Навстречу солнцу
История эта началась в 90-е. Как-то мы семьей пошли на день рождения к однокласснице моей жены. Как водится посидели за праздничным столом да поздравили именинницу, а после пошли с её отцом на кухню покурить поскольку среди всех гостей мужиков нас было только двое. Разговорились - выяснилось, что родом он из Великого Устюга, как говорят родины деда Мороза. Так вот рассказал он, что не только Морозами его малая родина знаменита - мол деды рассказывали, что задолго до Ивана Грозного ходили местные мужички и в Китай и в Америку, а вот после перестали. Почему перестали толком не поясняли - то ли запретили, то ли тех кто дорогу знал не стало, то ли море перестало оттаивать, а может и всё вместе. Улыбнулся я его рассказу и зная, что фамилия его Марков в шутку спросил: - А Марко Поло не из вашей семьи вышел? Он в ответ тоже улыбнулся и ответил, что о таком родственничке деды ничего не рассказывали. А вот с Ермаком кто-то из Марковых на Кучума ходил, да и Строгановы с тех краёв были, с Усолья, а это всего-то в 90 км от Устюга, да вроде в стародавние времена кто-то из Строгановых и сам в дальние походы ходил.
Рассказал и про Ермака, мол родом он был из Борока, что на северной Двине. Матушка его с Вологодских краёв, а вот батя вроде пришлый был. Кто его знает, что из сказанного правда - вон киргизы считают Ермака своим, хотя их версия никак не противоречит тому, что я услышал.
Рассказал и про других своих земляков Хабарóвых - откуда город Хабаровск, только говорит неправильно мы все тот город называем - ударение должно быть на третьем слоге. Смотрел недавно новости и промелькнул сюжет про Великий Устюг, так нынче один из Хабарóвых в Устюге мэром.
А ещё помню примерно в конце 80-х начале 90-х годов в одном научно-популярном фильме прошла информация о бегстве группы знатных новгородцев в Америку (на Аляску) во время разгрома Новгорода Иваном Грозным!? Что за фильм к сожалению не могу вспомнить… А может это был пересказ Германа Аляскинского, который в 1795 году утверждал, что первыми колонистами Аляски были новгородцы, бежавшие от гнева Ивана Грозного.
Попробую проследить восточный путь.
На о.Вайгаче найдено русское поселение X века. Старое название Вайгача Хаюдей-я, уж не отсюда-ли были те халдеи, что Вавилон и Дамаск брали?
Вайгач вообще примечательный остров: ...До принятия самоедами христианства северная оконечность Вайгача, Болванский мыс, служила им одним из двух главных мест общественного богослужения. Бури, завывающие в пещерах Болванского мыса, наводили суеверный страх на самоедов и внушали особое благоговение к стоящему на мысе главному идолу Весаку, что означало старик (по латышски vecāki прародители), попросту как бог Род у славян. Он был деревянный, трехгранный, высокий, тонкий, о семи лицах, которые были вырезаны на двух отлогих, узких гранях. Древнейшие из сохранившихся подношения вайгачских святилищ были изготовлены в древней Руси.
Думаете таких топонимов одинаковых и в прибалтике и в Сибири мало? А это как посмотреть: такую большую реку как Ангара наверное знают все, а вот речку Ангар в Латвии наверное и не каждый латыш найдёт, а она есть - вытекает из озера Усмас. Кто был на плато Путорана наверняка запомнил речку с названием Канда, а на ней 108 метровый водопад. Ещё одна река Канда есть под Мурманском. В Латвии есть город Кандава (нем. Kandau), что тоже на бурной речке с водопадами - а ведь Kande по ливски всего лишь кувшин. История сего древнего города гласит, что до прихода крестоносцев был он центром государства Ванемаа - по ливски земля Рода. А как Вам речка Ирбе в Латвии да Ирбенcкий пролив, что Рижский залив от Балтийского моря отделяет, и река Ирба в Енисейсой губернии где на старых чудских копях был построен ирбинский железный завод в 1732 г. Иногда складывается впечатление, что в маленькой Прибалтике местами отображается чуть ли не вся Сибирь. Шучу конечно - не только Сибирь. Древнее историческое название Улан-Батора - Урга (про югорский край пока промолчу), на севере Латвии есть небольшой посёлок Urga, а по всей Латвии ещё 6 речушек с таким же названием.
