Немало в мире имеется островов вулканического происхождения. Но есть ли еще такие популярные в смысле внимания и исследования, как остров Пасхи? Чем же он так привлекает внимание? Попробуем в этом разобраться.
Первая его необычность заключается в том, что это самый удаленный от остальной цивилизации населенный остров в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3514 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места, — 2075 км.
В связи с этим фактом возникает уже несколько вопросов: Как туда могли добраться люди? И когда это могло произойти? Были ли у них какие-то средства навигации, и какими средствами передвижения они располагали? А может быть этот остров – часть затонувшего континента? И люди, его населяющие, вовсе и не приплыли туда откуда-то издалека, а там и жили до катастрофы, разрушавшей континент? И тогда, возможно, этот остров – остаток совсем другой цивилизации, еще незнакомой жителям Земли?
Возможно, первым из обнаруживших остров европейцев был английский пират Эдвард Девис. Он обнаружил какой-то остров в этом районе в 1687 году, но не высаживался на него, лишь занес его координаты в свой корабельный журнал. И по традиции давать всему вновь отрытому какие-то имена, он назвал его «Землей Девиса». Полной уверенности в том, что он обнаружил именно остров Пасхи, нет, поэтому за островом закрепилось название, данное ему следующим его открывателем - голландским мореплавателем Якобом Роггевейном. Роггевейн не только увидел этот остров, но и высадился на него, и сделал его описание.
Произошло это в апреле 1722 года. Спустя 6 лет, в 1728 году записи Якоба Роггевейна были опубликованы. Но оказались неизвестными за пределами Голландии, так как не были переведены на другие языки. А голландский язык в мире кроме самих голландцев мало кто знает. Мне посчастливилось найти эту книгу, и найти в ней описание острова Пасхи.
Мне оно показалось настолько интересным, что я решила поделиться этим открытием с моими дорогими читателями. Возможно, кому-то эта информация покажется фантастичной. Но верить ей или нет – личный выбор каждого. Мне же она видится очень и очень даже правдоподобной. Иначе я не стала бы уделять ей свое внимание. Книга называется «Двухгодичное плавание вокруг света, для открытия неизвестных южных земель, предпринятое тремя кораблями в 1721 году» (Tweejaarige reyze rondom de wereld, ter nader ontdekkinge der onbekende zuydlanden, met drie schepen in het jaar 1721 ondernomen) [Источник]
Сначала немного об ее авторе, Якобе Роггевейне и о его плавании. Якоб Роггевейн (1659 - 1729) был голландским исследователем, а также имел докторскую степень юридических наук. 1 августа 1721 года он возглавил экспедицию, спонсируемую голландской Западно-Индийской компанией, соперницей Восточно-Индийской компании, для поиска неизвестной Южной Земли (Terra australis incognitate) и открытия западного торгового маршрута к «островам специй», т.е. Индонезии. Его флот состоял из трех кораблей с экипажем в 244 человека. В книге приводится карта с нанесенным маршрутом этого плавания:
Начав свое плавание в Голландии, они пересекли Атлантический океан, обогнули самую южную точку Южной Америки, и далее пересекли Тихий океан, встретив по пути несколько островов (в том числе и остров Пасхи), затем через «острова специй» в Индийский океан, обогнув Африку – в Атлантический, и назад домой, в Голландию (второй части маршрута уже не видно на этой карте). Их маршрут полностью соответствовал океаническим течениям. Таким же они остаются и в наше время:
В те времена, когда еще не было моторов, и полагаться приходилось только на паруса, двигаться вместе с течением было намного легче, а против течения – очень проблематично. Это относится и к вопросу о том, с какой стороны прибыли люди на остров Пасхи: в 18-м веке почему-то не сомневались в том, что прибыть на остров Пасхи можно было только с востока, т.е. со стороны Америки.
Интересно, что между континентами Евразия и Северная Америка на этой карте показан какой-то континент под названием «Товарищеская Земля». Het Land van Yedso – это Камчатка. Калифорния показана отельным островом. В Африке еще существовала страна Варбария. Или по-другому еще ее называли Берберия. И ее жителей, соответственно, назывались берберами. Ныне эту территорию занимают страны Алжир, северная Мали, Мавритания, Марокко, северный Нигер, Тунис, Ливия и часть западного Египта. Считается, что берберами или барбарами (или варварами?) их назвали европейцы, потому что они не понимали их языка. Т.е. понятие «варвар» изначально означало вовсе не «дикарь», как принято считать сейчас, а «человек, говорящий на другом языке».
И вот, собственно, описание острова Пасхи, с моими комментариями к нему:
«6-го числа этого месяца мы обнаружили на 27 градусе южной широты и 268 градусах долготы остров, который до сих пор был неизвестен и не был обнаружен ни одним европейцем. Согласно обычаю давать названия вновь открытым островам, остров был назван островом Пасхи, потому что мы были здесь как раз в этот день, когда настал день празднования Воскресения нашего Господа. Как только якоря достигли дна, мы увидели большую лодку очень странной формы, сделанную из кусков дерева, самые большие из которых едва ли были больше 15см. Эта лодка управлялась одним человеком, великаном высотой в 12 футов (3,66м), который направил всю свою силу напрасно, чтобы убежать от нас, но мы окружили его и поймали. Его тело было раскрашено темно-коричневой краской. Мы пытались объясниться с ним, ища подходящие знаки и слова, которые употребляют на островах Южного моря. Единственное, что мы поняли, что он не понял ни слова из того, что мы сказали, поэтому мы посадили его опять в его лодку и отпустили.»
