Часть 2
Оружейное ремесло у скифов – отдельная огромная тема. Мужская тема. Но я хочу обратить внимание на ряд важных деталей, которые ускользают от наших исследователей.
Я плавно перейду к другой части скифов, живших восточнее скифов-земледельцев. Поговорим о тех, кого называют скифами-кочевниками. (Начало расследования см. в статье "Скифы - властелины чернозёма").
Будучи воинственным народом, занявшим всю Азию и «до топавшим» до Египта, скифы не могли воевать палками-копалками.
Лучшие в Азии лучники, создатели культа боевых топоров, изобретатели короткого меча «акинака», который переняли даже греки (ксифос) и римские легионеры (гладиус) – скифы были великолепными, мужественными воинами, которые не только прекрасно владели оружием, но и сами его производили и изобретали (скифский лук).
(Справка: Акинак -древний скифский обоюдоострый, короткий меч (40-60 см..) Вошёл в употреблении в начале 1 тыс. до н.э.).
Ксифос (др.-греч. ξίφος) — прямой обоюдоострый меч длиной около 60 см., спартанцы также использовали мечи длинной в 30 см.. Название меча говорит само за себя.)
Римский короткий меч – gladius - был принят римлянами на вооружение в 3 в до н. э., когда на западе от империи они столкнулись с галлами (отсюда и название оружия). Длинна плюс-минус 60 см.. Галло-кельты – это потомки кельто-скифов (Страбон), обосновавшихся в Европе.
Сакс – боевой нож – оружие со скифским прошлым).
Справка: «Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей (джинс) славян. Они доставляют … мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю…», - писал Ибн Хордадбех - мусульманский географ иранского происхождения (ок. 820 г.) - в «Книге путей и стран». (Источник: Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М. 1986, текст - Велиханова Н. М. 1986. / Wayback Machine).
Не каролинги из Европы доставляли свои мечи на Русь, а русские из соседних и отдалённых славянских земель везли мечи на Средиземное море.
Чтобы изготавливать оружие необходимо владеть искусством металлообработки и, соответственно, иметь в наличии металл. Сейчас мы затронем очень важную, но очень плохо изученную сторону скифской жизни, потому что нам навязаны ложные стереотипы об этом народе. Поговорим о том, как и почему скифы были металлургами.
Сторонники версии, что скифы были народом диким и все достижения заимствовали у соседей, опираются на следующие постулаты:
- В скифских землях не было месторождения металлов.
- В степи нет топлива для выплавки металлов.
- Кочевой быт не совместим с развитием металлургии.
- Для развития искусства металлообработки необходимы мастера-ремесленники, а не пастухи-кочевники.
Из книги в книгу одни и те же шаблоны. И не досуг никому разобраться, насколько эти постулаты оправданы.
Давайте по порядку снимем все навешанные ярлыки.
- В скифских землях не было месторождения металлов. Так ли это?
Это умозаключение будет логичным, если ограничивать Скифию размерами северного Причерноморья. Вот почему я так много времени уделяю установлению истинных размеров скифских земель. От океана до океана! И, если о Скифии в Европе (до Рипейских гор и западнее) мы узнали совсем недавно, то остальная Скифия (условно до Китайской стены) хорошо известна историкам. Ещё раз. Хитрые историки загоняют размеры Скифии в узкие рамки северного Причерноморья. Но те же скифы-массагеты и скифы-иссидоны, (и это очень хорошо известно со слов Геродота и Страбона) жили на восток от Каспийского моря.
Сведения о массагетах от Геродота:
«201. …Кир задумал подчинить массагетов. Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем».
«202. Одно-единственное устье Аракса течет по открытой местности, [впадая] в Каспийское море».
«204. … Кавказ граничит с так называемым Каспийским морем, а на востоке по направлению к восходу солнца к нему примыкает безграничная необозримая равнина. Значительную часть этой огромной равнины занимают упомянутые массагеты». (Геродот. История. Книга I. Клио.)
Геродот часто путается в показаниях. Думаю, читателю из приведённых выше цитат очевидно, что геродотовский Аракс – это не река в Закавказье. Аракс – крупнейший приток реки Куры. Геродотовская река лежит на восток от Каспия и впадает в это же море. Есть предположение, что у реки Амударья было два истока: современный – проистекающий в Арал море и древний пересохший, носивший имя Узбой, впадавший в Каспийское море. Участки русла высохшей реки тянутся от Сарыкамышской котловины до Каспийского моря (Туркменистан). Узбо́й (туркм. Uzboý).