Около 1485 года папе Иннокентию VIII было послано с Дона донесение следующего содержания: “Руссы из Пермии плавая по Северному Океану, около 107 лет назад обнаружили в тех морях неизвестный доселе остров, обитаемый славянами. На этом острове вечные холода и льды. Называется он Филоподия и величиной превосходит Кипр, на современных же картах мира его называют Новая Земля”.
Герард Миллер в «Описании Сибирского царства», рассказывая о присоединении земли князя Демьяна по реке Демьянка, сообщает о том, что аборигены оказали особое сопротивление в Демьянском городке, где у них стоял особо почитаемый идол:
“… есть у них Кумир, о котором сказывают, что вывезен из России во времена Владимирова крещения, и в России под именем Христа ему молятся. Оной Кумир вылит из золота, и сидит в чаше…”
Чалдонов и самаров населяющих Сибирь намного раньше похода Ермака и говорящих на русском даже официальная история не может не замечать. Существует версия о том, что часть их это наследники коренных европеоидов живущих в тех краях с древнейших времён.
В.Н.Берх в своих трудах упоминает:
“...Существует предание, что во времена введения христианской веры в нынешней Архангельской области многие язычники, не желая оставить прежних богов своих, погрузились в суда и ушли к востоку, поскольку при обозрении всех берегов Ледовитого океана, от Колы до Берингова пролива, не встретили нигде россиян сих, то и думают, что они должны находиться в Америке.”
Паоло Джовио — Pauli Jovii Novocomensis опубликовал в 1525 году на латинском языке «Книгу о посольстве Василия, великого князя Московского, к Клименту VII», в которой воспроизвел много географических и культурных сведений Дмитрия Герасимова о России и скандинавских странах, о Северном морском пути, что если плыть из Северной Двины вправо вдоль берегов Сибири и вокруг неё, то можно достигнуть Китая.
"Ежемесячные сочинения и переводы" Российской академии наук в 1769 году (т. 3-й) сообщают, со ссылкой на хранившиеся в те времена документы сибирских архивов, что экспедиция на Тихий океан была предпринята ещё Царем Иваном Васильевичем. Она, пройдя проливом, достигла Камчатки. Впоследствии о ней видимо забыли из-за наступившего смутного времени, да и до сих пор о той записи редко вспоминают. Но ведь смута последовала и после смерти Ивана III (1525-1545), так как именно после его смерти, в 1550-х годах, Тюменское ханство, земли которого лежали к юго-востоку от южного Урала, было захвачено Кучумом из рода Шейбани, что были правителями Бухары.
Забавно, но есть упоминание, что Пётр I, участвуя в 1697 г. в Великом посольстве решил посетить Витсена в Амстердаме. Во время беседы между ними встал спор о том соединяется ли Азия с Америкой. Витсен настаивал на таком соединении, тогда как Пётр это отрицал и в итоге пообещал прислать из России географические чертежи, на которых Азия отделена от Америки. Судя по тому, что Пётр не раз бывал в Архангельске и явно общался с поморами для него это явно был не вопрос. По заданию Петра конечной целью плавания Беринга было достижение “гишпанского владения мексиканской провинции”, а не открытие пролива о наличии которого в то время в России никто и не сомневался. Официально первым через тот пролив прошёл ещё Дежнёв в 1648 году, кстати тоже уроженец Устюга. Не исключён вариант, что многие сведения о своих будущих географических открытиях, в частности о проливе между Азией и Америкой Дежнёв получил от Михаила Стадухина под началом которого он начинал свою службу. За десять лет своих путешествий по северо-востоку Сибири Михаил Стадухин, родом с Пинеги, прошёл около 15 000 км — больше, чем какой-либо другой землепроходец XVII века. У европейцев, на карте Гастальди (1562 г.), пролив отображён под названием Anian, откуда у них данные наверное теперь уже и не узнать.