На приведенной выше карте видно, что в то время еще не было деления на западные и восточные долготы, и долготы считались от 0 до 360 градусов, от нулевого меридиана, проходящего в данном случае через Гринвич.
Немного об истории нулевого меридиана: самый первый из известных нам нулевой меридиан проходил через египетскую Александрию. Было это с 3 века до н.э. до 2 века н.э. Затем он переместился на Канарские острова, предположительное место мифического Рая по Птолемею. Этот меридиан оставался нулевым на некоторых картах до 21 века. Так же наравне с ним в средние века использовали еще и острова Зеленого мыса за точку отсчета. В более поздние века картографы начали проводить нулевые меридианы через столицу своей родины или близлежащую обсерваторию. Примерами этого являются меридиан Толедо, Варшавский и меридиан Пулковской обсерватории в Санкт-Петербурге в России. Гринвичский меридиан был определен в 1685 году после открытия Гринвичской обсерватории. В 19 веке до 70% международного судоходства пользовалось этим меридианом. Но так же существовали десятки других. В 1884 году по приглашению американского президента была созвана Международная Меридианская конференция, в которой подавляющее большинство стран согласились использовать «Меридиан в Гринвиче» в качестве международного стандарта. Источник
Далее автор не сообщает, чем они занимались в течение 2-х дней, вероятно готовили свою высадку на берег или ждали подходящей для этого погоды, но затем:
«Через два дня море было полностью покрыто дикими обитателями этого острова, роившимися и кишащими в настолько большом количестве вокруг корабля, что мы не могли все еще считать целесообразным приблизиться к острову. Они кричали, как кошки, с полным недовольством по поводу кораблей, и казалось, не испытывали ни малейшего страха перед нами. Но что касается величины и внешнего вида наших кораблей, со всем, что было на них, они были очень удивлены и не знали, что это означает. Но их любопытство в основном касалось наших пушек, до которых они пытались дотянуться руками, чтобы проверить, не могут ли они поднять их и взять с собой. Но это им не удавалось, несмотря на то, насколько мощными они были, чем, по нашему мнению, они были очень недовольны.
Мы убедились, что жители острова оказались очень вороватыми и ловкими. Они проворно прыгали через борт и хватали ржавые гвозди, старое железо, и все, что они могли схватить. Своими ногтями они пытались выскоблить из корабля болты, но те сидели слишком крепко. Эти длинные гости, наконец, взобрались на корабли в таком большом количестве, что мы едва ли могли удержать порядок и их проворные руки. Мы начали опасаться, что они могут оказаться слишком сильными, чтобы мы могли с ними справиться, и приложили все усилия, чтобы выпроводить их с наших кораблей по-хорошему, не применяя более тяжелых способов.
10 апреля мы отправились на лодках на остров, чтобы высадиться на берег и занять эту местность, но бесчисленная толпа дикарей стояла на берегу, охраняя пляж и не давая нам высадиться. Они угрожали нам и проявили всю храбрость, чтобы прогнать нас с их земли, но как только мы выстрелили по ним из наших мушкетов (вынужденно), и некоторые из них попадали, уткнувшись носами в песок, их мужество ослабло. Они совершали странные жесты и движения и смотрели с крайним удивлением на своих упавших товарищей, и на раны, проделанные пулями в их телах, затем начали выть и торопливо убежали с пляжа, таща с собой все упавшие тела. Так что мы наконец смогли высадиться на берег.»
Надо сказать, что запрыгнуть на корабль с поверхности воды, и даже с небольшой лодки не так то просто. Морской корабль 17-18 века, а в данном случае это были два фрегата и 1 гукер - это несколько метров в высоту. Гладкой и скользкой поверхности, сильно выгнутой, особенно у поверхности воды. Вот так, например, выглядит точная копия французского фрегата 18 века “Гермиона”(Hermione):
Далее описывается внешний вид островитян:
«Эти народы не ходят обнаженными, так же как и многие другие дикари, но носят различные облачения, различных цветов, сшитые или сплетенные из шелка и хлопка. Но ничто не является таким неподобающим, как их уши, ужасно длинные, у большинства достигающие плеч. Даже если они делают это для самых больших украшений, как у нас, они настолько необычны, так отвратительно выглядят, с такими чрезмерно большими отверстиями и дырами, что мы легко можем просунуть в них свои руки.»
