В Википедии написано:
Глаголица — первый славянский алфавит. Создан в середине IX века византийским миссионером Кириллом для перевода богослужебных текстов с греческого языка на старославянский.
Однако, раньше считали по-другому.
Основатель славистики Й. Добровский считал глаголицу очень поздним явлением – приблизительно XIY века - и считал местом ее возникновения Хорватию. Он считал, что кириллическое письмо, носившее явные следы византийского влияния, подвергалось гонениям со стороны Рима. Стремясь сохранить богослужение на родном языке, хорваты придумали глаголицу. Подобный взгляд на глаголицу господствовал до 1836 года.
Попробуем разобраться, кто прав.
Ранее был рассмотрен мнемокод кириллической буквенной системы цифр.
Названия букв глаголицы и порядок их расположения почти в точности копируют кириллическую азбуку. А значит можно предположить, что мнемокод глаголицы должен быть аналогичен. Посмотрим так ли это.
Происхождение графических символов букв глаголицы не ясно.
Источник глаголицы долгое время был загадочным. Она кажется каким-то стилизованным письмом с элементами, не свойственными ни одному европейскому письму. Английский палеограф И. Тейлор попытался найти глаголицы в греческом минускульном письме.
В отличие от кириллицы, буквенные числа в глаголице идут в алфавитном порядке. В глаголицу добавлены новые буквы, отсутствующие в кириллице: Ⰼ (Герв) и Ⱋ (Шта).
Далее мы увидим, что буквы глаголицы являются иероглифами (картинками), смысл которых угадывается после прочтения текста послания глаголицы. Здесь поверх словесного текста, который читается горизонтально и вертикально наложен второй слой картинок, также с осмысленным прочтением. Дублирующий слой картинок, даже более доходчиво доносит смысл послания.
Повторим мнемокод буквенной системы цифр кириллицы.
Горизонтальное прочтение:
Я владею письмом. Это очень хорошо. Земля рождает жизнь.
И как люди думаете, наш дух он успокоится в смерти?
Будь тверд в вере. Знанием гордись. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь.
Вертикальное прочтение:
Я истину говорю, ведаю нужные слова, излагаю людям уверенно добрые мысли и учение, в этом наше достоинство.
Велик дух Христов, Землю он одухотворил, которую хранит Отец, дарующий жизнь и смерть и смысл.
В одной матрице завязаны горизонтально и вертикально два осмысленных текста обучающего философского и религиозного содержания.
Смотрим на таблицу буквенной системы цифр (БСЦ) глаголицы.
Интерпретацию букв кириллицы мы рассматривали в предыдущей статье. Считаем, что в глаголице она аналогична.
Добавлена новая буква Ⰼ(герв) – произноситься как мягкое Чь.
В глаголице буква Ⰼ(герв) явно вставная - место 12. В сербской азбуке она 23-я.
Попробуем ее переосмыслить.
1. В сербской кириллице изображается как Ћ, ћ. Происходит от Ꙉ, ꙉ (джервь) — буква старославянской азбуки. Часто использовалась во многих старых сербохорватских письменных памятниках для обозначения звуков /dʑ/ и /tɕ/ (современные đ/ђ и ć/ћ). Буква является основой современных Ћ и Ђ. Изображается буква джервь как памятник с крестом.
2. Что обозначает название «гервь», доподлинно неизвестно: версии, толкующие это слово как производное от «грива», недостаточно убедительны, так что обычно его считают просто видоизменением названия «червь» буквы Ч. Червь поедающий плоть. Червленый – красный, цвета крови.
3. Другое название этой буквы «дервь» - дерево. В 19 веке была мода на памятники в виде дерева с отрубленными ветками.
4. Очертания ми напоминает букву М. Ассоциации – могила, мертвец.
5. Можно усмотреть в очертаниях буквы и червяка с головой.
6. Есть интерпретации и с всадником на лошади, что ассоциируется с всадником апокалипсиса.
7. Ⰼ Выглядит как лигатура - слипшиеся буквы СМР. Смерть.
8. На японском и китайском слово смерть звучит как ЧЬ Google Переводчик . Число четыре звучит также, поэтому в Китае считается проклятым.
