Рутены – славное племя Русов в Лангедоке.

Парадокс истории или того, что нам написали в учебниках и представили, как «Историю», заключается в том, что сегодня никто ничего не знает о Рутенах-Руссии из Фландрии. Их вычеркнули, выкинули из «Хистории = Хитро-придуманной-истории».

А вот те европейские Рутены-Русы, о которых мы знаем сегодня, жили за сотни километров от Фландрии и Северного моря, на берегу другого, Средиземного, моря. Потомками этих Рутенов являются жители Марселя, Родез, Авиньона, Монпелье, провинции Руссильон. Эти самые Рутены говорили на галльском (то бишь, - кельтском) языке; то есть, получается, на том же языке (!), на котором говорили и галло-кельты Фландрии.

Именно этих людей, живших на юго-востоке современной Франции, Цезарь называл Рутенами, а Рутенов Фландрии он именовал Моринами. Вот такая околесица.

Впервые имя Рутенов (здесь и далее будет идти речь только о Рутенах юга  Франции или южных Рутенах) упоминается в сочинении Цицерона "Pro Fonteio" (4), датируемом 69 г. до н.э., в котором автор противопоставляет Рутенов Римлянам:

«Quae est igitur ista accusatio quae […] diligentius Rutenorum quam populi Romani defendat aerarium, […] alienigenis quam domesticis testibus, planius se confirmare crimen lubidine barbarorum quam nostrorum hominum litteris arbitretur?».

Цицерон / -106_-043,_Cicero._Marcus_Tullius,_Pro_Fonteio,_LT.pdf (documentacatholicaomnia.eu))

Затем, чаще всего, имя Рутенов упоминается в «Галльских войнах» Ю. Цезаря. Правда этот факт не проливает нам больше света на судьбу и историю этого народа – слишком скудны и однобоки свидетельства тирана.

Из писем Цезаря известно следующее. В книге I, 45, он подчёркивает, что арверны и их союзники Рутены (Рутеносы) потерпели поражение от римлян в 121 году до н.э., но были, якобы, прощены. Почему, якобы? – потому, что из книги VII, 7 выясняется, что южная часть территории Рутенов ещё до похода Цезаря в Галлию, то есть до 52 г. до н. э., была уже аннексирована римлянами и на этих землях установлена римская провинция Рутения (Rutenis prouincialibus).

Рутены оказались поделёнными на зависимых от Рима (провинциальных) и на свободных. Именно к этим – свободным Рутенам – отправляет вождь арвернов Верцингеторикс своего посла кадурка Лактерия, призывая тех подняться на борьбу с римскими оккупантами. (Книга VII, 5).

Далее из писем Цезаря следует, что:

«Во время этих происшествий под Алесией галлы…постановили…не созывать под знамёна всех способных носить оружие,…, но потребовать от каждой общины определённого контингента бойцов».

(Цезарь. VII, 75). 

Рутены выставили 12 тысяч мужчин. Это много! Но битва с коварным, подлым и сильным врагом – с Римом – была проиграна исконными жителями Галлии. И вот уже Цезарь отправляет к Рутенам свои легионы на зимние квартиры. (VII, 90).

Что ещё известно о южных Рутенах?

Во II веке нашей эры Птолемей упоминает имя Рутенов в своей «Географии» (II, 7, 12). Правда, птолемеевские Rutani,  располагаются значительно западнее Нарбонов, рядом с которыми их поселил Цезарь. Зато на карте Птолемея, в непосредственной близости от Рутенов, находятся Ruessii и Rusiinii.

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Карта Птолемея, издание 1467 года.  Рутени, Руессии и через горы Русиинии.

И в Таблице Пейтингера  - карте римских провинций, относящейся к 3-4-ому веку - в Галлии, южнее, мы читаем этноним - Ruteni (сегмент I, B, 2).

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о Рутенах Франции. Если бы не Цезарь, чьи письма положили в основу европейской исторической науки, мы бы и об этих Рутенах-Руссиях ничего и не узнали.

Ах, да. Ещё известно упоминание о Рутенах у Лукана (Marcus Annaeus Lucanus, 39 г. н. э. -  65 г. н. э.) из его поэме «De Bello Civili»- «О гражданской войне», более известной как «Фарсалия», где он называет этот народ «светловолосым» - «flavi».

Римские солдаты оставили свои палатки, разбитые у озера Леман среди гор... = Deseruere cavo tentoria fixa Lemanno. (строфа 395). После чего:

Светловолосые русины были освобождены из гарнизона, который долгое время удерживал их = Solvuntur flavi longa statione Ruteni; (строфа 400). (То есть, римляне ушли).

Сведений о Рутенах сохранилось не просто мало, а ничтожно мало.

По данным из сохранившихся письменных источников, практически, не возможно определить родо-племенную принадлежность Рутенов. Всё подтёрто, причёсано, отредактировано.

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Остаются археология и топонимика…

Археологи, занимающиеся раскопками на территориях, отводимых Рутенам, признают столицей свободных Рутов – город Родез.

Что нам известно об этом городе? В древности, во время римской оккупации, город назывался Сегодунум. В середине-конце Римской империи город стал называться Civitas Rutenorum, город Рутенов. Затем он стал Рутени и, наконец, Родезом. А Rutenis prouincialibus – Провинция Рутенов, стала именоваться – область Руэрг.