Автор сделал это описание дикарей, еще не видя истуканов этого острова, потому что ничего здесь о них не говорит. И, видимо, встреча с великанами в 18-м веке не была в диковинку для путешествующих по свету, потому что далее он пишет:
«До сих пор моя история найдет некоторую веру, потому что она сама по себе не содержит ничего экстраординарного. Я должен сказать, например, что эти дикари, в основном, все гигантского роста. Были некоторые такой же высоты, как самые высокие из наших людей, и далее выше и выше, до 12 футов высотой. Так, что мы легко, не сгибая головы, могли пройти между ногами этих детей Голиафа. Их толщина пропорциональна их высоте, как и все части тела пропорциональны между собой. Но их женщины меньшего роста – 10 или 11 футов (3,0-3,3м). Мужчины раскрашивают свои тела в красный или темно-коричневый цвет, женщины – в багряные, алые цвета.»
Упомянутый здесь Голиаф – представитель древнего народа, который назывался филистимлянами. Они населяли приморскую часть современного Израиля, которая ранее называлась земля Ханаан, или Земля Обетованная. О происхождении филистимлян нет единого мнения. Библия выводит их потомками Хама. Часть современных учёных отождествляет филистимлян с пеласгами, т.е. праславянами по Г.С.Гриневичу. Его схема: пеласги = этруски = славянское племя (расены), то есть праславяне. В Библейском рассказе о Голиафе говорится как о гиганте, высотой около 3 м, одетом в медную чешуйчатую броню весом почти 57 кг, в медном шлеме с медными наколенниками и копьем с железным наконечником, весом 7кг. Голиаф покинул филистимский лагерь и бросил вызов израильской армии, вызывая на поединок сильного воина, чтобы сразиться с ним и определить исход борьбы между двумя народами: если побеждает Голиаф , то израильская армия сдается и наоборот. 40 дней подряд Голиаф издевался над израильской армией, потому что никто не осмелился принять его вызов. Однако на 40-й день юный пастух Давид принял вызов Голиафа, с одобрения Господа Бога. Объявив, что он идет против него при поддержке Бога, Давид бросил в гиганта камень из своей пращи и попал ему прямо в лоб. Голиаф упал на землю, и Давид взяв меч, прикончил гиганта, отрезав ему голову.
Сейчас уже многим с трудом верится, что еще совсем недавно могли существовать люди такого роста, так и в 18-м веке были сомневающиеся. Поэтому автор книги приводит дополнительные доказательства своим словам.
«Я не сомневаюсь, что большинство людей, которые прочитали это описание, не верят мне и считают рассказ о высоте этих гигантов басней и выдумкой. Но я заверяю, что не погрешил против истины, и что этот народ действительно имеет такую большую высоту, как я здесь описал. Точно так же, как и другие путешественники, которые также плывут по этому морю, которым можно доверять, имеют описания, совпадающие с этим, как мы докажем в следующей главе.
Всего в мире найдено 2 типа гигантов, один из них - целые народы, а другие иногда встречающиеся среди людей обычной высоты, и являющиеся предметом удивления или насмешки. То, что есть эти последние, никто не будет противоречить, их можно встретить даже в наших странах; но что «есть целые народы гигантов, отрицается Йоханнесом Беканусом и другими. Имеются свидетельства Священного Писания с ясными и удовлетворительными доказательствами, что есть гиганты обоих этих видов: когда они говорят об Оге, царе Башана, великане Голиафе и убийстве сыновей Анака, которые превзошли других великанов своей земли по высоте, и в глазах которых шпионы израильтян выглядели как саранча. Поэтому я приведу другие примеры, которые в остальном можно найти в большом количестве учеными Магиусом и Кассинио в их книгах о великанах.»
Отдельные высокие люди рождаются и в наше время. Таких фотографий много в интернете. Например:
Это Роберт Першинг Уодлоу, родившийся в 1918 г. в Олтоне, шт. Иллинойс, США. Когда 27 июня 1940 г. ему измеряли рост, он равнялся 2,72 м при размахе рук 2,88 м. Его максимальный зарегистрированный вес достигал 223 кг. Источник
В настоящее время самым высоким человек в мире согласно Книге рекордов Гиннесса является турок Султан Кесен. Его рост составляет 251 см:
Упомянутый здесь Ог, согласно нескольким книгам Торы и Ветхого Завета, являлся древним царем рефаимов, проживавших в Башане. Вместе со своей армией он был убит Моисеем и его людьми в бою при Эндрее.
Коротко о рефаимах из другой книги, «Рефаим и их связь с египетской историей» (1852г.) :
«Прежде чем мы попытаемся выяснить, кем были рефаимы, было бы желательно выяснить, кем они не были. Ибо судьба этой первобытной нации прервана, но было мало внимания к ним со стороны библейских комментаторов; и общее представление о них, что они были гигантским племенем ханаанов, таким образом, прошло, не пробуждая ни сомнения, ни дознания. Само их существование, как отдельной нации почти неоправданно забыто, хотя в разных частях Священного Писания есть много отрывков, относящихся к ним по их собственному названию – Рефаим. Это имя почти всегда было неверно переведено как «гигант». Некоторые индивидуумы этой нации оцениваются как необычайные образцы чрезмерной телесной силы и роста, а именно, царя Башана и филистимлянских защитников, убитых Давидом и его родственниками. Отсюда возникла странная ошибка, порожденная александрийскими евреями, которые переводили Септуагинту (Собрание переводов Ветхого Завета Библии на древнегреческий язык – прим. мое), и своим авторитетом увековечивали в нашем современном лексиконе, что, поскольку некоторые конкретные люди расы Рафа были гигантского роста, то «Рафа» должен обязательно означать «гигант».