В общем, все намекает на то, что буква Ⰼ(герв) означает смерть.
Вторая вставная буква Ⱋ (шта) – звук Щ . В кириллической азбуке она стоит после Ⱎ(ша), а в буквенной системе цифр глаголицы попала после Ⱉ(от).
В связке с осмыслением буквы Ⰼ (герв), рискну дать интерпретацию буквы Ⱋ (шта) – тщета (отсутствие смысла, ценности в чем-либо, бесполезность, суетность, тщетность).
По мере прочтения текста станет понятно, почему такая интерпретация по контексту подходит.
Также в буквенную систему цифр попала 1000, обозначенная буквой Ⱍ (червь), хотя вроде можно было бы обойтись и без нее, как в кириллице к АЗЪ прибавить знак - ҂.
В кириллице буква Ч (червь) означает смерть. (черта, межа, граница, рубеж, червь поедающий плоть). Расположим ее в ряду четвертого порядка.
Попробуем прочитать мнемокод глаголицы.
Горизонтально:
Я буквы знаю. Письмо хорошо есть. Жизни много на Земле, которая на самом деле смерть . Как люди думаете, наш бог, бережет?(покоится, спит). Говори слово уверенно. Наукой гордись. Христос Отец тщетность целей(смыслов) смерть.
Вертикально:
Я, который говорит – смерть. Буквы истинное слово. Знай, смерть неизбежна. Говори такое учение. Хорошо люди гордятся (само возносятся). Это думай о Христе. Живет наш отец, очень он тщетен (бесполезен, пуст). Земля упокоит цель (смысл).
Этот текст похож на послание «Антихриста»! Пугает смертью, глумится над богом.
Составитель глаголицы умудрился вставить три буквы так, что изменился смысл послания на противоположный, при этом сохранилась видимость прежней азбуки.
Так же как в кириллице приоритет сделан на вертикальном прочтении. Горизонтальный текст не очень связный.
В столбцах со вставными буквами смысл отлично просматривается.
Азъ иже рцы червь. Я который говорит – смерть (червь, змей).
Веди герв твердо. Знай, смерть неизбежна.
Зело он шта. Зело бог тщетен (бесполезен).
Глаголица это антипод кириллицы. Из нее выкинули буквы Ѯ (Кси) и Ѱ (Пси) олицетворяющие дух и душу. Глаголица это сатанинская азбука.
Вообще вся глаголическая азбука вызывает ощущение дискомфорта. Буквы не гармоничные, угловатые, напоминают запчасти разобранного механизма, инструменты или насекомых.
В свете осмысления послания глаголической буквенной системы цифр как сатанинского, можно по-новому взглянуть на очертания букв глаголицы. Символизм букв-картинок становится совершенно прозрачным.
Будем разбирать по столбцам, в них чередование картинок складывается в определенный символический текст.
1 столбец.
Ⰰ (Азъ) - Перевернутая Ѱ(кси). Перевернутая душа. Антидуша. Антихрист.
Ⰹ (Иже) – голова комара сосущего кровь. Кровосос, вампир, упырь.
Ⱃ (Рцы) - перевернутая речь. Разговор наизнанку. Ложь.
Ⱍ (Червь) - предположительно чан с кипящей смолой. (жаровня с углями). Ад.
Сложим картинки вместе, получается визитная карточка. Антихрист, вампир, ложь, ад. (Я упырь лживый адский). А если читать словами, обозначающими буквы - Я который говорит смерть (червь, змей).
2 столбец.
Ⰱ (Буки)- Клеймо. Штамп игольчатый с ручкой для простановки клейма (печати, буквы).
Ⱄ Ⰻ (И, Слово) Рыбообразные буквы, висящие хвостиками книзу и кверху. Живая рыба плавает горизонтально. Глумление над сокращением IC (Иисус).
Фраза в картинках: Заклеймил Иисуса. Фраза словами: Буква истинное слово.
Сокращение Ⱄ Ⰻ - IC(Иисус) часто встречается в глаголических текстах.
3 столбец.
Ⰲ (Веди) - Возможно глаза с носом. «водить за нос» или просто хер.
Ⰼ (Герв) - Слипшиеся буквы СМР. Смерть.
