После некоторого перерыва возвращаюсь к неизвестной Тартарии, описываемой Марко Поло и другими авторами. Неизвестной, потому что, как выясняется сейчас, информация о ней вроде имеется и ее вроде даже очень много, но мы – русские, советские - о ней до недавнего времени почему-то ничего не знали. Т.е. слова такого даже не слышали - основная масса населения, я думаю. А теперь восполняем пробелы в наших знаниях. Из доступных на сегодняшний день источников. Предыдущая часть закончилась описанием зимней резиденции тартарского хана (или хама, или кама, как их раньше еще называли). Но какое же государство без армии? Конечно же, была в Тартарии и армия и очень даже неплохо организованная.
Организация тартарской армии
«О тартарской армии, о том, как она устроена, о порядке ее походов, о провизии и способах атаки врагов.
Когда один из великих тартарских вождей отправляется в экспедицию, он ставит себя во главе армии на сто тысяч лошадей и организует их следующим образом.
Он назначает офицеров командовать каждыми десятью воинами, а других - командовать сотней, тысячей и десятью тысячами человек, соответственно. Таким образом, десять офицеров, командующих десятью, берут приказ от того, кто командует сотней; из них, каждая десятка, от того, кто командует тысячью; и каждый из десяти последних, от того, кто командует десятью тысячами. По этой договоренности каждый офицер должен только следить за управлением десяти человек или десятью отрядами воинов; И когда у командира этих сотен тысяч человек возникает необходимость получить какой-то отряд для проведения какого-то определенного задания, он отдает распоряжения командирам десяти тысяч, которые передают его тысячникам; и таким же образом командиры-тысячники отдают приказы тем, кто командует сотней, а те в свою очередь десятникам. И те уже выделяют людей, отдавая им непосредственный приказ. Редактирование происходит безотлагательно, и все они неявно подчиняются своим непосредственным командирам. Каждый отряд, состоящий из ста человек, называется tuc, и десять из них составляют toman. 2 Когда армия выступает в поход, отряд воинов отправляется за два дня вперед, и такие же отряды размещаются по обоим бокам и сзади, чтобы предотвратить внезапное нападение. Если поход дальний, они несут с собой немного, и это, главным образом, то, что необходимо для их лагеря, и посуда для приготовления пищи. Они питаются большей частью молоком, как уже было сказано. У каждого человека в среднем восемнадцать коней и кобыл, и когда те устают, они заменяют уставшего коня другим. Они имеют при себе небольшие палатки из войлока, под которыми они укрываются от дождя. Если обстоятельства того требуют, при исполнении обязанности, требующей отправки, они могут продолжать движение десять дней подряд без остановки и приготовления пищи. В это время они питаются кровью, надрезают вену своему коню и пьют его кровь.»
Из пояснения к тексту:
«Томан - это обычный персидский термин для отряда в 10 000 человек. Слово «tuc», означающее «сто», не найдено в словарях, возможно, это орфографическое искажение duz, sus, yuz, с помощью которой это число выражается в диалектах разных тартарских племен.»
«A Toman» - не есть ли это казацкий атаман? Так же говорится, что практика питания кровью своих лошадей в экстренных случаях была присуща также скифам или сарматам. Но ведь тартары и есть скифы и сарматы. Об этом неоднократно упоминает Витсен в своей книге «Северная и Восточная Тартария»:
«Мугальские области и государства, в каком бы презренном месте мира, по сравнению с нами, они ни были расположены, с древности по названию народов скифов, или тартар, были известны и знамениты, особенно благодаря могуществу своих императоров, из которых некоторые не уступали в счастливых победах Александру Великому, Юлию Цезарю, Августу и другим храбрым героям.»