Может быть «рафа» - и не означает «гигант», но из этого, конечно же, не следует, что они не были гигантами. И правильно будет говорить не «рефаим», а «рафаим». Или даже «рафаив»? В этой книге написано, как рафаимы называли сами себя:
Про Голиафа уже было сказано выше. А вот что пишет Библия о сыновьях Анака:
«Сыновья Анака впервые упоминаются в 13-й главе Чисел (Четвертая книга Моисеева). Израильтянский лидер Моисей посылает двенадцать шпионов, представляющих Двенадцать колен Израилевых, чтобы разведать землю Ханаанскую. Шпионы входят из пустыни Негев и отправляются на север по иудейским холмам, пока не добираются до ручья Эшкол рядом с Хевроном, где проживают Шешай, Ахиман и Талмай, сыновья Анака. После того, как разведчики исследовали всю землю, они возвращаются обратно с образцами плодов земли; в первую очередь с гигантской гроздью винограда, которую необходимо нести вдвоем на шесте. Затем разведчики сообщают Моисею и собранию, что «эта земля действительно есть земля, текущая молоком и медом». Но 10 из 12 шпионов отговаривают израильтян даже пытаться обладать землей, поскольку они сообщили, что люди там выше и сильнее, чем израильтяне, и, кроме того, сыновья Анака живут на этой земле, и что они чувствуют себя кузнечиками в их присутствии.»
Это что касалось упоминания о гигантах в Библии. Далее автор описывает уже свидетельства встречи с гигантами своих современников:
«Так что мы только из современных открытий можем найти доказательства того, что гиганты находятся не по всему миру, как считают большинство людей, но что они найдены во многих местах Южной Америки, в стране Патагонии, в Магеллановом проливе и на неизвестных южных землях. Так же, как и за пределами того, что я видел своими глазами, обнаруживается из описаний известных путешественников, слова которых получили всеобщее доверие.
Антониус Пигафетта, который вел журнал на корабле Магеллана, сообщает, что они видели в бухте Святого Юлиана, на 49 градусе южной широты, гигантов, таких больших, что испанцы не доставали им до пояса. И на обоих их щеках были нарисованы человеческие сердца одинаковой формы. Они знаками приглашали испанцев в свои хижины, а те в свою очередь пытались заманить их на корабли. Наконец, семеро вооруженных мужчин отважились отправиться в эту местность; они увидели дом, покрытый шкурами. Там находились 5 великанов и 13 великанш с детьми, все черного цвета кожи. Они дали этим смельчакам мясо жаренного дикого осла, но ничего не дали пить. И выделили каждому шкуру, чтобы переночевать, но ни они, не дикари не могли спать, опасаясь, что они могут сломать друг другу шеи. На следующий день попытались испанцы сначала по-хорошему, потом силой увести этих великанов на корабль. Но дикари упирались и, несомненно, пересилили бы испанцев, если бы те не применили мушкеты. Там им удалось захватить троих великанов и увести их на корабль. Двое сбежали от них по дороге, однако третьего им удалось поднять на корабль. Там он встал таким образом, что испанцы не смогли его связать. Поэтому его избили цепями. Он умер, потому что от горя не хотел ни пить, не есть. После его смерти измерили длину его тела. Она составляла 11 ладоней (2,4м). У них были очень уродливые ноги. Поэтому Магеллан назвал их патагонами.»
Вот спрашивается, кто из них дикари, а кто цивилизованные люди: те, которые накормили и спать уложили или те, которые за это потом цепями забили?
Анто́нио Франче́ско Пигафе́тта — итальянский мореплаватель, участник первого в истории кругосветного плавания — экспедиции Магеллана-Элькано (1519—1522). Его описания стали основным источником сведений об экспедиции Магеллана. Но есть описания и других авторов:
«Шестеро из этих крупных гостей, говорит испанский историк Эррера, пришли навестить Магеллана и проглотили на завтрак котел с кашей, которого хватило бы на 20 человек, чтобы насытиться. Они были одеты в яркие юбки и имели луки длиной в 4 фута (1,2м), со стрелами с каменными наконечниками. Один из них захотел стать христианином, его назвали Юау Гигант. Если он видел, что вышвыривают в море мышей, он просил дать их ему съесть. Так что через 6 дней он не ел ничего, кроме убитых крыс и мышей. Когда это кушанье закончилось, он оправился на сушу и назад уже не вернулся.
Если Пигафетта и Эррера сказали правду, не стоит сомневаться в том, что рассказывает португальский историк де Баррос, как он рассказал о многом другом, об этом он тоже рассказал; но он защищает свою историю и говорит, что Магеллан привез двух гигантов в Кастилию, более 12 ладоней или 10 футов высотой (3м), но они не прожили долго, потому что они не ели ничего кроме сырого мяса.
Магеллан, пишет Аргенцола в первой книге об оккупации Молуккских островов (индонезийская группа островов между Сулавеси и Новой Гвинеей – прим. мое), поймали в проливе, носящим его имя, нескольких гигантов, 11 1/4 футов в длину (3,4м), но которые не прожили долго из-за отсутствия своего обычного питания.