(Источник: Гладышев А. И. Путешествие по уснувшей реке // Природа. — 2002. — № 9. — С. 42—50.
Узбой //— М. : Советская энциклопедия, 1956. — С. 43—44. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 44).)
То есть скифы массагеты и исседоны жили на восток от Каспия, примыкали к рекам Амударья и Сырдарья. Скифские захоронения находят в Казахстане, Киргизии, Алтае, Туве, северо-западном Китае, вплоть до Монголии.
Карта: Русло высохшей реки Узбой.
Современные народы Средней Азии считают себя потомками саков, забывая упоминать, что саки – это одно из названий «скифов». Саки - есть скифы. Обратимся к Страбону:
«Саки, пасущие агнцев, рождением — скифы; живут же
В Азии хлебом обильной. Хотя и номадов потомки,
Но непорочных людей…». (Страбон. География Книга VII гл. 3, абз. 9)
(Источник: Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер. / Страбон. География. Книга VII.).
А вот ещё из Страбона «говоря о скифах: Что из кумыса сыр едят, то скифы справедливые». (Фрг. 198. Наук)». (Страбон. География Книга VII гл. 3, абз. 7).
(Источник: Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер. / Страбон. География. Книга VII.).
Горько, что общую историю стремятся порезать на мелкие лоскутики и связать из лоскутков свою особенную идентичность.
Итак скифы занимали колоссальные территории на запад и восток от Междуморья.
Возвращаемся к красной линии повествования. Разберёмся с металлами бронзовой эпохи в великих скифских землях. Для начала надо знать, что есть бронза.
Бронза – это, в первую очередь сплав меди с мышьяком или оловом. Бронзовые орудия труда более долговечны, чем железные (стойкость к коррозии, но не износ), и для их производства не требуется такая высокая температура, как для плавки железа.
Наиболее ранним сплавом, освоенным древними металлургами, является мышьяковая бронза ― сплав меди с мышьяком. Достаточно всего 1-4% мышьяка от общей массы, чтобы бронза стала твёрдой. Такая бронза хорошо ковалась при невысоких температурах. В природе мышьяк в чистом виде не встречается, он является составляющей многих руд и при необходимости извлекается оттуда путём нагревания (мышьяк превращается в пар и оседает на стенках печи/труб в виде белого ядовитого порошка). Чаще всего мышьяк является второстепенной составной частью в месторождениях других металлов — свинца, цинка, золота и самое важное для нас – меди.
(Источник: М. М. КОНСТАНТИНОВ МЫШБЯКОВЫЕ РУДЫ СССР ГОСУДАРСТВЕННОЕ Н АУЧН О - ТЕХНИЧЕСКОЙ Г Е О Л О Г О Р А З В Е Д О Ч Н О Е И З Д А Т Е Л Ь С Т В О МОСКВА 1*9 3 2 ЛЕНИНГРАД)
То есть, нужно просто найти медь! Медь с вкраплением мышьяка. И вот дальше вообще интересно. Археологи говорят, что древнейшие медные орудия труда уже в 3 тысячелетии до н.э. находят на Ближнем Востоке и в Египте. В России наиболее древние бронзовые артефакты были обнаружены русским археологом Николаем Веселовским в районе реки Кубань (так называемая Майкопская культура, вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Но что бы бронза попала в Египет или в Палестину, надо добыть медь (!), залежи которой в тех регионах нет! В ЕврАзии вообще очень бедный запас меди, а к сегодняшнему дню запасы медной руды практически истощены, многие европейские рудники закрыты.
(Справка: В бронзовом веке Америка ещё не открыта, Африка ещё не колонизирована).
Вы понимаете к чему я клоню? Надо выяснить, где в «медном» и «бронзовом» веке добывалась медь.
Карта: Добыча меди в мире.
Медь есть в Финляндии, Норвегии и Швеции. Но Скандинавия миру (греко-римскому миру) открылась очень поздно – в первых столетиях новой эры. Мало доступность северных территорий ограничивала и доступность местной меди. Влиять на производство бронзы в бронзовом веке северные земли не могли, да, и запасы там не большие. Вряд ли скандинавская медь добиралась до Египта.
(Справка: Римские завоеватели долгое время не могли понять: Сканза – это остров или полуостров).