Подробнее об этом в статье "Кто построил дамбу Гога и Магога? Часть 3" О тартаро-казачьих ордах в статье "Кто такие калмаки?" и в статье "Казаки и Казачья Орда". Из книги Мавро Орбини «Славянское царство»:
«Выйдя из Скандинавии, общей родины всех славян, они разделились на две части: одни отправились в Азию, и Птолемей помещает их в Гиперборее, и, как пишет Энеа Сильвио, ныне их называют тартарами; вторая часть — в союзе с вандалами и бургундами (Burgundioni) изгнала франков. Птолемей в 3–й книге называет их скифами: «Далее за ними вглубь страны живут амаксобы (Ammassobi) и скифы аланы».
Тут названы два автора, говорящие о том, что тартары и скифы – это славяне. Всего же Орбини приводит отрывки из книг более 300 авторов, которые называют скифов, сарматов и тартар славянами. А казаками назывались воины тартарской армии? Недавно обнаружила упоминание о казаках и тартарах еще у одного автора - путешественника и писателя конца 17-го начала 18-го века Жака Шардена:
"О нем упоминается в войнах римлян с Митридатом, царем понтийским, интересы которые он поддерживал; но, вероятно, война или другая невзгода его совершенно разрушила, потому что греки вновь основали его в пятом веке, назвали Феодосию по имени императора Феодосия, царствовавшего в то время, укрепили и сделали одним из сильнейших оплотов империи против казаков и тартар, которых звали в те времена гуннами" (источник)
В русскоязычном переводе его книги тартары заменены татарами, как и во многих других русскоязычных переводах. Об этом подробнее в статье "Европейские путешественники 17 века о Московии и Тартарии". Но выяснилось, что славян–скифов-сарматов-тартар называли также и гуннами.
В отрывке из книги Марко Поло, описывающем устройство тартарской армии, говорится, что каждый воин имел в своем распоряжении или в своей собственности около 20 или более лошадей. Я думаю, понятно, почему они квартировались не в городах, а в их окрестностях, «кочуя» так сказать, в чистом поле:
«Здесь может быть необходимо заметить, в то время как в отношении армий великого хана, что в каждой провинции Катая и Манги (в настоящее время северный и южный Китай –прим. мое), а также в других частях его владений было много нелояльных и крамольных людей, которые во все времена были склонны организовать восстание против своего государя, и в связи с этим возникла необходимость держать армии в провинциях, имеющих крупные города и обширное население, расположенные на расстоянии четырех или пяти миль от этих городов и могущие войти в них по своему усмотрению. Великий хан меняет расположение этих армий каждые два года. И то же самое в отношении офицеров, которые ими командуют. С помощью таких мер предосторожности люди находятся в спокойном подчинении, и никакие перемещения или новшества не могут быть предприняты. Войска поддерживаются не только оплатой, получаемой из имперских доходов с провинций, но и содержанием крупного рогатого скота и его молока, которые являются их собственностью, и которые они отправляют в города для продажи, приобретая, таким образом, все, в чем они нуждаются.Так они рассредоточены по всей стране на расстоянии тридцати, сорока и даже шестидесяти дней пути друг от друга. Если бы даже половина этих корпусов собиралась в одном месте, заявления об их численности казались бы невероятными и им вряд ли бы поверили.»
Что ели в походах они сами, понятно. В книге Марко Поло еще написано о том, что они брали с собой сухое молоко и сыр. Но, вот, чем питались в походе их лошади? Марко Поло упоминает это кратко, описывая одежду, снаряжение и нрав тартарских воинов:
«Богатые среди этих людей одеваются в ткань из золота и шелка, со шкурами из соболя, горностая и других животных. Все их оружие дорогое. В их руках железные булавы, а в некоторых случаях - копья; но первое - это оружие, в котором они самые опытные, привыкшие с детства. Они носят защитные доспехи, сделанные из толстых шкур буйволов и других зверей, высушенных под огнем, и, таким образом, ставших чрезвычайно твердыми и крепкими. Они храбры в битве, отчаянны, не придают значения своей жизни и без колебаний подвергают себя опасности. Их нрав жесток. Они способны переносить любые лишения, и если есть такая необходимость, могут жить в течение месяца на молоке своих кобыл и таких диких животных, которые они могут поймать. Их лошади кормятся только травой и не требуют ячменя или другого зерна. Они привыкшие к тому, чтобы оставаться верхом на лошадях в течение двух суток подряд; спать, сидя верхом на лошади, пока та пасется. Ни какой народ на земле не может превзойти их в стойкости в трудных условиях и проявить большего терпения при всем желании. Они беспрекословно выполняют приказы своих командиров, и довольствуются небольшой платой. Благодаря этим качествам, столь необходимым для формирования солдат, они приспособлены покорять мир, как они это сделали в отношении значительной его части.»
