Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки

Таримские мумии – загадка истории или загадка, которую никто не хочет разгадывать?

Недалеко от среднеазиатского ареала обитания скифов находится одно уникальное место - Таримская впадина. Именно здесь, на территории, которая ныне принадлежит Китаю, в начале прошлого века нашлись потрясающе сохранившиеся мумии европеоидов. Скифов. То, что эти люди были скифами я докажу ниже.

(Справка: Многие века территории, того образования, которое получило позже название Китай, ограничивались с севера Великой стеной, с востока Жёлтым морем, а с запада реками Янцзы и Хуанхэ. Земли Таримской впадины вошли в состав Китая только в 7-8 веках н.э. и в начале на условиях данников. Окончательно земли Тарима вошли в состав Китайской империи значительно позже.) Источник: "The T'ang Dynasty, 618-906 A.D.-Boundaries of 700 A.D." Albert Herrmann (1935). History and Commercial Atlas of China. Harvard University Press.

Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия

Карта: Таримская впадина.

Научной информации об этих мумиях мало. Из более чем 400-х найденных  хорошо сохранившихся останков упокоенных, общественности представлены около двух десятков. Скелетированных останков найдено более тысячи, большая часть из которых вновь перезахоронена. Китайцы не охотно дают разрешение на исследование мумий. А те исследования, что были сделаны за последние десятилетия обнародованы частично.

(Источник: Mallory, J.P., and V.H. Mair. The Tarim Mummies: Ancient China and the Mystery of the Earliest Peoples from the West. London: Thames & Hudson, 2000).

Какими сведениями мы располагаем? Самым древним мумиям около 4-х тысяч лет (2-ое тыс. до н.э.) самые «молодые» датируются 200-ми годами до н.э.. Бросается в глаза - чем моложе, тем раскосее.

Татуировки сохранились на 4-х из представленных общественности мумиях!

(Справка: Тари́мские му́мии — мумифицированные тела, относящиеся к XX века до н. э. — II века н. э., сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла-Макан близ Лоуланя (могильники Гумугоу (Кявригуль), Сяохэ (Xiahoe), Аяла Мазар). Также мумии были найдены на восточном конце бассейна реки Тарим вокруг Турфана, близ Нии, Черчена и вдоль южного края Таримского бассейна в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Та́кла-Мака́н  является одной из крупнейших песчаных  пустынь мира. В музее Урумчи (Китай) выставлено шесть таких мумий европейцев, в запасниках хранится еще не менее сотни. Открыта ещё дюжина аналогичных захоронений, остающихся пока не исследованными. Источник: Г. Шаров. По материалам журнала "Bild der Wissenschaft" (Германия). Наука и жизнь, №12, 1999).

То, что тела и татуировки, нанесённые на кожу, сохранились у этих людей лучше, чем у египетских мумий, является следствием исключительно сухого воздуха в пустыне, а также тому обстоятельству, что могилы были вырыты в соляной почве, которая ускоряет процесс высушивания и убивает микроорганизмы. Любопытно, что исследователи таримских мумий предполагают, что хоронившие своих упокоенных в этой пустыни, знали о свойствах песка сохранять тела в виде мумий. Они знали, что после захоронения происходит мумификация останков.

Парадокс, но пазырыкские мумии Алтая сохранились благодаря холоду и льду, а Таримские мумии пустыни Такла-Макан - благодаря зною и соли…

Татуировки. Самыми удивительными рисунками на коже, на мой взгляд, являются татуировки "черченского мужчины» и его «жены» - «черченской женщины». Удивительны они тем, что их нельзя в полной мере даже назвать татуировками. Это именно рисунки на лице удивительной изящности, сделанные, по-видимому, охрой. Я не нашла вообще никаких исследований по этим рисункам-татуировкам. Сделаны они были, очевидно, при жизни  и проникли  в клетки кожи. Завитки и округлые формы перенаправляют нас к скифскому «звериному» стилю с развесистыми оленьими рогами и к  стилю «кельтских» орнаментов.

Повторюсь, эти рисунки на коже трудно назвать татуировками в классическом понимании. Судя по фотографиям, они не наколоты, а нанесены каким-то иным образом на кожу человека. Обратите на это внимание. Ниже по тексту (рассказывая о пиктских татуировках) я приведу цитаты из греко-римских историков, где они туманно обращают внимание на то, что у скифов были татуировки нанесённые с помощью «стигматов», то есть уколов на кожу и «иным способом» (но из текста непонятно, что это за способ татуирования).