И этот авторитет говорит в своей 3-й книге, что люди кораблей Сармьенто в Сираате схватились врукопашную с людьми, которые были выше 9 футов (2,7м). В первом столкновении они убежали от испанцев с такой быстротой, что, по словам писателя, пули из мушкетов не достали их.
Встречаются и другие примеры описания гигантов у испанских путешественников, которых мы не будем приводить, но продолжаем рассматривать то, что скажут голландские путешественники.
В ежедневном журнале Капитана Зебальта де Верта мы читаем, что они с 5 кораблями были в Зеленой бухте, в 21 миле от Магелланова пролива, где на них набросились 7 лодок, полных дикарей, 10-11 футов ростом (3 – 3,3м). Но так испугались ружей и мушкетов, что повернули к берегу, и там вырывали из земли довольно толстые деревья, чтобы защититься ими от пуль.
11 декабря 1615 года видели люди Волтера Шутена в Порто-Дезире, лежащем на 47-градусе южной широты, на вершине горы какие-то каменные груды. Чтобы увидеть, что под ними скрыто, они разрыли одну из них и обнажили скелеты людей длиной в 10 или 11 футов.
И люди с корабля Святого Петра из Марселя, во главе с капитаном Карманом из Сен-Мало, увидели шестерых примерно одинакового роста, среди которых один, казалось, имел признак превосходства над другими. Его волосы были свиты с нитями, сделанными из птичьих кишок с перьями вокруг головы. Их одежда состояла из кожаного мешка, с шерстью вовнутрь. В рукаве, вдоль руки, у них были колчаны, наполненные стрелами. Которые они дарили матросам, а также помогли вытащить лодку на берег. Матросы предложили им хлеб, вино и бренди, но они отказались его пробовать. На следующий день хлеб они взяли. Очевидно, эти большие люди были меньше приспособлены к холоду, чем те, что меньше ростом, потому что у маленьких не было другого способа одежды, кроме одной шкуры на плечах.»
Резкое похолодание, видимо, явилось одной из причин гибели великанов.
«Эти гиганты, которые среди нас называются патагонами, известны испанцам в Чили, потому что они приходят в места, где живут испанцы, и как пишет г-н Фризье: «Дон Педро де Молина, который был губернатором Чили и некоторое другие очевидцы сказали мне, что они не намного меньше четырех локтей, то есть от 9 до 10 футов в высоту.»
Великаны были обнаружены и в неизвестных Южных Землях, как раньше называли район, южнее Индонезии. В 17-м веке голландцы активно бороздили эту территорию, в надежде открыть Австралию. Далее он пишет, что есть еще много описаний встреч с великанами, но вряд ли они будут чем-то отличаться от уже им приведенных, скорее они будут похожими:
«Я не сомневаюсь, что я привел здесь столько свидетельств надежных путешественников, что их будет достаточно, чтобы убедить всех, что «люди особого и удивительного размера находятся в Америке и на Юге». И снова расскажу, что я видел и наблюдал этих великанов на острове Пасхи.»
Далее он возвращается к описанию жителей острова Пасхи:
«После того, как обитатели этого острова испытали на себе силу нашего оружия, как мы здесь рассказывали, они начали относиться к нам очень вежливо, и очень любезно предложили нам из их хижин все виды клубней, сахарный тростник, бананы, большое количество кур, что нам пришлось по вкусу.
Богослужения и идолы этих дикарей, которые я видел, очень удивительны. Два больших камня служат им местом поклонения богам. Один из них был очень широким и лежал на земле, на нем лежал другой камень, такой объемный и высокий, что наши люди всемером не могли его обхватить. Так что мы не могли представить, какими большими и сильными должны быть жители этого острова, чтобы переместить этот камень и водрузить его на другой камень. Потому что при этой толщине он имел еще высоту трех человек.
Вершина этого камня была вырезана или высечена в форме человеческой головы, украшенная кружком, инкрустированная вложенной работой из маленьких камушков. Имя самого большого идола было Таурио, а другой назывался Даго, по крайней мере, это были слова, которые они кричали им, и где они поклонялись им.»
Трудно представить, что он имел в виду? Может быть, платформу Аху и стоящего не ней Истукана?
«Меня бы не удивило, если тот, кто читает это, придет к мысли, что эти великаны могут быть потомками ханаан, у которых одного из почитаемых ими богов звали Дагон. Чьи тела намного превышали общие размеры, и которые были выгнаны Джошуа из их земли и владений. Скорее всего, что те же самые патогонцы, о которых мы уже говорили, с материка течением на своих лодках прибыли на эти острова. Но являются ли патагонцы потомками древних ханаан и жителей Финикии, которые бежали от Джошуа из Средиземного моря через Пролив, вместе с течением большого океана добрались до берегов Южной Америки, и затем время от времени переселялись с материка на соседние острова? Я не верю, что кто-то легко или целиком отвергнет, или целиком поверит этому.»