Родез, существующий по крайней мере с 5 века до нашей эры, был основан кельтами. То, что город был основан кельтами, теми, что есть галлы, соглашаются все учёные.

Давайте глянем на карту, где, согласно учёным, проживали галло-кельты.

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Карта расселения кельтов. Или всё-таки галлов? Территории Рутенов Фландрии и южных Рутенов вписываются в схему распространения галло-кельтов в Европе. (Источник: Википедия).

(Заметка на полях:

Жителей крайне западной Европы греки называли кельтами, а вторгшиеся сюда римляне стали их называть галлами. Как результат – историки манипулируют этими названиями; у них история – кельтов, а вот язык – уже галльский. Оружие – галлов, а погребения – кельтов. И т.д..).

Любопытно, что когда речь идёт об истории или культуре, хисторики обычно используют термин – «кельтский», а когда речь идёт об языке, всплывает термин «галльский». Людей путают и водят за нос, используя тот или иной термин, в зависимости от удобства чаромутия. Всё просто. На этих землях проживали потомки Скифов (которым античные писатели дали своё наименование - галло-кельты), о чём хорошо известно европейским хисторикам (хитрым историкам), поэтому они всячески пытаются запутать следы и увести обывателя от истины, манипулируя терминами. (Кельто-Скифам посвящена отдельная статья на сайте тарт-ария.инфо)

Цитата из книги французского историка 17-го века Симона Пеллутье (Pelloutier, Simon 1694 - 1757) «История кельтов»:

«Кельтов понимали издревле под общим названием Скифы, которое греки дали всем народам, жившим вдоль Дуная, и за этой рекой на север». (Кн. 1, гл. 1, стр. 3) =

«ES Celtes ont'été compris anciennement so'ús le nom général de Scythes, que les Grecs donnoient à tous les peuples qui habitoient le long du Danube, en au delà de ce fleuve juiques dans le rond du Nord».

(Кн. 1, гл. 1, стр. 3).

А далее он делает вывод, сделанный на собственных наблюдениях и знаниях:

«Обычаи, общие для всех кельтских народов, являются остатками древнего образа жизни Скифов». (Кн. 2, гл. 1, стр. 195).  =

«Les usages communs à tous les peupies Celtes font des restes de l'anrienne maniere de vivre des Scythes». (Кн. 2, гл. 1, стр. 195).  

Histoire des Celtes, et particulièrement des Gaulois et des Germains, depuis les tems fabuleux, jusqu'à la prise de Rome par les Gaulois : par Simon Pelloutier. 1740 / istoriya_kel_tov_i_v_chastnosti_gallov_i_germancev_so_vremen_legendarnyh_do_vzyatiya_rima_gallami_t_1.pdf

Ну, как здесь не вспомнить Страбона (63 г. до н. э. - 24 г. н. э)?: «Старинные греческие историки называли все северные народности общим именем скифов или кельтоскифов». («География». Кн. 11 гл.6/2).

Кстати, есть уникальная возможность увидеть, как выглядели кельто-скифы в южной Франции, на тех землях, где проживал так же и народ Рутены.

В городе Карпентранс (Carpentras), департамента Воклюз (Vaucluse), сохранилась арка. Она небольшая (монумент имеет размеры 10 метров в высоту, 8 метров в ширину и 4,5 метра в глубину), но откровенно триумфальная, ибо изображает поверженных врагов и триумф римского оружия и могущества в Галлии. Французские исследователи притягивают за уши идею, что на арке изображены пленные из Ливии или Малой Азии. Типо, это реклама значимости римских побед и несокрушимости римского оружия в назидание галльским варварам.

Глупость настолько очевидна, что даже не смешна. Надо полагать, что тогда на всех римских арках во Франции должны быть изображены побеждённые из Малой Азии или с Ближнего Востока. Для назидания галлам-кельтам... Или римские оккупанты, всё таки, ставили арку в знак победы над сильным врагом на том самом месте, где его одолели? К глубокому сочувствию к побеждённым, но на арке изображены местные галло-кельты, проживавшие на юге Франции. Город Карпентранс находится в зоне влияния на территории Рутенов. Скорее всего, это и есть Рутены.

Арка была поставлена в первой половине 1-го века. На ней расположены изображения 4-х пленных кельто-скифов; по двое на торцах. На одном изображении фигуры очень пострадали и плохо просматриваются. Второе сохранилось относительно не плохо. Двое мужчин – юноша и средних лет – прикованы цепями к подобию столба. Они потрясающе красивы: широкие плечи, узкие талии, крепкие мышцы, гордо поднятые головы, ухоженные тела и одежда. На головах у обоих венцы или повязки-ленты. Юноша безбород, но вероятно, с усами. Взрослый мужчина имеет аккуратную бороду и стрижку. И этих людей римские оккупанты называли «варварами»?

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Один из барельефов с арки из Карпентраса.

Но данное изображение не единственное (вероятно есть и другие, но мне в руки они не попались).

В том же регионе, в 22-х километрах от Карпентранс (4,5 часа пешком), находится небольшой ныне городок Оранже (Orange), носивший при римлянах кельтское имя Араусио (Arausio).В городе сохранилась … римская триумфальная арка, которую так же дотируют первой половиной 1-го века (размеры 19,57 метра в длину и 8,40 метра в ширину и высоту 19,21 метра).