Черченские мумии - это мумии двух  женщин и младенца, найденные вместе с 50-летним мужчиной (ростом почти 2 метра) известным как Черченский человек. Четыре тела в одном захоронении. Обнаружены в западном китайском регионе Синьцзян. Датируются 1000-ми - 600 -ми годами до н.э.. Но только у двух из четырёх мумий были татуировки.

У мужчины изображение в виде завитка с «лучами» нанесено на виске головы. Завиток закручивается назад, в сторону спины.

(Источник:  EXPEDITION. THE MAGAZINE OF THE UNIVERSITY OF PENNSYLVANIA MUSEUM OF ARCHAEOLOGY AND ANTHROPOLOGY FALL 2016 | VOLUME 58, NUMBER 2 «ANCIENT MUMMIES of the TARIM BASIN» by Victor H. Mair / «Древние мумии Таримского бассейна», Виктор Х. Майер, 2016). tarim_basin.pdf (penn.museum)

Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия

"Черченский человек".

Возвращаемся к «черченской семье». Учёные установили, что мумия хорошо сохранившейся женщины (вторая женщина практически истлела, остался только костяк) принадлежит даме 55 лет, рост 6 футов, что равно – 182 см, 88 мм.. Её русые волосы были собраны в косы. В косы были вплетены красные нити. Так же красная нить была продета в мочку уха. Красный же ремешок поддерживал челюсть. Лицо женщины было раскрашено: от середины лба до переносицы – толстая линия, предположительно, жёлтого цвета; такая же линия (тоньше), от виска до уголка рта по левой стороне. От носа, в районе ноздрей, расходятся завиточки, очень похожие на завитки от рогов оленя на скифских изображениях. О том, как наносилась такая «татуировка» никаких исследований нет. Но бесспорно, что этот рисунок на лице женщины завораживает.

(Источник: Mair, V.H. “The Mummies of East Central Asia.” Expedition 52.3 (Winter 2010): 23-32).

Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия
Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия

"Черченская женщина". Татуировки на лице.

Идём дальше. В Сяохе была обнаружена ещё одна женская мумия  с сохранившимися цветными линиями на лице. Продольные линии красного цвета нанесены на лбу над бровями и, вероятно, на щеках. К сожалению, на данный момент, исходя из отсутствия адекватных данных, это вся имеющаяся информация, касательно этой женщины.

Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия

Женщина из Сяохе.

Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия

Фото: Прорисовки некоторых таримских татуировок. Фото из книги Д. С. Фисько «Татуированные мумии мира». 2021, «Высшая школа экономики». Санкт-Петербург

Последней известной фигурой с татуировкой, из Таримской низменности, является дама из Загунлука. Её особенность заключается в том, что помимо «рисунка» на лице, у неё есть настоящая татуировка на тыльной стороне левой кисти и выше на запястье.

Два изображения в виде полумесяца украшают ее верхние веки. Лоб по центру вытатуирован двумя овалами с грубым очертанием. Запястья и левая кисть покрыты композицией из завитков. Непонятный мотив простирается до кончиков указательного, среднего и безымянного пальцев. Замечу, что мотив спиралей и кривых линий неотъемлемый атрибут в скифском и кельтском искусстве.

Дама из Загунлука родилась где-то между 1000 и 600 годами до н.э.. В её пепельные волосы были вплетены красные шерстяные нити. Лицо женщины прекрасно.

Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия
Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия

Дама из Загунлука. Татуировки на лице и на руке.

Пожалуй, на данный момент, эта вся, имеющаяся в открытом доступе, информация о татуировках и телесных изображениях у Таримских мумий.  Татуировки найдены на телах 4-х мумий: у всех на лице, а у женщины из Загунлука ещё и на левой руке/кисти. Эти татуировки идентифицированы потому, что видны невооружённым глазом. Уверена, что свидетельств татуировок значительно больше, но однобокое изучение и запреты не позволяют сделать прорыв в области изучения мумий европейской внешности из Китая.