Да, в такое действительно нелегко поверить. Это было предположение Якоба Роггевейна, сделанное им на основании тех фактов, что имя бога островитян совпало и именем одного из ханаанских богов, и что и те и те были высокого роста. И возможно еще факт направления течений. Упомянутый здесь Джошуа русскоязычным читателям известен под именем Иисуса Навина. Но его имя переведено так только на русский язык, и я думаю, что перевод этот некорректен. Так как совпадает с известным всем именем Иисуса, которое пишется как «Jesus», а не «Joshua». Как говорится, несколько букв и совсем другой вложенный смысл, с чем уже сталкивались не раз.
Джошуа Навин был помощником Моисея и стал лидером израильских племен после его смерти. Он был одним из 12 шпионов Израиля, посланных Моисеем, чтобы исследовать землю Ханаанскую. И , я думаю, как раз из тех двух, которые не стали оговаривать израильтян напасть на ханаанов, и как мы знаем теперь из истории, совершено не зря: израильтянам удалось победить, казалось бы, превосходящего в силе противника.
Несколько слов о боге Дагоне. Известно три бога с таким или похожим именем у разных народов (хотя может оказаться, что имеется в виду один и тот же персонаж). Дагон, который появляется в первых угаритских текстах в борьбе с богом Ваалом; второй Даган, шумерский бог плодородия, почитаемый во всем Древнем Востоке; и, наконец, в Финикии, Дагон - морской бог, наполовину человек, наполовину рыба. Имеется лишь изображение последнего:
И вот что написано в книге, из которой приведена эта иллюстрация о Дагоне:
«Еще одна божественность, стоявшая перед Беллом, называлась почти так же часто, как и Энн или Ану-малик (король Эну), чье имя легко узнано в библейском Анамелехе. То, что мы знаем о нем, недостаточно, чтобы дать четкое представление о его природе. Его называют «тьмой» и «властелином подземного мира», но он также присутствовал на небесах, и именно он дал первым людям дар речи, научил их делать плоды земли полезными, строить города , искусство письма и все остальное, что относится к гуманитарным потребностям колонии народа и в чем нуждается авангард человечества. Кроме того, Хиа, бог рек и Бин, «который жил на небе», и «в его руке был горящий меч». Странным созданием был бог рыбы Дакан (в Библии Дагон), который, вероятно, был аналогом Хиа, но, в отличие от него, у него указана полезная сила воды.»
Из этого описания можно сделать вывод, что звали его возможно, не Дакон, а Дакан (Даган - шумерский бог плодородия, почитаемый во всем Древнем Востоке ?). И главное, что рыбой, скорее всего, он не был, но был покровителем рыб, или еще возможно точнее, той пищи, которую дают человеку моря и реки. И тут уже можно проследить связь с жителями острова Пасхи. Ведь, скорее всего основную пищу им давал океан?
«Для этих двух Идолов, Таурио и Даго эти дикари имели большое уважение. Их чествовали с большим благоговением, главным образом танцами, ликованием, прыжками и хлопаньем в ладоши. Похоже на то, как сыны Израилевы чествовали теленка, вылитого Аароном из золота, как мы читаем в Священном Писании. И когда мы стреляли из пушек, видно было, что они очень боятся. Они делали удивленные и странные жесты и прыжки, затем указывали на наших людей протянутым пальцем, а затем на своих богов, которых они, казалось, умоляли о помощи против наших кораблей с криком и воем «Даго, Даго»
На этом описание острова Пасхи заканчивается. Голландцы пробыли на острове всего два дня, и конечно, много увидеть за это время они не успели, потому что начало штормить. И опасаясь оставлять свои корабли вблизи рифов в такую погоду, а так же опасаясь застрять на острове в незнакомой обстановке, они поспешили вернуться на свои корабли и продолжили свое плавание на запад, в поисках южного материка:
«12 апреля, покинув этот остров, мы отступили в море и отправились на Запад.»
В книге описана всего одна статуя. Но остров имеет протяженность в 24 км, а статуи находятся в определенных местах. Голландцы были лишь в одном селении, и не обследовали окрестности. Еще одна книга об этом же плавании была издана в 1911 году, т.е. на 183 года позже первой. Она называется «Плавание Якоба Роггевейна для открытия Южной Земли 1721-1722гг.» (De reis van mr. Jacob Roggeveen ter ontdekking van het Zuidland (1721-1722)
Эта книга примерно в два раза толще, так как содержит более подробные описания. Но упоминания о великанах в ней уже нет, и вообще не сказано ни слова о росте островитян. В ней также описана встреча с первым жителем острова Пасхи, но описание это сильно отличается от предыдущего:
«Утром доставил капитан Бауман (так как каноэ с острова подошло к его кораблю) жителя острова Пасхи на наш корабль, который был полностью голый, без малейшего намека на одежду, чтобы яснее сказать. Этот бедный человек проявил большую радость, увидев нас. Он был чрезвычайно поражен видом нашего корабля, высотой его мачт, толщиной веревок, парусами, пушками, которые он тщательно ощупал. И, кроме того, всем, что он видел, и когда он увидел свое отражение в зеркале, он заглянул за его обратную сторону, чтобы увидеть причину этого изображения. Теперь, когда мы достаточно развлекались с ним, и он с нами, мы отправили его обратно на остров в его каноэ, дав ему две нитки кораллов на шею, зеркальце, ножнички, и другие подобные вещички, которыми, казалось, он был очень доволен.»