На стойкость славянских воинов к лишениям обратили внимание и другие авторы. Вот отрывок из «Славянского царства» Мавро Орбини:
«Живя в Сарматии, славяне показали себя отважными, воинственными и вечно жаждущими славы. Помпоний Мела пишет, что древним обычаем их было никогда не задерживаться на одном месте, а в зависимости от удобства пастбищ или врагов, когда преследовали их, или были ими теснимы, они меняли свое местоположение и перевозили свое имущество, живя постоянно в шатрах, воинственные, вольные и неукротимые. Нет ничего удивительного, что еще во времена цезаря Августа, как пишет Страбон, они жили вперемешку с фракийцами, и позднее завоевали почти всю Европу, большую часть Азии и Африки. Поскольку (как пишет Александр Гваньини в своей «Сарматии»), если внимательно присмотреться к этому славянскому племени, то невозможно найти когда-либо в прошлом племя более воинственное. Ибо они с легкостью переносили холод, мороз, жару и все остальные военные лишения, дабы прославить и обессмертить свое имя, и мало заботились о собственной жизни, подвергая ее, будучи бесстрашными, тысяче опасностей. Эту выдающуюся силу, доблесть и непобедимую силу духа сарматов Овидий Назон, сосланный римлянами в Таврику, по чистой случайности описал в посланиях к римским сенаторам».
Древние авторы о славянах
В этом отрывке Мавро Орбини приводит отрывки трех древних авторов, рассказывающих о славянах:
1. Помпоний Мела –римский географ 1 век н.э. Так он представлял мир:
Серес – это, вроде, Китай, в переводе с латинского означает «шелковый». Но Помпоний Мела размещает там народы: гандары, паряны (паряне?), бактры, фармакотрофы, хомары, хоаманы. Комары и массагеты, вероятно, относятся к Скифии. Хотя никакого четкого разделения между странами и народами нет. Иранская энциклопедия предполагает, что названия этих народов также относятся к скифским племенам, но утверждает, что упоминаются они только Помпонием Мелом и больше никем.
2. Страбон – греческий географ, 1 век до н.э., написавший географическую энциклопедию, состоящую из 17 томов.
Так представлял себе мир Страбон:
Еще проще, чем Помпоний Мела. Но Каспийское море, что у того, что у того имеет выход в Скифский или Северно-Ледовитый океан.
3. Александр Гваньини – итальянский издатель и историк, 1538-1614гг. Составил книгу «Описание Европейской Сарматии» на латинском языке. К сожалению, эта книга не переведена на русский язык. Заглавный лист книги:
На котором написано: «Sarmatiae Europeae descriptio: quae Regnum Poloniae, Lituaniam, Samogitiam, Russiam, Massouiam, Prussiam, Pomeraniam, Liuoniam, et Moschouiae, Tartariaeque partem complectitur". Что означает: Сарматия Европейская описание: царства Польши, Литвы, Самогитии (часть Литвы), России, Массовии (Мазовецкое княжество, часть Польши), Пруссии (ранее занимала территорию частично Германии, частично Польши и частично России –Калининградскую область), Померании (в настоящее время частично Германия, частично Польша), Ливонии (территория современных Латвии и Эстонии), и Московии, части Тартарии. Интересно, что на латинском языке слова Russiam и Prussiam отличаются лишь одной буквой. И что Московия была частью Тартарии, а Россия – нет. И это начало 17 века. Совпадает с тем, что описывал Марко Поло - 13 век, но не совпадает с описанием Николааса Витсена («Северная и Восточная Тартария») – конец 17 века. Но у меня давно присутствует подозрение, что Марко Поло – это не 13 век, а примерно 15й или даже 16й. Но пока ничего не буду утверждать.