Тем не менее, внешний вид, татуировки и вещи/предметы, найденные при мумиях в захоронениях, в своей совокупности, дают достаточно оснований для того, чтобы сделать обоснованные выводы о том, что люди, захороненные в пустыне принадлежали к народу, названному греками – Скифами.                                                                

(Важно: Особенность окружающей среды (пустыня) не позволяла над усопшими насыпать полноценные курганы. Делалась огромная насыпь-могильник в которой подзахоранивали тела усопших. Чтобы могильник не затерялся в сопках пустыни навершием ставили высокие палки, вёсла).                                                                   

Совершенно очевидно, что таинственность и недосказанность, связанная с исследованиями таримских мумий, связана, в первую очередь, с их внешностью. Так же очевидно, что история (в данном случае - история Средней Азии) протекала по иным канонам, нежели её нам хотят представить. По-прежнему много вопросов. Если таримцы – это не китайцы и не персы, и не индусы, то кем они могли быть? Есть ряд свидетельств, указывающих на то, что люди из Таримской низменности принадлежали к тохарам. А к кому принадлежали тохары?

Давай обратимся к лингвистике, на основе которой не без основательно строятся умозаключения о месте пребывания народа под именем «тохары» на крайнем западе современного Китая или как эту территорию ещё принято называть – Китайский Туркестан. Или так – похороненных в Таримской низменности людей считают тохарами. Почему?

Вот что пишет российский лингвист и востоковед Леонид Сверчков в своей книге: «Тохары. Древние индоевропейцы в Центральной Азии»:         

«В античной традиции известны только три народа, которые можно приурочить к территории Китайского Туркестана (включающей пустыню Такла-Макан, - автор) — серы, тохары и фруны (или фауны). Ход дальнейших рассуждений крайне прост: коль скоро язык рукописей [собранных в развалинах городов и поселений на северной окраине пустыни Такла-макан] индоевропейский (но не иранский или индийский), а серы — это китайцы, фруны — гунны, как полагало почему-то большинство исследователей, значит, тексты оставили тохары.». (стр. 12, Сверчков Л.М.).

(Источник: Сверчков Л. М. Тохары. Древние индоевропейцы в Центральной Азии. — Т.: SMI-ASIA, 2012. 240 с.. / Wayback Machine (archive.org))

Сохранилось около 500 текстов идентифицированных именно как тохарский язык. Эти тексты «стали известны благодаря находкам в Восточном (Китайском) Туркестане текстов, написанных на пальмовых листьях, бумаге и деревянных табличках особым типом центральноазиатского наклонного письма брахми. Уникальные природные особенности способствовали удивительной сохранности рукописей, собранных в развалинах городов и поселений на северной окраине пустыни Таклама». (стр. 11, Сверчков Л.М.)

Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия

Фрагмент тохарской рукописи.

А вот дальше просто сказка! Лингвисты Х. Педерсен, Ж. Вандриес, Ф. Зоммер, А. Вальде, Ж. Шарпантье обратили внимание на сходство тохарских языков (выделили тохарский А и тохарский Б языки) с итало-кельтским. Исследователь Й. Покорны, рассматривал тохарский как фракийский (современная Болгария) или фрако-фригийский (южное Причерноморье) диалект, родственный армянскому. В ходе дальнейших исследований лингвисты обратили внимание на особо тесные связи, объединяющие тохарский с фрако-фригийским, германским и балто-славянским (Р. Келлог, Е. Швентнер, В. Краузе, В. Порциг, Э. Бенвенист, Дж. Лэйн). (стр. 14, Сверчков Л.М.)

А ведь согласно последним исследованиям, итальянцы, кельты, фракийцы, германцы (особенно восточные), балто-славяне – тем или иным образом в разное время и при разных обстоятельствах соприкасались со скифским миром. (Источник: О. Семёнова-Роттердам, 2024).

Цитирую Л.М. Сверчкова дальше: «Выдающийся французский лингвист Э. Бенвенист отнес тохарские языки к доисторической группе, граничившей, с одной стороны, с балтийским и славянским языковым единством, с другой, греческим, армянским и фрако-фригийским. По мнению автора: у тохарского языка нет ничего общего с индоиранским; … В результате анализа степени родства с перечисленными языками Э. Бенвенист предположил зону первоначального распространения тохарского — район степи юго-востока России до Урала, но до периода распада «индоевропейцы обитали еще восточнее — в киргизских или даже алтайских степях» (Benveniste, 1936; Бенвенист, 1959, с. 94, 100, 104–108). (стр. 14, Сверчков Л.М.)

Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия

Карта распространения тохарского языка, согласно французскому лингвисту Benveniste.

То бишь Э. Бенвенист считает, что тохарский язык зародился и сформировался в степях от Крыма до Урала – то есть на тех самых землях, которые считаются прародиной Скифов. Этот язык (надо полагать, вместе со скифами) добрался (согласно Бенвенисту) до Алтая, ну, и, по всей видимости, до Таримской низменности, где и распался или оказался во власти иной языковой группы.

Получается, согласно лингвистам, что тохары были скифским народом?! И прекрасно-лиции люди, чьи мумии найдены в пустыне Такла-Макан, были скифами!

Не слишком ли смелое утверждение? Нет. О том, что тохары есть скифский народ говорил древнеримский историк 1-го века Помпей Трог.

Цитирую Помпея Трога. Книга XLII. Гл. 1. (Будьте внимательны, так как с наскока не разобраться; надо вчитаться в текст):

«(1) После смерти парфянского царя Митридата царем стал сын его Фраат. Он решил начать войну против Сирии, чтобы отомстить Антиоху за его попытку захватить Парфянское царство. Но в это время мятеж в среде скифов заставил его вернуться для защиты собственного государства. (2) Дело в том, что скифы были призваны за плату на помощь парфянам против Антиоха, царя Сирии, но явились, когда война была уже закончена. Их ложно обвинили в том, что они опоздали со своей помощью, и не уплатили им условленной платы. Скифы, недовольные тем, что напрасно совершили такой далекий поход, потребовали, чтобы им или уплатили за их труды, или направили против другого врага. Оскорбленные высокомерным отказом, скифы стали опустошать парфянские пределы. (3) Поэтому Фраат выступил против них в поход…».

Фраат погиб в этой битве со скифами. Его место занял его дядя по отцу - Артабан, который продолжил воевать со скифскими наёмниками.

«Гл. 2. (1) … Скифы же, удовлетворившись победой и разграбив Парфию, вернулись на родину. (2) Но и Артабан во время войны с тохарами, на которых он напал, был ранен в руку и скоро умер».

Выходит, что среди скифов, на которых напал Артабан, были тохары? Получается, что да.

Ещё тому подтверждение. В Прологе к Книге XLI Помпей Трог отмечал следующее:
«Затем как в царствование [Диодота] Бактрию и Согдиану захватили скифские племена сарауков и азианов». «… then, during his reign, the occupation of Bactra and Sogdiana by the Scythian tribes, the Saraucae and the Asiani».

А в Прологе к последней Книге XLII П. Трог делает пояснение, что к азианам (что есть скифы) относятся так же тохары: «К этому добавлены события в Скифии. Азианские цари тохаров и гибель сарауков». «Scythian affairs are added to this. The Asian kings of the Tochari, and the demise of the Saraucae».

(Источник: Прологи сочинения Помпея Трога «HISTORIAE РНILIРРIСАЕ» | СимпоZий Συμπόσιον (simposium.ru)

Или

J.C.Yardley, Justin: Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus. American Philological Association classical resources series 3.  Scholars Press, Atlanta (1994). / Justin, Epitome of Pompeius Trogus (1886/2003). Prologi. (tertullian.org)

Ещё раз, без канители: у тохаров и азианов были общие цари и вместе с сарауками они входили в состав Скифского рода. Они были Скифами.

Итак. Тохары по внешности, по языку и по роду являлись скифским народом. Тохарские тексты найдены в Таримской низменности. Таримские мумии есть тохары и есть скифы. Стало быть и татуировки, сделанные таримцами/тохарами на своих телах, были связаны с их скифским мировоззрением и скифскими традициями, которые они продолжали хранить, не смотря на то, что по истечении веков между ними и скифами Междуморья пролегли тысячи километров. Расстояния увеличивались, родственные нити истончались, но память об общих предках и традициях продолжала теплиться в памяти потомков.

Скифские мумии из Таримской впадины. Татуировки - скифы, мумии китая, татуировки, таримские мумии, скифы в китае, история татуировок, Скифия

Таримский курган. Фото из книги первого исследователя Таримских мумий: Бергман Фольке.

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Ольга Семёнова-Роттердам обязательна.
www.copyright.ru