Которое из них является более верным? Я склонна считать, что первая книга, изданная через 6 лет после плавания, когда еще были живы ее участники, вызывает больше доверия, чем та, что была издана двумя столетиями позже. Описание увиденной ими статуи так же отличается:
«Что касается религии людей, то не было достигнуто совершенное знание об этом из-за краткости нашего пребывания, только мы заметили, что они зажигают огни для некоторых необычайно высоких статуй, а затем сидят перед ними на пятках с наклоненными головами, они соединяют свои руки, двигая ими вверх и вниз. Мы были поражены этими каменными скульптурами: мы не могли понять, как эти обнаженные люди, не имеющие тяжелой и толстой древесины, чтобы соорудить какой-то подъемный механизм, включая прочные канаты, смогли поднять такие статуи, которые были 30 футов (9м) в высоту и пропорциональны по толщине. Наше изумление немного остудилось, когда отломив кусок камня, мы обнаружили, что эти статуи были созданы из глины или жирной земли. И в них были воткнуты маленькие гладкие камушки, очень плотно подогнанные один к другому, создавая изображение человека. Кроме того от плеч вниз тянулось слабое возвышение или выступ, которое вырисовывало руки. Поскольку все изображения, казалось, показывали, что они облачены в длинные одежды от шеи до подошв. Имели на голове корзину, в которой лежали покрашенные в белый цвет булыжники.»
Уже нет упоминания о Дагоне. Возможно, это описание было сюда добавлено из более поздних исследований. И возможно, имелись в виду вот эти статуи:
Они самые маленькие из всех имеющихся на острове моаи (так сейчас называют статуи острова Пасхи), и самые примитивные. По мнению многих современных ученых они были изготовлены намного позже тех, которые находятся возле карьера Рано Рараку (которые представлены на заглавной странице этой статьи). Возможно, это уже был карго-культ, попытки произвести нечто подобное? Интересно также описание ушей:
«Теперь, когда мы хорошо все рассмотрели, особенно материалы различных цветов, включая мнимые серебряные пластины и перламутровые раковины. Полотна, которыми обернуты их тела, сделаны из полевых трав, сшитых между собой, однако мило и сексуально, такое встречается в Западной Индии (острова Карибского моря). Кроме того, земля этого острова (как мы видели в разных местах) была красной и желтоватой, они смешивали ее с водой, затем окунали туда их одежду и высушивали, но эта краска быстро стиралась, потому что если потрогать полотно руками, то краска оставалась на пальцах. И не только при прикосновении к новым, но даже к старым и изношенным вещам. Кажущиеся серебряными пластины были сделаны из корня земляной культуры, похожего, на толстый белый корень моркови. Эта серьга круглая, но удлиненная, имеет диаметр около 2 дюймов в наибольшей окружности и 0,5 дюйма в наименьшей, 3 дюйма длиной (7,6 см). Чтобы закрепить эти «серебряные» пластины в ушах, мочки этих людей с юности растягивали и вырезали внутри, чтобы наименьший белый круг пронзил через отверстие мочку уха, а наибольший закрывал отверстие спереди. Если этим индейцам нужно было что-то делать, то эти серьги болтались бы взад и вперед, и сильно бы их раздражали, поэтому они их убирают: тянут отверстие мочки вверх через верхушку уха. Странное представление, вызывающее смех.»
Трудно представить, чтобы дикие люди могли придумать для себя такое добровольное издевательство. Это тоже очень похоже на карго-культ. Иллюстрация из книги «Тайна острова Пасхи», Katherine Routledge, 1920г.:
Это похоже на какое-то устройство. В первой книге о цвете кожи островитян не было сказано ничего, только лишь упоминалось, что тела их были раскрашены какой-то краской. Описание из более позднего издания:
«Эти люди имеют пропорциональное тело, очень крепкие и мощные мускулы, большей частью крепкой осанки. Их натуральный цвет кожи не черный, но бледно-желтый или сероватый, как мы видели у молодых людей, или потому что они не были раскрашены в темно-синий цвет или потому что имели более высокий социальный статус и не были обязаны трудиться в сельском хозяйстве. Также эти люди имеют белоснежные зубы и очень сильные челюсти. Даже старые и седые могли раскалывать зубами большие и крепкие орехи, чья скорлупа была толще и крепче, чем у наших персиков. Волосы на головах и бороды у большинства этих людей были короткими. У других волосы лежали вдоль спины или были заплетены и сложены в трубочку сверху головы, подобно китайцам в Батавии, чья прическа называлась «конде».