Хорошо, о дальневосточной Руси информация в итоге подтвердилась - нашли поморскую кочю на дне бухты Петра Великого под Владивостоком. Находка датируется VII-IX веком. (См. 32:58 - 37:55)
В 1937 г. на берегу Кенайского залива открыты остатки древнего поселения - остатки 31 хорошо сохранившихся, обложенных дёрном сруба, судя по материалам, вещам и печам – русских. Анализ древесины показал, что строились дома примерно за 300 - 400 лет до этого.
Летом 2016 года в тех же краях было найдено ещё одно типично славянское поселение. Археологи его датируют 800-900 лет назад. (См. 00:00 - 01:02)
В 1732 году Гвоздев достиг берегов Аляски, а казак Иван Дауркин в 1764 году со слов эскимосов с Диомидовых островов нанёс на карту русскую крепость на правом берегу некой р.Хеуверин..
Яков Линденау, участник множества экспедиций по северо-востоку Сибири, оставил потомкам "Описание о Чукоцкой земле" (1742). Он писал:
"...И они, чукчи, от своих жилищ на ту землю ходят байдарами и с той земли привозят посуду деревянную, подобную русской. И по разглагольствованию тех чукч имеется чрез русских людей известие доподлинно так, что якобы купецким людям двенадцатью кочами минувших лет за семдесят или более (т. е. до 1672 г.). Колымскому среднему зимовью, где прежде ярмонга бывала, для торгу пошедших и от сильных морских погод друг от друга разошедшихся, иные в Камчатку проплыли, а иные к тому острову, который Большой Землёю называется, пристали и тамо жительствующими народами совокупившиеся, у них поженились и расплодились..."
Помощник Беринга капитан Шпенберг в рапорте адмиралтейству сообщал, что участникам первой камчатской экспедиции довелось слышать о неких русских, поселившихся на американском материке. Их появление там Шпанберг связывал с дрейфом в “давнопрошедших годех” нескольких судов, вышедших в составе экспедиции из устья Лены на восток в обход Чукотского носа. И спутникам Беринга стало “слышно, будто против Суксунского носу на Большой землице некоторые из того народа еше находились, почему уповательно из оных и ныне находятца”.
В феврале 1710 года со слов служилого человека Никифора Молчина (Малгина) якутским воеводой Д.А.Траурнихтом и дьяком Иваном Татариновым были записаны подробности похода Тараса Стадухина, который в конце 60-х годов XVII века попытался повторить маршрут Попова-Дежнева 1648 года. Во время похода Сталдухин получил сведения, будто:
“на острове в Пенжинском море живут люди бородатые, платье носят долгое, а русских называют братьями. Подлинное известие имеется,” - писал он в 1737 году о сведениях, полученных Анадырском остроге от чукчей, - что “с восточной стороны Чукоцкого носу есть за морем островы и матерая земля, где живут бородатые люди, которые носят долгое платье, от них же получают деревянные чашки, которые с русской работой во всём сходны; и надеются, что помянутые люди подлинно от русских людей произошли, которых прадеды во время бывших в прежние годы морских путей, имея на море несчастье, на сих островах или матерой земле остались”.
В 1762 г. двое казаков Гребешков и Вершинин составили отчёт в канцелярию Охотска: Гребешков уверял:
"А народы на них живут, как руския, - всем образом сходны, и некоторые старообрядцы, у тех бороды отрощены, а у молодых бород совсем нет... Домы у себя оные народы рубленые, как руския". Вершинин сказывал: "А за теми двумя островами имеетца-де матерая Большая Земля, на которой живут люди бородатыя, подобны-де руским людям..."
Основатель Российско-Американской компании Шелихов, в своих отчётах отмечал, что среди черноволосых, скуластых, круглолицых жителей Аляски встречаются такие, чьи лица продолговатые, волосы русые и бороды от уха до уха, Ко всему прочему стригутся они под кружок, а жёны причёски делают для племени индейского необычные: спереди чёлка, а сзади косы.