Месторождения меди (ныне закрытые) были в Германии и на севере Италии (в Этрурии). Причём этрурские руды содержали так же и олово. Римляне отлично знали достоинства бронзы и умели бронзу лить. Помимо выше указанных месторождений, медь добывали(ют) ещё в Польше и немного в Болгарии и Испании. На этом можно поставить точку. Больше в Европе нет залежей меди. И даже если представить, что тысячи лет назад все эти месторождения были в разработке, содержание меди было больше и её было проще извлекать, то всё равно количество добываемой в Европе меди не хватило бы на нужды растущего населения и развивающегося хозяйствования. А римская экспансия захлебнулась бы уже на этапе постройки города Рима. И вот оказывается, что основные запасы меди и в сегодня и в древнейшие времена на территории ЕвроАзиатского континента находились и добывались в… Скифии.
(Справка: Не в северной Африке (Египет), ни на Ближнем Востоке вплоть до Индии меди нет!).
Карта: Добыча медь в России.
В первую очередь это Урал, Алтай, Хакасия, Западная Сибирь, Забайкалье. А так же территории современного Казахстана и Узбекистан, то есть Восточная или Дальняя Скифия. И в не последнюю очередь это Кавказ (Причерноморье): Азербайджан, Армения, Карачаево-Черкессия, Дагестан.
Огромное количество бронзовых предметов, найденных в скифских захоронениях говорит о том, что «кочевники» скифы не только добывали на своей земле медь, но и выплавляли из неё бронзу, в том, числе для оружия. Они выплавляли бронзу для себя (Аркаим, Синташта, Устье) и торговали металлом с остальным евроазиатским миром (Шёлковый путь). Повторюсь. Основные запасы меди находились в Скифии.
(Справка: Аркаим и Синташта – это только самые известные из множества аналогичных поселений. На сегодняшний день обнаружено более 20 подобных древних металлургических центров. Они охватывают Челябинскую и Оренбургскую области, Башкортостан, северный Казахстан. Доказано, что в Аркаиме имел место замкнутый производственный цикл от добычи руды до выплавки готовых изделий.
Источник: Григорьев, С.А. Металлургическое производство в северной Евразии в эпоху бронзы. Челябинск. 2013, 600 стр.)
Бронзовый век мог начаться там, где бронзовую руду можно было собирать с земли.
Но это ещё не вся история. У неё есть продолжение. Так же очень любопытное.
Мышьяк чудовищно токсичен. Сломанные орудия из мышьяковой бронзы при перековке теряют свои качества, так как мышьяк летучий минерал и моментально испаряется. Потребовалось время, чтобы подыскать мышьяку замену. Им стало олово!
Олово – лёгкий, ковкий, легкоплавкий металл, встречается только в соединениях. Олово очень редкий металл и дорогой. Редкий – ключевое слово. По распространённости в земной коре олово занимает 47-е место.
Где в современной ЕврАзии добывается олово? Идём с запада на восток. В Португалии, России, Китае. И только. Лидирующие позиции в оловодобывающей отрасли занимают Китай, который с середины 1990-х гг. обеспечивает не менее 30% мировой добычи металла. (Индонезия около 20–25% мировой добычи). По количеству добычи на континенте второе место занимает Российская Федерация, третье – Португалия. Очень небольшие запасы олова есть в Германии, Чехии, остаточки в Британии (Корнуэлл), немножко есть в Киргизии и Таджикистане. Это современное положение дел.
(Сноска: Достоверные мировые запасы олова составляют (млн. т) 8,174, из них в Азии 4,903 (без России), Сев. и Юж. Америке 2,095, Африке 0,415, Австралии 0,247, Европе (после многовековой отработки месторождений; без России) 0,214; разведанные запасы России – 0,300. ОЛОВЯННЫЕ РУДЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия 2004-2017 ОЛОВЯ́ННЫЕ РУ́ДЫ Авторы: А. Б. Павловский)
Запасы олова есть на Кавказе по всему хребту. Особенно в Дагестане и Кабардино-Балкарии. А так же на западе Афганистана, но они, как и кавказские, не активированы.
Источники: (Хазанов Л.Г. «Металлогения олова Кавказа». Геолого-Минералогические науки. / МЕТАЛЛОГЕНИЯ ОЛОВА КАВКАЗА и
Рыбакова О.И., Верхозин С.С. Афганистан: полезные ископаемые, месторождения рудного и россыпного золота. Сайт «Золотодобыча»).
