вернули вас в семью германских народов и разрешили снова называться германским именем. Прежде реки и земли были в руках римлян, они ухитрились отнять у нас даже самое небо; они не давали нам собираться для обсуждения наших дел, а если и разрешали, то на условиях, невыносимых для людей, живущих ради войны, — безоружными, полуголыми, под наблюдением конвоиров и за деньги. … И мы, и вы будем обрабатывать земли по обоим берегам реки, как в старину это делали наши предки... Вернитесь к установлениям предков, к нашим древним верованиям, откажитесь от удовольствий, с помощью которых римляне вернее, чем оружием, удерживают людей в подчинении. Забудьте о рабстве, станьте опять прямыми и честными, и вы будете равны другим народам…». (Источник:
Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах.Т.1. Анналы. Малые произведения. Л., Наука, 1969. Перевод А.С.Бобовича.
То есть, смотрите, что получается! Тенктеры говорят, что убии, стряхнувшие дурман удовольствий, с помощью которых римляне удерживают людей (ой, где то я уже это слышала…), смогут именоваться отныне своим собственным именем, а не римской кличкой (что подтверждает факт того, что римляне навязывали местному населению не характерные для них названия); не будут платить деньги, ради того, что бы собираться в месте; получат назад и небо и землю, которую будут обрабатывать ПО ОБОИМ БЕРЕГАМ РЕКИ, как это делали в старину НАШИ ПРЕДКИ (!) и о чём даже ещё помнят тенктеры, хотя они и были вынуждены уйти из родовых земель.
Предки обрабатывали землю по обоим берегам Рейна! Не было никакого деления на галлов/кельтов и германцев! Был один на-род, с общим перво-предком! И это были слово-родичи!
Жестокие битвы славян-вилтов за свои земли, принудили римлян принять факт поражения, что
«… привело к тому, что [римское] господство, которое не хотело остановиться на берегах Океана, принуждено было найти себе предел на берегу Рейна». Люций Анней Флор «Из истории римского народа».
ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ Составлен Б. Н. ГРАКОВЫ М , С. П. МОРАВСКИМ и А. П. НЕУСЫХИНЫМ Вводная статья и редакция А. Д . УДАЛЬЦОВА Москва 1937
Возвращаясь к Юлиусу Цивилиусу, хочу подчеркнуть – Юлиус был римским легионером, он служил батавом в римской армии. Другими словами – он принадлежал к воинскому подразделению, формировавшемуся на острове Батава. Цивилиус был батавом. Бывший легионер подымает изначально на борьбу с Римом не народ, а своих товарищей по оружию – таких же как он батавов, набранных в армию среди местного населения и принуждённых воевать со своими же сородичами. Это было восстание хорошо организованных и дисциплинированных солдат к которым одномоментно присоединились племена и народы, лежавшие рядом с островом Батава, откликнувшихся на призыв сбросить рабовладельческий, кровососущий режим Рима. Это восстание потому и было таким успешным в первые месяцы и таким реально устрашающим для империи, что родилось оно среди воинов батавов, то есть в недрах военной организации, во главе с опытным лидером-ветераном.
Подводим черту под вышесказанным.
Количество усипетов и тенктеров, ставших прообразом батавов, было в разы завышено Цезарем. Не могла толпа людей в 430 тысяч человек с детьми, женщинам, стариками, обозами и скотом три года бродить по Европе. Об этом же проговаривается греческий историк Аппиан, перепутав жертвы «варваров» (усипетов-тенктеров) с 400 тысяч на 4 тысячи. Этих людей было мало, а после истребления римскими негодяями, они вообще перестали являть собой угрозу для Рима. Их было так мало, что их поселили на острове (и/или в его окрестностях). Для тех, кто не знает: территория Голландии приблизительно равна территории Рязанской области. Голландия ма-а-аленькая страна. Могло ли такое количество людей стать прародителями голландцев? Нет. Последующие события (читайте античных историков) указывают на то, что усипеты и тенктеры растворились в местном населении. Слились с менапиями, канифатами, фризами и другими племенами.
Как мы выяснили, Батава – это не название племени, а название острова. Тех, кого поселили на данном острове стали называть батавами. А не наоборот. Остров Батава находился в течении реки Рейн. Он располагался тактически в очень удобном военно-стратегическом месте, позволяя контролировать большие территории «германцев» на западе, севере и востоке от Рейна.
Остров стал важным стратегическим пунктом для римской армии. Призванных из окрестных племён на этот остров «варваров», стали именовать по названию этого участка земли – батавами. Батав – это не название племени/народа! Батав – это воин, янычар римской империи. Именно по этому надгробные камни с упоминанием «я батав» встречаются по всей Европе, но ни одного подобного не найдено в «Батавии». Они здесь не жили, - их здесь формировали и обучали военному делу.