В книге “Путешествие по северной Америке к ледовитому морю и Тихому океану, совершённые Херном и Макензием” (С-Пб. 1808 г.) говорится о том, что члены экспедиции в 1789 году поинтересовались у местных жителей, кто живёт к северу от Юкона. Индейцы ответили: “Бородатые белые люди”. А как Вам название речушки Huslee (Гусли) от названия которой произошла деревушка Huslia, как раз к северу от Юкона? Или сопка (вулкан) Илемна, чем не Илемно, что на правом берегу Шелони, или самое большое озеро на Аляске Iliamna, чем не Ильмень?
Русский учёный Корсаковский, по приказу губернатора Русской Америки Гагемейстера, предпринял экспедицию к центру Аляски, и местный старожил по имени Кылымбак поведал исследователю, что как-то раз к индейцам, устраивавшим недалеко от Юкона религиозное собрание, пришли двое мужчин, а «на них камзол, троеклинки и шаровары, выделанные из оленьих кож без волоса и выкрашены черной краской. Сапоги из черной кожи. С бородами. Разговор у них другой, так что все индейцы, бывши на сей игруши, не могли понимать оного. Видели у них стволину медную, один конец шире, а другой уже, наподобие мушкетона, а у другого медная стволина наподобие ружейной, украшенная черными сепями и белыми чертами». «Кылымбак платье их сравнивает с нашим, точно так скроено, как и у нас. На сих жилищах, проходимых им, есть топоры железные, котлы медные, трубки курительные, корольки разные, латунь. Все ж сии вещи чрез торговлю достают. Он сравнивал топоры, точно такие, как и у нас», — записал Корсаковский в своем журнале.
В своей работе "Известия о северном морском ходе" Миллер писал:
"В Анадырском остроге, по скаскам тамошних чукчей, подлинное известие имеется, что с восточной стороны Чюкоцкого Носу есть за морем островы или матерая земля...; бородатые люди... оным известием подтверждаются; от них же получают деревянные чашки, которые с руской работой во многом сходны, и - надеются, что помянутые люди подлинно от руских людей произошли"
Г. В. Стеллер писал: «Среди американцев якобы живет народ, совершенно тождественный русским по фигуре, нравам и обычаям; анадырские казаки того мнения, что это потомки лиц, на кочах выехавших с Лены и пропавших без вести. Весьма правдоподобно, что их плохие суда были выброшены штормом на сушу и обстоятельства принудили их здесь остаться. То американское блюдо, которое я купил для Кунсткамеры, является изделием этих людей». К сожалению, упомянутое блюдо погибло в Кунсткамере во время пожара 5 декабря 1747 г.
Хотя чего это я о деревянных чашах и блюдах, неужели ничего более оттуда или туда не привозили? Отчего же, есть у инков (XIV - XV в. н.э.) такая национальная грамота - квипу называется (по нашему - узелковое письмо), так в 1887 году известный российский антрополог Анучин в Перми “...в одной могиле Чуди нашел квипу, имевший около 8 фн. весу” (3,6 кг). Квипу начинают свою историю в Караль-Супе (Перу, 3000 г. до н.э.), хотя цивилизация Караль просуществовала всего 200 - 300 лет и в итоге непонятно куда исчезла. Между Караль-Супе и инками официально квипу нигде не всплывает, и тут на тебе - у Чуди под Пермью… Забавно? А то, что в Перу и в сёлах под Курском играют на одних и тех-же музыкальных инструментах не забавно? А как Вам речка Ичу в Перу, Ича на Камчатке, Ича приток Тары, две Ичи верхняя и нижняя притоки Оми в Новосибирской области, Ича приток Протвы в Калужской области, Ица (Ика) в Оренбургской губернии и Ича (Iča, на современных картах Inča) на востоке Латвии? Слово ича (iche), всего лишь означает пить на тюркских языках.