Интересно, чем брились и стриглись островитяне, учитывая, что металл на острове не был обнаружен? Как собственно вообще какие-либо инструменты кроме каменных:
Но эти открытия уже были сделаны позже – в 20-м веке. В цитируемых же мной книгах упоминается только, что островитяне очень неравнодушно смотрели на любое железо, имеющееся в наличии у приплывших к ним гостей, и всячески пытались им завладеть. Особенно к пушкам они питали особый интерес, я обратила внимание. Несколько странное поведение для дикарей… Глиняная посуда на острове тоже не была обнаружена первыми европейскими посетителями. Еще одно интересное описание приготовления островитянами пищи, из второй книги:
«Но опять же для нас было непостижимо, как эти люди готовят их кушанья, потому что никто не мог заметить или увидеть, чтобы у них были какие-то глиняные горшки, кастрюли или сосуды. Мы только видели, что они рыли в земле руками ямки, и складывали туда крупную и мелкую гальку (поскольку мы не видели другого вида камней на острове). Далее они клали туда высушенную траву, поджигали ее, и по прошествии небольшого промежутка времени приносили нам поесть жареную курицу, завернутую во что-то, типа тростника, вкусную, белую и горячую.»
Если в первой книге жители острова Пасхи назывались просто островитянами, то во второй они названы индейцами. Но названы они были так, потому что голландцам в начале 20-го века уже точно было известно, что остров Пасхи заселялся жителями Америки, или потому что они называли так всех жителей того региона?
Отступление: Немного об индейцах и об открытии Австралии
.
В русском языке жителей Америки называют индейцами, а жителей Индии - индийцами. Но в английском языке и те и другие называются одинаково: «Indian», точно так же, на французском соответственно «Indien». Голландцы, чтобы не путаться сейчас называют индийцев Indiër. Ну а раньше они были для них такими же Indian, как и для англичан. Считается, что причина этого в том, что Христофор Колумб, когда обнаружил Америку, принял ее за Индию. Но когда обнаружилось, что это не так, этот континент, вернее два, переименовали в Америку. На картах мира 16-го века они уже значатся как «Америка». Почему же было не переименовать и ее жителей в американцев? Сколько других народов за это время сменило свои имена? Например, название «казахи» появилось менее 100 лет назад. Но многие ли об этом уже помнят?
«В царской России и в советское время до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами» Источник
Ближе всех к реальному положению вещей были, по-моему, голландцы. Они называли, все земли, находящиеся в южном полушарии, Индией. А возможно, еще точнее: все земли, лежащие за пределами Европы и Африки. Все, что находилось восточнее Голландии, они называли Восточной Индией, а все, что западнее – Западной. Так же назывались и их компании по освоению этих территорий: Восточно или Ост-Индийская компания и Западная или Вест-Индийская компания. И компаний с другими названиями у них почему-то не было. Ост-Индийская компания осваивала восточную часть мира, а Вест-Индийская компания – западную. Но наступает момент, когда два этих направления сходятся в одной точке (земля то круглая?). Для двух голландских компаний этот момент случился в районе Австралии, возможно именно поэтому они и не смогли ее полностью открыть, не смотря на многочисленные попытки и усилия. Вот как выглядела Австралия на приведенной выше карте начала 18-го века.
Или карта из этой книги издания 1911 года:
В отличие от Америки, которая уже на карте 16-го века изображена примерно в современном виде, не смотря на всю сложность ее конфигурации:
Полностью Австралия была открыта лишь во 2-й половине 18-го века:
«В 1606 году голландский корабль «Дуйфкен» зашел в залив Карпентария на севере Австралии, напротив Новой Гвинеи. Капитан Вильям Янсон был не очень очарован болотистой землей с его враждебными жителями и вернулся назад на остров Яву. В 1616 году еще один голландский корабль дошел до залива Шарк (ныне Денхэм) на далеком западе Австралии. На основе данных, собранных во время этих экспедиций, была сделана одна из первых карт Австралии, а именно Caert van't Landt van d'Eendracht (1627). В последующие полтора столетия эту страну , которая тем временем получила название «Новая Голландия», посетили различные голландцы, французы и англичане, но они не находили интереса исследовать или колонизировать довольно бесплодную землю.
В 1770 году англичанин Джеймс Кук стал первым европейцем, который прошел вдоль восточного побережья Австралии, дошел до земли в Ботаническом заливе (ныне Сидней), утвердил его как Восточное побережье Англии и назвал «Новый Южный Уэльс» Источник
Австралия и сейчас остается довольно безлюдной. Население этого континента составляет около 25млн. человек. И сосредоточено оно в основном вдоль побережья. Потому что внутренняя часть страны представляет собой пустыню и полупустыню.
Но почему понадобилось почти 200 лет, чтобы открыть этот континент? Почему не прошли вдоль берега, после открытия первого ее участка, а искали совершенно с других направлений? Почему не использовали опыт освоения новых материков, полученный в Америке? И неправда, что не было интереса. В 18-м веке почему-то так не думали. Иначе бы не снаряжали такие крупные экспедиции. Что-что, а денюжки голландцы и тогда умели считать. Но двухгодичной экспедиции Якоба Роггевейна вообще обнаружить Австралию не удалось. Каждый встречающийся на пути остров они исследовали на предмет: не есть ли это уже берег Австралии? Вот так выглядела упомянутая в приведенной цитате карта:
Что это? Реальная картография 17-го века? Может быть, все прежние карты были перерисованы с допотопных, а новое сами уже не могли толком на карту нанести? Для этого же точные приборы измерительные нужны. Которые были утрачены, вместе с необходимыми знаниями...
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора i_mar_a обязательна.
|