Был только один случай в истории, где батавы показали себя как положительные герои – Батавское восстание 69 года под предводительством Цивилиуса. Во всех остальных случаях это были пираты (о чём упоминает грек Луциус Кассиус Дио) и коллаборационисты. Предатели, одним словом. Итак, батав – это наименование воинской организации, где служили «варвары», но не наименование народа. Отсюда вытекает вопрос: могли ли батавы быть предками голландцев? Нет. Полк особого назначения, формирующийся в военном лагере на острове и состоящий из одних мужчин не мог стать прародителем никакого народа. Незаконнорождённые дети от солдат в счёт не идут.
Красной чертой через всё моё повествование можно провести фразу Страбона из «Географии»:
«Последние, менапии, поблизости от устьев (Рейна и Мааса, - прим. автора) живут на обоих берегах реки в болотах и лесах, деревья в которых невысоки, но густы и цепки».
ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ Составлен Б. Н. ГРАКОВЫ М , С. П. МОРАВСКИМ и А. П. НЕУСЫХИНЫМ Вводная статья и редакция А. Д . УДАЛЬЦОВА Москва 1937
В устьях рек Рейн, Маас и Шельда жили Славяне-Вилты, которые в античной историографии, с какого-то перепугу, получают наименование «менапии». Помимо этого прозвища, им придаются и другие всевозможные чуждые наименования, с целью отвлечь от них внимание, как от славянского на-рода, - родо образующего на территориях, так называемой, Европы. (Помимо менапиев, Славян называют канифатами, моринами, белгами, беловаками и т.д.).
Голландские хроники подтверждают, что именно Славяне-Вилты были предками голландцев. Вот преинтереснейшее замечание (записанное мелкими буковками!), которое я нашла в книге, изданной в 1725 году «Batavia Sacra of kerkelijke historie en oudheden van Batavia» (Batavia sacra, of kerkelijke historie en oudheden van Batavia, behelzende de ... - Hugo Franciscus Heussen ).
Цитата: «Deze landstreek is volgens Buchelius, in zijne aantekeningen over Heda, p. 191, het regte Holland geweest, en wordt van Heda forntijds genoemt de Provincie der Wilten. Want Heda, die het uit de Kronyken van zijn vaderland heeft, is van gevoelen dat de Wilten en de Slaven omtrent Dordrecht en Vlaardingen , dicht aan de Maaskant, gewoont hebben».=
«Это территория, согласно Бушелиусу (Buchelius), переиздавшему под своей редакцией Хеду (Heda), та что являлась Голландией, она называлась согласно Хеда в те времена Провинция Вилтен. Так как Хеда, написавший Хронику своей родины, полагал, что Вилты и Славяне около Дордрехта и Влаардингена, близко к берегу Маас, жили».
А Дордрехт, основанный славянином по имени Дорех, обратите внимание, располагается у самого западного угла, так называемого, острова батавов.
Аэрнут ван Бушел (Aernout van Buchel по латински Arnoldus Buchelius) (1565 - 1641) был голландским историком, специализировавшимся в генеалогии и геральдике. В 1643 году он издаёт под своей редакцией книгу историка Вильгельмуса Хеда (Wilhelmus Heda (1460 - 1525)), написанную ещё в 1521 году «История епископов» («Historia episcoporum Ultraiectensium»), где автор утверждает, что то, что сейчас называется Голландией, ещё в его времена (или он застал те времена) звалось Провинция Вилтен, так как там жили Вилты и Славяне. Книга Вильгельмуса Хеды, увы, пока не отсканирована и не выложена в интернет, но она находится в открытом доступе и её можно заказать почитать в студенческом зале Утрехтского Архива (studiezaal van Het Utrechts Archief).
Сарказм заключается в том, что никто не знает о её существовании и её содержании. И я бы не знала, если бы не заставила себя прочесть малюсенькие буковки в конце главы из книги начала 18-го века…..
Факты в догонку
Есть ещё ряд исторических и археологических доказательств, подтверждающих факт того, что батавы были просто подразделением в римской армии, набранным из местного населения.
Упоминание о батавах у античных авторов связано всегда с их участием в военных походах римских оккупантов или с упоминаем их как телохранителей значимых персон. Нет ни одного упоминания об их внешности или об их традициях. Не одного!!!