Ⱅ (Твердо) - Задница.
Фраза в картинках: Поимел смерть, типа плевать на смерть. Я бессмертен. (Это он про себя)
Фраза словами - буквами:веди герв твердо. Знай смерть неизбежна. (Это для нас)
4 столбец.
Словесная фраза: Глаголь како укъ – Говори как учу. Говори что знаешь.
Картинки, скорее всего, представляют пыточные инструменты.
Ⰳ (Глаголь ) Ножницы или шило.
Ⰽ (Како) Коловорот, дрель, сверло
Ⱆ (Укъ) Прокатный стан? или связка из четырех гвоздей.
В общем, набор пыточных инструментов подразумевает – Под пытками все расскажешь или предашь учение.
5 столбец.
Ⰴ Ⰾ Ⱇ (добро люди ферт) – три хера подряд.
В картинках: Глумливая пародия на многократно повторяемую молитву.
В словах: Прекрасно люди гордятся (само возносятся).
6 столбец.
Картинки, связанные со страданиями Христа.
Ⰵ (Есть) – Терновый венец.
Ⰿ (Мыслете) - Распятый. Руки и ноги прибиты гвоздями.
Ⱈ (Херъ) – Профиль с одним глазом или? Есть другая картинка для этой буквы Ⱒ (коловорот) – бог солнца, Христос.
В словах: Так мыслете Христа. В картинках: Измученным и распятым.
7 столбец.
Ⰶ (Живете) – Возможно ножницы или голова жука?
Ⱀ (Наш) – Покорность. Буква на коленях со связанными руками.
Ⱉ (От) - Рот, разинутый в крике ужаса.
Картинки: Ослепил, покорил, заставил кричать.
Слова: Жизнь при нашем Отце.
Синтез картинок и слов: Жук наш Отец (обманщик).
8 столбец.
Ⰷ (Зело) - Чаша со змеёй. Ядовитое зелье.
Ⱁ (Он) - Наручники, кандалы.
Ⱋ (Шта) - Штамп для простановки печати (на чело и руку).
Картинки: Отравил, поработил, заклеймил.
Слова: Зело бог тщетен (совсем бесполезен).
9 столбец.
Ⰸ (Земля) - Испражнения.
Ⱂ (Покой) - Виселица, повешенный.
Ⱌ (Цы) - Крюк.
Картинки: Обделался повешенный на крюке.
Слова: Земля упокоит смысл (цель).
Вместе текст собирать не буду, и так понятен смысл. В картинках-символах сатанинский текст получается довольно складный. Буквы картинки накладывают на текст дополнительный смысловой образ.
Буквы символы глаголицы предназначены для оскорбления и глумления над христианскими святынями. Послание, зашитое в азбуку глаголицы - сатанинское, обещает пытки, смерть, ад.
Кто придумал это богохульное послание и зачем?
Возможно это чьё-то глумливое хулиганство. Но видя то, как настойчиво продвигают глаголицу в массы, полагаю, что это была диверсионная акция католицизма, компания по дискредитации славян, православия, кириллицы.
Представляется такая трёхходовая операция:
1. На основе кириллицы придумывается сатанинская азбука – глаголица. Через хорватов-католиков внедряется в славянский мир.
2. Объявляется, что это более ранний вариант письма славян, появился раньше кириллицы.
3. Всех славян скопом признают сатанистами.
Два первых этапа осуществили. Третий заглох, исполнители умерли, а может, отложили.
Давайте разбираться с провокаторами. Воспользуемся данным научным трудом: Проблема происхождения и относительной хронологии глаголицы и кириллицы. Дискуссия о соотношении двух азбук.