В России олово добывают, в основном, на Дальнем Востоке. Республика Бурятия и Забайкальский край, где так же идёт добыча металла, входили в крайне восточную окраину скифских земель.
Запасы олова со времён Бронзового века на ЕврАзийском континенте значительно по истощились.
Карта: Добыча олова в России.
Если сегодня олово добывают только в трёх странах: Португалии, Китае России, то основные запасы олова в древности в европейской части, согласно американским исследователям, профессорам Д. Бергеру и Дж. Солису (см. карту) находились в северной Испании-Португалии, Франции и Британии (другие рудники были бедны оловом и не покрывали потребностей при видении интенсивных войн: Этрурия, стык Германии и Польши). А вот второй источник руды находился в азиатской Скифии: современные Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Афганистан. А так же южная Сибирь, Забайкалье.
(Справка: Современный Афганистан входил в состав образованных скифами территориальных единиц Парфия и Бактрия).
Карта Евразии, на которой отмечены крупные и мелкие месторождения олова до н.э.. Составители: Даниель Бергер, Джефри Солес, Герхард Брюгманн с использованием геоданных Natural Earth и геоинформационной системы QGIS. Команда разработчиков QGIS, 2019. Open Source Geospatial Foundation. / D. Berger, C. Frank using Natural Earth geo data and QGIS Geographic Information System. QGIS Development Team, 2019. Open Source Geospatial Foundation.
В поисках металлов для изготовления бронзы мы опять возвращаемся в Скифию, в её восточную часть. Правда … исследователи ещё забыли упомянуть о наличии олова на Кавказских горах. При доступности на Кавказе меди, сомнительно, что древние не отыскали в горах и олово.
Теперь давайте наложим карту медных месторождений на карту месторождений с наличием олова. Результат: самые большие залежи руды меди и олова находились на землях азиатской Скифии! Факт! В Европе оба металла в небольших объёмах добывался на севере Италии (Этрурия), в Испании и в землях, условно, Германия-Польша.
Месторождения и меди и олова были известны скифам, а города металлургов в южной Сибири подтверждают факт того, что бронзу выплавляли в скифских землях.
Если заострить внимание на том факте, что скифские рода на протяжении тысячелетий (до первых веков нашей эры) контролировали, так называемый, Шёлковый торговый путь, то проблематика распространения бронзы по ЕвроАзиатскому континенту престанет быть проблемой. Этот путь изначально вёл не из Китая (китайцы освоили то, что было уже до них проложено, после того, как азиатское население вытеснило скифов-европеоидов из Средней Азии, а те кто не ушёл были монголезированы).
Таримские мумии вам тому в пример.
Фото: Захоронение в Таримской низменности.
«Скифский шёлковый путь» (а правильнее будет «Скифский бронзовый путь») шёл с самых восточных скифских земель, начинавшихся в степях за Байкалом (а Страбон говорит, что от Восточного моря), вдоль южных границ Скифии: севернее пустыни Гобби, вдоль Тянь-Шанских гор, используя речные потоки, на юг Каспия и по кромке южного Кавказа до Малой Азии. Скифский путь по дороге следования ответвлялся периодически на север (к своим) то по рекам Сырдарье и Амударье, то по Каспийскому морю, доставляя товар с дальнего востока (включая китайские ткани, зеркала, нефрит) и прихватывая с собой с южно-скифских земель металлы (бронзу), пушнину, золото, шкуры, зерно, фрукты, коноплю и т.д..
(Сноска: «… восточные скифы…, область которых простирается до Восточного моря и Индии». (Страбон. Кн.11, Параграф 6/2).
Тема Скифского шёлкового пути ещё ждёт своего исследователя, но в контексте новых исторических знаний о ней можно и нужно уже говорить открыто.
В связи с поднятой темой хочу обратить ваше внимание на одну подводную археологическую находку, сделанную ещё в 1982 году у берегов Турции. В восточно-средиземном море 3000 лет назад около мыса Улубуран затонул корабль под мачты нагруженный… медью и оловом.
