- А ты сам смог бы написать?
- Конечно, смог бы! Только у меня правильнописание хромает. Вообще-то оно у меня хорошее, но хромает." (с) "Винни-Пух и день забот"
О надгробиях с так называемым вилочковым крестом все уже знают достаточно хорошо. Не бойтесь, я не буду тут повторять общеизвестные факты и делать обзоры надгробных плит с солярными символами. Не буду делать и разборов нанесенного на них текста.
Из за чего же так много шума и споров вокруг этой темы? Большинство исследователей придерживаются версии, что была совершена некая подмена. В истории, религии или в чем-либо еще. Разные выдвигаются предположения. И что некие плиты, возможно, даже не являющиеся надгробными, были позднее использованы совершенно в не предназначенных для этого изначально целях.
Когда мы видим явное несоответствие качества выполненных солярных символов и нанесенного на камни текста, где текст не только "пляшет" по ширине и высоте букв, но часто "залезает" на узор, естественно, возникают вопросы. При этом в самом тексте повсеместно встречаются ошибки, что не так очевидно, ибо обычно списывается исследователями на незнание нами сегодня правил старо-славянского языка. Так ли это?
Все это вкупе с отсутствием внятных объяснений со стороны историков по поводу солярных символов и "вилочкового креста" - да пусть бы и не крест, чем бы он не являлся, отсутствием привычной христианской символики, порождает массу конспирологических версий.
У меня есть своя теория на этот счет которую я пока не встречал и хочу ей с вами поделиться.
Не знаю как вам, но мне просто кажется очевидным, что узор в отличие от букв был выполнен в иной технике. А именно: это либо оттиск, либо работа по мягкому, не застывшему до конца раствору, в то время как текст, буквы именно были высечены на затвердевшей поверхности.
Итак, что же мы имеем?
Есть некая технология. Возможно, не совершенная, трудоёмкая, долгая, при которой формируются плиты из некого бетоноподобного состава. Может, это смесь каменной крошки с чем-то, не знаю, не в этом суть.
А суть в том, что плиты эти, как и сейчас, надгробия изготавливались заранее, а надписи на них наносились уже после продажи.
Надгробия именно не высекались из камня, а формировались (выливались в форме).
Вполне возможно, что период затвердевания этих плит был длительным, что не позволяло изготовить надгробный камень под конкретного усопшего уже сразу с текстом, выполненным по той же технологии, что и узор. Возможно даже, изготавливались подобные плиты в одном месте, а потом продавались, ну, скажем, в монастырях, и развозили их потом покупатели "по-местам", где уже впоследствии наносился каменщиками нужный текст.
Узоры же: косынка, солярный символ, "вилочковый крест" и т.д. - наносились либо техникой выдавливания на не до конца высохшем изделии, либо вычеркиванием-резьбой, когда плита ещё не превратилась в камень, а поверхность представляла собой что-то типа твёрдого пластилина. Именно это и позволило без особого труда получить достаточно качественный стандартный узор в отличие от букв, которые уже приходилось вырубать на твёрдой каменной поверхности. И слаженность узора по сравнению с более острыми краями вырезанных букв говорит об этом. Узор не был изготовлен "века до этого".
В поддержку этой моей версии говорит и то, что рисунок имеет плавные, округлые изгибы, что выполнить на камне было бы достаточно сложно. Буквы нанесённого позднее текста исполнены в совершенно другой технике.
Объяснить ошибки в тексте и его "кривость" и "плохо-читаемость", мне кажется, тоже можно.
Если предположить, что каменщик, выполняющий работу, не обязательно был грамотным или был малограмотным? И уровень его мастерства по сравнению с изготовившим сам камень было зачастую весьма низок? Как и "понимание прекрасного"... Вот вам и ошибки, вот вам и текст, вкривь и вкось перекрывающий узор. А что, если заплачено было сверх цены с требованием "написать поболе" тем самым подчеркнуть важность усопшего? Вот и текст убористый, и заходит за рамки рисунка камня, и буквы одна на другую налезают и странные казалось-бы сокращения.
Да и потом, представим себе, что имея некую "кальку" стандартного текста или получив некую записку с текстом от, скажем, дьяка, который тоже мог писать "как курица-лапой", и также не блиставший знаниями о правописании, мастер переносил "буква" в "букву", а точнее, "закорючку" за "закорючкой" текст с подсказки-записки-бумажки или хуже того, обрывка бересты на каменную плиту? Как вы бы сейчас, скажем взялись копировать египетские тексты или китайские иероглифы? Несомненно, качество такой работы при всём даже прилежании и старании оставляло желать лучшего - что и имеем.
Ну, а обывателю-то что? Порядок соблюдён. Заказчик сам, возможно, неграмотный, да если и грамотный то, как он мог перечить сделавшему всё по-порядку - усопшего отпели в храме, камень на могилу поставили, священник текст для надгробия, какое следует, подготовил, мастер на камне слова о "рабе божьем" увековечил. А уж то, что вкривь да вкось, кому жаловаться? Особенно если все эти "услуги" были "заказаны" в местной церкви, в храме?
Вот и нет у нас, получается, никакой подмены, никакой конспирологии. А все как и всегда, как и сейчас. Как и тогда, сейчас продаются заготовки надгробий без текста, как и сейчас одни мастера эти надгробия делают, другие люди выполнят на них надписи. Вроде-бы есть некие правила, обычаи, а на деле - кто во что горазд. Где поскромнее без текста совсем, где-побогаче. Отсюда вытекает следующее мое объяснение.
Да, есть и такие "надгробия", как на фото, где как-бы и места-то для текста нет. Оно, возможно и не предусмотрено. Но, что если в условиях поголовной неграмотности (возможной) камень на могилу выпускался и в таком виде?
Или место тут - под одну-две строчки? И это и есть не надгробие, а одна из заготовок на которую надпись так и не была нанесена?
Да и в конце концов, если никто и толком читать-писать не умеет - зачем писать на камне? Да и кому писать и кому читать? Камень, тогда, лишь помечает место. Есть камни где предусмотрено место для нанесения надписи в дальнейшем, есть и такие варианты, где надписей не должно было быть. Может их продавали дешевле?
В любом случае, относить эти камни к какой-то совсем дремучей древности не стоит. Известно, что в старославянской, дохристианской культуре принято было сжигать тела умерших, а не хоронить.
Всё? Расходимся? Нет, конечно! Солярные символы - откуда и почему, что за крест вилочковый и крест ли это - ответы на эти вопросы нам ещё предстоит найти. Прав ли я по-поводу остального? Не знаю, "со свечкой" не стоял. Имеет ли моя версия право на существование - решать читателю. Жду ваших соображений в комментариях.
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Sil2 обязательна.
|