На фронте арки изображена битва римлян с галло-кельтами. Я бы назвала это побоищем. Исконные жители земель неистово сражаются с пришельцами за свою свободу и независимость; за своё «варварство»; за свой род. Их внешний вид, в целом, идентичен, мужам с арки из Карпентранса. Только те уже пленённые, а эти разгорячённые в пылу схватки. Голый торс, крепкое телосложение. Брюки, которые не знали «цивилизованные» римляне до встречи с «варварами». Такие же короткие мечи. Аккуратные бороды и волосы, подстриженные ниже мочки уха.

Мы можем с полным основанием говорить, что римляне изобразили на арке своих побеждённых врагов на этих завоёванных ими землях. Так как г. Оранж находится так же на территории, где проживали «цезар-ские» Рутены, то очевидно, что скульптор изобразил на барельефе мужчин, воинов этого народа - Рутенов.

На обоих арках, на «варварах» не изображены гривны на шеях  (европейцы их называют торками). Вероятно, потому, что они оказались побеждены и потеряли символ свободы и самоидентичности.

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Сверху полный барельеф с арки в г. Оранж. Снизу вырезки с изображением Рутенов.

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Карта: Сопоставление местоположения современных городов Оранж и Карпентранс с территорией расселения Рутенов. Они совпадают.

Таким образом, благодаря уцелевшим свидетельствам далёкого прошлого, у нас появилась возможность увидеть и оценить облик далёких Рутенов, тех кого Якоб Майер называл – Руссии.

(На полях:

По поводу «варварских» штанов интересное замечание сделал в своей книге от 1907 года британский историк Т. Холмс (T.Holmes). Описывая внешность своих соотечественников двухтысячелетней давности (британцев), он писал следующее: «Туники, плащи, которые носили как мужчины, так и женщины, застёгивались на правом плече с помощью брошки; штаны, которые были обычными для кельтов в Британии и Галлии, и использование которых, по-видимому, было заимствовано континентальными кельтами у скифов / to have been borrowed  by  the  Continental  Celts  from the Scythians». (стр. 264-265).

(Источник: Holmes, T. Rice, Ancient Britain and the Invasions of Julius Caesar. 1907 / Ancient Britain and the invasions of Julius Caesar : Holmes, T. Rice (Thomas Rice), 1855-1933 : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive).

Автора не смутило, что согласно официальной (хитрой) истории, кельты не коим образом не могли соприкасаться и что-то перенимать у Скифов, которых упорно заключают в рамки северного Причерноморья. Подобное «взаимодействие» могло быть в том случае, если кельты и были Скифами и их потомками. А может в начале прошлого века историки знали нечто большое, чем нам это позволено знать сейчас?).

Вернёмся к топонимам. С городом Родез – столицей провинции Рутения, познакомились. Разматываем клубочек дальше.

О том, что этноним Рут и Рус тождественны, кроме всего прочего, подтверждается не случайным фактом совпадения, что рядом с провинцией Рутения (Руэрг), южнее, располагалась область с названием Руссильон (кат. Rossellóфр. Roussillon).

Своё название историческая область получил от древнего кельтского поселения, оппидума, недалеко от современного города Перпиньян – Руссино/Русцино (Ruscino).

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Карта: Рутены и историческая область Руссильон.

Согласно французскому историку Lluís Basseda, до Рождества Христова название места было известно в разных формах: Рощин (Roschinus), Русцино или Рускино или Руссино (Ruscino) (в зависимости от того, как читать латинскую букву «с» в транскрипции), а так же варианты Русцинос/Рускинос/Руссинос (Ruscinos), Рускинон (Ruskinon) и Русционем/Рускионем/Руссионем (Ruscionem).

В 1-ом веке мы встречаем Русцино/Рускино/Руссино (Ruscino), Русцино/Руссино Латинорум (Ruscino latinorum) и Колонию Русцино/Рускино/Руссино (Colonia Ruscino), затем во 2-ом веке Русцинон/Рускинон полис (Ruscinon polis) и в 3-ем веке Русционе/Руссионе/Рускионе (Ruscione).

(Источник: Lluís Basseda, Toponymie historique de Catalunya Nord, t. 1, Prades, Revista Terra Nostra, 1990, 796 p.).

Как мы видим, латинское сочетание букв «sci» даёт три варианта прочтения слога, как «сци», «ски» и «сси». В латинском алфавите всего 23 значка, которыми пытались выразить звуковой ряд речи местного населения. Отсюда эти безобразия и искажении в написании и произношении исконных топонимов, которые записывались по усмотрению и степени образованности писца, а так же в силу возможностей латинского алфавита.

Имя поселения/города Руссино/Русцино (Ruscino)  написано так же на первом из четырёх Кубков Викарелло Gobelets de Vicarello  - Ruscinonem XXV.

Эти кубки представляют собой четыре серебряных цилиндра высотой от 9,5 до 15,3 см., 1-го века нашей эры. На первом кубке, Vicarello I, начертан маршрут в милях от одного города до другого, в том числе через Руссино.

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Изображение: Развёрнутый цилиндр Vicarello I с именем города Руссино - Ruscinonem. (Источник: Википедия).

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Четыре цилиндра Викарелло. Рим. Музей бань Диоклетиана.