Американские профессора Майкл Фрачетти (Michael Frachetti ) и Уэйна Пауэлла (Wayne Powell) заинтересовались происхождением этого олова (так как я уже говорила выше, количество месторождений олова можно пересчитать по пальцам рук). Достижения в области геохимического анализа, позволили исследователям с высокой степенью уверенности определить, что часть олова была добыта из доисторической шахте в Узбекистане (!), более чем в 3.219 км. от г. Хайфы (современный Израиль), где металл был погружён на злополучное судно. Олово было добыто в Скифии на руднике «Мушистон/Musiston» в современном Узбекистане, на землях, где жили скифские народы массагеты и (напротив них от реки Аракс/Узбой/Амударья) исседоны.
Карта: Путь Скифского олова из Узбекистана в Хайфу. "Скифский бронзовый путь".
В 1 тысячелетие до н.э. не о каком Китайском шёлковом пути нет речи.
Исследователей не только удивило происхождение олова, но и поставило в тупик, как огромные слитки транспортировались 3 тыс. км. по горной местности. Причём движение олова проходило по Скифскому шёлковому/бронзовому пути более 3 тысяч лет назад. Напомню, кто не знал, что Великий китайский Шелковый путь был «открыт» из Азии в Европу лишь во II века до н. э. (просуществовал до середины XV в. н. э.) когда европеоидное население стало выдавливаться и/или ассимилироваться пришельцами с востока под собирательным именем «хунну». Наиярчайшее доказательство тому «Таримские мумии».
Как заметили исследователи, меди и олова на корабле было достаточно для производства 11 метрических тонн бронзы очень высокого качества, что было достаточно, что бы снабдить мечами армию в 5.000 человек.
И ещё одна бросающаяся в глаза особенность. Многие слитки на борту корабля имели форму растянутой, выделанной «бычьей кожи» (подобие руна). Что, согласно учёным, так же указывало на их восточное «скотоводческое» происхождение.
(Источник: Уэйн Пауэлл и др., Олово с затонувшего корабля в Улубуруне показывают мелкомасштабное предложение континентального олова, подпитываемое товарной биржей, в Евразии позднего бронзового века, Science Advances (30.11.2022). DOI: 10.1126/sciadv.abq3766. www.science.org/doi/10.1126/sciadv.abq3766 )
И ещё одно, последнее, слово в рамках заданной тематики. Говоря о Великом скифском шёлковом/бронзовом пути, мы говорим о территориях таких современных стран, как например Таджикистан, Узбекистан, Афганистан. Древнее население этих территорий так же принадлежало к скифским родам. Исконные скифы – не азиаты антропологически! Чтобы иметь представление, как выглядели жители Узбекистана, Таджикистана, Афганистана на стыке этих трёх стран две тысячи лет назад, когда на этих землях существовало территориальная единица – Бактрия, рассмотрите сохранившиеся скульптурные изображения из бактрийского дворца Халчаян. Внешний вид этих людей ещё не азиатский, но так же ещё и не персидский.
(Справка: Халчаян (Xolchiyon) — древний город, существовавший в период с середины I-го тысячелетия до н. э. и до конца III века н. э. на территории Денауского района Сурхандарьинской области республики Узбекистана. Раскопан советскими археологами в 60-х годах прошлого века).
Фото: Барельеф-реконструкция из царского дворца в Халчаяне.
Фото: Халчаян, портреты скифов.
Фото: Халчаян. Портреты скифов.
Фото: Халчаян. Портреты скифов.
Переходим к Следующему постулату, которым пользуются «скифологи» и который мы попробуем развенчать.
2. В степи нет топлива для выплавки металлов.
Это верно. «Голая степь» - не пустое словосочетание. У Геродота есть упоминание, что скифы-кочевники обрезали с туши мясо, а из костей разводили под котлом костёр:
«61. Так как в Скифии чрезвычайно мало леса, то для варки мяса скифы придумали вот что. Ободрав шкуру жертвенного животного, они очищают кости от мяса и затем бросают в котлы местного изделия (если они под рукой). Котлы эти очень похожи на лесбосские сосуды для смешения вина, но только гораздо больше. Заложив мясо в котлы, поджигают кости жертв и на них производят варку». (Геродот. История. Книга IV. Мельпомена).
Вы тоже обратили внимание на «странную» фразу, что котлы у скифов местного производства???