Дискуссия о соотношении двух азбук – кириллицы и глаголицы – началась еще в XYIII веке, активно продолжалась в XIX веке, имеет неоднозначное решение в XX, причем спорящие стороны для доказательства своей правоты используют одни и те же аргументы:
Основатель славистики Й. Добровский считал глаголицу очень поздним явлением – приблизительно XIY века - и считал местом ее возникновения Хорватию. Он считал, что кириллическое письмо, носившее явные следы византийского влияния, подвергалось гонениям со стороны Рима. Стремясь сохранить богослужение на родном языке, хорваты придумали глаголицу. Подобный взгляд на глаголицу господствовал до 1836 года и вполне соответствовал научным данным того времени: еще не были известны глаголические рукописи древнее XIY века и нехорватского происхождения. Именно поэтому, несмотря на то, что такая датировка глаголицы вызывала возражения, первым защитникам древности глаголицы приходилось оперировать в своей аргументации соображениями общего порядка: специфическое начертание глаголических букв, которое более соответствует древним свидетельствам о новых письменах, изобретенных Кириллом, тогда как кириллицу, опиравшуюся на греческий алфавит, назвать новой было сложнее.
Cторонниками такой относительной хронологии кириллицы и глаголицы были И.И. Срезневский, А.И. Соболевский, Е.Ф. Карский, П.Я. Черных. В качестве возможных мест возникновения глаголицы указывались также Моравия и Болгария.
Странная логика, а почему бы Риму не запретить и глаголицу? Полагаю, Рим сознательно насаждал глаголицу в Хорватии.
Обращаю внимание, что до 1836 года не были известны глаголические рукописи не хорватского происхождения. Глаголические тексты только вводятся в оборот, еще свеженькие. Й. Добровский пока не осмеливается датировать глаголицу ранее 14 века.
Но джентльменам учОным историкам верят на слово. И тут ребятам карта попёрла.
В 1836 году впервые появилось реальное основание для мысли о древности глаголицы. Была найдена и издана глаголическая рукопись, известная в русской традиции под названием Сборник Клоца. На основании показаний этого памятника его издатель В. Копитар выдвинул гипотезу большей древности глаголицы сравнительно с кириллицей, считая глаголицу изобретением Кирилла. Для однозначности этого вывода в 1836 еще не хватало фактов, но последующие открытия все более и более подтверждали мысль Копитара.
В 40-е годы XIX века русский славист В. И. Григорович вывез из своего путешествия на Афон и Балканский полуостров целый ряд данных, имевших важное значение для соотнесения кириллицы и глаголицы. Им был открыт ряд глаголических памятников: графское четвероевангелие, Мариинское евангелие, кириллический памятник XIII века так называемый Боянский палимпсест, в котором на некоторых страницах кириллический текст был написан поверх смытого глаголического, Охридский апостол XII в., в котором отдельные фрагменты написаны глаголицей. Григорович нашел также греческое житие св. Климента, в котором сообщалось, что св. Климент изобрел новую "более ясную" азбуку.
В 1855 г. были открыты Пражские глаголические отрывки с чешскими чертами в языке. Анализ этого памятник позволил П.Й. Шафарику сформулировать на основании убедительных доводов научно обоснованную гипотезу соотнесенности кириллицы и глаголицы, признанную большинством славистов:
глаголица древнее кириллицы;
глаголица – изобретение Кирилла;
кириллица – изобретение Климента Охридского.
Исследования конца XIX – начала XX вв. – работы С. М. Кульбакина, А. Вайана, Б. Велчева, В. Георгиева и др. - окончательно установили, что Кирилл создал именно глаголическую азбуку. Подтвердилось и положение о том, что кириллица формировалась на территории первого Болгарского царства как результат синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголической азбуки, которые наилучшим образом могли передавать особенности языка славянского (древнеболгарского) населения.
Доводы П.Й. Шафарика в защиту древности глаголицы
В работе 1857 г. "О происхождении и родине глаголитизма" П. Й. Шафарик приводит следующие доводы в защиту своей гипотезы о временном соотнесении кириллицы и глаголицы:
1. В областях, или куда рано проникла проповедь первоучителей, мы находим не кириллицу, а глаголицу;
2. Язык древнейших глаголических памятников более архаичен, чем язык кириллических памятников;
3. В большинстве палимпсестов более ранний текст – глаголический;
4. Киевские глаголические листки, единственная старославянская рукопись, которая, судя по палеографическим данным, относится к Х веку, указывает на западнославянское происхождение;
5. У хорватов с XII в. до наших дней зафиксирована только глаголица. Между тем уже в Х веке на поместном соборе славянская литургия осуждалась как зло, прочно укоренившееся в хорватских областях. А в то время она могла проникнуть к хорватам только из Паннонии. А следовательно, в Паннонию братьями была принесена глаголица;
6. Было бы неестественно заменять простую и ясную кириллицу вычурной и сложной в написании глаголицей. Именно в силу вычурности и сложности глаголицы ее легче можно представить как результат индивидуального акта творчества, каким была азбука, созданная Константином в IX в.