Несмотря на проводимые археологические раскопки на территории древнего кельтского поселения, сведения о местных жителях в до римскую эпоху невероятно скудны. Первые следы осёдлости на месте Руссино датируются примерно 600 г. до н.э. Кельто-галлы жили там рыболовством и сельским хозяйством, обработкой железа, ремёслами и торговлей с греками. Каменные сооружения появляются около 400 г. до н.э..

Любопытно, что в 218 г. до н.э. римляне безуспешно пытались поднять кельтов региона Руссильон против Ганнибала, который шёл через эти земли на Рим. Рутены и Руссильонцы отказались помогать Риму. Далёкий Ганнибал, оказался им ближе и понятнее соседей с Апеннинского полуострова…

При Римских завоевателях, оппидум вошёл в состав провинции Галлия Нарбоннес (лат. Gallia Narbonensis). Пережил расцвет в 1-ом веке и пришёл в упадок к концу века второго. Позднее, местные графы владели замком Руссино/Россилио (Castellum Rossilio). Вот пожалуй и всё.

Европейцы, писавшие об истории Руссино и Руссильон обходят тему происхождения населения. Есть версия, что это было племя Сордонов (Sordones), переселившихся сюда с Сардинии. Вкинутая хайли-лайкли не объясняет почему переселенцы назвали город, например, не в свою честь, а Руссино/Рускино. Название города и его близость к официальным Рутенам, галльский язык на котором говорили те, кого назвали Сордонами, культура, идентичная рутенской (что видно из археологических раскопок, но об этом ниже), общая история на протяжении многих веков, вплоть до разгрома катарского движения, – всё это говорит об идентичности Рутенов и жителей Руссино/Руссильона. И тех и других определили в кельты, которые, как мы уже выяснили, были Скифами и их потомками.

Ещё одна очень важная, деталь. На севере от Руссильонцев располагались Рутены (те, что Руссии, то есть из земель Скифских), на юге от них жили Иберы (в восточной Испании), а западнее стоял г. Альби, который и дал название Альбигойскому движению. По странному стечению обстоятельств, в Кавказской Скифии располагались царства: Иберия и Албания.

(Мнение:

И ещё. Возможно, это просто игра букв… Но, зная склонность латинян к чаромутию слов… Поделюсь своим наблюдением. Слово «Иберия» писалось и как «Хиберия = Hiberia». Латиняне хотели - писали буквы, не хотели - не писали. Придыхательная «х» тождественна букве «г». То есть, Хиберия – есть Гиберия. (Г)Иберия – это сокращение слова «Гибер-борея». Возможно, Иберы – были потомками Гиберборейцев, выходцев из Северной Скифии?).

Как я упоминала выше, археологические раскопки на землях проживания южных Рутенов имеют скудные результаты. С приходом римских завоевателей (а затем - Римской церкви), вся местная материальная и духовная культура подлежала уничтожению. И только сохранившиеся, от варварских рук римлян, галло-кельтские захоронения, кричат нам о богатейшей культуре, традициях, мировоззрении и верованиях местного населения.

Давайте посмотрим, что раскопано?

Современный департамент Аверон раза в два меньше тех земель, которые 2.000 лет назад населяли Рутены. Но в целом он лежит прямо в сердце провинции Рутения (Руэрг) со столицей в городе Родез. Поэтому, говоря об археологических находках, касающихся исключительно Рутенов, я буду придерживаться тех объектов, которые были найдены археологами именно в этом департаменте.

В Авероне самая высокая, по Франции, концентрация дольменов. Их насчитывается более 800-т. Местами можно наблюдать дольмены по 5 до 10 вместе, образующие группы, которые располагаются в нескольких десятков метров друг от друга. Строительство Аверонских дольменов относят к 5-му тысячелетию до н.э..

(На полях:

Здесь вспоминается традиция ставить дольмены в стране Голландия (где жители построили город-крепость в устье реки Маас, назвав её Славенбюрг). Когда-то дольменов было там очень много, но на сегодня только 53 из них все ещё находятся на своём первоначальном месте: 52 в Дренте и один в Гронингене. Кстати в голландской провинции Дренте находится не только самая высокая концентрация дольменов, но и самое большое число курганов в Нидерландах, в которых, по мнению голландского археолога Бурже, похоронены выходцы из русских степей. Самые старые дольмены Голландии относят к 3.200 годам до н.э.).

(Источник: «Народная газета» («Volkskrant») 09-08-2019 статья: «Op de Veluwe woonden in de prehistorie misschien wel honderdduizend mensen, afkomstig uit het huidige Rusland en Oekraïne»).

Далее по возрасту и значимости в Авероне идут статуи-менгиры. Это большие, отёсанные камни с прорисованными на них (весьма схематически) обликами людей, как правило с оружием. Датировки - конец четвёртого тысячелетия до н.э. - начало третьего тысячелетия до н.э.

Группа «руэргат» - это набор из 146 статуй-менгиров, относящиеся исключительно к тем менгирам, которые были найдены на землях Рутенов. Любопытно, что все оригиналы ныне хранятся по музеям, а на месте нахождения «торчат» копии оригиналов.

Археологи ничего не могут сказать о предназначении данных каменных истуканов. Все соглашаются с тем, чем они точно не были: изображениями богов и надгробными постаментами. Вот и всё.