Конечно, металл не в самой степи добывался, а в горах, граничащих со степью или лесостепью. Горные массивы, в основной своей массе, покрыты лесами. Медь и олово – легкоплавкие металлы. Далее, учитывая мобильность скифов и ровные просторы степи, можно сделать и такое предположение: рудокопы собранную руду вываривали на месте добычи, а слитки низкого качества переправлялись в ремесленные, кузнечные точки, где металл уже очищался и доводился до ума. Косвенно на это указывает Узбекское олово и медь высокого качества, найденные на дне море на затонувшем торговом корабле.
А котлы-то были у скифов-кочевников местного производства!.. Как-то не в домёк академическим историкам на такие детали внимание обращать… Вывод: не все скифы варили похлёбку на костях были и те, что варили медь для котлов.
Идём дальше. Правда ли, что…
3. Кочевой быт не совместим с развитием металлургии.
Так можно говорить не зная особенностей кочевой жизни.
Кочевничество, как хозяйственно-культурный тип, могло сформироваться только в условиях определённых сопутствующих климатических факторов. На ЕвроАзиатском континенте абсолютный кочевой образ жизни характерен только для жителей пустыни Аравийского полуострова и жителей степной зоны, где жаркое (экстремально) лето сменяется очень холодной зимой. Сухой ветер летом и зимой выдувает всё живое с земли, не давая растениям войти в рост. Выпадению осадков, как правило, препятствуют горные цепи. (Не путать кочевничество с пастушеством). Ареал кочевничества ограничен природными условиями. Община не сможет выжить, если не будет перемещаться постоянно с места на место, не столько за скотом, сколько за пищевой базой/зелёными угодьями. Речь идёт об абсолютных кочевниках!
Кочевнический образ жизни имеет конкретные рамки и на его внешних контурах он желая/не жилая того сталкивается с миром другого хозяйственного типа со своими достоинствами и иными притягательными товарами, желанными у скотоводов-кочевников. Богатство же кочевника очень однобоко. Это скот, шкуры, шерсть, сыр.
Скотовод находился в не выгодных (в первую очередь природных и сырьевых) условиях, поэтому должен был иметь смекалку и склонность к авантюризму. И здесь важно заметить то, что не озвучивается скифологами: только некоторая часть скифов-скотоводов была абсолютными кочевниками, переходящими вслед за стадами с места на места в поисках корма и не имевшая городов/пристанищ. Остальные скифы-скотоводы имели иные типы хозяйствования. Заняв, в процессе популяционного роста и территориального расширения, более удобные земли – вдоль горных массивов, у рек, в лесостепи – эти скифы оказались в более выгодных условиях существования. Они могли комбинировать скотоводство с другими видами хозяйствования. Такие «хозяйственники» составляли 2/3 (большую часть) всех скотоводов.
Нам же вбивается в сознание, что скиф – это «упорный» кочевник, не занимающийся ничем кроме «выгуливания» скота, сборкой и разборкой юрт и созерцания бескрайних бесплодных степей.
Есть полукочевое скотоводство. Оно тоже кочевое, но строится на иных принципах. На более-менее плодородных землях, где можно получить урожай, часть населения занималось земледелием, другая откочёвывала со скотом. Такая форма ведения хозяйства подразумевала развитие ремесленничества для покрытия потребностей населения и от «бездельничества» в зимние месяцы. Например на землях современного Казахстана земледелие, как тип хозяйствования, было развито у подножия гор Каратау и Улытай, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Такая форма скотоводства имела место по побережью Чёрного моря, в Прикаспийской низменности, Приаралье, вдоль рек Амударья и Сырдарья.
Некоторые специалисты выделяют ещё отгонное скотоводство. Оно основано на сезонных перегонах скота на относительно короткие расстояния. Скот обычно перегоняется на высокогорные пастбища летом и в долины низин зимой. Погонщики имеют постоянные жилища, обычно в долинах. В данном случае бедные почвы не давали возможность развиваться полноценному земледелию, но существовали огородничество, собирательство, охота. Развивалось ремесленничество. Такой тип хозяйствования был, например, характерен для алтайцев, распространен у подножия гор в Казахстане, Киргизии, Таджикистане.
С точки зрения греко-римской «цивилизации» - все эти люди подпадают под термин «кочевники». В Италии и в Греции, в силу природных и географических особенностей, возможно только пастушество. Греки, не иначе, завидовали, что не могут иметь столько скота…
Вывод: не все скотоводы априори – кочевники. (Цыгане – кочевники, но не скотоводы). Абсолютным кочевничеством занималась малая прослойка населения, в узком ареале, протянувшимся с запада на восток, на очень бедных землях, в тяжёлых климатических условиях. Кто сумел застолбить за собой земли по богаче, могли позволить себе более роскошную жизнь, комбинируя различные виды хозяйствования, что требовало, однако, разнообразие в орудиях труда. Жизнь среди гор сама подкидывала решения для поставленных задач выживания.