На возражения противников своей теории, ссылавшихся на само название "кириллица" и его наиболее логичное истолкование как "азбуки, созданной Кириллом", Шафарик указывал на возможность смешения следующими поколениями названия обеих славянских азбук, и ему удалось найти фактическое подтверждение этому допущению.
Шафарик П.Й. О происхождении и родине глаголитизма//Чтения Общества истории и древностей Российских. Кн. IV. 1860. Отд. III. С. 1-66
Фактическое подтверждение гипотезы П.Й. Шафарика
П.Й. Шафарику удалось найти фактическое подтверждение бóльшей древности глаголицы. В кирилическом списке Книги пророков, сделанном в 1499 г., повторена запись оригинала 1047 г. Запись эту сделал в 1047 поп Упирь Лихой. В ней указано:
Приписка свидетельствует о том, что эта кириллическая рукопись была списана с оригинала, написанного иным письмом, нежели рукопись Упиря Лихого, которое новгородцы называли кириллицей, в самой же рукописи встречаются глаголические буквы и даже целые слова, доказывающие, что оригинал был написан глаголицей. Очевидно, в Новгороде в XI в. кириллицей называли глаголицу.
Класс, сам Упырь Лихой зуб дает, что глаголица древнее кириллицы! Историки по поводу неканонического имени УПЫРЯ ЛИХОГО говорят, что это, дескать, уничижительный эпитет со значением «грешный, недостойный», а сам-то поп был человек святой и богобоязненный. И это единственный свидетель древности глаголицы.
Сама рукопись 1047 года — автограф Упыря Лихого — не сохранилась; до нас дошло 9 поздних (XV—XVI вв.) списков, где была скопирована и древняя приписка. Это древнейшая (не по сохранности рукописи, а по дате создания текста) датированная запись на древнерусских книгах.
слава тебѣ ги црю нбсныи. ꙗко сподоби мѧ написати книгы си ис коуриловицѣ, кнзю влодимиру новѣгородѣ кнѧжащю. сынови ꙗрославлю болшему. почахъ же ѣ писати в лѣто 6555, мсца маѧ, 14, а кончах тогоже лѣта мсца декабрѧ, въ 19. азъ попъ ѹпирь лихыи. тѣмьже молю всѣх прочитати пророчество се. велика бо чюдеса написаша намъ сии пророци в сихъ книгахъ. здоровъ же кнѧже буди въ вѣкъ живи, но обача писавшаго не забываи.
Точное значение слов «ис коуриловицѣ» является предметом долгой дискуссии. Большинство исследователей полагают, что Упырь Лихой переписывал «Толковых пророков» с глаголического оригинала.
Вот этот документ:
Выделено: переписал «ис коуриловицѣ», лета «6555» (1047 н.э.), подпись «Упырь Лихий».
Теперь посмотрим на этих любителей древней глаголицы. Встречайте.
Йосеф (Йозеф, Иосиф) Добровский (чеш. Josef Dobrovský, 17 августа 1753 — 6 января 1829) — чешский филолог, лингвист, литературовед, фольклорист, историк и просветитель, одна из важнейших фигур Чешского национального возрождения. Обычно считается основателем славянского языкознания как науки, ещё при жизни его называли «отцом», «патриархом» славистики.