(Источник: Жан-Пьер Серр, Les statues-menhirs du Sud-Aveyron, Millau, 2005, 48 стр., стр. 2.).

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Слева статуя-менгир (называемая) «Дама Сен-Сернена»(с усами!); справа Статуя-менгир Мореля.3100-2900 до н.э.. Музей Родез.

В более поздние века статуи остаются по прежнему схематичны, но чуть более прорисованными. По ним хорошо «читается» внешний облик людей, которые их ставили. Гривна на шее (или в руках, см. фото); длина волос у мужчин чуть ниже мочки уха; не всегда борода, но в 99% случаях усы. Характерно положение рук у скульптурных изображений. Руки всегда расположены на животе, чаще всего одна рука выше над другой и как правило сверху располагается правая рука. Это очень важное наблюдение. Подобное положение рук – особенность всех кельтских скульптур и ряда изображений, найденных за пределами, так называемой, Кельтики (например: Керносовский идол, III тысячелетие до н.э., находится в Днепропетровском историческом музее).

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Слева - скульптурка Галла. Найдена в Родез, 1в н.э. Держит в руках торк-гривну. Справа – юноша с гривной на шее и коротким мечом (акинак?) в руках. Скульптура называется «Бог бозулов». 1 в. н.э.. Музей Родез. Фото с сайта музея.

Тот факт, что культура (и язык, - что я докажу ниже) кельтов была однородной, неожиданным образом доказывает 5-ти сантиметровая (размер спичечного коробка) медная скульптурка, найденная за тысячу километров от г. Родез в… Британии (местечко Wimpole  в Cambridgeshire). Она изображает молодого человека с изящными усиками, волосами, короткими спереди и длинными сзади, и с гривной в руках. Изображение кельта, найденное в 2018 году, относят к 1 в.н.э.. Этот парень так же изображён по пояс и на 200 % идентичен Рутенскому кельту из Родез. Едва ли это случайное совпадение.

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Кельт из Британии с гривной в руках. 1. в. н.э.. Фото из журнала «Archeologie Magazine».

Прежде, чем начать говорить о галльском языке, о керамике, найденной в Авероне и окрестностях, и, в первую очередь, о надписях, сохранившихся на её осколках, надо разобраться с тем, как говорили галло-кельто-скифы и как они писали.

Все галлы Галлии отлично понимали друг друга – эти выводы очевидны из отчётов, сделанных в Рим Цезарем– самым первым «историком» крайне западной Европы. Цезарь нигде и никогда не упоминал, что галло-кельты использовали при общении друг с другом толмача, наоборот из докладов тирана видно, что люди разных племён общаются на прямую без посредников. Более того, некоторые из племён подслушивали, подсматривали и доносили в пользу оккупантов (например, племя ремов).

Вот показательный рассказ Цезаря о том, как вождь арвернов Верцингеториг собирал галлов под свою руку.

­«Он повсюду рассылает посольства, заклинает галлов соблюдать верность своей присяге… По единогласному постановлению они вручили ему главное командование». (Кн. 7/4). То есть арверны рассылают послов по Галли и галлы единогласно(!) выбирают Верцингеторига главнокомандующим. Как они между собой общаются? Далее, посланник Верцингеторига, парень из племени кадурков несётся к рутенам, с просьбой что бы они поддержали арвернов. Потом с той же просьбой он «заскакивает» к нитиоброгам и габалам. (Кн. 7/5,7). Полиглот какой-то… Нет. Все галлы понимали друг друга без переводчика.

Гай Юлий Цезарь. Галльская война. Книга VII. (ancientrome.ru)

Это утверждение вновь подтверждает Цезарь, рассказывая о кельтах следующее: «В определённое время года друиды собираются на заседания в освящённое место в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии». (Кн. 6/13). То есть друиды всей Галли заседают совместно раз в год, решают вопросы и выносят приговоры населению, стягивающемуся на это собрание «первых среди равных». Ни слова о толмачах или каких-либо трудностях, связанных с общением. Их и не могло быть, ведь все племена принадлежали  к одному роду. Этот род, хитрые учёные, назвали «индо-европейцами», а мы зовём «славяно-скифами».

Друиды были настолько искусны в науках («они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов» (Кн. 6/14), что «к ним же поступает много молодёжи для обучения наукам» (Кн. 6/13), «отчасти сами поступают к ним в науку, отчасти их посылают родители и родственники» (Кн.6/14). Надо полагать друидские школы были по всей Галли, где учились подростки со всех уголков земли и некоторые по 20 лет (!), чтобы освоить все накопленные знания. (Поэтому римляне в первую очередь истребили всех друидов!). Такая слаженность могла возникнуть в условиях, когда не было языковых барьеров и люди хорошо друг друга понимали.

Что касается письменности, то и здесь, как выясняется, существовали определённые стандарты. Предоставим слово вновь Цезарю, как я уже упоминала, - первому историку галло-кельтских земель. Цитата:

«В лагере гельветов были найдены и доставлены Цезарю списки, написанные греческими буквами. В них были поимённо подсчитаны все вообще выселившиеся, и отдельно указано число способных носить оружие, а также детей, стариков и женщин». (Кн. 1/29).

Цезарь

«Варвары», оказывается, умели прекрасно считать и писать. Галло-кельты  имели алфавит (!), которым записывали свои имена, используя свой звукоряд своей речи.