Одежда и вооружение тартарских воинов
Нашла интересное описание одежды тартарских воинов у Николааса Витсена («Северная и Восточная Тартария»):
«Мне показывали тартарскую одежду, которую теперь носят некоторые синские военачальники. Это пурпурный с синим кафтан, вытканный и отделанный тяжелым золотом. На нем изображены крупные драконы, излучающие свет, а на полах – разнообразные забавные изображения. Красиво вытканы глаза из павлиньих перьев. Подкладка из черной шерсти. Спереди четыре черных коралла – пуговицы: две на шее, и две пониже – и к ним по две петли для застегивания кафтана. Полы заходят одна поверх другой. Перед кафтана у ворота несколько вырезан. Рукава широкие, но у запястья со складками и обшиты полосой черной шелковой ткани шириной в две ладони. Рукав имеет вырез на кисти руки в виде половины подковы. Кафтан довольно короткий, чуть выше колен. Кафтаны вытканы так, что изображенные на нем фигуры вытканы одинаково с обеих сторон. На кафтанах у воинов изображены драконы, у других жителей вытканы какие-нибудь домашние птицы или животные. У сабли, вложенной в зеленые шагреневые ножны, рукоятка из желтой меди, с изображением драконов, сверху обмотана черным шелком; клинок очень острый, украшен изображениями забавных человечков и собак, держащих мечи.
Головные уборы сплетены из прочного камыша, тонко и красиво, с кистью из шелка-сырца. Шляпа желтого цвета, по форме как верхушка сахарной головы. На ногах шелковые чулки: внизу белые, сверху пурпурные, подбитые белой ватой. У колен на чулках вышита полоса с драконами. Чулки широкие и твердые, почти как сапоги, доходят до колен спереди, а сзади и с боков вырез больше. Иногда они носят с чулками сапоги, наподобие римских.
Лук сделан изнутри из гибкого легкого дерева, снаружи из китовой кости, сверху обвит берестой. Колчан из черной лакированной блестящей кожи. Стрелы сверху желтого цвета, а внизу заострены в виде шпульки.
На боку они носят костяные коробочки с очень мелко нарезанным желтым табаком. Когда курят, они только один раз затягиваются. На ремне или за поясом висит длинный платок и коробочка с зубочисткой. Саблю и нож носят на поясе.
Синцы ненавидят завоевателей – тартар, хотя те поддерживают такой порядок и дисциплину, что, вероятно, изгнать их будет нелегко. Во всех крепостях размещены войска, в равном количестве синские и тартарские, с двумя начальниками – синцем и тартарином. Но тартарин имеет преимущество. Военные наказания там очень строгие: за небольшое нарушение солдата бьют по ягодицам бамбуковой палкой.»
Приводит Витсен в своей книги описание иезуита Мартино Мартини (составившего атлас Китая и сделавшего много описаний тех мест):
«Я не смею утверждать, существуют ли еще в Тартарии те 120 городов и крепостей, построенных при династии Ивен западными тартарами. Из рассказов восточных тартар я, однако, понял, что для некочующих земледельцев и стариков имеются высокие домики и земляные валы, что Муонхеу – большой город – показывает, что тартары называют себя под названием этого города. Ибо, когда их спрашивают, откуда они, очень многие отвечают, что из Муонхеу, и утверждают, что это самый большой город в стране. Судя по этому можно считать, что Муонхеу и есть самый большой их город. Потому синцы и называют этих тартар обычно муонхеу джин, что значит люди из Муонхеу.»
«Едят они все, что попало, но больше мясо, и не брезгуют есть его в полусыром виде. Для еды режут верблюдов и лошадей. Они очень любят охотиться и используют для охоты ястребов вместо наших соколов; еще у них очень хорошие охотничьи собаки. Тартары – опытные стрелки из лука; они обучаются этому искусству с детства. Они не прочь украсть, если для этого представится случай.