Развенчиваем последний постулат:
4. Для развития искусства металлообработки необходимы мастера-ремесленники, а не пастухи-кочевники.
Мы с вами только что выяснили, что не все кочевники – есть гордые скитальцы, послушно следующие за своими стадами.
Скифы делились на земледельцев и скотоводов, а в среде скотоводов – на кочевников и полу-кочевников (…).
В среде земледельцев, которые заняты своей непосредственной деятельностью только, плюс-минус, шесть месяцев в году, ремесло выделяется как дополнительное хозяйствование в свободное время. Более того, работа земледельца требует бόльшего вовлечения в производство сопредельных дисциплин: кузнечное дело, мельничное дело, ткачество (лён, конопля), лозоплетение; и работников: коновалы, гончары, бондари и т.д..
Вопрос: Могла ли в среде скотоводов возникнуть ремесленная деятельность?
Специфика кочевого хозяйства заключается в том, что оно способно использовать только ограниченное число рабочих рук. Охраной стада, перевозкой юрт, дойкой, забоем скота, стрижкой, выделкой кожи может заниматься фиксированное количество людей. Как правило стадо держит семья, а не народ. Отделившийся от семьи мужчина, получает в наследство скот, образует свой род, свою семью. Но количество скота и уход за ним (по ряду причин) по трудозатратам не требует большого количества рабочих рук. Производительность труда в скотоводческой среде значительно выше чем у аграриев. Из-за возникающего дисбаланса появляется избыток рабочих рук. То есть на стадо с определённым поголовьем достаточно фиксированное количество работников. Появляется потомство не задействованное в рабочем процессе. Возникает потребность перехода в другие сферы деятельности.
(Справка: Косвенно с данными обстоятельствами связана невысокая рождаемость у кочевников-скотоводов.
(Источник: Кузьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. М., «Наука», 1994. \ОСНОВЫ ЭТНОДЕМОГРАФИИ Учебное пособие - Учебное пособие)
Что делать тем, кто оказался не удел?
(Сноска: Для кочевников характерны две наиважнейших характеристики: мобильность и адаптивность).
Можно, как это и делали скифы, найти удобные земли и заняться земледелием; или повоевать в качестве приглашённых наёмников; можно самим совершить военный поход (не ради добычи, но ради славы); можно основать монастырь и уйти всей юртой в монахи (шутка); можно отправиться исследовать новые земли; а можно заняться иной производительной деятельностью: например, добывать руду (коей в окрестных горах видимо не видимо), лить металл, изготавливать конечный продукт, к тому же если этот товар имеет большой спрос на рынке и приносит стабильные доходы.
О том, что полчища скифов ходило туда-сюда-обратно по Малой Азии, Ближнему Востоку и пр. , мы знаем из описаний историков. А вот на их прикладные, «научно-исследовательские» походы по ЕвроАзиатскому континенту внимание не обращается. Да, что там… Перевалили за горы Памира, - основали Бактрийское царство, пересекли пески Каракума (пустыня «Чёрные пески», Таджикистан), - образовали Парфию, добрались до крайних пределов Европы на западе, - получили название «галлы». А потом всё бросили, оставили нажитое Иранцам, Афганцам, Пакистанцам, Китайцам, Французам, и вернулись домой, - в Скифию.
(Сноска: До сих пор, несмотря на жёсткую романизацию, 40% населения континентальной Европы составляют славянские народы).
А то, что среди кочевников могла образоваться прослойка металлургов-ремесленников, - это за пределами снисходительного отношения хитрых историков к примитивным скотоводам. Но «бронзовый век» не стал бы движущим фактором развития общества того времени, если бы в употреблении были бы только малые запасы меди и олова имеющие место быть в европейской части континента. Без скифской бронзы общество ещё бы на многие столетия продолжало стоять одной ногой в «каменном веке».
В условиях горной местности интерес к рудокопству и металлургии мог возникнуть как в среде абсолютных кочевников, так и в среде полу-оседлых кочевников. У первых в связи с переизбытком рабочих рук и поиска новых приложений труда. У вторых в связи разнообразием ведения хозяйства, требующем разнообразных орудий труда и с избытком свободного времени в связи с сезонностью работ.