Но, о чудо! Гельветы не единственные галлы, которые умели считать и писать.

(На полях: Календарь Колиньи – уникальная бронзовая вычислительная таблица галло-кельтов, явно разбитая недругами на мелкие кусочки. Кстати, Колиньи находится на землях, принадлежавших аллоброгам, ближайшим соседям южных Рутенов).

В рассказе о галльских друидах Цезарь упоминает, что те «почти во всех других случаях, именно в общественных и частных записях, [они] пользуются греческим алфавитом» (Кн.6/14). Вероятно, списки гельветам помогали составить также друиды. Есть основание полагать, что галло-кельты пользовались несколькими методиками (алфавитами) письма. Об этом чуть подробнее ниже.

Из этих цитат Цезаря для нас важно следующее: тиран знаком с греческим языком и констатирует, что тексты галлы пишут похожими на греческие буквами (кстати, греческие знаки очень смахивает на буквы кириллицы, но об этом так же позже). И сам Цезарь даёт этому факту преинтереснейшее объяснение!

Цитата: «Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для ее изучения» . (Кн. 6/13).

Цезарь

Всё просто: ни наука, ни язык, ни алфавит у галлов-кельтов-скифов не имеют никого отношения к Греции. Это их собственное, родное, индивидуальное, возникшее за тысячу километров от эллинов, на острове Альбион. Поправлю себя здесь. С большой долей вероятности – привезённое на Альбион из далёкой Скифии вместе с переселенцами. Кто забыл – шотландцы считают себя потомками Великих Скифов.

(Источник: Арбротская декларация (англ. Declaration of Arbroath, 1320 год /  nas:Education - For Freedom Alone (archive.org)).)

Но тема переселения Скифов на Британские острова – терра инкогнито. Поэтому дальше углубляться, пока, не буду. Ждём исторических прорывов от отечественных историков.

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Карта: Воссозданная карта племён-народов, занимавших земли крайне западной Европы во времена оккупационных войн Юлия Цезаря. (Источник: Википедия). Рутены, Арверны, Кадурки, Нитиоброги и Габалы жили в непосредственной близости друг к другу. Гельветы жили у Швейцарского озера (они теперь говорят по-немецки). Карнуты (у которых собирались друиды) занимали земли северной Франции, ближе к Бельгии.

Итак, основываясь на самом первом «летописце» Галли, на Цезаре, можно сделать следующие выводы:

  1. Тех, кого назвали галло-кельтами, говорили на одном языке или диалектах одного языка. У галльских племён не было проблем в коммуникации.
  2. Галло-кельты использовали буквы, похожие на греческие, родом с туманного Альбиона.  (Карнуты и Гельветы, писавшие согласно Цезарю, «греческими» буквами, находились на очень приличном расстоянии друг от друга. См. карту.).

(Мнение: К слову, славяне тоже использовали алфавит, похожий на греческий (названный, почему-то, кириллица). Цезарь считал, что наука галлов, а значит и письменность (любая наука включает в себя, по определению, письменность) возникли в Британии. Из жития св. Кирилла известно, что будучи в Корсуни (современный Херсон) он видел книги русьскими письменами писанные, которые он, кстати, легко научился читать (вероятно, потому, что буквы были очень похожи на греческие).

Что ещё известно о галльской письменности? Сохранившиеся надписи не однородны, относятся к разным временным и историческим промежуткам, разные по количеству слов. Но самое важное – сохранившиеся надписи на галльском языке написаны тремя (!) разными алфавитами:

- северо-италийским, то есть этрусским (три надписи найдены на севере Италии);

- «греческими» буквами (около 60 надписей найдены в области, так называемой, Gallia Narbonensis, куда входила провинция Рутения - завоёванная и поставленная в зависимость от римлян часть народа Рутенов. Эти надписи или погребальные, или посвящённые божествам, как считают историки);

- римским алфавитом: заглавными буквами и курсивом (их находят в центральной и восточной Галлии; уже более 100 надписей; множество надписей представлены граффити - короткими записями на предметах гончарного мастерства. Крупные галльские гончарные центры рубежа эпох были раскопаны в Лезу и Грауфесенке (Lezoux, La Graufesenque), где было найдено множество осколков с, так называемыми, граффити начертанными на галльском языке). (стр. 9 – 12)

(Источник: Wolfgang Meid «Gaulish inscriptions». Their interpretation in the light of archaeological evidence and their value as a source of linguistic and sociological information. Budapest, 2014 / SM0001_e.pdf (archaeolingua.hu)

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Надписи, сделанные этрусским алфавитом. Справа - надпись на надгробии из Тоди (Умбрия), сделанная латинскими и этрусскими буквами. Рим. Музей Ватикана. Слева – погребальная надпись из Брионы (Навара). Навара. Музей Лапидарио.

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Галльские надписи, сделанные греческими буквами. Обратите внимание, что все буквы в надписях имеют свой аналог и в старославянском алфавите. Справа: «Посвящение». Авиньон. Музей Кальве. Слева: «Посвящение богу Тарану». Авиньон. Музей Кальве.

Что интересно, имея кое-какие представления о кельтском языке, историки-лингвисты не могут убедительно прочитать галльские надписи. На основе прочитанного строятся предположения, так как буквального перевода никто не знает. Но есть одно галльское слово, которое все исследователи, почему-то переводят правильно. Я это знаю точно, потому, что это…  русское (славянское) слово.