Их железные шлемы похожи на наши, но не прикрывают лицо. Haгрудные латы состоят не из одного листа, а из нескольких, соединенных железными скрепками частей. Все это производит бренчание и шум, когда передвигается тартарская конница.
Но удивительно, что, несмотря на то, что они почти все время ездят верхом и вся боевая сила их состоит из конницы, их лошади не подкованы, и даже нет человека, который умел бы это делать.»
Конечно, удивительно звучит, что они могли изготавливать такое сложное и красивое оружие и доспехи, как здесь описывается, но при этом не умели подковывать лошадей. Хотя с другой стороны, в конной армии, состоящей например из 100 000 воинов, при условии, что каждый воин имеет по 18 лошадей, а у каждой лошади 4 ноги, то получается, что на такое войско необходимо иметь 7 200 000 подков. При среднем весе подковы в 0,5 кг (условно), необходимо 3 600 000 кг или 3 600 тонн железа для изготовления такого количество подков. И это только на одно войско в 100 000 воинов. Скорее всего, это и была истинная причина того, что лошади были не подкованы, а вовсе не умение подковывать лошадей . Ведь даже без подков каждый воин имел на себе и при себе до 15-20 кг железа, добывать и обрабатывать его все равно приходилось немало. Далее описание иезуита Мартини:
«Тартары бреют голову. Они выдергивают всю бороду, но отращивают длинные усы, а волосы только на макушке, заплетая их в косу. Они носят круглую низкую плоскую шапку, плотно облегающую голову. Шапка обшита полосой из меха соболя шириной в два пальца либо из меха бобра или выдры. Мех защищает уши, лоб и виски от холода. Часть шапки, которая выступает из мехового борта, покрыта красным шелком-сырцом либо пучком черных или пурпурных конских волос.
Платья и кафтаны у них доходят до лодыжек. Рукава узкие, а не широкие, как у синцев, и мало отличаются от кафтанов поляков или венгров. Рукава кончаются у кисти рук, в виде подковы. Они носят пояс, с обеих сторон которого свисают платки для вытирания рук и лица. За поясом висят еще нож и две кошелки: для табака и других мелочей. С левой стороны висит за поясом сабля или секира, рукояткой назад, так, чтобы можно было достать ее одной рукой.
Обувь они носят редко – сапоги без шпор, изготовленные из конской кожи или шелковой ткани. Сапоги обычно красивы и добротны. Подметки часто имеют толщину в три пальца. Для верховой езды они не употребляют стремя, а только узду, ниже и шире нашей. В остальном восточные тартары по обычаям похожи на тартар Малой Тартарии, но не такие варвары. Они искренне благосклонны к чужим и презирают рабскую скромность синцев.»
Вот так, наверное, это выглядело?
Только прическа другая - длинные усы и бритая голова с пучком волос на макушке. Возможно, так?
Витсен упоминает в своей книге, что тартары так же и синцам брили головы наголо.
«Хотя тартары в Сине принудили синских мужчин в знак покорности срезать волосы, но до сего дня, несмотря на все усилия, не смогли воспрепятствовать женщинам перевязывать и забинтовывать ноги, делая их уродливо маленькими. Taртарские женщины сохраняют свои ноги такими, как дала природа. Они храбрые, сильные и мужественные. У синских женщин даже собственные мужья никогда не видят оголенных ног.»
Японские мужчины тоже обязаны своими прическами тартарам, согласно описанию иезуита Мартини:
«Япония, по мнению Мартини, заселялась из Сины и Тартарии, через Йезо, так как японцы еще до сего дня отращивают волосы по-тартарски» («Северная и Восточная Тартрия» Н. Витсен)
Но вроде не совсем похоже:
О трубачах и знаменосцах
Еще один иезуит, отец Ружемон о тартарских воинах и в целом о тартарах:
«По характеру эти тартары больше похожи на европейцев, чем на синцев. Они не жаждут проливать человеческую кровь для забавы, но стремительны и горячи, если встречают сопротивление своим страстям и развлечениям. К тем, кто им не сопротивляется, они мягкосердечны. Однако они кровожадны в сражениях, и тогда нельзя полагаться на их слово.