Зато батавы учувствуют в Зарейнских походах римлян с 12 по 17 годы, принуждая к покорности своих братьев «германцев». Они ходят в 43 году, при императоре Клавдии, с легионерами завоёвывать Британию. Принимают участие в борьбе императоров за трон в 68-69 годах («Год четырёх императоров»). Служат в личной конной гвардии римских тиранов. Как воины они чрезвычайно ценятся среди римлян, которые называют их храбрейшими среди «германцев».
Интересная и немаловажная деталь. Если предположить, что батавы были местным племенем и жили на указанных территориях, и, в тоже время, активно участвовали в римских завоеваниях , а значит романизировались, - то после них должны были остаться в Голландии захоронения с каменными плитами на римский манер. То есть воины, возвращаясь на родину и переняв традиции хозяев, хотели быть погребены в земле своих предков, но с римской пышностью. Но вот ведь оказия... Подобные плиты с надписями "батав" находят по всей Европе (Риме, на Балканах, В Венгрии, Австрии, Франции, Южной Германии), но не одной ещё не было найдено собственно в Голландии. При этом в стране находят огромное количество просто римских надгробных плит 1-3-го веков. Но, опять же, ни одной зафиксированной надписи о том, что камень стоял на могиле батава. Разве такое возможно?
Показательно, что многие римские надгробия и их детали находят в реках ("утопленники"). Выясняется, что их использовали для укрепления берегов или как основание для постройки мостов (например на реке Маас). Это к слову, об отношении местного населения к оккупантам и работорговцам, пусть уже и к мёртвым. (Источник: «Grafmonumenten», Margje Vermeulen-Bekkering en Titus A.S.M. Panhuysen ) .
В Голландии, около города Толсума (Tolsum) найдена интересная восковая дощечка – цера, относящаяся к 29-му году н.э., с упоминанием батава. Но эта находка сделана за 180 километров от, так называемой, Батавии. На самом севере, во Фрисландии. Батавы, вроде как, здесь не жили!
Как выяснилось из надписи на табличке – свидетелями и поручителями в некоем двухстороннем гражданском договоре были римские легионеры, один из которых и был Bataaf. Во как! Поручителями были легионеры! Почему из двух солдат, принадлежность к некоему племени зафиксировано только у одного? Почему другой не удостоился чести быть записанным под именем своего родового племени? Ответ очевиден. Речь идёт не о принадлежности к роду, а о принадлежности к военному подразделению, участие в котором выделяло этого солдата среди других легионеров. Итак, дощечка была найдена там, где батавов никто никогда не селил. Персона, названная батавом, являлась легионером римской армии.
Ещё одна преинтереснейшая находка. В 1988 году в местечке Элст (Elst), что действительно лежит в условном районе проживания батавов, между реками Нижний Рейн и Ваал (Neder Rijn – Waal), археолог-любитель в придорожном канале (!) нашёл бронзовую пластинку. Пластинка сильно повреждена, но согласно голландским историкам в ней так же идёт речь о батаве. Суть записи от 98-го года сводится к следующему: пластина-диплом выдана ветерану римской армии, всаднику, батаву, после 25 лет достойной службы с присуждением римского гражданства и выдаче денежного пособия и/или участка земли. И что? А то, что и здесь батав – это ветеран римской армии, бывший всадник, легионер! Более подробную информацию о римском «дипломе» можно найти на сайте музея «ФалкХоф» в Наймегене (Museum Het Valkhof in Nijmegen)
Очередное резюме. Батавы – это не народ и не племя. Батав – это воин одного из подразделений римской армии, укомплектованного как правило всадниками. Батав – это элитный легионер из «варваров», получивший своё наименование от названия острова. По сему - батавы никак не могли быть предками голландцев.
Источники
- «Batavia sacra, of kerkelijke historie en oudheden van Batavia, behelzende de levens van onze eerste geloofsverkondigers, mitsgaders van de Utregtsche bisschoppen» ... By Hugo Franciscus Heussen, 1725
- ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ Составлен Б. Н. ГРАКОВЫ М , С. П. МОРАВСКИМ и А. П. НЕУСЫХИНЫМ Вводная статья и редакция А. Д . УДАЛЬЦОВА Москва 1937
- Гай Юлий Цезарь «ГАЛЛЬСКАЯ ВОЙНА.КНИГА IV»
- Ольга Семёнова-Роттердам «Славяне – предки Голландцев»
- Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том II. «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993.
- «Grafmonumenten», Margje Vermeulen-Bekkering en Titus A.S.M. Panhuysen
- Museum Het Valkhof in Nijmegen
Статья серии Славяне версус батавы в голландской истории | >>> |
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Ольга Семёнова-Роттердам обязательна.
|