В Банассаке (Banassac) – это в 63-х км. от Родеза (в среднем 3,5 часа на лошади) найдена глиняная чаша для питья, на которую после обжига была нанесена следующая фраза в две строки римским курсивом на галльском языке: Lubi Rutenica onobiia / tieđi ulano celicnu.

Вы не ошиблись, там так и написано – «люби»! Немецкий лингвист, профессор, специалист по кельтам – Вольфгагнг Майд – так и перевёл галло-кельтскую надпись (первая строка):

«Here we find the 2nd sing. imperative of the verbal stem lubi - “to love, desire”». = «Здесь мы видим императив глагольной основы LUBI «любить, желать». (стр. 66).

Его прямой перевод фразы, однако, отклоняется от прямого смысла (иначе же вскроются все карты!): «Lubi Rutenica onobiia = Предпочитаю рутенский аквавит». (стр. 66)

(Источник: Wolfgang Meid «Gaulish inscriptions». Their interpretation in the light of archaeological evidence and their value as a source of linguistic and sociological information. Budapest, 2014 / SM0001_e.pdf (archaeolingua.hu)

Так же отрешённо обходит острые углы другой, уже французский истории и археолог, профессор Жан-Мари Пайе (Jean-Marie Paille). Его перевод этой строфы звучит так: “Chéris les eaux vives rutènes = Дорожите рутенскими живыми водами». (стр. 324).

(Источник: Jean-Marie Pailler «Mères, Fils et confréries à l’écoute de la Source : témoignages antiques et approche par la toponymie, l’archéologie et l’épigraphie gauloises». hypotheses.org – открытая научная платформа. / article-JMP-toponymie-AFEAF-2013.pdf (hypotheses.org)

Если бы эти учёные парни не мудрствовали лукаво, так бы и перевели фразу: «Люби [пить] Рутенские воды».

(На полях: Вспоминается - Любишь кататься, люби и саночки возить».

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Обе вазы были найдены на территориях, где 2 тыс. лет назад проживали Рутены. Обе вазы относят к первой половине 1-го в. до н.э.. Справа надпись: «Lubi Caunonnas sincera». Слева: «Lubi Rutenica onobiia».

Галлы любили использовать слово «люби, любить». Они его часто писали. Вот ещё из того, что было найдено археологами.

При раскопках в Ла-Грауфесенк (La Graufesenque)

(На полях: это в 66 км. от Родез и в 56 км. от Банассака (Banassac), где было найдено первое граффити с пожеланием «пить рутенское»; что бы вы понимали – расстояния смешные)

была найдена ещё одна чаша, на поддоне которой было написано латинской скорописью следующее: «Lubi Caunonnas sincera». Её переводят так : «Вкуси чистых вод Кавнонны». (стр. 324)

(Источник: Jean-Marie Pailler «Mères, Fils et confréries à l’écoute de la Source : témoignages antiques et approche par la toponymie, l’archéologie et l’épigraphie gauloises». hypotheses.org – открытая научная платформа. / article-JMP-toponymie-AFEAF-2013.pdf (hypotheses.org)

Понятно, что исконное слово «люби» и переведённое «вкуси» имеют разное смысловое наполнение.

Некоторые скажут, а что здесь удивительного, ведь все знают, что когда-то имел место быть индо-европейский язык. Точно. Название языка нам придумали хитрые лингвисты. Вот только ни племени такого «индо-европы», ни народа не было. А вот слово «любить» и «любо» существует у всех славянских народов! (На полях: белорусы – исключение из правил: «любовь» = «каханне», но известно слово «любо» = «нравиться»).

И вот здесь попытка вывести все языке из латинского или греческого спотыкается. Так как галлы южной Франции употребляли и писали это слово в те времена, когда римляне ещё только пытались утвердить свой влияние в провинции Нарбония, которая была ими учреждена где-то в 121 г. до н.э. после победы над арвернами и рутенами (Ю. Цезарь Кн.1/45).

С момента оккупации до момента производства чаш прошло, едва ли, лет сорок. За это время никак не возможно ещё подменить и зачаромутить язык. Вывод? Слово lubi – имеет галльские корни и славяно-скифское (а не индо-европейское [надо уходить от этого термина]) происхождение.

Ещё примеры. В музее г. Родез есть один интересный осколок с граффити. От так же найден в La Graufesenque и его относят к началу 1-го века н.э.. На нём начертано:

Aricani lubitias
Ris tecuanduedo
Tidres trianis

(Источник: Музей Фенай (Musée Fenaille) в г. Родез, официальный сайт музея / Музей - Musée Fenaille (rodezagglo.fr)

Историки честно признаются, что не могут чётко перевести текст. Все уверенны только в том, что первым написано  имя – Арикани (Aricani) и он что-то рекламирует. Для нас очевидно то, что этот Арикани что-то любит, он – lubitias – любящий. Хочется только посетовать, что нет в отечестве историков-лингвистов, готовых и желающих правильно читать галльские тексты и грамотно их переводить.