Они откровеннее, чем синцы, и не так мстительны и недоверчивы. У них много хороших человеческих черт; они не обманывают, очень совестливы и честно ведут дела.
Воины у них пользуются большим почетом, и каждый старается проявить себя в военном искусстве.
Войска собираются под знаменем, или штандартом. К маршировке или пешему строю они не приучены, ходят толпами, не обращая внимания ни на порядок, ни на равнение. Конница впереди. Нападают тоже в беспорядке, при звуке труб. У них нет трубачей и барабанщиков, а впереди несут знамя. К нему испытывают чувство глубокого благоговения. Оно напоминает церковное знамя католиков. За ним идут в бой, а отступления они не знают, бьются до конца. Если падает знаменосец, что бывает часто, так как он находится в центре сражения, сейчас же другой подхватывает знамя, считая это высокой честью. Конница начинает нападение на город, без предварительного обстрела тяжелыми орудиями. Весь обстрел они делают лишь после первого штурма. Штурмовую лестницу, сделанную из дерева с зарубками, они волочат позади коней. Знаменосец по ней лезет на стену с криком. Они как бы живут ради войны, любя сражение, предпочитают скорее жить в лагерях, чем квартировать в городах. Шрамы от ран, полученных в бою, они считают великой честью. Ночью в лагере очень тихо, они отдыхают в палатках из необработанной кожи. Они не ставят караульных; дозорные бесшумно обходят лагерь.»
Попадаются такие описания, что не знаешь, что по их поводу и сказать, например: «Нападают тоже в беспорядке, при звуке труб. У них нет трубачей и барабанщиков». Из других источников, приведенных в книге Витсена, выясняется, что трубачи у них все-таки были, как и барабанщики тоже. Вот и думай: или автор не понимал, что он пишет, или тот, кто текст правил, пропустил? Не знаю, как выглядело церковное знамя католиков 16 века, а русское знамя выглядело так:
Интересно, что на нем изображены вместе двухглавый орел, лев и дракон, да еще и с в три кольца загнутым хвостом. И что бы все это значило?
О заготовлении сухой провизии
Продолжаем прерванное описание Марко Поло:
«Они заготавливают провизию так же из молока, высушивая его и уплотняя до состояния твердой пасты (или творога) следующим образом. Они кипятят молоко, отделяют сливки и помещают их в отдельный сосуд, и взбивают до тех пор, пока не отделится масло. Вскипяченное молоко высушивается на солнце до полного испарения из него влаги. Идя в поход, они берут с собой эту молочную пасту из расчета 10 фунтов (4,5 кг) на каждого человека. Каждое утро воин помещает полфунта (225гр) в свой кожаный мешок и наливает необходимое количество воды. При движении мешок встряхивается и получается жидкая молочная смесь, из которой они готовят свой обед.»
Пояснения к этому описанию, приведенные из книги путешественника 18-го века Джона Белла:
«На длинных маршах, - говорит Белл, - все их запасы состоят из сыра или, скорее, высушенного творога, состоящего из маленьких шариков, которые они пьют, после того, как их разбивают и смешивают с водой». (том 1, стр. 34) «Нас угощали, - говорит Тюрнер, - обилием свежего жирного молока и препарата, называемого на индийском языке дхи, приготавливаемого путем створаживания молока.
Кумыс тартар - это кобылье молоко, приготовленное тем же способом: иногда его сушат в массах, пока он не станет похожим на мел; И пьют, растворяя его в воде. Мне сказали, что процесс высушивания творожной массы иногда выполняют, помещая ее в тканевые мешки и подвешивая под животами лошадей ». «В память о Тибете», стр. 195.