Ничего удивительного в этом нет: …если вы знаете тюркские языки, а особенно чувашский, то приехав на Камчатку вы сможете на уровне корневых базовых слов пообщаться с представителями народа керек (анкалаку). ...В Америке Вы сможете пообщаться с представителями таких индейских народов как шошоны, якама, не-персе, чумаши, чокто, мохавки и пурепеча.
В 1779-м сотник Иван Кобелев высадился со своими подчиненными на островах Диомида и провел опрос островитян о промыслах и жителях Америки. Главный тойон острова Игеллин Кайгуня Момахунин поведал ему, что на Юконе, в "острожке, называемом Кымговей, жительство имеют российские люди, разговор имеют по российски ж, читают книги, пишут, поклоняются иконам, и прочая собою от американцев отмениты, ибо у американцев бороды редкие, а и те выщипывают, а у живущих-де там россиян бороды густые и большие". Сотник уговаривал тойона отвести его на американский берег "до тех российских людей", однако тойон и его народ отказали ему, объясняя отказ боязнью, "чтоб его, Кобелева, на американском берегу не убили или б не задержали, и в таком случае страшась взыску, или на них безвинного притеснения и бедствия". Однако тойон дал согласие передать письмо Кобелева. Из письма видно: Кобелев почему-то решил, что на Юконе живут потомки мореходов, пропавших при Дежнёве. В 1948 году найден в архивах оригинал донесения Кобелева о переписке с русскими поселенцами из селения Кымговей. Из донесения видно, что чукча Ехипка Опухин при доверительной беседе с сотником рассказал ему, что жители Юкона "собираются в одну сделанную большую хоромину и тут молятся, ещё есть-де у тех людей такое место на поле и ставят деревянные писанные дощечки, стают противу оных прямо передом, мужеска пола большие, а за ними и - прочие". Ехипка Опухин даже показал Кобелеву, как американские русские накладывают на себя крестное знамение, что сотника премного удивило... Поселенцы писали, что у них всего достает, лишь нуждаются они в железе.
Кроме возможного дрейфа дежневских судов, могли быть и другие подобные, но менее известные случаи. Как полагает Белов, такая участь постигла, например, в 1655 году судно с 14 промышленными людьми под командованием Павла Кокоулина Заварзы на обратном пути с моржового промысла в Анадырске.
Испанцы в 1774 году предприняли плавание из Сан-Бласа на север, и в ходе этого похода высадились на берег в 55′ 49′′ с.ш., где “обнаружили цивилизованных людей, приятных на вид и привычных носить одежду”. Эти люди оказались “белыми и белокурыми”.
В 1789 году русский посол в Мадриде Зиновьев послал в Петербург “Реляцию о путешествии в Калифорнию одного гишпанского судна”: -
“Пакетбот, именуемый Сент-Шарль под командованием господина Гаро, отправившись с пристани Сент-Блас к северному берегу Америки, нашёл там пристань, населённую русскими”.
Впоследствии Российско-американская компания неоднократно использовала эти сведения, чтобы доказать принадлежность Верхней Калифорнии по праву первозаселения, ссылаясь на 462-ух жителей. Однако в документах самой компании о той встрече и в то время нет никаких упоминаний, а позже были организованы поиски тех людей.
Немного о Марковых: Markow (Марков) - посёлок в Мекленбург - передней Померании, на острове Уманц, около Рюгена. Кроме того - ещё один Markow в континентальной части Мекленбург - передней Померании, а также форма Markau в Саксонии-Анхальт. У русских распространена фамилия Марков. В России видим около 110-ти деревень, сёл, посёлков Марково, хутор Марков и две деревни Маркова. В Польше находим 5 поселений Markowa и Markowo. На Украине находим деревню Марково, в Болгарии - три Марково и два Markov в Чехии. Из русских носителей фамилии можно вспомнить одного из лидеров, воевавших против большевиков – «Белого Витязя», генерал-лейтенанта С.Л. Маркова (1878-1918) руководившего дивизией, состоявшей из одних офицеров.
Статья серии Чудь | >>> |
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Сергей Муливанов обязательна.
|