Но «любили» по всей видимости не только в южной Рутении, но и на берегах Рейна. При раскопках в Кёльне был найден постамент-посвящение: v(otum) s(olvit) l(ibens) - охотно исполнил обет (клянусь исполнить обет). На нём написано: Matronis / Lubicis / Tertius / v(otum) s(olvit) l(ibens). Предлагаю читателям самим разобраться в сути надписи, где использована форма слова – Lubicis. Постамент относят к 100 – 300 г.г. н.э..

(Источник: Epigraphic Database Heidelberg / Эпиграфическая база данных Гейдельберга. / EDH: Inscription Database (uni-heidelberg.de)

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Слева - осколок из музея в г. Родез со словами «Aricani lubitias». Справа: стела из Кёльна со словом «lubicis».

Рутены - славное племя Русов в Лангедоке. -

Фото: Рукомойник. Архангельская обл. 19 век. Загорский музей-заповедник. Надпись, опоясывающая рукомойник гласит: «Люби мыться белей, воды не жалей, будешь бел как снег». Как тут не сравнить с рутенской «Lubi Rutenica onobiia».

Итак.

Рутены, как мы выяснили  ранее, жили по всей Европе: в Карпатах – карпатские Русины-Рутены; в Киеве и Московии – Русские-Рутены. Кое-где, кое-кто называл рутенов то русскими, то ругами.

Голландско-фландрийский историк Яков Майер, рассказывая о Рутенах Фландрии, замечает (в 16 веке), что они живут и в Галлии, и в Польше, и, даже, в Британии. Цитата:

«Rutenos siue Rotenos in Gallia vicisnos Tolofatibus, Ruthenos haud procul è Polonis in ſeptentrione, Ruthenos item in Britannia & in Flandris fuisse inuenio». (стр.1) =

«Я нахожу Рутенов или Ротенов в Галлии, соседями Толофатибусов (Цезарь располагает последних рядом с Нарбонами, - автор) , Рутенов недалеко от Полонии на севере, Рутенов в Британии и во Фландрии». (стр. 1)

(Источник: Jacques de Meyer «Commentarii sive annales rerum Flandricarum libri XVII. (etc.)». Steelsius, 1561. / Commentarii sive annales rerum Flandricarum libri XVII. (etc.) - Jacques “de” Meyer - Google Books)

Французский энциклопедист Мишель Антуан Бодран (Michael Antonius Baudrand) упоминал в своей книге от 1681 года: Рутенов южной Галли; рутенов - народ России; Рутенская бухта - восточная часть Балтийского моря, обращенная к границам Великой России; RUTTIS - Sylvain Belgio, prope Trajectum ad Mosam. = РУТТИС, лес в Нидерландах, недалеко от Утрехта, на реке Маас; Рутландия – самое маленькое графство в Англии. И даже - Rugusci, populi Rhætiæ, ad Rhenum fluvium incolentes, = Ругуски (или Руги) - народ Ретии, живший на берегу (ни много ни мало!) Рейна. (стр. 186, 182)

(Источник: Michaelis Antonii Baudrand Parisini Geographia ordine litterarum disposita ... - Michael Antoine Baudrand - Google Books

Топонимы с основой на Рус/Рут/Руг разбросаны по всей крайне западной Европе. Их так много, что по их анализу можно написать отдельную книгу. Очень много внимания происхождению топонимов Бельгии/Фландрии, например, уделил профессор, доктор по романской и классической филологии - Альберт Карной (Albert Carnoy, 1878 – 1961 г.г.). Он провёл скрупулёзный анализ происхождения географических названий окрестностей Брюсселя, создал Этимологический словарь названий коммун Бельгии, включая этимологию основных названий деревень и рек.

(Источники: Albert Carnoy "Origine des noms de lieux des environs de Bruxelles", Bieleveld, Brussels, 1926).

Француз Жак Лакруа (Jacques LACROIX ) - доктор Бургундского университета, специалист по языку и цивилизации древних кельтов, автор ряда книг по исторической лингвистике удивляется, что, несмотря на то, что Рутены – это местное население юга Франции (о Рутенах Фландрии нет информации в современной западной исторической науке; автор этой книги первым написала о них развёрнутое исследование), они «наследили» по всей Европе.

Вот, что он пишет:

«Другие рутены оставили нам память о своей этнической принадлежности в надписях: например, Valerius Secundus Ruthenus, в Бордо [запад Франции], на погребальной стеле III века (CIL , XIII, 629 г.).

Мы находим Rut(enus) в Кёльне (CIL, XIII, 12061) [запад Германии]; Rutenia в Hoerzendorf (CIL, III, 4790) [центральный юг Австрии, ранее звался Реция]; также Rutenia и Rutenus в Aquilée (CIL, V, 8261 и 8448) [крайний северо-восток Италии]; Rutaenus в Morlupo [центральная Италия, недалеко от Рима]; Rutaen в Tarragone (CIL, II, 4972) [северо-восток Испании]; Rutaen(us) в Condeixa a Velha (Conimbri-210) [запад центральной Португалии]". (Стр. 55)

(Источник: Jacques LACROIX «Le nom des Rutenes», опубликовано  ArticlesTome 115 - 2013 - N°1 | Mots-clefs : celtiqueethnonymesJacques LACROIXlangue gauloiseLE NOM DES RUTÈNES. /  lacroix-1-2013.pdf (revue-etudes-anciennes.fr)

Не сиделось Рутенам на одном месте…

Продолжение следует.

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Ольга Семёнова-Роттердам обязательна.
www.copyright.ru