Родился близ Рааба (Дьёра) в Венгрии[6], где служил его отец, вахмистр драгунского полка австрийской армии Якуб Доубравский; родным языком Йосефа (получившего фамилию Добровский из-за ошибки в документах) был немецкий. Семья часто в связи с новыми назначениями отца переезжала из города в город. Учился в немецкой школе в Бишофтейнице (Горшовском Тыне), где познакомился с чешским языком. Научился свободно на нём говорить с 10-летнего возраста (1763) в августинской гимназии в городе Дойчброд (Немецкий Брод, ныне Гавличкув Брод), затем учился у иезуитов в Клаттау (Клятовы) в 1767—1769 годах и на философском факультете Пражского университета с 1769 года. В университете привлёк внимание преподавателей успехами в богословских дисциплинах и умением участвовать в дискуссиях. В 1772 в Брюнне вступил в новициат ордена иезуитов, готовясь отправиться миссионером в Индию, но уже в 1773 году буллой Климента XIV орден был распущен, и Добровский вернулся в Прагу, где продолжил обучение уже на богословском факультете.
Существует гипотеза, что Добровский является автором «Слова о полку Игореве».
Прекрасно, иезуит является основателем славянского языкознания как науки. Не буду утверждать, что Иосиф Добровский является автором глаголицы, но именно он первый вводит в оборот глаголические тексты и начинает рассуждать о времени их создания. Вполне вероятно, что именно иезуиты приложили руку к созданию глаголицы.
Виктор Иванович Григоро́вич (30 апреля 1815—19 декабря 1876) — русский филолог-славист, историк, профессор Казанского, Московского и Новороссийского университетов.Родился в городе Балта Подольской губернии, в семье исправника; по национальности его родители: отец — украинец, мать — полька.
В начале 1839 года был направлен в Казанский университет для приготовления к занятию кафедры истории и литературы славянских наречий. За исследование «Опыт изложения литературы словен в её главнейших эпохах» (1842) получил степень магистра.
С августа 1844 года по апрель 1847 года находился в заграничной командировке.
Путешествуя по западнославянским землям, приобрёл ряд ценных рукописей, но издать их не смог. Однако опубликовал «Очерк учёного путешествия по Европейской Турции» (1848). Им была привезена в Россию Хлудовская псалтирь, а также один из самых древних памятников словесности - Мариинское Евангелие.
Привез из путешествия кучу рукописей на греческом, кириллическом и глаголическом алфавите с красивыми картинками. Нашел рукописи на глаголице в Болгарии и Греции.
В общем, наладил производство. Потом ему еще почтой свеженькие книжки досылали.
Павел Йозеф (или Йосеф, что соответствует чешскому) Шафарик (словацк. Pavol Jozef Šafárik, чеш. Pavel Josef Šafařík (сам Шафарик писал Šafárik), 13 мая 1795, c. Кобельярово (ранее по-русски было принято написание Кобелярово), обл. (комитат) Гемер, Австрийская империя, ныне район Рожнява, Словакия — 26 июня 1861, Прага) — словацкий и чешский славист, поэт, деятель чешского и словацкого национального возрождения.
Отец — (Павел Шафарик) был евангелическим пастором и школьным учителем.
В 1810—1814 годах учился в протестантском лицее.
Вклад Шафарика в изучение чешских древностей оказался довольно неоднозначным, так как он считал фальсификации Вацлава Ганки подлинными.
То есть сложно обвинить господина Шафарика в чистоплотности. Пропагандировал фальшивые рукописи.
До середины XIX века Краледворская рукопись была одним из символов чешского национального возрождения, сомнений в подлинности крупнейшие его деятели — П. Шафарик и Ф. Палацкий — не высказывали и даже выступили с совместной книгой о ней (существует спорная гипотеза, что они догадывались о фальсификации, но умалчивали о своих соображениях из патриотических чувств).
И этот Йозеф, пособник фальсификаторов рукописей, из кожи лезет из кожи вон, чтобы доказать древность глаголицы.
Единственное веское документальное доказательство И. Шафарика, это переписанный текст некого Упыря Лихого.
Поскольку «свидетель» И. Шафарика назван столь недвусмысленно, то он наверняка понимал суть глаголицы, как сатанинского письма.
Есть еще пара букв, не вошедших в глаголическую буквенную систему цифр, смысл которых прозрачен.
Ⱓ(Ю) – Нож гильотины с отрубленной головой.
Позволяет косвенно датировать сию азбуку, как созданную после изобретения гильотины.
Ⱑ (Ятъ) – Окошко в треугольнике, в которое смотрит глаз.
Известный масонский символ.
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Олег Новосельцев обязательна.
|