Описание приготовления молочных продуктов и Марком Поло и Джоном Беллом, наводит на мысль, что европейцы ничем таким не пользовались. Чем же тогда, интересно, питались их армии в дальних походах? Да и не в недальних. Но в походных условиях даже в течение одной-двух недель, воинов необходимо чем-то кормить. И в этой ситуации, чем легче и сытнее будет продукт, тем меньше места он займет в транспортировке, оставив больше места для маневренности. Что в ситуации войны может стать вопросом жизни и смерти в прямом смысле этого слова.
Автор редакции книги о путешествии Марко Поло часто дополняет текст книги описаниями, взятыми им из книги Джона Белла. Которая и сама по себе, думаю, очень интересна. Хотя бы тем, что он, так же как Николаас Витсен и Марко Поло, описывал Тартарию. Шотландец по происхождению Джон Белл (1691-1780гг.) был врачом, состоящим на русской службе. Будучи штатным медиком в составе русских посольств, он посетил Персию (1715—1718), Китай (1719—1721) и Турцию (1737—1738), и, вернувшись на родину, в 1763 году издал двухтомное описание своих путешествий «Путешествия из Санкт-Петербурга в России, в различные части Азии»:
Об огнестрельном оружии и булатной стали
Так описывает тартарскую армию Адам Олеарий (немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик, 1599-1671гг.):
«Их армии состоят только из кавалерии; пехотинцы, когда находились в походе, снабжались лошадьми, как наши драгуны. Обычное их оружие –мушкеты; но конница вооружена только дротиками и копьями. Они использовали мушкеты и большие пушки, но с момента правления Шаха Аббаса. И они не используют их так много в штурме, как в защите городов. Поскольку их армии совершают обычно многодневные марши с небольшими повозками или вообще без них, и им было бы трудно брать с собой большие пушки, так как они сильно затормозили бы их передвижение. Никаких залпов и военных хитростей на войне, но они достаточно подготовлены, чтобы воспользоваться своими преимуществами. Так при осаде Ируана, в 1633 году, они воспользовались таким изобретением: метали в город стрелы, с привязными к ним флакончиками с ядом, которые так заразили воздух, что гарнизон был настолько дезориентирован, что был не в состоянии защищать город.»
Значит, тартары уже в 17 веке применяли химическое оружие. Но, возможно, не только они? Хотя Олеарий и пишет об этом, как о тартарском изобретении. Далее из его описания:
«Они называют генерала армии сердаром, полковника десяти или двенадцати тысяч лошадей - курчи-баши , того, кто командует тысячей человек - минбаши, капитана сотки воинов – юзбаши, лидер из десяти человек –онбаши.» (источник )
Здесь речь идет о тартарах, проживающих в Персии (территория современного Ирана). Во времена Марко Поло и Персия, и Московия, также как и Индия с Китаем, были тартарскими провинциями. Об этом подробнее рассказано во 2-й части цикла статей о Неизвестной Тартарии. Во времена Адама Олеария Персия уже была королевством. А Московия еще оставалась провинцией, судя по обложке его книги «Походы и путешествия послов, посланных Фридрихом, герцогом Гольштейна, к великому князю Московии и королю Персии», изданной в 1669г. в Лондоне:
О том, что тартары не пользовались мушкетами и пушками вовсе не потому, что были такими дикими, что не умели ими пользоваться, а совсем по другим причинам, пишет и Николаас Витсен, описывая мюгальских тартар:
«Лошади там мелкие, но очень сильные: могут бежать двое суток, не вынимая узды изо рта. На лошади они сидят низко, чтобы легче поворачивать лук. Когда целятся во врага, они натягивают лук в направлении от врага, быстро поворачиваясь затем в момент выстрела к нему, но всегда стреляют вверх так, что стрела падает с воздуха вниз и тогда имеет наибольшую силу, как он мне наглядно показал и как это же математически доказывается. При выстреле он держал глаза открытыми и смотрел по направлению стрелы, когда он ее выпустил, так что он никогда почти не промахивается, направляя стрелу либо в цель, либо немного выше или ниже, и она очень редко отклонялась в сторону.