Выводы:
Скифы, не смотря на разный тип хозяйствования - «ведут одинаковый образ жизни с остальными» (Геродот. Кн. 4/17). В силу свой природной (если хотите – врождённой) пассионарности, скифский род расселился на огромные территории.
(Сноска: Подобному «расширению» в пространстве способствовали и масштабные природно-климатические изменения имевшие место на ЕвроАзиатском континенте более 5 тысяч лет назад. Но это отдельная, глобальная тема исследования).
И скифы земледельцы, и скифы скотоводы, несмотря на разный тип труда и разный итоговый продукт производства, не теряли своих родственных связей на протяжении многих веков. Они продолжали держать под контролем весь путь расселения скифов с запада на восток и обратно. И имея контроль над «трассой» продолжали обмениваться друг с другом не только духовными и культурными ценностями, но и товаром, конечным продуктом своей производственной деятельности. Идея пути, дороги – была одним из главных проявлений скифского бытия, основа их жизнедеятельности. Не только кочевники осваивали новые земли в поисках пропитания для скота. Ведь и скифская земледельческая культура, набравшись опыта, стала осваивать более северные и менее плодородные земли Полесья и Русской равнины и далее по окружности.
И столь быстрое и качественное освоение земель было бы не возможно без… бронзовых орудий труда и бронзового оружия. Историки, следствие продвижении скифов по континенту, видят исключительно в их мобильности, связанной с использованием тяглых животных и, в первую очередь, лошади. Но скифы и их потомки не просто катались на телегах, лошадях по европам и азиям, они осваивали (!) земли, закреплялись на них, где была возможность; оседали, обустраивали селения, а это было возможно только в том случае, если их орудия труда давали больше производительности, а оружие способствовало качественной обороне. Это признают и западные историки – именно скифы (Ямная культура (3300—2600 гг. до н.э., в прочтении учёных - индоевропейцы), привезли с собой в Европу бронзу и научили местных её выплавлять. Значит они прихватили своё знание о бронзе с собой из Скифии. Скифы стали продавать бронзу (или её составные) на Ближний Восток и в Египет.
(Справка: Ямная культура является составной частью более широкого археологически-культурного феномена - Культуры боевых топоров ещё известной как Культура шнуровой керамики — археологическая культура медного и бронзового веков, распространённая на обширных территориях Скандинавии, Центральной и Восточной Европы и датированная 3200/2300 до н. э. — 1800 г. до н.э.. Название возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы каменный, а позже бронзовый, боевой топор. Топоры клались в захоронения и в погребения азиатских, южно-сибирских скифов).
(Источник: Одними из первых, кто в скифах-скотоводах разглядел индоевропейцев, принёсших язык и культуру в Европу были историки Г. Чайлда, Т. Сулимирский.
Child G. The aryans. — N.Y., 1926, так же Child G. The prehistory of European Society. — London, 1950.
Sulimirski T. Die schnurkeramischen Kulturen und das indoeuropaische Problem // La Pologne au VII Congres international des sciences prehistoriques. — Part I. – Warsaw, 1933 — P. 287 — 308. так же Sulimirski T. Corded ware and globular amphorae North East of the Carpathians.- London, 1968.)
Не зря скифов во все времена задвигали на задний план. Их знания и умения, опыт превосходили достижения других не скифских народов, что вызывало зависть и злобу. Они были не только хлеборобами и держали поголовье скота о котором не на ближнем востоке ни в римской империи и не могли мечтать, они были металлургами и обеспечивали бронзой значительную часть античного мира.
Отношение к скифам как диким людям, жившим в кибитках, «таскавшим» своих умерших 40 дней по соседям и резавшим головы врагам, призвано сфокусировать внимание на отсталости общества и создать унизительный образ варвара, первобытного человека. Превосходства скифов чаще умалчивались, нивелировались на фоне их «дикости». Поздние историки законсервировали сложенное античными авторами представление, закрепив его навешанными стереотипами и неподтверждёнными догмами.
Умный, трудолюбивый, самобытный, сострадательный, мужественный, импульсивный народ – скифы – является примером памяти, уважения и подражания многих современных народов.
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Ольга Семёнова-Роттердам обязательна.
|