1 мая (травеня) все племена, называемые ныне славянскими, отмечали Живин день. Жива – сокращённое от Живена, одна из трёх дочерей Лады, родившихся у не от её мужа Сварога, а после того, как в соответствии с пророчеством Макоши, Лада съела священную щуку, пойманную в Сметанном озере.
Живена (в культурах разных племён, имеет отличные имена: - Джива, Дива, Сива, Живония) – одна из наиболее почитаемых бессмертных, среди предков славян. Воплощение жизни, весны, отвечающая за обильный урожай жита, точнее всех злаковых. Она является посредником, несущим дух жизни от Рода в мир Яви, где обитают смертные.
Жива – покровительница Животворящих сил природы, юных девушек и молодых жён. Когда славянским детям рассказывали об азах семейных отношений, девочек учили на примере преданности и верности, готовности на самопожертвование жён во имя мужа, на примере Живы. Она спасла Даждьбога, прикованного к высокой скале, железными цепями. Муж её сестры Мары Кощей, так с ним поступил. Но в отличии от греческого аналога этого мифа, героем который стал Прометей, орлы не выклевали печень Даждьбога благодаря Живе, которая в последствии стала его верной женой. Христиане адаптировали Живу к своей религии, и заменили культом Параскевы Пятницы.
Очень любопытна, на мой взгляд, обрядовая сторона празднования Живиного дня. Понятно, что мужчины на этом празднике Живы, были в основном, помощниками и наблюдателями. Как и в большинстве славянских обрядов, главное место отводилось огню. Зажигался большой костёр, вокруг которого собирались девицы и молодые жёны, и зачинали хоровод. Но хоровод необычный. У каждой из участниц, в руках бала… Метла. Пляски с мётлами символизировали полное очищение от наваждений, после долгой зимы.
Можно только догадываться, как такой праздник могли воспринимать христиане. В особенности католики, с их неуёмным азартом при охоте на ведьм. Ведь со стороны этот ритуал выглядит в полном соответствии с мифами о ведьминых шабашах.
Ещё один важный момент: - головы всех участниц праздничного хоровода, непременно должны быть повязаны красными платками! А теперь вспомним один из важнейших атрибутов коммунистического праздника - Дня международной солидарности трудящихся, который, по «случайному» совпадению тоже празднуется 1 мая. Это красная косынка:
Хоровод совершался под музыкальное сопровождение, исполняемое на бубнах, бубенцах, свирелях, кугиклах, и волынках. В некоторых местностях, в основном на русском севере, привычным инструментом был и варган.
Один из, дошедших до нас гимнов Живе, звучит так:
«Жива-Матушка! Душ Хранительница!
Ты, Родам всем нашим Покровительница!
Призываем Тя, Прославляем Тя,
Светлых Душ дарительницей величаем Тя!
Подари людям всем утешение,
а Родам древним нашим размножение.
И прибудешь Ты, извечно в сердцах наших,
ныне и присно и от Круга до Круга.
Тако бысть, тако еси, тако Буди»!
А вот ещё:
«Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела Много хлебушка поела! Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое»!
«Коло яри светом зарим Мару борем, благодарим Ярило, Ярило, яви свою силу»!
Заканчивался обряд, как обычно прыжками через огонь:
«Кто прыгнет высоко,
у того смерть далеко».
По окончании обряда, полагалось весь день отдыхать. Но время проводили все в одном месте. Готовили пищу на кострах, разведённых на берегах рек или озёр, обильно угощались яствами и напиткам, а по окончании совершали омовение студёной весенней водой.
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Андрей Кадыкчанский обязательна.
|