И хотя у них есть очень хорошие мушкеты, они охотнее используют против врага лук и стрелу, потому что можно из лука выстрелить два или три раза, пока заряжают мушкет. На войне они применяют маленькие, легкие стрелы с острыми концами, но для дичи у них стрелы с широкими железными наконечниками. Имеются также и копья. Чтобы выбрать лучшую лошадь из большого количества, они их отпускают свободно, без всадника, и гоняют их; та, которая бежит самой первой, считается лучшей.
У них делают сабли; их испытывают, связывая вместе, сгибают, а когда развязывают, и сабли принимают ту же форму, не искривляются, их считают годными. Пищу у них варят в железных, а не в глиняных горшках; у них нет печей, а очаги.»
Я так понимаю, что речь идет о булате. О булате из русскоязычной Википедии:
«Булат производили в Индии (под названием вуц), в Средней Азии и в Иране под названиями табан, хорасан, фаранд. Аль-Бируни приводил некоторые сведения о его производстве: «Второй сорт получается, когда в тигле указанные вещества плавятся неодинаково и между ними не происходит совершенного смешения. Отдельные частицы их располагаются вперемешку, но при этом каждая из них видна по особому оттенку. Называется это фаранд. В мечах, которые их (два оттенка) соединяют, он высоко ценится». На Руси были знакомы с восточным булатом и изделиями из него, есть также сведения о закупке булата для производства оружия. Для его классификации использовались такие термины, как красный и синий булат, красное железо. В России литой булат, аналогичный старинным восточным образцам, был получен на Златоустовском заводе под руководством русского горного инженера, начальника Златоустовских заводов генерала-майора Павла Петровича Аносова. Аносов начал заниматься булатом в 1828 г. по поручению Горного ведомства. После огромного числа опытов были получены образцы булатных клинков и слитки булатной стали.»
Итак, согласно русской версии с булатом в России были знакомы, но впервые смогли изготовить его лишь в 1828 году. О булате из англоязычной Википедии:
«Булат - тип стального сплава, известного в России со времен средневековья; регулярно упоминается в русских легендах как материал выбора для холодного оружия. Название булат - это русская транслитерация персидского слова fulad, что означает сталь. Этот тип стали использовался армиями кочевых народов. Булатная сталь была основным типом стали, используемой для мечей в армиях Чингисхана, великого императора Монгольской империи. Техника, используемая для изготовления тигельной стали была потеряна на протяжении веков, и используемая сегодня булатная сталь использует недавно разработанную технологию.
Секрет производства булата был утрачен к началу XIX века. Известно, что этот процесс включал погружение готового оружия в чан, содержащую специальную жидкость, частью которого был экстракт стальника (название растения на русском языке, стальник, отражает его историческую роль), а затем, удерживая меч над головой, скакали галопом на лошади, позволяя ему высохнуть и затвердеть от ветра. (Игорь Зевин «Русский травник – традиционные средства для здоровья и исцеления»)
В 1838 году Павлу Аносову удалось дублировать качества этого металла, после 10 лет изучения мечей, сделанных из дамасской стали.»
Какая из этих версий правдивая, а какая нет? Из чувств патриотизма, наверное, надо было выбрать русскоязычную версию. Но англоязычная версия видится мне более логичной: булат был известен в России (среди кочевых народов –ведь скакать на лошади с обычным кованным прямым и тяжелым мечом было не с руки) еще в средние века. Затем технология его изготовления была утрачена (к началу 19-го века – окончательной гибели Тартарии, как и многие другие технологии, строительные, например), а затем вновь изобретена русским инженером. В Европе же, как не умели ее изготавливать в средние века, так и не смогли научиться позже. А в России даже растение имеется с названием, соответствующим его применению. Не потому же, что на Руси были знакомы с булатными изделиями, изготовленными в других странах? Кстати, книга, процитированная англоязычной Википедией, имеется только в англоязычной редакции:
Вероятно потому, что хоть автор ее и славянин (белорус), но проживает он в Америке.
Статья серии Неизвестная Тартария | <<< |
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора i_mar_a обязательна.
|